ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-60/2013 от 11.07.2013 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2013 года Иркутский областной суд в составе: председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре Людвиг Е.И., с участием представителей заявителя Регионального отделения в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») – председателя регионального отделения ФИО1 и ФИО2, действующего на основании доверенности от <дата изъята>, заинтересованных лиц: представителей Губернатора Иркутской области - ФИО3, действующей на основании доверенности <данные изъяты> и ФИО4, действующей на основании доверенности <данные изъяты>, представителя Законодательного Собрания Иркутской области - ФИО5, действующего на основании доверенности <данные изъяты>, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Избирательной комиссии Иркутской области – ФИО6, действующей на основании доверенности <данные изъяты>, прокурора Прокуратуры Иркутской области – Мещеряковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-60-2013 по заявлению с дополнением к нему Регионального отделения в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») о признании недействующими с момента издания отдельных положений Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ  «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Региональное отделение в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать недействующими с момента издания пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ (в ред. Закона Иркутской области от 25 апреля 2013 г. № 20-ОЗ).

Нарушение своего права, как участника избирательного процесса усматривает в том, что оспариваемым им положением Закона Иркутской области могут быть нарушены его права, так как Региональное отделение политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») намерено участвовать в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.

Заявитель считает, что данное законоположение не соответствует правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу и создаёт угрозу нарушения прав и законных интересов заявителя - а именно права участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. «в» ч. 1 ст. 26 ФЗ «О политической партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 г.).

Указывают, что оспариваемые заявителем положения Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ (в ред. Закона Иркутской области от 25 апреля 2013 г. № 20-ОЗ) противоречат подпункту «л» пункта 25 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в его конституционно-правовом смысле, приведенном в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2008 г., так как по своему конституционно-правовому смыслу подпункт «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предполагает для случаев, когда список кандидатов при его выдвижении избирательным объединением – политической партией разделяется на значительное число региональных групп необходимость установления соответствующим законом возможности разумного уменьшения числа региональных групп к моменту регистрации и (или) уменьшения числа кандидатов в группе и допускает возможность отказа в регистрации списка кандидатов при выбытии лишь значительного числа кандидатов и региональных групп кандидатов в результате чего число таких групп в списке кандидатов оказывается меньше установленного законом.

Частью 2 статьи 33 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» установлено, что число региональных групп, на которые должен быть разбит областной список кандидатов (их должно быть 22) вообще не предусматривает возможности уменьшения их числа.

Поэтому заявитель считал, что пункт 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» является, аналогичным неконституционному положению пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» от 9 июня 2003 г., признанному Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации несоответствующим Конституции Российской Федерации, а также противоречащим подпункту «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.

Положения пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» от 9 июня 2003 г. признаны неконституционными потому, что поскольку ими допускается отказ в регистрации областного списка кандидатов в депутаты в случае, когда число региональных групп кандидатов в этом списке оказалось меньше установленного данным Законом в результате выбытия незначительного числа кандидатов и они не предусматривают возможность разумного уменьшения числа региональных групп.

В обоснование своих требований заявитель также ссылался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 11 апреля 2000 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» и от 27 января 2004 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвёртой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации», а также в определении от 06 декабря 2001 г. № 249-0.

В ходе рассмотрения дела заявителем поданы дополнения к ранее поданному заявлению, которым указанное выше первоначальное заявление Регионального отделения в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») было уточнено в связи с внесением в пункт 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ изменений Законом Иркутской области от 30.05.2013 № 33-ОЗ «О внесении изменения в статью 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области». В данном заявлении Региональное отделение в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») считает несоответствующим федеральному законодательству положения пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ (в ред. Закона от 30 мая 2013 г. № 33-ОЗ), то есть в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, на рассмотрении его требований по первоначальному заявлению не настаивал, считая их измененными в порядке, предусмотренном ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование уточненного заявления Региональное отделение в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») к ранее заявленным доводам о незаконности пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ дополнительно указало, что также считает незаконным часть 2 статьи 33 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ (в ред. Закона Иркутской области от 30 мая 2013 г.).

Часть 2 статьи 33 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ (в ред. Закона Иркутской области от 30 мая 2013 г.) устанавливает, что областной список кандидатов включает в себя общеобластную часть, а также разбивается на 22 региональные группы кандидатов, каждая региональная группа кандидатов областного списка кандидатов должна включать не менее трех кандидатов; общее число кандидатов, включенных в областной список кандидатов, нe может быть менее 67 человек.

Пунктом 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации областного списка кандидатов является выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп в областном списке кандидатов оказалось менее пятнадцати.

