ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-61/2014 от 08.04.2014 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)


РешениеИменем Российской Федерации*** ***Тамбовский областной суд в составе:    председательствующего судьи Мороз Л.Э.,

 с участием прокурора ФИО2,

 при секретаре ФИО3,

 с участием представителя заявителя Тамбовской региональной общественной организации «За права потребителей» ФИО5, представителя заявителя по доверенности ФИО6, представителя заинтересованного лица *** Думы ФИО7, представителя заинтересованного лица администрации *** ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по заявлению Тамбовской региональной общественной организации «За права потребителей» о признании противоречащему закону и недействующим с момента принятия *** от *** *** "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***" (в редакции *** от *** № 369-З),

 УСТАНОВИЛ:

 *** № 309-З от *** «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***" установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных на территории ***. Определены порядок уплаты взносов на капитальный ремонт для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, порядок формирования фонда капитального ремонта и региональной программы капитального ремонта, статус, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора.

 Текст Закона № 309-З размещен на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) ***, опубликован в периодическом печатном издании газете «Тамбовская жизнь» выпуск *** (26096) от ***.

 Закон вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением частей3 и 5 статьи14 и части2 статьи15 настоящего Закона, которые вступают в силу с ***, статьи31 настоящего Закона, которая вступает в силу с ***.

 *** "О внесении изменений в *** "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***" от *** № 369-З в данный *** внесены изменения.

 Текст Закона № 369-З размещен на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) ***г., опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от ***г. N7 (1454).

 Закон вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

 *** Тамбовская региональная общественная организация «За права потребителей», действующая в интересах неограниченного круга лиц, в порядке статьи 251 ГПК РФ обратилась в Тамбовский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия *** от *** *** "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***".

 В обосновании требований заявитель указал, что с момента вступления в силу оспариваемого Закона собственники квартир и иных жилых помещений на всей территории ***, представляющие собой неопределенный круг лиц потребителей жилищно-коммунальных услуг, обязаны платить взносы на проведение капитального ремонта дома, объемы и стоимость которого не определены, в течение 30 лет.

 По мнению заявителя, сумма взносов ежегодно будет увеличиваться. Установлен достаточно продолжительный период – 30 лет для внесения ежемесячных взносов.

 Заявитель считает, что оспариваемый нормативно-правовой акт противоречит статье 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», так как устанавливает авансовую оплату на протяжении 30 лет еще не оказанной услуги по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории ***.

 Для собственников квартир, расположенных в домах, требовавших проведения капитального ремонта на день приватизации, отсутствуют основания для оплаты капитального ремонта общего имущества дома за свой счет.

 Заявитель ссылается на статью 16 Закона Российской Федерации от *** *** (с изменениями и дополнениями), согласно которой за наймодателем сохраняется обязанность по проведению капитального ремонта в таких жилых домах.

 Решением Октябрьского районного суда *** от *** на наймодателя - администрацию *** возложена обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: ***, в котором проживают члены Тамбовской региональной общественной организации «За права потребителей».

 Тамбовская региональная общественная организация «За права потребителей» полагает, что *** № 309-З от *** противоречит статьям 16 и 18 Закона РФ от *** «О приватизации жилищного фонда в РФ».

 Заявитель указывает, что оспариваемый Закон неправомерно распространяется на всех собственников жилых помещений в многоквартирных домах независимо от года их постройки, действия во времени жилищных законов и иных факторов.

 Граждане приватизированных квартиры не являются собственниками долей в праве на обще имущество многоквартирного дома, поскольку в договорах приватизации эта доля не указана. Поэтому оспариваемый закон противоречит части 2 статьи 38 Жилищного кодекса РФ.

 По мнению заявителя, администрация *** и администрация *** должны нести обязанность по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории ***.

 Заявитель просит признать недействующим с момента принятия *** от *** *** "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***".

 В судебном заседании представители Тамбовской региональной общественной организации «За права потребителей» ФИО5 и ФИО6 заявление поддержали.

 ФИО6 пояснил суду, что граждане ***, являющиеся собственниками квартир на основании договоров приватизации, не должны нести расходы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, так как в договорах приватизации их доля в праве собственности на общее имущество дома не указана. Право на долю в общем имуществе многоквартирного жилого дома не зарегистрировано в установленном законом порядке.

 Поэтому оспариваемый *** противоречит статье 38 Жилищного кодекса РФ. Действие принятого Закона не должно распространяться на данную категорию собственников жилых помещений. Тамбовская Областная Дума обязана внести изменения в закон.

 Договоры приватизации квартир, в силу части 2 статьи 38 Жилищного кодекса РФ, являются ничтожными сделками, поскольку в них не определена доля в праве на общее имущество жилого дома.

 Жилые дома, квартиры в которых приватизированы, до настоящего времени являются муниципальным имуществом. Обязанность по проведению капитального ремонта таких жилых домов сохраняется за администрацией ***.

 Просил заявление удовлетворить.

 Представитель заявителя ФИО5 в обоснование заявления дополнил, что следует признать не соответствующими федеральному законодательству статью 1 оспариваемого Закона, так как она полностью воспроизводит содержание аналогичной нормы федерального закона.

 Нормы *** в части, касающейся распространения действия данного Закона на всех собственников приватизированных квартир, расположенных в домах, требовавших проведения капитального ремонта на день приватизации жилых помещений, противоречат положениям статьи 16 Закона РФ от *** «О приватизации жилищного фонда в РФ».

 Такие дома должны быть установлены и исключены из региональной программы проведения капитального ремонта за счет средств собственников приватизированных квартир. Только после выполнения капитального ремонта наймодателем они могут быть включены в региональную программу. Это должно быть отражено в принятом Законе.

 В этой части Закон подлежит признанию недействующим.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица *** Думы ФИО7 пояснила, что в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации регулирование правоотношений в области жилищного права находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

 Оспариваемый Закон принят в целях реализации положений раздела 9 Жилищного кодекса Российской Федерации «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме» на территории ***.

 *** № 309-З от *** принят в пределах компетенции *** Думы с соблюдением процедуры принятия и опубликования.

 Закон предусматривает два возможных вариант формирования фонда капитального ремонта: на специальном счете и на счете регионального оператора.

 Средства, находящиеся на данных счетах, принадлежат собственникам квартир и могут быть использованы только на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества жилого дома.

 При проведении капитального ремонта предусмотрены меры государственной поддержки из федерального фонда и местных бюджетов.

 *** на основании мониторинга жилых домов разработана и принята региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов на территории ***.

 В целях реализации программы оспариваемым *** для собственников квартир установлены ежемесячные взносы, которые будут перечисляться на счета по выбору жильцов.

 Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и Жилищный кодекс РФ имеют одинаковую юридическую силу

 Оспариваемый Закон не противоречит статье 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» поскольку предусматривает другой механизм реализации.

 Жилищный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ возлагают на собственников жилых помещений обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома.

 Доля собственника квартиры в общем имуществе многоквартирного дома определяется статьями 37 и 38 Жилищного кодекса РФ, пропорционально размеру общей площади жилого помещения.

 Закон РФ «О защите прав потребителей» не регулирует правоотношения собственников жилых помещений по уплате взносов на проведение капитального ремонта, поэтому оспариваемый Закон не может ему противоречить.

 *** Думы считает, что *** от *** № 309-З (в редакции Закона от *** №369-З) не противоречит нормам Федерального законодательства, поэтому заявление удовлетворению не подлежит.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации *** ФИО8 возражал против удовлетворения заявления.

 Представитель пояснил суду, что в целях реализации положений федерального законодательства по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов на территории *** администрацией *** разработан и внесен в Тамбовскую областную Думу проект *** № 309-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

 *** *** Думой указанный Закон принят.

 Оспариваемый нормативно-правовой акт не нарушает законных прав и интересов неопределенного круга лиц, собственников приватизированных квартир, проживающих на территории ***, поскольку положения Жилищного кодекса РФ обязывают органы государственной власти субъекта РФ обеспечить своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов.

 Согласно статье 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов.

 Полномочия субъекта Российской Федерации - *** в сфере осуществления государственного жилищного надзора, регулирования отношений по обеспечению проведения капитального ремонта жилищного фонда предусмотрены статьями 72 и 76 Конституции РФ, пунктом 61 статьи 26 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 Статьей 181 ЖК РФ и частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта, об организации проведения капитального ремонта в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса РФ.

 Обязанность собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт предусмотрена статьей 169 ЖК РФ.

 Положения статьи 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» не применимы к правоотношениям по формированию фонда капитального ремонта и по осуществлению оплаты взносов на капитальный ремонт.

 Статья 169 ЖК РФ не содержит ограничений и дополнительных условий для включения жилых домов в региональную программу по проведению капитального ремонта, связанных с годом постройки или иными факторами.

 Закон РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» не освобождает собственников приватизированных жилых помещений от обязанности по участию в проведении ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома.

 Механизм реализации обязанности наймодателя по проведению капитального ремонта жилых домов, предусмотренный статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», отличается от механизма реализации обязанности собственников помещений по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, предусмотренного *** от *** № 309-З.

 Оспариваемый Закон предусматривает, что обязательным условием возникновения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт является включение жилого дома в региональную программу капитального ремонта.

 Представитель пояснил суду, что региональная программа принята администрацией *** на основании внутренних регламентов.

 Проверку технического состояния домов осуществляли управляющие организации.

 Установить сумму минимального фонда для проведения капитального ремонта для конкретного дома, после накопления которой, собственники квартир могли бы приостановить перечисление взносов, не представляется возможным.

 В 2014 году после актуализации региональной программы будет разработан краткосрочный план по проведению капитального ремонта.

 Отсутствие в договоре приватизации указания о доле собственника в праве на общее имущество жилого дома не является основанием для освобождения собственников квартир от уплаты взносов на капитальный ремонт.

 Доля собственника в праве на общее имущество жилого дома определяется в соответствии с законом пропорционально общей площади жилого помещения.

 Просил отказать в удовлетворении заявления.

 Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО2, полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу, что заявление Тамбовской региональной общественной организации «За права потребителей» удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

 В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.

 Статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 При обращении в суд заявитель указал, что оспариваемый Закон субъекта Российской Федерации ФИО4 нарушает права неопределенного круга потребителей ***, гарантированные федеральным законодательством в сфере жилищных услуг.

 В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от *** № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

 Статья 5 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

 Указанные нормы права свидетельствует о том, что Тамбовская областная Дума, как орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принимая обжалуемый Закон, действовала в пределах своей компетенции.

 *** Думы, как законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, подтверждаются пунктом 3 статьи 8, п.п. 59 пункта 4 статьи *** (в редакции закона *** от *** № 379-З).

 В соответствии с пунктом 1 статьи *** «О правовых актах ***» (в редакции от *** № 200-З) нормативные правовые акты *** подлежат официальному опубликованию в газете «Тамбовская жизнь» и на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru).

 Факт официального опубликования и вступления в силу оспариваемого Закона подтверждается материалами дела (копией газеты «Тамбовская жизнь» от *** *** (26096).

Со дня вступления в силу Федерального Закона от *** № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - с ***, правоотношения по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательствами статьями 166 - 191 "Раздел IX. «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса РФ.    В силу статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:

 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;

 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора;

 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;

 5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;

 6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью7 статьи177 и статьей183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;

 7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

 8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.

 Таким образом, законодательством Российской Федерации на законодательный орган субъекта Российской Федерации возложена обязанность по принятию нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

 Статья *** от *** *** "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***" (в редакции *** от *** № 369-З) предусматривает, что Закон устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этим программам, порядок деятельности регионального оператора системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***, порядок выполнения региональным оператором своих функций и порядок осуществления им финансирования капитального ремонта, а также иные положения, необходимые для организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***.

 Что соответствует положениям, содержащимся в статье 166 Жилищного кодекса РФ, согласно которым:

 1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

 3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;

 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

 5) утепление и ремонт фасада;

 6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

 7) ремонт фундамента многоквартирного дома.

 2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.

 3. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, частьфонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

 4. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

 В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1, частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

 Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

 Согласно статье 290 ГК РФ Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

 Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.

 В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 Согласно частям 1 – 7 статьи 36.1 Жилищного кодекса РФ

 Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.

 Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником такого помещения.

 Право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение.

 При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля нового собственника такого помещения в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, равна доле в праве на указанные денежные средства предшествующего собственника такого помещения.

 Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете.

 При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю такого помещения переходит доля в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете.

 Условия договора, в соответствии с которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, являются ничтожными.

 Таким образом, правоотношения по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются жилищным и гражданским законодательством.

 При таких обстоятельствах утверждение заявителя Тамбовской региональной общественной организации «За права потребителей», что оспариваемый Закон противоречит статье 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» является необоснованным.

 Взносы на капитальный ремонт, до принятия решения собственниками жилых помещений решения о проведении капитального ремонта, не являются оплата за оказанную услугу по проведению капитального ремонта, а представляют собой денежные средства собственника, находящиеся на специальном счете.

 Части 1 – 5 статьи 3 оспариваемого *** предусматривают, что

 Минимальный размер взноса на капитальный ремонт (далее - минимальный размер взноса) устанавливается в порядке, предусмотренном методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации органом дифференцировано с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома, нормативных сроков эксплуатации конструктивных элементов объектов общего имущества в многоквартирном доме и систем инженерно-технического обеспечения до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом перечня работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

 Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается ежегодно администрацией *** до первого мая года, предшествующего очередному году реализации региональной программы капитального ремонта, в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.

 Собственники помещений в многоквартирном доме, за исключением жилых домов блокированной застройки, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью4 настоящей статьи и частью2 статьи 8 настоящего Закона в размере, установленном в соответствии с частью2 настоящей статьи, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

 Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, *** или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или решения об изъятии земельного участка.

 Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

 Данные положения *** не противоречат положениям федерального законодательства - частям 1 - 4 статьи 169 Жилищного кодекса РФ, которые предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью2 настоящей статьи, частью8 статьи170 и частью4 статьи181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью8.1 статьи156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

 Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

 Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

 Согласно частям 1, 2 3 статьи 158 ЖК РФ Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью1.1 настоящей статьи.

 Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

 Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

 Из содержания указанных норм федерального законодательства следует, что от уплаты расходов на капитальный ремонт освобождаются только собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме.

 Федеральным жилищным законодательством правовых оснований для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, расположенных в домах, которым требовался капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения, не предусмотрено.

 Согласно части 3 статьи 168 Жилищного кодекса РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.

 Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 1 статьи ***.

 Таким образом, в этой части оспариваемый закон *** не противоречит действующему федеральному законодательству.

 Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от *** *** «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от *** г.) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

 Данная правая норма содержит обязанность бывшего наймодателя провести капитальный ремонт дома, но не освобождает собственников жилых помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома.

 *** "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***" нельзя признать противоречащим указанной норме федерального законодательства, поскольку имеются специальные нормы, регулирующие правоотношения по формированию фонда капитального ремонта и по уплате взносов на капитальный ремонт.

 Нельзя согласиться с доводами заявителя в той части, что оспариваемый Закон нарушает права собственников квартир, право которых возникло на основании договора приватизации жилого помещения, поскольку в договоре приватизации не указана доля в праве собственности на общее имущество жилого дома.

 Согласно частям 1 – 3 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

 Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.

 При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

 Таким образом, законодатель установил порядок определения доли собственника на общее имущество в многоквартирном доме.

 Части 1 и 2 статьи 38 Жилищного кодекса РФ определяют порядок перехода права на долю в общем имуществе многоквартирного дома.

 При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

 Условия договора, которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, являются ничтожными.

 Следовательно, принятый Закон не нарушает прав собственников приватизированных квартир, поскольку их доля в праве на общее имущество многоквартирного жилого дома определена федеральным законом.

 Доля обязательных расходов на содержание общего имущества собственников помещений также определена федеральным законом.

 Согласно частям 1 и 2 Статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

 Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

 Руководствуясь ст. ст. 194-197, 253 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 в удовлетворении заявления Тамбовской региональной общественной организации «За права потребителей» о признании противоречащему закону и недействующим с момента принятия *** от *** *** "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***» (в редакции *** от *** № 369-З) отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Тамбовский областной суд.

 Судья Л.Э. Мороз