ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-61/14 от 13.08.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело №3-61/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        13 августа 2014 года Челябинский       областной суд в составе председательствующего судьи Турковой Г.Л., при       секретаре Фёдоровой А.В.,

        с участием прокурора Прокуратуры       Челябинской области Морозова Е.В., рассмотрел в открытом судебном       заседании в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по       заявлению ФИО1 о защите избирательных прав и назначении выборов       депутатов Челябинской городской Думы на 14 сентября 2014 года       и

УСТАНОВИЛ:

        ФИО1 обратился в суд с       заявлением об обеспечении конституционных прав избирать и быть избранным в       органы местного самоуправления, назначении выборов в представительный       орган муниципального образования «город Челябинск» и просил суд возложить       на Челябинскую городскую Думу обязанность назначить выборы депутатов в       Челябинскую городскую Думу муниципального образования «город Челябинск» на       14 сентября 2014 года в соответствии с порядком и сроками, установленными       Законом Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской       области». В обоснование своих требований заявитель сослался на положения       ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.ст. 8,       9 и ч.З ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных       прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.       1, пункты 5-9 ст.З Федерального закона «Об обеспечении конституционных       прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы       местного самоуправления» и указал на то, что срок полномочий депутатов       действующего состава Челябинской городской Думы истекает в 2014 году.       Челябинская городская Дума должна была принять решение о назначении       выборов в этот представительный орган местного самоуправления нового       созыва с датой голосования на единый день голосования - 14 сентября 2014       года. В настоящее время сроки для принятия решения о назначении выборов       Челябинской городской Думой и избирательной комиссией города Челябинска       истекли, решения о назначении выборов не приняты, выборы не назначены. Эти       обстоятельства нарушают избирательные права заявителя, поскольку лишают       его права быть избранным депутатом Челябинской городской Думы.

        В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал.

        Представитель Челябинской городской Думы ФИО2,

                      2

                      действующая на основании       доверенности от 28.11.2013 года, и председатель избирательной комиссии       города Челябинска ФИО3 с заявленными требованиями не согласились,       указав на изменение порядка формирования Челябинской городской Думы, что       исключает возможность назначения прямых выборов. Заявитель имеет       возможность участвовать в выборах депутатов Советов депутатов       внутригородских районов города Челябинска, назначенных на 14 сентября 2014       года, из состава депутатов которых будет сформирована Челябинская       городская Дума первого созыва.

        Выслушав пояснения заявителя       ФИО1, представителей заинтересованных лиц ФИО2 и ФИО3, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к       выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и       назначении выборов в Челябинскую городскую Думу решением суда.

        В соответствии со статьей 12 и       частью 2 статьи 32 Конституции РФ в Российской Федерации признается и       гарантируется местное самоуправление. Граждане Российской Федерации имеют       право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы       местного самоуправления.

        Согласно пункту 1 статьи 8       Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях       избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской       Федерации» срок, на который избираются органы местного самоуправления,       депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и       депутатов устанавливаются уставами муниципальных образований, при этом       устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем       окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления,       депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в       котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год       проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания       Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных       выборах.

        Статьей 9 и пунктом 1 статьи 10       Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на       участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что       выборы органов местного самоуправления или депутатов являются       обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие       соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов и назначаются       уполномоченным на то органом или должностным лицом.

        Пунктом 7 статьи 10 Федерального       закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, что решение о назначении       выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем       за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Если       уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначат выборы в       сроки, предусмотренные пунктом 7

                      3

                      указанной статьи, а также если       уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствуют, выборы       назначаются в органы местного самоуправления - соответствующей       избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования       (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N       67-ФЗ).

        Правовые нормы, обеспечивающие       реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и       быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения       указанных прав установлены Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. №       138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации       избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", согласно       статье 3 которого в случаях установления нарушений конституционных прав       граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного       самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 данного       Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных       органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного       самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии       с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на       участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 5).

        Решение суда, предусмотренное       пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ       принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов       местного самоуправления или выборных должностных лиц местного       самоуправления не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в       установленные сроки (пункт 6 статьи 3       Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ).

        Согласно ст.25 Устава       муниципального образования «город Челябинск» Челябинская городская Дума       является постоянно действующим представительным органом местного       самоуправления муниципального образования. Срок полномочий Челябинской       городской Думы и её депутатов составляет 5 лет.

        Действующий состав Челябинской       городской Думы был избран 1 марта 2009 года, когда состоялись выборы       депутатов Челябинской городской Думы четвертого созыва.

        Очередные выборы депутатов       Челябинской городской Думы пятого созыва в силу пунктов 3 и 6 статьи 10,       пункта 2 статьи 81.1 Федерального закона «Об основных гарантиях       избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской       Федерации», устанавливающих, что днем голосования на выборах в органы       местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в       котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов       указанных органов, должны были быть назначены на второе воскресенье       сентября, т.е. 14 сентября 2014 года.

                      4

                      В ходе судебного разбирательства       установлено, что срок полномочий депутатов Челябинской городской Думы       действующего созыва истекает в 2014 году, решение о назначении выборов в       представительный орган муниципального образования «город Челябинск»,       которое должно было быть принято Челябинской городской Думой не ранее 15       июня и не позднее 25 июня 2014 года, принято не было.

        Между тем это обстоятельство не       может служить основанием для удовлетворения заявленных требований,       поскольку до наступления срока, установленного законом для принятия       решения о назначении выборов в Челябинскую городскую Думу, были приняты и       вступили в действие Закон Челябинской области N 703-30 от 10 июня 2014       года «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском       округе» и Закон Челябинской области № от 10 июня 2014 года «О статусе и       границах Челябинского городского округа и внутригородских районов в его       составе», которыми Челябинский городской округ был наделен статусом       Челябинского городского округа с внутригородским делением с образованием в       его составе семи внутригородских районов: Калининского, Курчатовского,       Ленинского, Металлургического, Советского, Тракторозаводского и       Центрального.

        Закон Челябинской области «Об       осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе»       изменил порядок организации местного самоуправления в Челябинском       городском округе на территориях внутригородских районов, определил       численный состав Челябинской городской Думы и представительных органов       внутригородских муниципальных районов, изменил порядок формирования       Челябинской городской Думы - путем избрания из состава представительных       органов внутригородских районов по семь человек от каждого       представительного органа внутригородского района в соответствии с равной       независимо от численности населения внутригородских районов нормой       представительства (ст.ст. 3,5 и 6).

        Федеральный закон от 27.05.2014       года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об       общих принципах организации законодательных (представительных) и       исполнительных органов государственной власти субъектов Российской       Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного       самоуправления в Российской Федерации» предусматривает сохранение порядка       формирования или избрания представительных органов муниципальных районов,       действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона до       дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4).       Закон Челябинской области «Об осуществлении местного самоуправления в       Челябинском городском округе» был опубликован в газете «Южноуральская       панорама» 14 июня 2014 года и с этой даты вступил в действие. С этого       времени в Челябинском городском округе применяется порядок       формирования

5

                      или избрания представительных       органов, установленный законом субъекта РФ.

        Согласно статье 5.1 Федерального       закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»       выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов       должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их       создания.

        В соответствии с п. 3 ст. 39       Федерального закона «Об общих принципах организации местного       самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 статьи 24 Федерального       закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в       референдуме граждан Российской Федерации» и постановлениями избирательной       комиссии Челябинской области от 16 июня 2014 года № 98/817-5 - № 98/823-5       на территориальные избирательные комиссии районов города Челябинска       возложены полномочия избирательных комиссий внутригородских       районов.

        В соответствии с п. 2 ст. 10       Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской       области»» территориальные избирательные комиссии районов города Челябинска       17 июня 2014 года назначили на 14 сентября 2014 года выборы депутатов       Советов депутатов соответствующих внутригородских районов города       Челябинска. Решения избирательных комиссий внутригородских районов       опубликованы в газете «Южноуральская панорама» 19 июня 2014       года.

        При таких обстоятельствах суд       приходит к выводу о том, что прямые выборы депутатов Челябинской городской       Думы не могли быть назначены представительным органом, а в дальнейшем и       избирательной комиссией города Челябинска, так как к сроку, когда должно       быть принято это решение, законом субъекта РФ был изменен порядок       формирования представительного органа городского округа.

        Суд не может согласиться с       доводом заявителя о нарушении его избирательных прав и считает, что       избирательные права заявителя избирать и быть избранным в органы местного       самоуправления не нарушены, так как эти права могут быть реализованы в       рамках выборов в представительные органы внутригородских районов, из числа       которых будет сформирована Челябинская городская Дума муниципального       образования «Челябинский городской округ с внутригородским       делением».

        Утверждение заявителя о том, что       принятое Челябинской городской Думой решение № 49/14 от 25 февраля 2014       года «Об утверждении Схемы одномандатных избирательных округов для       проведения выборов депутатов Челябинской городской Думы» обязывало       представительный орган реализовать это решение и назначить выборы       депутатов Челябинской

                      6

                      городской Думы без учета       изменения статуса городского округа и организации осуществления местного       самоуправления в нем, а также довод о том, что порядок формирования       Челябинской городской Думы, установленный Законом Челябинской области «Об       осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе»,       применяются по истечении срока полномочий депутатов, избранных на выборах       14 сентября 2014 года путем прямого голосования, основано на ошибочном       толковании и применении законодательства, регулирующего спорные       правоотношения.

        Суд также не может согласиться с       доводами заявителя о необходимости руководствоваться Уставом города       Челябинска в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя 25 июля       2014 года в избирательную комиссию города Челябинска с заявлением о       регистрации его в качестве кандидата в депутаты Челябинской городской       Думы, поскольку положения Устава города Челябинска в части изменения       порядка формирования Челябинской городской Думы не были внесены до даты       назначения выборов представительного органа местного самоуправления.       Системный анализ положений ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014       года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об       общих принципах организации законодательных (представительных) и       исполнительных органов государственной власти субъектов Российской       Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного       самоуправления в Российской Федерации» предусматривает сохранение порядка       формирования или избрания представительных органов муниципальных районов,       действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона до       дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации, ч. 4 ст. 7       Федерального закона «Об общих принципах организации местного       самоуправления в Российской Федерации», в силу которой муниципальные       правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации,       федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону,       другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской       Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным       правовым актам субъектов Российской Федерации, ч.2 ст. И Гражданского       процессуального кодекса РФ, в силу которой суд, установив при разрешении       гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует       нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет       нормы правового акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

        На основе надлежащего анализа       указанного выше законодательства и с учетом обстоятельств дела суд       приходит к выводу о том, что оснований для назначения выборов депутатов       Челябинской городской Думы в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 3       Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении       конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть       избранными в органы местного самоуправления» не имеется, так нормативный       правовой акт об изменении порядка

                      7

                      формирования этого       представительного органа местного самоуправления, вступил в силу до наступления       даты, с которой представительный орган муниципального образования был бы       вправе принять решение о назначении прямых выборов депутатов. Кроме того,       на момент рассмотрения дела выборы депутатов Советов депутатов       соответствующих внутригородских районов города Челябинска назначены       уполномоченными органами и в сроки, предусмотренные законом.

        Право граждан избирать и быть       избранными в органы местного самоуправления призвано гарантировать каждому       гражданину на основе принципа равенства право без какой бы то ни было       дискриминации и без необоснованных ограничений участвовать в осуществлении       местного самоуправления как непосредственно, так и через своих       представителей.

        Таким образом, суд, установив,       что прямые выборы депутатов Челябинской городской Думы не могут быть       назначены, а права заявителя избирать и быть избранным в органы местного       самоуправления не нарушены, принимает решение об отказе ФИО1 в       удовлетворении требований об определении срока назначения выборов и       возложении обязанности по назначению даты выборов на Челябинскую городскую       Думу.

        Руководствуясь ст. 261, 194-198       Гражданского процессуального кодекса РФ, Челябинский областной       суд

РЕШИЛ:

        В удовлетворении требований ФИО1

        отказать.

        Решение суда может быть       обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации       в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме       через Челябинский областной суд.

                      Судья

                  Туркова Г.Л.