ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-60 от 29.11.2011 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

                                                                                    Верховный Cуд Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 3-60/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

29 ноября 2011 года г.Чебоксары.

Верховный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Гафарова Р.Р.

при секретаре судебного заседания: Владимировой С.В.

с участием прокурора Абросеева Р.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9 ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9 ФИО2,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 02 сентября 2011 г. выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва назначены на 04 декабря 2011.

Решением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 02.09.2011 г. № 6/44 –V, полномочия окружной избирательной комиссии по Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва возложены на Новочебоксарскую территориальную избирательную комиссию.

По Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9 кандидатом в депутаты Государственного Совета ЧР пятого созыва Чувашским Региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» выдвинут ФИО1

Решением Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии от 17 октября 2011 г. №16 ФИО2 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9.

ФИО2 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9 (выдвинут в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике), что подтверждается соответствующим удостоверением кандидата.

Зарегистрированный кандидат в депутаты ФИО1 обратился в суд с заявлением.

Он просит отменить регистрацию ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9.

Эти требования мотивированы следующим.

17 ноября 2011 года в 18 - 00 на мероприятии (родительское собрание), организованном муниципальным образовательным учреждением «», 21 ноября 2011 года в 18 - 00 на мероприятии (родительское собрание), организованном муниципальным образовательным учреждением «», зарегистрированный кандидат в депутаты Госсовета Чувашской Республики пятого созыва по Винокуровскому избирательному округу №9 от политической партии «Справедливая Россия» ФИО2, осуществлял агитационные выступления с нарушением избирательного законодательства.

Указанный кандидат является действующим депутатом Новочебоксарского городского собрания депутатов пятого созыва, замещает выборную муниципальную должность. Заявитель полагает, что данными агитационными выступлениями вышеназванного кандидата нарушен п.1.ст.40 Федерального закона, запрещающий использование кандидатом преимуществ своего должностного (служебного) положения.

Как утверждает заявитель, кандидат в депутаты ФИО2 требовал, чтобы его пропустили, и он принял участие в родительском собрании с целью проведения предвыборной агитации, мотивируя это тем, что он является действующим депутатом Новочебоксарского Собрания депутатов и вправе заходить в любое муниципальное учреждение.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представители – ФИО3 и ФИО4 свои требования поддержали по мотивам, изложенным в заявлении.

Представитель кандидата ФИО2 – ФИО5 требования об отмене регистрации кандидата в депутаты не признал.

Представитель Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии ФИО6 не признал требования об отмене регистрации кандидата.

Проверив доводы заявления, исследовав материалы дела, выслушав обьяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Абросеева Р.В., полагающего, что заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

При разрешении данного заявления суд руководствуется нормами, содержащимися в Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в Законе Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики», иных законах, касающихся выборов.

При этом суд исходит из того, что отмена судом регистрации кандидата является одним из установленных законом видов ответственности за нарушение избирательного законодательства, которая может наступать лишь при условии совершения виновных действий самим кандидатом, его представителем либо по его поручению иными лицами или при обнаружении таких обстоятельств, которые в силу закона препятствовали бы регистрации кандидата.

Основания, влекущие отмену регистрации зарегистрированного кандидата изложены в ст.76 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствие с подп. «в» п.7 ст.76 названного Закона, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Указывая на использование преимуществ должностного или служебного положения, кандидат ФИО1 указывает на то, что, являясь действующим депутатом Новочебоксарского городского собрания, кандидат в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики ФИО2, проходил в помещения школ, в которых находятся избирательные участки: 17 ноября 2011 года в 18 - 00 на мероприятие (родительское собрание), организованное муниципальным образовательным учреждением «», а 21 ноября 2011 года на мероприятие (родительское собрание), организованное муниципальным образовательным учреждением «», где осуществлял агитационные выступления с нарушением избирательного законодательства.

Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной либо муниципальной службе или являющиеся иными лицами, перечисленными в пункте1статьи40 Федерального закона от 12 июня 2002г.N67-ФЗ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом5статьи40 Федерального закона от 12 июня 2002г.N67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается, в том числе, агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий.

При этом, соблюдение перечисленных в пункте 5 статьи 40 Федерального закона ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, Президентом Российской Федерации своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

Предвыборная агитация - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (пункт2 статьи48).

Судом установлено, что зарегистрированный кандидат в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва ФИО2, является в то же время и действующим депутатом Новочебоксарского городского Собрания.

Судом установлено, что мероприятие, которое происходило в средней школе № и средней школе № г.Новочебоксарска не были связаны с избирательными мероприятиями. Из обьяснений заявителя ФИО1 и его представителей следует, что в названных школах в указанное ими время проходили, так называемые «Информационные дни» в которых обсуждались вопросы жителей г. Новочебоксарск.

Судом была обозрена представленная заявителем на магнитном носителе видеозапись выступления ФИО2 в помещении средней школы № г.Новочебоксарска.

Из указанной видеозаписи следует, что ФИО2 выступает как депутат Новочебоксарского городского Собрания. В его выступлении отсутствуют призывы к избирателям голосовать за него или против иных кандидатов в депутаты, отсутствует специальная цель – склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению.

Суду не представлено и доказательств того, что ФИО2 прошел в указанные школы, используя свое должностное положение.

Кроме того, указанные обстоятельства (участие действующего депутата городского Собрания депутатов) не свидетельствуют сами по себе об использовании кандидатом ФИО2 преимуществ своего должностного или служебного положения и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Не нашел своего подтверждения и довод кандидата в депутаты ФИО1 о том, что кандидат в депутаты ФИО2 своим выступлением, отображенным на видеозаписи, способствовал созданию отрицательного отношения избирателей к избирательному объединению, выдвинувшему кандидата ФИО1 - Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что доводы заявителя – кандидата в депутаты ФИО1 о нарушении его избирательных прав кандидатом ФИО2, не нашли своего подтверждения материалами дела.

Обсуждая довод представителя кандидата в депутаты ФИО2 о том, что, по его мнению, производство по настоящему делу подлежит прекращению, суд исходит из следующего.

Статьей 260 ГПК РФ, статьями31 и 78 Федерального закона от 12 июня 2002г.N67-ФЗ установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращенные), продолжительность которых зависит от стадии избирательной кампании и от характера предъявленных требований.

Согласно п.3 ст.260 ГПК РФ, заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Как следует из материалов дела, заявление кандидата в депутаты ФИО1 направлено по почте 25 ноября 2011 года и поступило в суд 28 ноября 2011 года. Таким образом, срок обращения в суд заявителем не пропущен.

Согласно п.9 ст.260 ГПК РФ, решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Наступление даты, до которой допускается принятие судом решения об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума само по себе не является основанием для прекращения производства по делу.

Истечение предусмотренных частями9 и 10статьи260 ГПК РФ сроков исключает возможность отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Поэтому суд, установив фактические обстоятельства дела, отказывает в удовлетворении заявления и в том случае, когда имеются основания для отмены регистрации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленное кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9 ФИО1 требование об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9 ФИО2 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления зарегистрированного кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9 ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу №9 ФИО2.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление, в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий судья: Гафаров Р.Р.

Мотивированное решение составлено 29 ноября 2011 года.