Как региональное отделение политической партии, намеревающейся участвовать в выборах депутатов Законодательного Собрания, заявитель считает, что часть 2 статьи 33, пункт 12 части 8 статьи 41 указанного выше Закона Иркутской области не соответствуют правовым актам более высокой юридической силы и создают угрозу нарушения прав - а именно права заявителя участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт «в» части 1 статьи 26 Федерального Закона «О политической партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 02.04.2013 г.).

Считает, что часть 2 статьи 33 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» устанавливает дискриминационные условия, препятствующие свободной реализации гражданами пассивного избирательного права в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу.

Полагает, что оспариваемые законоположения не предусматривают права избирательного объединения самостоятельно принимать решение о формировании той или иной региональной группы кандидатов, избегая неблагоприятных последствий в виде отказа в регистрации списка кандидатов. Аналогичным образом данные законоположения не предусматривают права избирательного объединения самому определять число кандидатов в региональной группе списка кандидатов, устанавливая под угрозой выбытия региональной группы кандидатов, обязанность избирательного объединения выдвинуть в составе региональной группы кандидатов не менее трёх кандидатов. Данное положение закона приводит к тому, что избирательное объединение, чтобы избежать отказа в регистрации списка кандидатов, в связи с выбытием кандидатов в группах кандидатов, вынуждено искусственно увеличивать число кандидатов в региональных группах кандидатов.

Заявитель считает, что положения части 2 статьи 33 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области», устанавливающие обязанность избирательного объединения (политической партии) выдвинуть в составе списка кандидатов по единому избирательному округу не менее 67 кандидатов, безо всяких правовых оснований ухудшают положение граждан Российской Федерации, объединившихся в политическую партию «РОС» при реализации ими пассивного избирательного права на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области по сравнению с условиями реализации пассивного избирательного права на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти других субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты других субъектов Российской Федерации, например, Закон Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия», Закона Забайкальского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края», Закон Смоленской области «О выборах депутатов Смоленской областной Думы», Закон Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» иным образом, чем это предусмотрено в Иркутской области, регулируют сходные данные правоотношения о количестве региональных групп кандидатов, об их общем количестве, а также о минимальном количестве кандидатов, включаемых в региональные группы, позволяющем регистрировать списки кандидатов.

В частности, указанными нормативными актами других субъектов Российской Федерации предусмотрено, что в общеобластную часть областного списка кандидатов может быть включено от одного до трех кандидатов, а в каждую территориальную группу кандидатов должно быть включено от двух до пяти кандидатов.

Заявитель, полагает, что указанные разночтения противоречат принципам, изложенным в документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. (пункты 7.5 - 7.6), статьям 25 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах и взаимосвязанным положениям статьи 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим 1950) и статьи 3 Протокола № 1 к ней, которые запрещают дискриминацию.

Указывает, что Европейский Суд по правам человека и Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что из принципа юридического равенства вытекает требование, в силу которого однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Заявитель считает, что часть 2 статьи 33 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, так как без объективного и разумного оправдания устанавливает обязанность избирательного объединения выдвинуть список кандидатов по единому избирательному округу в количестве, значительно превышающем минимальное число кандидатов, которое тоже избирательное объединение должно было бы выдвинуть при участии в выборах в законодательные (представительные) органы власти вышеуказанных субъектов Федерации, при том, что количество мандатов, распределяемых по пропорциональной избирательной системе в Иркутской области и в других субъектах Федерации приблизительно является равным (в Иркутской области - 23, в Республике Бурятия - 33, в Забайкальском крае - 25, в Смоленской области - 24, в Ульяновской области -18).

В Постановлении от 21 июня 1996 г. № 15-П Конституционный суд Российской Федерации признал несоответствующим Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 20 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан», согласно которому для регистрации в избирательном округе кандидата в депутаты требуется собрать в его поддержку подписи не менее 5 процентов от общего числа избирателей округа.

Пункт 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» устанавливает, что основанием для отказа в регистрации областного списка кандидатов является выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп в областном списке кандидатов оказалось менее пятнадцати.

Заявитель считает, что пункт 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» является незаконным, так как он, по своей сути аналогичен положениям пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» от 9 июня 2003 г, допускавшего отказ в регистрации списка кандидатов при выбытии из него незначительного числа региональных групп кандидатов, признанного неконституционным Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 11 марта 2008 г. № 4-П.

Указывает, что подпункт «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливающий такое общее основание для отказа в регистрации списка кандидатов как выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов оказалось менее установленного законом следует понимать в нормативном единстве с пунктом 30 и подпунктом «з» пункта 25 данной статьи, которые позволяют кандидату, выдвинутому в составе списка кандидатов, не позднее, чем за 15 дней до дня голосования представить в соответствующую избирательную комиссию заявление о снятии своей кандидатуры или зарегистрировавшей список кандидатов, - исключить его из этого списка; превышение же числа кандидатов, исключённых из списка кандидатов по заявлениям о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения либо по решению избирательной комиссии более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов - в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

Предписание о проценте допустимого выбытия кандидатов из списка кандидатов имеет ориентирующее значение для законодателя, включая законодателя субъекта Российской Федерации, при конкретизации положения о законном числе региональных групп кандидатов, уменьшение которого влечёт отказ в регистрации списка кандидатов.

Тем самым Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает процент допустимого выбытия кандидатов из списка кандидатов в качестве гарантии обеспечения права на свободные выборы, под защитой, которой находятся как избирательные объединения, так и граждане при реализации ими активного и пассивного избирательного права. Данная гарантия как следует из пункта 5 его статьи 1 не может быть сужена законом субъекта Российской Федерации, а также не подлежит ограничительному истолкованию судами и иными правоприменителями.

Заявитель полагает, что вопреки вышеизложенному пункт 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» сужает установленные федеральным законодательством гарантии избирательных прав граждан и избирательных объединений.

Так, часть 2 статьи 33 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» устанавливает, что областной список кандидатов должен быть разбит на 22 региональные группы, а общее число кандидатов в списке не может быть менее 67 человек. Следовательно, 50 % региональных групп кандидатов, выбытие которых является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, составляет 11 и более групп кандидатов.

Полагает, что Закон Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» носит более репрессивный характер, чем признанный неконституционным Закон Вологодской области, поскольку предусматривает, что региональная группа кандидатов прекращает существование тогда, когда в ней остаётся менее трёх кандидатов, а не при выбытии всех кандидатов в группе как это было установлено Законом Вологодской области. В результате чего может сложиться такая ситуация, когда в регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, будет отказано при выбытии из него всего 8 кандидатов (чуть более 10 % общего числа кандидатов в списке). В областном списке кандидатов в этом случае остаётся число кандидатов, значительно (в два с половиной раза) превышающее число мандатов, распределяемых по пропорциональной избирательной системе.

С учетом уточнения заявленных требований Региональное отделение в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») просит признать не действующими и не подлежащими применению с момента принятия следующие положения Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области»: часть 2 статьи 33 этого Закона, устанавливающую, что областной список кандидатов включает в себя общеобластную часть, а также разбивается на 22 региональные группы кандидатов, каждая региональная группа кандидатов областного списка кандидатов должна включать не менее трех кандидатов, а общее число кандидатов, включенных в областной список кандидатов, не может быть менее 67 человек; пункт 12 части 8 статьи 41 этого же Закона, устанавливающий, что основанием для отказа в регистрации областного списка кандидатов является выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп в областном списке кандидатов оказалось менее пятнадцати.

В судебном заседании представители заявителя Регионального отделения в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») - председатель регионального отделения ФИО1 и ФИО2, действующий на основании доверенности от <дата изъята>, доводы заявления и уточнений к нему поддержали, просили требования заявителя удовлетворить в полном объеме. Дали пояснения по доводам первоначально поданного заявления и дополнений (уточнений) к нему, указали, что ими оспариваются положения части 2 статьи 33 и пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ (в ред. Закона Иркутской области от 30 мая 2013 г.), то есть в редакции, действующей на момент рассмотрения дела. Также полагали, что существующее в Иркутской области законодательство о выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области без каких-либо достаточных оснований, под угрозой отказа в регистрации списка кандидатов, обязывает избирательные объединения искусственно увеличивать количество кандидатов в списке кандидатов в три раза, при том, что количество региональных групп и количество кандидатов общеобластного списка ограничено. Формирование списка кандидатов, в который включается чрезмерное, по мнению заявителя, количество кандидатов создает неудобство, как в подборе кандидатов, так и в собирании документов в отношении них для включения в этот список. Кроме того, само по себе формирование такого списка для небольших по численности избирательных объединений затруднительно, что создает неравенство при участии в процессе выборов среди избирательных объединений, позволяя участвовать в выборах только крупным избирательным объединениям. Такой подход, по их мнению, лишает избирательные объединения не только возможности участвовать в выборах, но и лишает граждан, объединившихся в это избирательное объединение, воспользоваться своим гарантированным Конституцией Российской Федерации как активным, так и пассивным избирательным правом. Просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представители заинтересованного лица – Губернатора Иркутской области - ФИО4, действующая на основании доверенности <данные изъяты>, ФИО3, действующая на основании доверенности <данные изъяты>, поддержали доводы представленного суду письменного отзыва с дополнением к нему, просили в удовлетворении заявления отказать. Полагали, что обжалуемые законоположения соответствуют федеральному законодательству, так как определение количества кандидатов для включения в список кандидатов для участия на выборах отнесено к компетенции законодателя субъекта Российской Федерации, порядок принятия оспариваемого закона, внесенных в него изменений и их опубликования был соблюден. Указали, что при принятии данного закона и изменений к нему не было допущено нарушения полномочий органов их принявших.

Представитель заинтересованного лица - Законодательного Собрания Иркутской области ФИО5, действующий на основании доверенности <данные изъяты>, доводы представленных суду письменного отзыва и дополнений к нему поддержал, просил отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. Также полагал, что обжалуемое законоположение соответствует законодательству Российской Федерации, определение количества кандидатов для включения в список кандидатов для участия на выборах отнесено к компетенции субъекта, порядок принятия оспариваемого закона, внесения в него изменений, опубликования соблюден. При принятии данного закона и внесении в него изменений полномочия органов его принявших не были нарушены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Избирательной комиссии Иркутской области ФИО6, действующая на основании доверенности <данные изъяты>, поддержала доводы представленного суду письменного отзыва и дополнений к нему, просила отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. Полагала, что права заявителя не нарушены, так как выборы депутатов в Законодательное собрание Иркутской области в настоящее время не объявлены, кроме того, оспариваемые заявителем законоположения соответствуют законодательству Российской Федерации и каких-либо прав на участие в выборах заявителя не нарушают.

Прокурор, участвующий в деле, Мещерякова М.В. в заключении по делу полагала, что установление в обжалованном законе минимального количества кандидатов (не менее трех), для формирования региональных групп нарушает права на участие в выборах малочисленных избирательных объединений, при этом полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку заявителем не доказано несоответствие обжалуемых законоположений Иркутской области законодательству Российской Федерации.

Выслушав доводы заявителя, заинтересованных лиц, третьего лица по делу, а также заключение прокурора, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований Регионального отделения в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») о признании недействующими с момента издания части 2 статьи 33 и пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ (в ред. Закона Иркутской области от 30 мая 2013 г., действующей на момент рассмотрения дела), поскольку эти требования основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Судом установлено, что в  соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют, в том числе конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (статья 11).

Порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (подпункт «к» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 указанного Федерального закона число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек - установленное число депутатов должно составлять не менее 35 и не более 90 депутатов. При этом не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах (пункт 4 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ).

Законодательное Собрание Иркутской области является однопалатным органом и состоит из 45 депутатов (часть 3 статьи 44 Устава Иркутской области).

В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ (далее Закон Иркутской области № 18-ОЗ) по одномандатным избирательным округам избираются 22 депутата Законодательного Собрания (один одномандатный избирательный округ - один депутат) и 23 депутата избираются по областному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Согласно части 7 этого Закона на территории Иркутской области образовано 22 одномандатных избирательных округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона № 67-ФЗ. При образовании одномандатных избирательных округов, установленных Законом Иркутской области № 18-ОЗ, учтены административно-территориальное устройство и границы муниципальных образований Иркутской области.

Областной избирательный округ включает в себя всю территорию Иркутской области (статья 8 Закона Иркутской области № 18-ОЗ).

Для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, избираемых по областному избирательному округу, определены и утверждены границы 22 частей территории Иркутской области, которым должны соответствовать региональные группы кандидатов областных списков кандидатов, при этом каждая часть территории Иркутской области, которой должны соответствовать региональные группы кандидатов областных списков кандидатов, должна соответствовать территории одного из одномандатных избирательных округов. Границы частей территории, указанных в настоящей части, и одномандатных избирательных округов, образованных на территории Иркутской области, должны совпадать (части 1, 2 Закона Иркутской области № 18-ОЗ).

На выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области кандидат может быть выдвинут непосредственно либо в составе областного списка кандидатов по областному избирательному округу:

1) непосредственное выдвижение кандидатов по одномандатным
избирательным округам осуществляется путем самовыдвижения либо
выдвижения избирательным объединением;

2) выдвижение кандидатов в составе областного списка кандидатов по
областному избирательному округу осуществляется избирательным объединением.

Областной список кандидатов формируется в соответствии со статьей 33 Закона Иркутской области № 18-ОЗ.

Этот список кандидатов включает в себя:

1) общеобластную часть, которая должна включать в себя не более
пяти кандидатов, не входящих в региональные группы;

2) 22 региональные группы кандидатов, каждая из которых должна
соответствовать одной из частей территории Иркутской области,
определенных в соответствии с Законом Иркутской области № 18-ОЗ, а также включать не менее трех кандидатов.

Состав областного списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением.

Кандидат может упоминаться в областном списке кандидатов только один раз. Общее число кандидатов, включенных в областной список кандидатов, не может быть менее 67 человек.

В действующей на момент рассмотрения дела редакции Закона Иркутской области № 18-ОЗ устанавливается в качестве одного из оснований для отказа в регистрации областного списка кандидатов выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп в областном списке кандидатов оказалось менее 15 (в редакции Закона Иркутской области от 30 мая 2013 года № 33-ОЗ). Ранее в силу Закона Иркутской области № 18-ОЗ основанием для отказа являлось вхождение в состав областного списка кандидатов менее 22 региональных групп.

