ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-5/2014 от 11.04.2014 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

 дело № 3-5/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 город Йошкар-Ола 11 апреля 2014 года

 Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

 судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В.,

 при секретаре Янчук Т.И.,

 с участием прокурора – старшего помощника прокурора Республики Марий Эл ФИО1, заявителя ФИО2 и её представителей ФИО3 и ФИО4, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО5, представителя Главы Республики Марий Эл ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО2 о признании недействующим Закона Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №1-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО2 обратилась в Верховный Суд Республики Марий Эл с заявлением, которым просила признать недействующим Закон Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №1-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», ссылаясь на следующее.

 20 февраля 2014 года Государственным Собранием Республики Марий Эл принят, а 24 февраля 2014 года подписан Главой Республики Марий Эл Закон Республики Марий Эл «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» № 1-З. Закон опубликован на портале «Марий Эл официальная» (http://portal.mari. ru/pravo/).

 Указанный закон создает новую редакцию Закона Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

 Частью 6 статьи 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что по проекту бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания. Порядок проведения публичных слушаний по республиканскому бюджету утвержден Законом Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 25-3 «О порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл», согласно которому проведение публичных слушаний по проекту республиканского бюджета является обязательным.

 С учетом положений статьи 32 Конституции Российской Федерации публичные слушания - это реализация конституционного права гражданина на участие в управлении делами государства.

 В нарушение вышеперечисленных нормативных актов при утверждении Закона Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №1-З, публичные слушания не проводились, в силу чего она, как гражданин, проживающий на территории Республики Марий Эл, не имела возможности выразить свое мнение по действующей в настоящее время редакции бюджета Республики Марий Эл, так как проект бюджета в этой редакции не обсуждался на публичных слушаниях.

 В связи с этим вступлением в силу редакции Закона о бюджете Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №1-З года нарушено конституционное право заявителя на непосредственное участие в делах государства.

 В письменном отзыве Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО7 с заявлением ФИО2 не согласился, указав, что анализ норм Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 25-3 «О порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл» показывает, что проведение публичных слушаний по проекту закона Республики Марий Эл о внесении изменений в республиканский бюджет Республики Марий Эл не требуется, в связи с чем право заявителя ФИО2 на публичное обсуждение проекта закона нарушено не было.

 В письменном отзыве на заявление представитель Главы Республики Марий Эл ФИО6 просит отказать в удовлетворении требований ФИО2 Полагает, что нормы Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 25-3 «О порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл» не содержат требований по проведению обязательных публичных слушаний по проектам законов о внесении изменений в республиканский бюджет Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период.

 В судебном заседании ФИО2 и её представители ФИО3 и ФИО4 заявление поддержали, просили признать оспариваемый закон недействующим, привели доводы, аналогичные изложенным в заявлении. ФИО2 пояснила, что фактическим результатом внесения изменений в закон о бюджете явилась новая редакция бюджета Республики Марий Эл, при этом предметом публичных слушаний является не проект закона о бюджете, а проект бюджета. Процедура слушаний позволяет высказать мнение, которое может быть учтено Государственным Собранием Республики Марий Эл при рассмотрении проекта закона. Был нарушен также пункт 4 статьи 4 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл».

 Представитель Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО5 в судебном заседании с заявлением ФИО2 не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО7 и пояснила, что процедура принятия оспариваемого закона Республики Марий Эл нарушена не была.

 В судебном заседании представитель Главы Республики Марий Эл ФИО6 с заявлением не согласилась, поддержала доводы, содержащиеся в письменном отзыве, просила в удовлетворении заявления отказать. Пояснила, что слушания по проекту бюджета республики носят рекомендательный характер, от заявителя каких-либо предложений не было, проект оспариваемого закона был размещен на официальном интернет-портале Министерства финансов Республики Марий Эл 30 января 2014 года.

 Выслушав объяснения ФИО2 и её представителей ФИО3 и ФИО4, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО5, представителя Главы Республики Марий Эл ФИО6, заключение старшего помощника прокурора Республики Марий Эл ФИО1, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствие с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации к предметам ведения Российской Федерации отнесено, в частности, финансовое регулирование. Пунктом «з» той же статьи к предметам ведения Российской Федерации отнесены федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

 Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

 Статьей 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям Российской Федерации отнесены установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений, определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 8 настоящего кодекса установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации, составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.

 Положениями пунктов 1 – 3 статьи 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.

 Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса.Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

 Частью 1 статьи 64 Конституции Республики Марий Эл установлено, что Государственное Собрание Республики Марий Эл - парламент Республики Марий Эл - является высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.

 Таким образом, принятие нормативных правовых актов в форме закона по предметам ведения субъектов Российской Федерации относится к компетенции Государственного Собрания Республики Марий Эл.

 В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл» республиканский бюджет Республики Марий Эл разрабатывается и утверждается в форме закона Республики Марий Эл.

 Согласно пунктам 1 и 5 статьи 64 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл» Правительство Республики Марий Эл разрабатывает и представляет Главе Республики Марий Эл для внесения в Государственное Собрание Республики Марий Эл проекты законов Республики Марий Эл о внесении изменений в закон Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного закона Республики Марий Эл.

 Проект закона Республики Марий Эл о внесении изменений в закон Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Государственным Собранием Республики Марий Эл в первоочередном порядке на ближайшей сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл.

 Закон Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №1-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» принят 20 февраля 2014 года на 43-й сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл, что подтверждается представленной суду выпиской из стенографического отчета от 20 февраля 2014 года (том 2, л.д. 227).

 Как следует из содержания заявления, ФИО2 оспаривает закон Республики Марий Эл по основанию нарушения установленной федеральным законом процедуры публичных слушаний.

 В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 17-19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», на суд возложена обязанность по проверке соблюдения процедуры принятия и обнародования оспариваемого нормативного правового акта.

 Пунктом 6 статьи 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что по проекту бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания.

 Аналогичная правовая норма закреплена в пункте 4 статьи 4 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл».

 В исполнение указанных выше правовых норм принят Закон Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 25-З «О порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл», определяющий, согласно преамбуле, порядок проведения в Республике Марий Эл публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл.

 Проанализировав изложенные выше нормы права, суд признает обоснованными доводы представителей Государственного Собрания Республики Марий Эл и Главы Республики Марий Эл о том, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательное проведение публичных слушаний по проекту закона Республики Марий Эл о внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

 Кроме того, отсутствие публичных слушаний по проекту изменений в республиканский бюджет Республики Марий Эл само по себе не свидетельствует о противоречии оспариваемого закона федеральному законодательству.

 Исходя из положений статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФИО2 не является участником бюджетного процесса и не имеет права законодательной инициативы. При этом в ходе рассмотрения дела заявитель указала только на возможность учета её мнения при составлении республиканского бюджета, что по существу имеет характер предположения.

 Доводы ФИО2 о том, что результатом внесения изменений в закон о бюджете явилась новая редакция бюджета Республики Марий Эл, предметом публичных слушаний является не проект закона о бюджете, а проект бюджета не являются основаниями для удовлетворения заявления и подлежат отклонению, как основанные на неправильном понимании закона.

 Фактически с принятием оспариваемого закона произошло уменьшение доходной и расходной частей бюджета на 145976,0 тысяч рублей (менее 1 % от первоначальных характеристик) при сохранении в первоначальном размере дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл и связанное с этим незначительное изменение отдельных бюджетных показателей.

 Поскольку в силу положений статьи 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 64 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл» республиканский бюджет Республики Марий Эл и изменения к нему разрабатываются и утверждаются в форме закона Республики Марий Эл, то проект бюджета (изменений в бюджет) и проект закона о бюджете (изменений в закон о бюджете) нельзя считать самостоятельными и независимыми друг от друга правовыми категориями.

 Из представленных суду материалов следует, что на проект Закона Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №1-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в Государственное Собрание Республики Марий Эл были представлены заключение (отзывы) Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, прокуратуры Республики Марий Эл, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл, правового управления Аппарата Государственного Собрания, как это предусмотрено пунктом 142 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл, принятого Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24 сентября 2009 года № 770-П.

 Проект указанного закона был рассмотрен в двух чтениях и принят 20 февраля 2014 года на 43-й сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл 39 голосами (против – 3, воздержалось - 1) в соответствии с требованиями пунктов 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом 4 статьи 11 Закона Республики Марий Эл от 7 декабря 2001 года №45-З «О Государственном Собрании Республики Марий Эл».

 В настоящее время согласно части 1 статьи 65 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл состоит из 52 депутатов.

 Закон Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №1-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» подписан Главой Республики Марий Эл 24 февраля 2014 года, опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru 25 февраля 2014 года в соответствии со статьей 22.2 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года №5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл», вступил в силу со дня его официального опубликования (статья 2 Закона Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №1-З).

 Таким образом, процедура принятия и обнародования оспариваемого закона была соблюдена.

 Согласно части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 На основании вышеизложенного суд полагает, что в удовлетворении заявления ФИО2 о признании недействующим Закона Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №1-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» следует отказать.

 Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л :

 в удовлетворении заявления ФИО2 о признании недействующим Закона Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №1-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.

 Судья Верховного Суда

 Республики Марий Эл В.В. Братухин