ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-619/19 от 17.05.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3-619/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Уфа 17 мая 2019 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Х.Р.И..,

с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (ООО «Башкирэнерго») к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующим со дня принятия постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27 декабря 2018 года № 867 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций согласно приложению 1, установлена необходимая валовая выручка (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению 2 и 3. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями согласно приложению 3.

В дальнейшем было принято постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27 декабря 2018 года № 867 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан», которым приложения 1, 2, 3 изложены в новой редакции (далее - постановление №867).

Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее - ООО «Башкирэнерго») обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском с учетом уточнений о признании постановления № 867 недействующим со дня принятия (том 1 л.д.10-17, том 2 л.д.84-87).

В обоснование требований административный истец указал, что в оспариваемом постановлении учтены затраты на обслуживание объектов, учет и применение которых при установлении тарифов запрещен. Административный ответчик в нарушение пункта 46 Методических указаний № 20-э/2 учел в тарифе затраты, связанные с использованием объектов электросетевого хозяйства, которые запрещено учитывать при установлении тарифов. Административный ответчик осуществил тарифное регулирование в отношении организации, не соответствующей Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184. Кроме того, по мнению административного истца, из расчетов не исключены объекты электросетевого хозяйства, которым запрещено владеть сетевым организациям и которые запрещено применять в регулируемой деятельности, расход амортизационных отчислений многократно завышен, неправомерно включены затраты на аренду имущества, собственник которого является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии.

В судебном заседании представитель ООО «Башкирэнерго» ФИО1 исковые требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.

Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет) ФИО2 и ФИО3 требования истца не признали, просили в удовлетворении административного иска отказать.

Представители заинтересованного лица ООО «Газпром энерго» ФИО4, ФИО5, ФИО6 иск находят необоснованным. Полагают, что постановление № 867 Комитетом принято в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание заинтересованного лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованного лица, обсудив доводы административного искового заявление, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, Верховный Суд Республики Башкортостан приходит к следующему выводу.

Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 с последующими изменениями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 названного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 года № 404 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам» Комитет определен республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль за их применением.

Постановление № 867 издано уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа, зарегистрировано и занесено в Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции 29 декабря 2018 года № 12633, опубликовано 29 декабря 2018 года (номер опубликования 201812290069) на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 111.

Вышеуказанное постановление вступило в силу в установленном законодательством порядке, является действующим нормативным правовым актом.

Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликован в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике организации, осуществляющие регулируемую деятельность до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность).

Приуральский филиал ООО «Газпром энерго» представил в Комитет заявление от 24 апреля 2018 года №64-64-07/46 (вх.№2120/2018 от 26 апреля 2018 года) и расчетные материалы для установления (корректировки) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан и необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на период регулирования 2019-2021 годы.

Согласно требованиям пунктов 22, 23 Правил регулирования Комитет провел экспертизу предложений о корректировке цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в срок не более 6 месяцев.

В силу положений пункта 9 (1) Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 5 Регламента.

Пунктом 9 (1) Правил государственного регулирования цен (тарифов) предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в открытии дела об установлении цен (тарифов).

На основании данного заявления Комитетом установлен факт опубликования обществом тарифных предложений в соответствии с пунктом 9 (1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, основания для отказа в открытии дела отсутствовали.

В соответствии с требованиями законодательства Комитетом был проверен организационно-правовой статус ООО «Газпром энерго», проведен анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184 (редакция от 17 октября 2016 года) «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (далее – Критерии ТСО).

В силу пункта 24 Правил государственного регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям ТСО.

Согласно пунктам 1 и 2 Критериев ТСО для получения статуса территориальной сетевой организации необходимо подтвердить право собственности и (или) иное законное основание со сроком не менее долгосрочного периода регулирования на трансформаторные и иные подстанции с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также на линии электропередач (воздушные и (или) кабельные), расположенные и используемые для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенные с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов напряжения.

Так Комитетом установлено, что организация владеет на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Республики Башкортостан, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями. Сумма протяженности которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: высокое напряжение (ВН-220 кВ) – 78,75 км, среднее первой напряжение (СНI-35 кВ) – 36,93 км, среднее второе напряжение (СНII 1-20 кВ) – 28,07 км.

Мощность и протяженность объектов электросетевого хозяйства по договору аренды с ООО «Газомоторное топливо», даже в случае исключения оспариваемых объектов электросетевого хозяйства по таблице 1 из общего перечня, составит 11,900 МВА и 26,381 м.

У ООО «Газпром энерго» общества имеется выделенный абонентский номер для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению и официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (3-5 Критерии ТСО), т.е. общество соответствует Критериям ТСО.

Кроме того, долгосрочные параметры регулирования, необходимая валовая выручка (НВВ) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии были установлены для территориальной сетевой организации Приуральский филиал ООО «Газпром энерго» постановлением Комитета от 28 декабря 2016 года № 851 на 2016 год. В 2018 году оспариваемым постановлением № 867 были внесены изменения в ранее принятое постановление от 28 декабря 2016 года №851.

При таких обстоятельствах, утверждение административного истца о несоответствии ООО «Газпром энерго» Критериям ТСО является необоснованным.

Действующим в сфере тарифного регулирования законодательством определено единство подхода по формированию затрат организаций, независимо от способа осуществления работ (непосредственно сотрудниками регулируемой организации, либо работниками подрядных организаций), как не влияющего на набор (объем) выполняемых работ и услуг производственного характера; пунктом 7 Основ ценообразования на тарифный орган возложена обязанность по исключению из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Доводы административного истца о том, что Комитет необоснованно учел в тарифе затраты ООО «Газпром энерго» на содержание объектов электросетевого хозяйства не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Действительно, при установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Башкирэнерго» и ООО «Газпром энерго» были учтены расходы на содержание и эксплуатацию объектов, переданных по договору аренды от 15 декабря 2015 года №01/1600-Д0112/16 ПАО «Газпром». Однако ПАО «Газпром» не является потребителем электрической энергии. ООО «Газпром энерго» подтвердил документально несение расходов на содержание, эксплуатацию данных объектов.

Между ООО «Газпром энерго» и ООО «Газпром Трансгаз Уфа», ООО «Газпром ПХГ» и др. юридическими лицами заключены договоры оказания услуг по оперативному обслуживанию электроустановок для производства переключений, пусков и остановок по команде диспетчера ООО «Газпром энерго». Вместе с тем предметом договоров на оперативное обслуживание является выполнение работ по введению требуемого режима работы электроустановок, производству переключений. Данные договора не предусматривают несение расходов на содержание и эксплуатацию арендуемого имущества, а обеспечивают круглосуточное оперативно-диспетчерское управление в соответствии с пунктом 6.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.

Распоряжением Приуральского филиала ООО «Газпром энерго» от 12 октября 2018 года № 30/1 эксплуатация основных средств поручена участку эксплуатации и обслуживания высоковольтных электрических сетей и трансформаторных подстанций №4 цеха электроснабжения данного филиала. В обязанности работников участка №4 входит: обеспечение эффективной эксплуатации и проведение своевременного технического обслуживания и ремонта закрепленного за участком электротехнического оборудования, контроль за техническим состоянием электротехнического оборудования, измерительных приборов, средств защиты и сигнализации и др.

Таким образом, Приуральский филиал ООО «Газпром энерго» выполняет техническое обслуживание, плановый ремонт и модернизацию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустановок (пункт 1.6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации) на объектах, арендуемых ООО «Газпром энерго» у ООО «Газпром», и Комитет правомерно учел данные расходы на содержание и эксплуатацию объектов при установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Утверждение ООО «Башкирэнерго» о нарушении Комитетом пункта 28 Основ ценообразования и включении при установлении тарифа затрат, связанных с арендой ООО «Газпром энерго» объектов электросетевого хозяйства у АО «Тандер», является голословным, не подтверждается никакими доказательствами.

Ссылка административного истца на отчет ЗАО «Эксперт-Оценка» от 16 апреля 2019 года №19-349-И в подтверждение довода о завышении амортизационных отчислений и налоговых отчислений, связанных с необоснованной стоимостью имущества по договору купли-продажи от 17 сентября 2018 года между ООО «Ново-Салаватская ПГК» и «Газпром энерго», является неправомерной.

Так данный договор купли-продажи не оспорен в судебном порядке, не является ничтожным. Представитель административного истца, участвуя на рабочем совещании Комитета 31 октября 2018 года, был осведомлен о сделке.

Согласно рецензии ООО «ВС-оценка» №2019/26 от 15 мая 2019 года, представленной ООО «Газпром энерго» и не опровергнутой административным истцом, отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков (Свод стандартов оценки 2010 Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков»), итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки не подтверждена.

Расчет рыночной стоимости недвижимого имущества за исключением земельного участка был осуществлен с применением затратного подхода, но определена стоимость только земельного участка с кадастровым номером 02:44:240401:258, определение стоимости прав на другие участки не произведена, что свидетельствует о нарушении требований пункта 24 ФСО №7 к порядке применения затратного подхода.

В расчете объекта «ВЛ-220лВ НСПГУ-Ашкадар-1» пролеты с 1 по 10 оцениваются как одноцептные, что противоречит описанию объекта, не учтено строительство подземных железобетонных лотков для кабельных линий, что существенным образом влияет на итоговую стоимость оцениваемого объекта.

В отчете об оценке подобраны объекты с характеристиками, не позволяющими их использование вместо объектов оценки, корректировка на различие в технических характеристиках не сделаны. Информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, не подтверждена, содержание об оценки вводит в заблуждение пользователей и допускает неоднозначное толкование полученных результатов.

При установлении тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии ООО «Газпром энерго» указанная в договоре сумма была обоснованно принята Комитетом, в связи с отсутствием законных оснований для отказа. В обоснование определения рыночной стоимости имущества, приобретенного у ООО «Ново-Салаватская ПТУ» по договору купли-продажи от 17 сентября 2018 года и включения амортизационных расходов 125 910,08 тыс.руб в необходимую валовую выручку на 2019 год ООО «Газпром энерго» представило в Комитет экспертное заключение по отчету от 18 апреля 2018 года №698/Р-2018 (в количестве 14 единиц). Стоимость имущества по договору купли-продажи определена по результатам проведенной экспертизы независимым оценщиком ООО «Си-Эй-Си-ГЦЭ» в размере 1 992 118 000 руб.

Также суд учитывает, что согласно абзацу 10 пункта 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (ООО «Башкирэнерго») к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующим со дня принятия постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27 декабря 2018 года № 867 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова