Дело № М-13/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2015 года г.Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи Бабича В.В.,
при секретаре: Бражниковой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Севастополя о признании недействующим в части Порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Севастополя при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов строительства, в том числе демонтажа (сноса) и (или) перемещения таких объектов, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 09 октября 2014г. №385 «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Севастополя», в редакции Постановления Правительства Севастополя от 01 апреля 2015г. №251-ПП.
Выслушав доводы прокурора ФИО5, ФИО2 Правительства Севастополя ФИО1, ФИО6,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Севастополя от 09 октября 2014г. №385 «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Севастополя», в редакции Постановления Правительства Севастополя от 01 апреля 2015г. №251-ПП, утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Севастополя при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов строительства, в том числе демонтажа (сноса) и (или) перемещения таких объектов (приложение 1); Положение о Городской комиссии по пресечению самовольного строительства (приложение 2); состав Городской комиссии по пресечению самовольного строительства (приложение 3); также установлено, что финансирование расходов на снос незаконных (самовольных) построек и освобождение самовольно занятых земельных участков, проведение судебных строительно-технических экспертиз и технических заключений о состоянии несущих конструкций и инженерных систем объектов, обладающих признаками незаконных (самовольных) построек и самовольно возведенных некапитальных строений, а также расходов на проведение инвентаризации объектов с изготовлением поэтажного плана, экспликации и кадастрового паспорта, разработку проектной документации для сноса самовольных построек осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города Севастополя.
В первоначальной редакции Постановление от 09 октября 2014г. №385 опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя 16 февраля 2015г.
Постановление о внесении изменений от 01 апреля 2015г. №251-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя 01 апреля 2015г.
Прокурор города Севастополя обратился в Севастопольский городской суд с заявлением о признании недействующими подпунктов 1.1., 13.1.1. и пунктов 17, 19-26 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Севастополя при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов строительства, в том числе демонтажа (сноса) и (или) перемещения таких объектов в редакции Постановления Правительства Севастополя от 01 апреля 2015г. №251-ПП (далее – Порядок).
Прокурор полагает, что нормативные положения указанных пунктов, подпунктов Порядка, предусматривающие возможность во внесудебном порядке демонтажа незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и (или) перемещения таких объектов, противоречащими федеральному законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, в частности нормам ч.3 ст.35, п. «о» ст.71 Конституции Российской Федерации, ст.2, ст.3, 11 ГК РФ.
Также прокурор просит признать недействующей ч.2 пп. 3.3. Порядка, которой придан юридический статус документам, выданным в соответствии с законодательством Украины после принятия города Севастополя в состав Российской Федерации, что, по мнению заявителя, противоречит ч.1 ст.23 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В письменных отзывах на заявление представители Правительства Севастополя просят в удовлетворении заявления отказать.
В суде стороны настаивали соответственно на доводах заявления и письменных возражений.
Прокурор дополнительно указывала, что оспариваемые нормы Порядка предусматривают возможность утилизации объектов стоимость которых явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, что является нарушением права собственности. Кроме того, оспариваемые нормы противоречат ст.64 ЗК РФ, предусматривающей только судебный порядок разрешения земельных споров.
Представители Правительства Севастополя указали, что принятие оспариваемых норм, предусматривающих внесудебный порядок демонтажа и перемещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, вызвано необходимостью эффективной защиты прав города на землю, наведения порядка, и невозможностью, во многих случаях, установить для обращения в суд правообладателей соответствующих объектов. При этом Порядок предусматривает все меры для соблюдения прав правообладателей таких объектов, в том числе только судебный порядок защиты прав города на землю в отношении объектов, являющихся объектами капитального строительства, и иных объектов на которые права зарегистрированы в государственном реестре прав.
Выслушав доводы прокурора и представителей Правительства Севастополя, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Пунктом «д» ч.2 ст.21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. «д» ч.2 ст.21).
В силу ст.22 указанного Федерального закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделено полномочиями на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издавать указы (постановления) и распоряжения, которые обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Согласно абз.5 ч.2 ст.3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
Таким образом вопросы управления и распоряжения землями субъекта Российской Федерации, а также землями в границах указанных субъектов, собственность на которые не разграничена, относятся к полномочиям высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Оспариваемый прокурором Порядок в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, предусматривает возможность их демонтажа по решению Городской комиссии по пресечению самовольного строительства, только если они незаконно размещены на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, земельных участков на территории города Севастополя, государственная собственность на которые не разграничена и которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц (далее - земли города Севастополя) (пункты, подпункты) 1.1., 1.2., 1.3., 2., 3.2., 13.1.1.).
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защита гражданских прав предусмотрена самозащита права.
В соответствии со ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случае самовольного занятия земельного участка. При этом действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.2. ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Следовательно принятие Правительством Севастополя нормативного правового акта, предусматривающего порядок самозащиты нарушенного права на земли города Севастополя, само по себе не противоречит федеральному законодательству.
Статьей 11 ГК РФ предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд). Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Таким образом данная норма, как следует из ее наименования, определяет судебную защиту гражданских прав. То есть в ней речь идет именно о судебном порядке защиты гражданских прав, в том числе о судебном административном порядке (порядке административного судопроизводства).
В связи с чем указанная статья не регулирует спорные вопросы, а доводы прокурора о том, что оспариваемые положения Порядка, в противоречие с ней, предусматривают административный способ защиты имущественных прав являются ошибочными.
Также нельзя согласиться с доводами заявления о том, что оспариваемые положения Порядка предусматривают основания для прекращения во внесудебном порядке прав собственности граждан и организаций в противоречие с ч.3 ст.35, п. «о» ст.71 Конституции Российской Федерации, ст.2, ст.3 ГК РФ в силу которых никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пп.3.2. Порядка незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, которые сооружены без соответствующих разрешительных документов, являющихся основанием для сооружения данных объектов, в том числе торговые объекты, размещенные на землях города Севастополя без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя, либо такие объекты, по которым истек срок действия документов, а также элементы благоустройства территории, установленные с нарушением Правил благоустройства территории города Севастополя. Техническим критерием отнесения имущества к некапитальному является возможность демонтажа всех конструкций объекта, помимо фундамента, при котором все эти конструкции могут быть сохранены в целостной сборке при перемещении и хранении либо смонтированы вновь без несоразмерного ущерба их назначению.
Также Порядком предусмотрено, что демонтаж объекта - разборка незаконно размещенного объекта строительства (капитального или некапитального) на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба назначению указанного объекта и другим объектам, с которыми демонтируемый объект конструктивно связан (далее - демонтаж) (пп.3.5.).
Несоразмерный ущерб назначению объекта - ущерб, наносимый объекту (связанным с ним объектам) либо иным объектам, с которыми он конструктивно связан, при его демонтаже или транспортировке, при котором нарушаются эксплуатационные качества и проектные характеристики конструктивных элементов объекта, его технические свойства и технологические функции, что приводит к невозможности дальнейшего использования объекта (связанных с ним объектов) по целевому назначению (пп. 3.6.).
Городская комиссия полномочна: в случае отсутствия у правообладателя объекта документов, определенных пп. 3.3 настоящего Порядка, при наличии оснований отнесения объекта к одному из указанных в пп. 3.1, 3.2 настоящего Порядка, на основании акта о выявлении незаконно размещенного объекта, составленного должностными лицами Управления контроля городского хозяйства, администраций районов города Севастополя, акта обследования земельного участка, составленного должностными лицами Земконтроля, принимать решения: 13.1.1. В части объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также не зарегистрированных в органах регистрации как объекты недвижимого имущества - о демонтаже и/или перемещении незаконно (самовольно) размещенных объектов, находящихся на землях города Севастополя; 13.1.2. В части объектов, являющихся капитальными, объектов, являющихся недвижимыми вещами в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иных объектов, зарегистрированных в органах регистрации как объекты недвижимого имущества, - о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно (самовольно) размещенных объектов(п.13.).
Городская комиссия направляет принятое в соответствии с пп. 13.1.1 настоящего Порядка решение в Управление контроля городского хозяйства, а решение, принятое в соответствии с пп. 13.1.2 настоящего Порядка, - в Инспекцию государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (Севгосстройнадзор) для работы в порядке раздела IV настоящего Регламента (п.14.).
Управление контроля городского хозяйства в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения решения Городской комиссии, указанного в пп. 13.1.1 или 13.1.2 настоящего Порядка, обеспечивает вручение (направление) правообладателю требования о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку (приложение N 2 к Порядку).
В случаях, если в акте о выявлении незаконно размещенного объекта содержится описание вещей и (или) товаров, то в требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов включается также требование к правообладателю объекта о вывозе всех товаров и вещей, находящихся внутри объекта.
При необходимости для вручения (направления) правообладателю требования о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов Управление контроля городского хозяйства привлекает соответствующую администрацию района г. Севастополя (п.15.).
Вручение (направление) правообладателю требования о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов обеспечивается с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (почтовым отправлением, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
В случае невозможности установления правообладателя, а также в случае, когда из его места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов размещается согласно п. 18 настоящего Порядка. Выполнение указанных действий считается надлежащим уведомлением правообладателя (п.16.).
В случае невыполнения правообладателем требования о демонтаже или перемещении, по истечении 10 рабочих дней после вручения правообладателю вышеуказанного требования (размещения требования согласно п. 18 настоящего Порядка) Управление контроля городского хозяйства обеспечивает демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку. О демонтаже или перемещении незаконно размещенного объекта составляется соответствующий акт по форме, указанной в приложении N 3 к Порядку (п.17.).
Управление контроля городского хозяйства совместно с соответствующей администрацией района г. Севастополя обеспечивает размещение на официальных сайтах Управления контроля городского хозяйства, соответствующей администрации района города Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на досках объявлений соответствующей администрации района города Севастополь, а также непосредственно на объектах информации: 18.1. О проведении на территории административного района проверок обоснованности размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и реализуемых мерах по демонтажу незаконно размещенных объектов; 18.2. Требований о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов; 18.3. О самостоятельном осуществлении Управлением контроля городского хозяйства города Севастополь демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенного объекта на специально организованную для хранения площадку в случае отказа правообладателей объектов в добровольном порядке освободить земельный участок от незаконно размещенного объекта, а также в случае их отсутствия; 18.4. О месте и сроке хранения демонтированных или перемещенных объектов (их составных частей), перечне документов, необходимых для возврата правообладателям находящихся на хранении объектов (п.18.).
Отсутствие правообладателя незаконно размещенного объекта при его демонтаже и (или) перемещении не является препятствием для осуществления действий по демонтажу и (или) перемещению незаконно установленного объекта на специально организованную для хранения площадку (п.19.).
В случае отказа правообладателя объекта от вывоза товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенном объекте, в случае отсутствия надлежащим образом уведомленного о демонтаже правообладателя незаконно размещенного объекта, а также в случаях, когда демонтаж незаконно размещенного объекта невозможен без нанесения ущерба назначению объекта, Управление контроля городского хозяйства города Севастополя осуществляет демонтаж объекта при условии предварительного уведомления УМВД по городу Севастополю о времени, месте проведения демонтажа, а также правообладателе объекта.
В указанных случаях Управлением контроля городского хозяйства города Севастополя совместно с Управлением земельного контроля города Севастополя и представителем Администрации района, на котором расположен объект, производится вскрытие незаконно размещенного объекта, при этом производится опись товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенном объекте, фотофиксация указанного имущества, объект опечатывается и ему присваивается уникальный инвентарный номер, идентифицирующий объект на время его хранения. После чего осуществляется перемещение объекта на специально организованную для хранения площадку и передача его по акту на хранение вместе с имуществом уполномоченному лицу, осуществляющему хранение.
В случаях, когда демонтаж незаконно размещенного объекта невозможен без нанесения ущерба назначению указанного объекта, происходит разбор конструкционных частей демонтируемых объектов и фотофиксация таких элементов с присвоением им инвентарных номеров.
В случае если относительно объекта демонтажа имеется предписание Управления земельного контроля города Севастополя об устранении земельного правонарушения соответствующего характера, требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов может не вноситься (п. 20.).
Управление контроля городского хозяйства города Севастополя самостоятельно определяет перечень площадок для хранения подлежащих перемещению и (или) демонтажу объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и организацию, осуществляющую демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов на указанные площадки, а также их хранение (п.21.).
Правообладатель объекта в целях возврата ему находящегося на хранении объекта (его составляющих элементов) и имущества, находившегося в демонтированном объекте (далее - предмет хранения), обращается с заявлением в Управление контроля городского хозяйства города Севастополя.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие принадлежность объекта правообладателю (копия ранее действовавшего договора пользования земельным участком для размещения объекта либо договора на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства, договора на размещение нестационарного торгового объекта, решение суда об установлении права собственности на объект, не являющийся объектом капитального строительства, по желанию правообладателя - также иные документы) (п.22.).
Управление контроля городского хозяйства города Севастополя в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения от правообладателя объекта заявления и комплекта документов, подтверждающих принадлежность объекта правообладателю, принимает решение о возврате предмета хранения либо об отказе в возврате предмета хранения и информирует правообладателя о принятом решении.
Основаниями для отказа в выдаче предмета хранения являются непредставление правообладателем документов, подтверждающих принадлежность объекта правообладателю, и (или) представление документов, содержащих недостоверные сведения (п.23.).
В случае принятия Управлением контроля городского хозяйства города Севастополя решения о возврате предмета хранения, правообладатель объекта принимает предмет хранения по акту приема-передачи от организации, осуществляющей хранение, либо от Управления контроля городского хозяйства города Севастополя (в случаях незаключения договора хранения объектов либо отсутствия в таком договоре указания на право хранителя передать вещь третьим лицам по указанию поклажедателя) (п.24.).
В случае если в течение 6 месяцев с даты перемещения (демонтажа) объекта не принято решение о возврате правообладателю предмета хранения и правообладатель объекта не принял предмет хранения по акту приема-передачи, а стоимость объекта явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, соответствующий предмет хранения подлежит утилизации. В случаях, если стоимость объекта, его элементов и имущества, находившегося в демонтированном объекте, выше пятикратного минимального размера оплаты труда, право на эти объекты устанавливается в порядке, определенном законодательством (п.25).
Утилизацию предмета хранения обеспечивает уполномоченное предприятие города Севастополя в установленном порядке (п.26.).
Таким образом оспариваемые положения Порядка предусматривают возможность демонтажа и перемещения на специальную площадку только тех незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, то есть являющихся движимым имуществом (ст.130 ГК РФ), которые возможно сохранить при перемещении и хранении в целостной сборке либо конструкции которых могут быть смонтированы вновь без несоразмерного ущерба их назначению.
При этом право собственности на такие объекты не должно быть зарегистрировано в ЕГРП, они демонтируются и перемещаются для хранения на специальную площадку после принятия исчерпывающих мер по уведомлению правообладателя и подлежат возврату без взимания платы за хранение.
Следовательно оспариваемые положения Порядка вообще не предусматривают прекращение во внесудебном порядке прав собственности граждан и организаций, а направлены исключительно на защиту прав собственности города Севастополя на землю.
Приведенное выше Положение п.25 Порядка о возможности утилизации объектов, собственник которых длительное время не объявляется, то есть по существу брошенных объектов, стоимость которых явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, полностью соответствует норме ч.2 ст.226 ГК РФ согласно которой лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Также, оспариваемые положения Порядка не противоречат ст.64 ЗК РФ согласно которой земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Порядком предусмотрена возможность принятия Городской комиссией решения в части объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также не зарегистрированных в органах регистрации как объекты недвижимого имущества - о демонтаже и/или перемещении незаконно (самовольно) размещенных объектов, находящихся на землях города Севастополя в случае их незаконного размещения и отсутствия у правообладателя объекта документов, определенных пп. 3.3 Порядка (п.13).
Как указано выше, незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - это объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, которые сооружены без соответствующих разрешительных документов, являющихся основанием для сооружения данных объектов (пп.3.2.)
Подпунктом 3.3. Порядка предусмотрен перечень разрешительной документации, которая выдавалась до принятия республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации и выдается после принятия.
В соответствии со ст.26 ЗК РФ права на земельные участки должны удостоверяться документами.
Соответственно факт отсутствия разрешительных документов, под которым по смыслу указанных норм Порядка имеется в виду не утрата документов, а фактическое их отсутствие, когда документы не выдавались либо истек срок действия документов, подразумевает отсутствие земельного спора.
Таким образом, в соответствии с нормами Порядка, Городская комиссия вправе принять решение о демонтаже и перемещении только при отсутствии земельного спора.
Кроме того являются необоснованными доводы заявления о противоречии нормы ч.2 пп.3.3. Порядка Федеральному конституционному закону РФ от 21.03.2014г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В ч.2 пп. 3.3. Порядка определен перечень документов, являющихся основанием для размещения объектов (разрешительная документация) в соответствии с законодательством Украины до 21 марта 2014 года.
Прокурор усматривает противоречие указанной нормы Федеральному конституционному закону в части слов «до 21 марта 2014 года», поскольку, в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014г., Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора, то есть с 18 марта 2014г., а в силу ч.1 ст.23 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014г. №6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Между тем, статьей 6 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014г. №6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.23 указанного ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
Таким образом на территории города Севастополя в течении переходного периода до 1 января 2015г. продолжало действовать и применяться законодательство Украины до перевода соответствующих отношений на законодательство Российской Федерации.
В связи с чем в указанный период являлась допустимой выдача уполномоченными органами разрешительной документации на землю в соответствии с законодательством Украины, действующим в городе Севастополе на дату принятия республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации.
По существу рассматриваемая норма Порядка в части оспариваемых слов «до 21 марта 2014 года» не носит нормативный характер, поскольку не устанавливает дополнительных правил поведения, а лишь, в соответствии с приведенным законодательством, отражает факт, с какой даты отношения по выдаче разрешительной документации на землю осуществляются в городе Севастополе по законодательству Российской Федерации.
При этом Федеральный конституционный закон РФ №6-ФКЗ принят именно 21 марта 2014г. В связи с чем до этой даты на территории города Севастополя не могли выдаваться разрешительные документы на землю в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований считать оспариваемый Порядок противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем заявление прокурора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.194, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать прокурору города Севастополя в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 17, 19-26, подпунктов 1.1., 13.1.1., части 2 подпункта 3.3. Порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Севастополя при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов строительства, в том числе демонтажа (сноса) и (или) перемещения таких объектов, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 09 октября 2014г. №385 «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Севастополя», в редакции Постановления Правительства Севастополя от 01 апреля 2015г. №251-ПП.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Судья В.В. Бабич
В окончательной форме решение принято 15 июня 2015 года.