Проверяя соблюдение порядка принятия и опубликования части 2 статьи 33 и пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области № 18-ОЗ, суд установил, что в соответствии со статьей 21 Устава Иркутской области, законы Иркутской области являются основным видом правовых актов Иркутской области, посредством которых осуществляется правовое регулирование реализации полномочий Иркутской области как субъекта Российской Федерации.

Законы Иркутской области принимаются в соответствии с Уставом Иркутской области и обладают более высокой юридической силой по сравнению с иными правовыми актами Иркутской области.

Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, их обнародования и вступления в силу регламентирован статьями 7, 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставом Иркутской области, а также Законом Иркутской области 24.04.2013 г. № 55/30а-ЗС (опубликован в газете «Областная», № 45, 26.04.2013 г.).

Порядок внесения, рассмотрения и принятия законодательных актов Иркутской области, в соответствии с положениями статей 6, 7, 8 Федераль­ного закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах органи­зации законодательных (представительных) и исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации», установлен Уставом Иркутской области, Законом Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», Регламентом Законодательного Собрания Иркутской области, принятым Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.03.2010 г. № 19/29-ЗС.

В соответствии со статьей 46 Устава Иркутской области, принятие за­конов Иркутской области отнесено к полномочиям Законодательного Со­брания области.

Проект закона области «О выборах депутатов Законодательного Собра­ния Иркутской области» внесен в Законодательное Собрание Иркутской области, в соответствии со статьей 53 Устава Иркутской области, группой депутатов Законодательного Собрания Иркутской области 8 декабря 2010 года.

Указанный проект закона области был внесен с соблюдением требо­ваний статьи 53 Устава области, статьи 36 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотвор­ческой деятельности в Иркутской области», статьи 55 Регламента Законода­тельного Собрания Иркутской области.

К тесту законопроекта прилагались соответствующие приложения, имелась пояснительная записка.

В процессе подготовки законопроекта к рассмотрению получены за­ключения Губернатора Иркутской области, прокуратуры Иркутской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, правового управления аппарата Законодательного Собрания Иркут­ской области, Избирательной комиссии Иркутской области.

В соответствии со статьями 43, 46 Регламента Законодательного собра­ния Иркутской области законопроекты подлежат обязательному рассмотре­нию в постоянных комитетах и комиссиях.

Как предусмотрено пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях.

Данное требование федерального законодателя соблюдено при рассмотрении Законодательным Собранием Иркутской области проекта закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области»

Решением комитета по законодательству о государственном строи­тельстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области от 9 декабря 2010года указанный проект закона области был рекомендован к рассмотрению на заседании Законодательного собра­ния и принятию в первом чтении.

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 декабря 2010 года № 28/23-ЗС проект закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» был принят в первом чтении.

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16 февраля 2011 года № 29/18-ЗС проект закона «О выборах депутатов Зако­нодательного Собрания Иркутской области» рассмотрен и принят во втором чтении.

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 10 марта 2011 года № 30/3-ЗС Закон Иркутской области «О выборах депута­тов Законодательного Собрания Иркутской области» рассмотрен и принят в
третьем (окончательном) чтении.

Согласно статье 56 Устава Иркутской области принятые Законодатель­ным Собранием Иркутской области законы Иркутской области обнародует Губернатор Иркутской области.

Закон Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Со­брания Иркутской области» 23 марта 2011 года (исх. № 719) был направлен Законодательным Собранием Иркутской области Губернатору Иркутской об­ласти для обнародования.

Закон Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Со­брания Иркутской области» официально опубликован в общественно-политической газете «Областная», № 42 от 20 апреля 2011 года и в Ве­домостях Законодательного Собрания Иркутской области № 30 (том 1) от 11 апреля 2011 года.

Закон Иркутской области от 30 мая 2013 № 33-03 «О внесении изменения в статью 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 30 мая 2013 г. № 56/За-ЗС, опубликован в газете «Областная», № 58, 31 мая 2013).

Анализируя представленные заинтересованными лицами доказательства, суд приходит к выводу о том, что при принятии Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской обла­сти», а также Закона Иркутской области от 30 мая 2013 № 33-03 «О внесении изменения в статью 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» предусмотренный Уставом Иркутской области, законами Иркутской области и Регламентом Законодательного Собрания Иркутской области порядок их принятия и обнародования был соблюден. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Из первоначально поданного заявления Регионального отделения в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») следует, что заявитель считал положения пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ (в ред. Закона Иркутской области от 25 апреля 2013 г. № 20-ОЗ), который предусматривал возможность отказа в регистрации списка кандидатов, в результате чего число региональных групп в областном списке было менее установленного частью 2 статьи 33 данного Закона, то есть менее 22 региональных групп не соответствующим подпункту «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в его конституционно-правовом смысле, приведенном в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2008 г.

В соответствии с Законом Иркутской области от 30 мая 2013 г. № 33-ОЗ «О внесении изменения в статью 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области», вступившим в силу с 1 июня 2013 года, пункт 12 части 8 статьи 41 этого Закона изложен в новой редакции, предусматривающей, что основание к отказу в регистрации областного списка является выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп в областном списке кандидатов оказалось менее пятнадцати.

На день обращения заявителя в суд пункт 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О вы­борах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» в редакции Закона Иркутской области от 25 апреля 2013 года № 20-ОЗ «О внесении изменений в законы Иркутской области, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов и референдумов на территории Иркутской области» являлся фактически недействующим в силу издания более позднего акта.

Учитывая указанные выше изменения пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» заявитель уточнил свои требования и просил признать недействующими с момента издания часть 2 статьи 33 и пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, то есть в редакции Закона Иркутской области от 30 мая 2013 года № 33-ОЗ.

Данные уточнения заявления судом приняты, как не противоречащие требованиям ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку заявленные требования были уточнены Региональным отделением в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС»), то суд не усматривает оснований для прекращения производства по делу по доводу представителей заинтересованных лиц и третьего лица о том, что заявителем оспаривается нормативный акт, утративший на момент обращения в суд свою юридическую силу.

Также не усматривается оснований для прекращения производства по делу по доводам о том, что оспариваемыми законоположениями права заявителя не затрагиваются, так как из представленных суду письменных доказательств следует, что Региональное отделение в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о регистрации некоммерческой организации от <дата изъята>, оно является потенциальным участником избирательного процесса, поскольку как избирательное объединение наделено правом участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. «в» ч. 1 ст. 26 ФЗ «О политической партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 07 мая 2013 г.)

Судом установлено, что свои требования заявитель - Региональное отделение в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») основывает на том, что, по его мнению, имеет место противоречие положений пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ и части 2 статьи 33 этого же Закона (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела в суде) подпункту «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Это противоречие заявитель усматривает в том, что часть 2 статьи 33 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» предусматривает минимальное количество включаемых в региональную группу кандидатов – три кандидата, а в общеобластной список кандидатов - не менее пяти кандидатов и соответственно предусматривает общее число кандидатов, включенных в областной список кандидатов, - не ме­нее 67 кандидатов.

Часть 2 статьи 33 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» находится во взаимосвязи с пунктом 12 части 8 статьи 41 этого же Закона, допускающей отказ в регистрации областного списка кандидатов в случае, когда число региональных групп кандидатов в этом списке оказалось меньше пятнадцати.

Данные положения Закона Иркутской области заявитель находит неразумными и не соответствующими аналогичному регулированию порядка формирования списков кандидатов в других субъектах Российской Федерации, международным нормам права, правовой позиции по данному вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, а также положениям подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Указанные выше доводы заявителя суд находит несостоятельными по приведенным ниже основаниям.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2008г. №4-П «По делу о проверке конституционности подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» в связи с жалобой общественного объединения «Политическая партия «Союз правых сил», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регламентируя вопросы проведения выборов на основе пропорциональной избирательной системы, в том числе в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в статье 38, закрепляющей порядок регистрации списков кандидатов, не устанавливает требований, касающихся формирования этих списков. В частности, ею не определяются ни число региональных групп кандидатов, на которое должен быть разбит список кандидатов, ни число кандидатов в региональной группе и в списке в целом, ни число региональных групп, выбытие из которых кандидатов влечет соответствующие правовые последствия, - данные вопросы применительно к выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются законом субъекта Российской Федерации.

Статья 38 названного Федерального закона позволяет кандидату, выдвинутому в составе списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры, а комиссии, заверившей или зарегистрировавшей список кандидатов, - исключить его из этого списка (пункт 30); превышение же числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам) либо по решению избирательной комиссии, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов - в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов - в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов (подпункт «з» пункта 25).

Тем самым Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает процент допустимого выбытия кандидатов из списка кандидатов в качестве гарантии обеспечения права на свободные выборы, под защитой которой находятся как избирательные объединения, так и граждане при реализации ими активного и пассивного избирательного права. Данная гарантия, как следует из пункта 5 его статьи 1, согласно которому установленные названным Федеральным законом основные гарантии избирательных прав могут быть изменены не иначе как путем внесения в него изменений, не может быть сужена законом субъекта Российской Федерации, а также не подлежит ограничительному истолкованию судами и иными правоприменителями.

Подпункт «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» находится в нормативном единстве с пунктом 30 и подпунктом «з» пункта 25 данной статьи, в силу чего предписание о проценте допустимого выбытия кандидатов из списка кандидатов имеет ориентирующее значение для законодателя, включая законодателя субъекта Российской Федерации, при конкретизации положения о законном числе региональных групп кандидатов, уменьшение которого влечет отказ в регистрации списка кандидатов.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, подпунктом «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в его конституционно-правовом истолковании в системе действующего правового регулирования - не нарушается закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип свободных выборов и баланс таких конституционных ценностей, как плюралистическая демократия, многопартийность, свобода деятельности политических партий, пассивное и активное избирательное право граждан. Данное положение позволяет - на основе конституционного принципа юридического равенства - участвовать в выборах кандидатам, представляющим весь политический спектр, выражаемый зарегистрированными в установленном законом порядке политическими партиями, не препятствует регистрации списка кандидатов, выдвинутого той или иной политической партией, и исключает возложение на политическую партию и выдвинутых ею кандидатов ответственности за деяние, не признаваемое правонарушением. Будучи гарантией общего характера, оно подлежит конкретизации в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации в соответствии с его целью и действительным смыслом.

Этим не исключается правомочие федерального законодателя - исходя из требований Конституции Российской Федерации, правовых позиций, выраженных в указанном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, и с учетом особенностей действующей пропорциональной избирательной системы, а также существующей в субъектах Российской Федерации мажоритарно-пропорциональной избирательной системы - внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», направленные на упрочение гарантий свободных выборов и участия в них политических партий и их кандидатов.

Как было указано выше, с учетом данной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, конкретизируя положение подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ законодатель Иркутской области Законом Иркутской области от 30 мая 2013 № 33-ОЗ «О внесении изменения в статью 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» внес в пункт 12 части 8 статьи 41 данного Закона изменения, изложив его в новой редакции, предусматривающей, что основание к отказу в регистрации областного списка является выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп в областном списке кандидатов оказалось менее пятнадцати, установив, таким образом, возможность разумного уменьшения региональных групп к моменту регистрации.

Количество региональных групп, минимальная численность кандидатов в региональной группе, минимальная численность кандидатов, выдвигаемых в общеобластной список, а также общая минимальная численность кандидатов включаемых в общеобластной и региональные списки кандидатов, установленное ч. 2 ст. 33 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ, соответствует Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также не противоречит положениям подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ.

Введение законодательных требований к политическим партиям, которым они должны соответствовать как участники избирательного процесса, допустимо постольку, поскольку эти требования распространяются в равной мере на все политические партии, участвующие в выборах, и по своему характеру и содержанию направлены на выявление и формирование политической воли значительной части поддерживающих их избирателей и не допускают несоразмерных ограничений избирательных прав граждан и свободы избирательных объединений. Признание политической партии, по сути, единственным субъектом права выдвижения кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти (пункт 1 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях») исключает законодательное закрепление отказа в регистрации всего списка кандидатов в депутаты в случае выбытия из него такого числа кандидатов, которое не свидетельствует о неспособности политической партии выполнять возложенную на нее Конституцией Российской Федерации публичную функцию.

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15 декабря 2004 года № 18-П, от 1 февраля 2005 года № 1-П и от 16 июля 2007 года № 11-П, политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке и, следова­тельно, имеющие необходимую для выполнения своего главного предназна­чения - выражения политической воли народа поддержку в обществе, спо­собны при выдвижении кандидатов в депутаты сформировать списки канди­датов, которые включали бы значительное число региональных групп, с тем чтобы обеспечить избирателям возможность выбора из широкого спектра политических сил; законодатель же, действуя строго в пределах своей дискреции, вправе предусмотреть отказ в регистрации списка кандида­тов в депутаты в случае выбытия кандидатов, когда в результате число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказывается меньше установленного законом.

Политические партии должны действовать на основе принципов верховенства права, демократии, и на них в полной мере распространяется консти­туционная обязанность соблюдения конституционных прав и свобод в отно­шениях с гражданами, в том числе выдвигаемыми ею в качестве кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты на выборах в органы публичной вла­сти. Соответственно, принимая решение о выдвижении конкретного лица в качестве кандидата в депутаты в составе списка кандидатов, политическая партия как субъект права, являющийся коллективным участником избира­тельного процесса, должна действовать ответственно и, формируя этот спи­сок, учитывать, что ее решение будет основанием для возникновения соответствующих правоотношений между включенными в список гражданами и самой партией. Исходя из того, что граждане являются единственными обладателями пассивного избирательного права, политическая партия долж­на очень ответственно подходить к вопросу о выдвижении списка кандида­тов и включения в него конкретных граждан.

