ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-62/2014 от 14.01.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ДД.ММ.ГГГГ Самарский областной суд

 в составе:

 председательствующего Шабаевой Е.И.,

 при секретаре Филатовой К.П.,

 рассмотрев гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО10 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

 У С Т А Н О В И Л :

 ФИО1 обратился в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 7678,16 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 11840 000 рублей.

 Свои требования заявитель обосновал тем, что является собственником вышеуказанного земельного участка. Постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 19691639,48 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно отчета об оценке, выполненного в соответствии с нормами действующего законодательства, рыночная стоимость названного земельного участка на ту же дату составляет

 11 840000 руб. На основании изложенного, считает, что в соответствии со статьей 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

 В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.

 Представитель ФГБУ «ФКП» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по доверенности ФИО3 заявленные истцом требования не признала, считает, что не имеется оснований для их удовлетворения, так как кадастровая стоимость земельного участка была определена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 Также представитель ответчика пояснила, что в целях проверки доводов заявителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области был заключен контракт с ООО «Самарская независимая экспертная компания» на предмет проверки отчета об оценке, представленного ФИО1 в подтверждение рыночной стоимости земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы». Согласно полученного акта по результату рассмотрения отчета, отчет, предоставленный заявителем, в основном соответствует требованиям законодательства, имеются несущественные замечания.

 Представители Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены. Представителем Министерства имущественных отношений Самарской области в суд направлен письменный отзыв на иск, в котором он просит в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, Министерством в отзыве было указано, что в силу статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, в связи с чем, считает необходимым осуществление проверки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка на соответствие требованиям федерального законодательства.

 Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

 В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.

 Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

 Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

 Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.

 Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

 Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

 Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

 Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

 Из материалов дела усматривается, что заявитель ФИО1 ФИО11 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 7678,16 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>

 Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе вышеназванного земельного участка. Данным постановлением утверждена кадастровая стоимость названного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 19691639,48 руб.

 Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

 При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

 - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

 - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

 В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).

 В силу статьи 12 отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

 В соответствии со статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

 Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

 В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

 Заявителем в обоснование своих требований представлен отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненный ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы», из которого усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 7678,16 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 11 840 000 рублей.

 Согласно экспертного заключения на данный отчет от ДД.ММ.ГГГГ за № выполненного экспертом ФИО8 (действительный член Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный оценочный Департамент», регистрационный номер №), экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности.

 ФГБУ «ФКП» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в целях проверки достоверности представленного истцом отчета об определении рыночной стоимости земельного участка был заключен контракт с ООО «Самарская независимая экспертная компания» (ООО «СНЭК»). Согласно акта по результату рассмотрения отчета от ДД.ММ.ГГГГ года, представленного кадастровым органом, Отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 7678,16 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленный заявителем, по основным параметрам соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Имеется некоторые нарушения требований Федерального закона об оценочной деятельности (статьи 11) и ФСО-1 ФСО -3, выразившиеся в следующем: данные, предоставленные Заказчиком, не подписаны Заказчиком; отсутствует сквозная нумерация отчета (номер на первой странице отсутствует); копия отчета не прошита. В акте отмечено, что указанные замечания являются несущественными.

 В судебном заседании представителем кадастрового органа было заявлено о том, что данный отчет не может быть положен в основу определения действительной рыночной стоимости земельного участка, поскольку в нем не имеется обоснований по примененным корректировкам.

 Данный довод кадастрового органа не может быть основанием к отказу в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, поскольку он опровергается самим содержанием отчета. Так, на страницах 60-64 отчета в разделе «Комментарии к расчету» оценщиком подробно описывается обоснованность применения каждой из корректировок (поправок) и порядок их расчета.

 В судебном заседании оценщик ФИО9, проводившая оценку рыночной стоимости земельного участка, подтвердила свои выводы, изложенные в отчете от ДД.ММ.ГГГГ года. Пояснила, что все расчеты по корректировкам приведены в отчете, что усматривается из его содержания.

 Кроме того, соответствие данного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ за №, составленным в порядке статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности в целях проверки отчета. А в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

 Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении требования ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.

 Руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд пришел к выводу, что требования ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 7678,16 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 11840 000 рублей, подлежат удовлетворению.

 В государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, поскольку в ходе судебного разбирательства ответчиком не были представлены доказательства, опровергающие достоверность рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке. Более того, достоверность представленного истцом отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, подтверждена представленным самим кадастровым органом актом специалиста.

 Руководствуясь ст.ст.194-198, 246 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Требования ФИО1 удовлетворить.

 Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 7678,16 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 11840 000 рублей.

 Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

 Председательствующий: