ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-61 от 06.11.2013 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-61                                                                               6 ноября 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,

при секретаре Терентьевой А.А.,

с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим пункта 1 постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 года № 9-пн «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области» в части утверждения норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды в размере 4 кВт*ч. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без централизованного отопления и (или) без горячего водоснабжения (пункт 2 приложения № 1).

у с т а н о в и л :

постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 года № 9-пн утверждены определенные методом аналогов нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области согласно приложению № 1 к настоящему постановлению (пункт 1).

Названное постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 года (пункт 3).

Согласно пункту 2 приложения № 1 к названному постановлению норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды составляет 4 кВт*ч. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без централизованного отопления и (или) без горячего водоснабжения.

Текст постановления с приложениями официально опубликован в печатном издании «Волна», № 34, 28 августа 2012 года и № 35, 04 сентября 2012 года (с исправлениями).

Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.

ФИО1 обратилась в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 года № 9-пн в части утверждения норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды в размере 4 кВт*ч. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без централизованного отопления и (или) без горячего водоснабжения. Указала, что величина установленного норматива не соответствует фактическому потреблению коммунальной услуги по электроснабжению в домах без централизованного отопления, приводит к значительному росту платежей за электроэнергию. Норматив установлен в нарушение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, так как не учитывается степень благоустройства жилого дома, в котором она проживает.

Заявитель в судебное заседание не явилась, извещалась о его времени и месте проведения, просила рассмотреть заявление в ее отсутствие.

Представитель министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (правопреемника министерства энергетики и связи Архангельской области) ФИО2 в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, указав, что оспариваемые нормативы утверждены уполномоченным органом на основе федеральных правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление обоснованным, а оспариваемый правовой акт подлежащим признанию недействующим в части, суд находит заявление подлежащим  удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт, что предусмотрено частью 1 статьи 249 ГПК РФ.

Оспариваемый норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды затрагивает права и  законные интересы заявителя, поскольку она проживает в многоквартирном доме без централизованного отопления и без горячего водоснабжения, должны оплачивать коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

На дату принятия и вступления в силу постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 года № 9-пн вышеназванные Правила действовали в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 258.

Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий министерством энергетики и связи Архангельской области (осуществляющим полномочия согласно подпункту 13 пункта 9 Положения о министерстве энергетики и связи Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 3 апреля 2012 года № 128-пп) принято постановление, положения которого оспариваются заявителем.

В соответствии с пунктами 19, 21 Правил рассматриваемые нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области установлены с применением метода аналогов, поскольку уполномоченный орган обладал сведениями, полученными в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

При этом уполномоченный орган исходил из того, что количество измерений отвечает условиям представительности выборки, а в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 42 Правил (в редакции от 28 марта 2012 года), пунктом 9 приложения к ним норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле № 10.

,

где:

 - суммарный расход электрической энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (кВт·ч) за июнь и ноябрь в i-м многоквартирном доме за вычетом суммарного расхода электрической энергии в нежилых помещениях;

 - расход электрической энергии по показаниям индивидуального прибора учета за июнь и ноябрь в l-м жилом помещении;

m - количество жилых помещений в i-м многоквартирном доме;

n - количество многоквартирных домов;

 - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);

2 - количество месяцев, используемых для снятия показаний приборов учета (июнь и ноябрь).

Как следует из объяснений заинтересованного лица, при проведении расчетов нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению многоквартирные дома и жилые дома были разбиты в зависимости от конструктивных и технических параметров, степени благоустройства на 12 групп, в том числе - многоквартирные дома любой этажности без централизованного отопления и (или) без горячего водоснабжения, в которых жилые помещения оборудованы газовыми плитами и (или) плитами на твердом топливе (л.д. 90).

По указанной группе на основании данных, полученных от ОАО <…>, производился расчет объема выборки по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения к Правилам.

Из представленных документов следует, что минимальный объем генеральной выборки по данной группе составил 10 домов (л.д. 99). На этом основании уполномоченный орган сделал вывод, что предварительно отобранных ОАО <…> 10 домов, расположенных в разных районах Архангельской области, достаточно для расчета нормативов потребления электрической энергии населением в жилых домах данной категории – объем предварительной выборки соответствует минимально необходимой величине в количестве 10 домов, указанной в пункте 2 приложения к Правилам.

Установив данные обстоятельства, суд усматривает следующие нарушения федерального законодательства.

В соответствии пунктом 40 Правил (в редакции от 28 марта 2012 года) при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов (аналогичные положения содержались в пункте 41 Правил (в редакции от 23 мая 2006 года)).

Сравнительный анализ расхода коммунальных ресурсов по 10 представленным домам данной группы (л.д. 101, 130) позволяет суду установить отклонение потребления электроэнергии на общедомовые нужды более чем на 20 процентов от средних показателей.

Суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица о том, что максимальное отклонение расхода рассматриваемого коммунального ресурса по отдельным домам, входящим в выборку, составляет не более 11 процентов (л.д. 131).

Определяя данное отклонение, уполномоченный орган использовал не предусмотренный Правилами показатель – среднее потребление в месяц на одного абонента, в то время как в единицах измерения данного коммунального ресурса (кВт*ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) такой показатель отсутствует, то есть он не может влиять на значение расхода данного коммунального ресурса.

Кроме того, судом установлено, что в нарушение пункта 36 Правил (в редакции от 28 марта 2012 года), пункта 37 Правил (в редакции от 23 мая 2006 года) план проведения измерений и снятия показаний приборов учета после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов не составлялся, а были использованы запрошенные сводные данные по жилым домам, поступившие из подразделений ОАО «Архэнергосбыт» (л.д, 142-161).

В поступивших сводных данных отсутствуют сведения о дате и времени снятия показаний приборов учета, что не соответствует как требованиям подпункта «е» пункта 38 Правил (в редакции от 28 марта 2012 года), так и подпункта «е» пункта 39 Правил (в редакции от 23 мая 2006 года).

Поэтому не представляется возможным проверить соблюдение требований подпункта «в» пункта 37 Правил (в редакции от 28 марта 2012 года), подпункта «в» пункта 38 Правил (в редакции от 23 мая 2006 года), предусматривающих, что показания приборов учета в отношении электроснабжения снимаются – 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября.

Соблюдение этих требований заинтересованным лицом не доказано.

Данное отступление не может быть оправдано необходимостью утверждения нормативов потребления коммунальных услуг в период с 1 июля по 1 сентября 2012 года во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 и от 28 марта 2012 года № 258.

Требования, касающиеся периодов, а также порядка фиксации снятия показаний приборов учета, устанавливались и Правилами в первоначальной редакции от 23 мая 2006 года.

Проверяя соблюдение требований пункта 21 Правил, предусматривающего применение метода аналогов, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, суд установил, в частности, искажение использованных при утверждении нормативов сведений об объеме потребленной электрической энергии в июне, ноября 2011 года по квартире № <…> дома <…> по ул. <…> п. <…> Вилегодского района (не согласующиеся показания индивидуальных приборов учета на конец июня, начало ноября 2011 года – л.д. 144, 145).

Установленная недостоверность распределения объема потребленной электроэнергии не позволяет включить указанный многоквартирный дом в представительную выборку, а не включение дома не обеспечивает ее минимальный объем по соответствующей группе.

Что касается норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды, то согласно объяснениям заинтересованного лица и представленным документам его величина определена по формуле № 10 приложения к Правилам, составила 11,5 кВт*ч. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, включаемого в группу - многоквартирные дома любой этажности без централизованного отопления и (или) без горячего водоснабжения, в которых жилые помещения оборудованы газовыми плитами и (или) плитами на твердом топливе (л.д. 101).

Однако утвержденный оспариваемым постановлением норматив составил не указанную величину, а был определен в размере 4 кВт*ч. в месяц на 1 кв.м как некая средняя величина электропотребления по трем группам домов, включая дома с централизованным отоплением, без лифта (л.д. 102).

Следует признать, что имело место отступление от расчета по формуле № 10, смысл которой заключается в определении норматива по каждой отдельной группе домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства.

Таким образом, заинтересованным лицом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия нормативного правового акта, его законность.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Оспариваемые положения следует признать недействующими, поскольку они противоречат федеральному законодательству, их применение нарушает права граждан, плательщиков коммунальных платежей в Архангельской области.

Суд полагает признать их недействующими со дня вступления в силу – с 1 сентября 2012 года, поскольку оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с иного времени судом не установлено.

В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании – газете «Волна».

На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в сумме <…> рублей в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат возмещению.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

         Заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления его в силу пункт 1 постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 года № 9-пн «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области» в части утверждения норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды в размере 4 кВт*ч. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без централизованного отопления и (или) без горячего водоснабжения (пункт 2 приложения № 1).

Взыскать с министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд <…> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Судья                                                                                                   Н.Б. Гудушин