Таким образом, действующая на момент рассмотрения дела редакция пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области № 18-ОЗ, до­пускающая в случае выбытия кандидатов из списков кандидатов уменьшение количества региональных групп до 15, не противоречит положениям подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2008г. №4-П «По делу о проверке конституционности подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» в связи с жалобой общественного объединения «Политическая партия «Союз правых сил», поскольку устанавливает возможность разумного уменьшения региональных групп к моменту регистрации с тем, чтобы не ставить участие избирательных объединений в выборах в зависимость от случайных обстоятельств и не создавать правовых коллизий при реализации требований подпунктов «з» и «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Обжалуемые положения Закона Иркутской области № 18-ОЗ устанавливают процент допустимого выбытия кандидатов из списка кандидатов в качестве гарантии обеспечения права на свободные выборы, под защитой которой находятся как избирательные объединения, так и граждане при реализации ими активного и пассивного избирательного права.

Недостаточное число региональных групп как основание отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный законодатель обусловил выбытием значительного числа кандидатов и региональных групп кандидатов.

По существу такое выбытие свидетельствует о фактической неспособности политической партии проявить при выдвижении и регистрации списка кандидатов должную организованность, необходимую в ходе быстротекущего избирательного процесса, когда правоприменительным органам, в том числе судам, ставятся весьма короткие сроки для проверки законности избирательных мероприятий.

Учитывая изложенное выше, доводы заявителя о незаконности закрепления в обжалуемых законоположениях неразумного минимального количества выдвигаемых кандидатов для формирования региональной группы, общеобластного и регионального списков кандидатов, необходимого для его регистрации, а также минимального количества региональных групп, когда допускается отказ в регистрации областного списка кандидатов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они не основаны на нормах права, носят оценочный характер и основаны на предположениях. По этим же причинам суд не усматривает нарушения обжалуемыми положениями Закона Иркутской области № 18-ОЗ каких-либо прав заявителя, основанных на нормах международного права, а также прав и гарантий, представленных ему Конституцией Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что обжалуемые им часть 2 статьи 33, пункт 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» № 18-ОЗ препятствуют свободной реализации гражданами пассивного избирательного права в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу, не предусматривают право избирательного объединения самостоятельно принимать решение о формировании той или иной региональной группы кандидатов, избегая неблагоприятных последствий в виде отказа в регистрации списка кандидатов, а также не предусматривают права избирательного объединения самому определять число кандидатов в региональной группе списка кандидатов, устанавливая под угрозой выбытия региональной группы кандидатов, обязанность избирательного объединения выдвинуть в составе региональной группы кандидатов не менее трёх кандидатов не могут быть приняты во внимание, поскольку они не соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам дела и не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Анализ обжалуемых положений Закона Иркутской области № 18-ОЗ не свидетельствует о наличии препятствий свободной реализации гражданами пассивного избирательного права в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу, не ограничивает право избирательного объединения выдвинуть количество кандидатов в списки сверх установленного Законом Иркутской области № 18-ОЗ минимального их количества (в общеобластном и региональном списках), а также не ограничивает право избирательного объединения по формированию персонального состава этих списков кандидатами, удовлетворяющими требованиям этого Закона.

Суд находит, что положения пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области № 18-ОЗ (в ред. Закона Иркутской области от 30 мая 2013 года № 33-ОЗ, действующей на момент рассмотрения дела) не могут рассматриваться как неконституционные по аналогии с положениями пункта 10 части 9 ста­тьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области», бывшими предметом рассмотрения в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2008г. №4-П «По делу о проверке конституционности подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» в связи с жалобой общественного объединения «Политическая партия «Союз правых сил», так как пункт 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области № 18-ОЗ (в ред. Закона Иркутской области от 30 мая 2013 года № 33-ОЗ, действующей на момент рассмотрения дела) в соответствии с указанной выше правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации предусматривает возможность разумного уменьшения региональных групп к моменту регистрации до их минимального количества.

Довод заявителя о том, что нормативные правовые акты других субъектов Российской Федерации, в том числе, Закон Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия», Закон Забайкальского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края», Закон Смоленской области «О выборах депутатов Смоленской областной Думы», Закон Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» иным образом, чем в Иркутской области, регулируют правоотношения, сходные с рассматриваемыми в данном судебном заседании, не может быть принят судом во внимание, поскольку порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти каждого субъекта Российской Федерации устанавливается законами этих субъектов (подпункт «к» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и эти законы отражают специфику осуществления выборного процесса в каждом субъекте, который может иметь особенности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Иные доводы заявлений не влияют на указанные выше выводы суда, поскольку правового значения для дела не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления с дополнением к нему Регионального отделения в Иркутской области политической партии «Российский общенародный союз» («РОС») о признании недействующими с момента издания части 2 статьи 33, пункта 12 части 8 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ в действующей на момент рассмотрения дела редакции - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.С. Папуша