ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-5/2015 от 03.04.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

  Дело № 3-5/2015

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 03 апреля 2015 года город Южно-Сахалинск

 Сахалинский областной суд в составе:

 председательствующего судьи Качура И.О.,

 при секретаре М М.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу решения суда подпунктов 2 и 4 пункта 3.2 статьи 3 Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Сахалинской области, утвержденного приказом министерства социальной защиты Сахалинской области от 13 ноября 2014 года № 112-н «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг»,

 у с т а н о в и л:

 13 ноября 2014 года приказом министерства социальной защиты Сахалинской области № 112-н «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и реестра получателей социальных услуг» (далее - Приказ № 112-н) утверждены Порядок формирования и ведения реестра поставщиков услуг Сахалинской области и Порядок формирования и ведения реестра получателей социальных услуг Сахалинской области.

 Приказ № 112-н опубликован в газете «Губернские ведомости» № 218 (4626) от 29 ноября 2014 года.

 В соответствии с пунктом 3.2 Порядка формирования и ведения реестра поставщиков услуг Сахалинской области для включения в Реестр Поставщики предоставляют в Министерство заявление по утвержденной форме (с приложением следующих документов:

 1) копии учредительных документов (решение учредителя о создании учреждения, устав, положение);

 2) копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся поставщиками социальных услуг;

 3) копии документа о назначении руководителя Поставщика;

 4) копии лицензий, имеющихся у Поставщика (при осуществлении деятельности, требующей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования);

 5) документ об установлении тарифов на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг.

 Поставщику отказывается во включении в Реестр, если предоставлен не весь комплект документов, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка (подпункт 6 пункта 4.3 Порядка формирования и ведения реестра поставщиков услуг Сахалинской области).

 Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу решения суда подпунктов 2 и 4 пункта 3.2 статьи 3 Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Сахалинской области, утвержденного приказом министерства социальной защиты Сахалинской области от 13 ноября 2014 года № 112-н «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг», ссылаясь на их противоречие статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 В судебном заседании прокурор Ж Е.А. заявление поддержала.

 Представитель министерства социальной защиты Сахалинской области Т Н.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг не является государственной услугой, в связи с чем, возникающие правоотношения не регулируются нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Указал на отсутствие разработанного административного регламента по предоставлению государственной услуги и ее идентификатора.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

 Согласно пункту 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.

 На основании пунктов 1 и 3 статьи 24 Федерального закона № 442-ФЗ информационными системами в сфере социального обслуживания осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг (реестр поставщиков социальных услуг) и о получателях социальных услуг (регистр получателей социальных услуг) на основании данных, представляемых поставщиками социальных услуг, которая используется в целях мониторинга социального обслуживания, осуществления государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона и в иных целях, определенных законодательством Российской Федерации.

 В частности, на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 284.5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01 января 2015 года предусмотрена возможность применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, при условии включения ее в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

 Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации.

 Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе.

 Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 442-ФЗ предусмотрено право поставщиков социальных услуг на включение в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

 В пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта приказом министерства социальной защиты Сахалинской области от 13 ноября 2014 года № 112-н утвержден Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Сахалинской области (далее – Порядок), который разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

 Определяя цели создания реестра поставщиков социальных услуг, пункт 1.2 Порядка предусматривает, что реестр является официальным источником полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг, действующих на территории Сахалинской области.

 Сведения, содержащиеся в Реестре, являются общедоступными и открытыми, и размещаются на официальном сайте Министерства в сети Интернет (пункт 1.4 Порядка).

 Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в силу пункта 1 статьи 2 которого государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

 Из системного анализа приведенных законоположений следует, что регулируемая оспариваемым актом деятельность министерства социальной защиты Сахалинской области осуществляется исключительно по запросам поставщиков социальных услуг и в пределах полномочий органа государственной власти субъекта в сфере социального обслуживания, непосредственно предусмотренных федеральным законодательством (пункт 7 части 1 статьи 8 Федерального закона № 442-ФЗ), что определяет ее как государственную услугу.

 Кроме того, действующим федеральным законодательством не предусмотрено иного порядка реализации права поставщиков социальных услуг на включение их в соответствующий реестр, как и правовых оснований к исключению из числа полномочий исполнительного органа государственной власти Сахалинской области обязанности по его формированию и ведению.

 Направленность оспариваемого нормативного правового акта на оказание государственной услуги указывает и пункт 1.7 Порядка, предусматривающий, что межведомственное информационное взаимодействие в целях формирования и ведения реестра осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 По вышеизложенным основаниям доводы представителя министерства Сахалинской области о том, что формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг не является государственной услугой, основаны на неправильном толковании норм права.

 Несмотря на отсутствие разработанного административного регламента, уполномоченным органом издан нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления государственной услуги.

 Необходимость указания номера (идентификатора) такой услуги, в случае его наличия, определена подпунктом 3 пункта 1 статьи 7.2 Федерального закона № 210-ФЗ и предусматривает требования к содержанию межведомственного запроса о предоставлении документов и информации, что не является непосредственным предметом рассматриваемых правоотношений.

 Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 указанной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

 Частью 6 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что положения пункта 2 части 1 этой статьи не распространяются на предусмотренные данной частью документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа.

 Согласно пункту 2 статьи 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» направление межведомственного запроса и представление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг. Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования должны содержать перечень мер, направленных на обеспечение соблюдения прав субъектов персональных данных, а также предусматривать меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о базовых государственных информационных ресурсах и о порядке доступа к сведениям базовых государственных информационных ресурсов включаются в реестр базовых государственных информационных ресурсов, порядок формирования, актуализации и использования которого определяется Правительством Российской Федерации.

 Из смысла статей 7, 7.1 Федерального закона № 210-ФЗ следует, что в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг органы, ответственные за предоставление соответствующих услуг, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие. Такое взаимодействие предполагает сотрудничество органов и организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в целях получения необходимой информации и документов для реализации указанных услуг. Названный Закон запрещает требовать от заявителя предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении уполномоченных органов и организаций. Получение таких сведений и документов осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия, либо они могут предоставляться заявителями по собственной инициативе.

 Учитывая, что копии о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся поставщиками социальных услуг, а также лицензии на осуществление их деятельности не поименованы в части 6 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ, находятся в распоряжении органов государственной власти, данные сведения могут быть получены министерством социальной защиты населения Сахалинской области в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Указание на необходимость их предоставления поставщиками социальных услуг с целью включения в соответствующий реестр противоречит вышеприведенным положениям Федерального закона № 210-ФЗ.

 В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Определяя момент, с которого оспариваемые положения нормативного правового акта должны быть признаны недействующими, суд руководствуется разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» и, исходя из того, что до вынесения настоящего решения они применялись, на их основании реализовывались права граждан, приходит к выводу о том, что то они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

 Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л :

 заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.

 Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты 2 и 4 пункта 3.2 статьи 3 Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Сахалинской области, утвержденного приказом министерства социальной защиты Сахалинской области от 13 ноября 2014 года № 112-н «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг».

 На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение по делу изготовлено 07 апреля 2015 года.

 Судья Сахалинского областного суда Качура И.О.