ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-648/16 от 05.10.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3-648/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Уфа 5 октября 2017 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Хажиевой Р.И.,

с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оголихина А.А. к Совету муниципального района Абзелиловский район о признании недействующим решения Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года № 91 (редакция от 27 апреля 2017 года № 109) «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» в части пункта 6 и установления в подпункте 5.16 пункта 5 приложения № 2 ставки арендной платы за аренду земельных участков для размещения бюро реализации путевок в размере 8,56 % от кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

решением Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года № 91 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» утверждены правила определения размера и внесения арендной платы (приложение № 1); средние ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Абзелиловский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Иглинского района Республики Башкортостан (приложение № 2); коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земельных участков (приложение № 3) (том 2 л.д.145-173).

В пункте 6 вышеуказанного решения Совета говорится о том, что «настоящее решение Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года» (том 2 л.д.147).

В подпункте 5.16 пункта 5 приложения № 2 решения Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года № 91«Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - решение Совета от 22 марта 2017 года № 91) установлена ставка арендной платы за аренду земельных участков для размещения бюро реализации путевок в размере 8,56 % от кадастровой стоимости земельных участков (том 2 л.д.154).

В данное решение были внесены изменения решением Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 27 апреля 2017 года № 109, которые также распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года (том 2 л.д.95).

Решение Совета от 22 марта 2017 года № 91 и изменения в него были опубликованы в газете «Абзелил», «Оскон» 31 марта 2017 года, размещены на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан http://www.abyalil.ru 22 марта 2017 года и 27 апреля 2017 года, вступили в законную силу согласно статьи 30 Устава муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан с момента подписания 22 марта 2017 года и 27 апреля 2017 года соответственно, распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года (том 1 л.д.31).

До принятия вышеуказанного решения Совета в 2016 году ставка арендной платы за аренду земельных участков для размещения бюро реализации путевок была установлена решением Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 6 апреля декабря 2016 года № 469 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан» в размере 8,19% от кадастровой стоимости земельных участков.

21 июня 2017 года Оголихин А.А., арендатор земельного участка по адресу: адрес, в целях строительства комплекса, включающего в себя бюро реализации путевок, сувенирного магазина и кафе, обратился в Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан с административным иском о признании недействующим решения Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года № 91, установлении ставки арендной платы на земельный участок с кадастровым номером №... равной 4,228 % от кадастровой стоимости земельного участка, обязании опубликовать сообщение об отмене решения в средствах массовой информации в районной газете «Оскон», взыскании понесенных судебных расходов, включая оплату услуг представителя 8000 рублей (том 1 л.д.8).

Определением Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2017 года данное дело было передано для рассмотрения по подсудности в Верховный Суд Республики Башкортостан (том 1 л.д.135-136).

В ходе рассмотрения дела в Верховном Суде Республики Башкортостан Оголихин А.А. уточнил административный иск и просил признать недействующим пункт 6 и подпункт 5.16 пункта 5 приложения № 2 (ставка арендной платы за аренду земельных участков для размещения бюро реализации путевок в размере 8,56 % от кадастровой стоимости земельных участков) решения Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, от остальной части исковых требований отказался (том 2 л.д.130-140).

Отказ от административного иска принят определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 сентября 2017 года, производство по делу в части иска прекращено (том 2 л.д.130-133).

По мнению представителя административного истца, увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582), поскольку ставка 8,56% от кадастровой стоимости земельных участков определена произвольно, без учета доходности земельных участков по виду разрешенного использования.

В судебном заседании представитель административного истца Баязитов В.Р. поддержал уточненный иск по указанным выше основаниям, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан и заинтересованного лица администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан Миянов А.Б., представитель заинтересованного лица Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Абзелиловскому району Ягудина М.М. возражали против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Совета муниципального района и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Пояснили, что ставка арендной платы на земельные участки для размещения бюро реализации путевок на 2017 года были определены путем умножения ставки арендной платы на земельные участки для размещения бюро реализации путевок за 2016 года 8,19 % на 1,045 индекс потребительских цен согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2016 год и на период до 2018 года по постановлению Правительства Республики Башкортостан от 14 февраля 2017 года № 52.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, проверив решение Совета от 22 марта 2017 года № 91 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 1 марта 2015 года) если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу пунктов 5 и 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з (редакция от 28 мая 2015 года) «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», абзацу 10 пункта 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановления Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно подпункта 5 пункта 7 статьи 20 Устава муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан (утвержденного решением Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 16 декабря 2005 года с изменениями и дополнениями) установление ставок арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан.

Порядок принятия решения, установленный статьями 2, 21, 26, 38 Регламента Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан (утвержденного 29 мая 2013 года решением Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан № 129) также был соблюден (том 1 л.д.169-238).

Таким образом, оспариваемое в части решение Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан было принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке. Данные обстоятельства не оспаривались административным истцом.

Проверяя соответствие оспариваемого решения Совета муниципального района нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу суд принимает во внимание, что федеральное законодательство ограничивает права субъектов Российской Федерации в данном вопросе соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.

Так, пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, одним из которых является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» установлены Правила определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Правила).

Формула для определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на основании кадастровой стоимости АП = П x Кс x К/100, где: АП - размер арендной платы; П - площадь земельного участка (устанавливается в целом без выделения застроенной и незастроенной частей); Кс - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка; К - ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка (подпункт «а» пункта 1.2 Правил).

Согласно пункту 1.2 Правил, органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена. Ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка устанавливаются с учетом прогнозного показателя индекса потребительских цен, определяемого в установленном законодательством порядке. Интервал ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости, за не разграниченные в собственность земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, за земельные участки, предназначенные для размещения объектов розничной торговли в Республике Башкортостан составляет 1,57-29,21% (том 2 л.д.234).

В ходе рассмотрения дела установлено, что увеличение арендной платы за земельные участки для размещения бюро реализации путевок на территории муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан с 8,19 % до 8,56 % от кадастровой стоимости земельных участков было осуществлено произвольно, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности.

Из экономического обоснования величины ставки арендной платы, подписанного председателем-начальником отдела Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Абзелиловскому району от 15 сентября 2017 года № 1807, следует, что в 2015 году размер арендной платы был рассчитан на основании решения Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 24 марта 2015 года № 366, ставка в процентах от кадастровой стоимости составила 8,73 %. В 2016 году осуществлена переоценка земель, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка административного истца увеличилась и увеличился удельный показатель с 515,30 на 587,84, ставка арендной платы составила 8,19 % от кадастровой стоимости земельного участка, арендная плата увеличилась в 2016 году с 163567,97 рублей до 175051,93 рублей (том 2 л.д.105-107).

В материалы дела административным ответчиком представлено заключение главы администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 1 марта 2017 года адресованное в Совет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан с просьбой рассмотреть проект решения «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена». В данном заключении говорится о том, что размер арендной платы в 2017 году определен с учетом прогнозных показателей индекса потребительских цен на период 2016-2018 годы, определенных Министерством экономического развития Республики Башкортостан для составления прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан (том 1 л.д.102).

В приложении №2 экономическое обоснование величины ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости на 2017 год, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляется органами местного самоуправления, подписанном председателем-начальником отдела Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Абзелиловскому району также указано об индексации ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляется органами местного самоуправления за 2016 года с учетом прогнозного показателя индекса потребительских цен на 104,5 %, что приведет к увеличению бюджета муниципального района в 2017 году на 1 109 528,13 рублей (общая сумма арендной платы в 2017 году 25765708,82 рублей, а в 2016 году 24656180,69 рублей) (том 2 л.д.108-117).

При этом из анализа текста вышеуказанного приложения №2 экономическое обоснование величины ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости на 2017 год, следует, что ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка были проиндексированы на 1,045 выборочно без указания оснований отбора. Так отдельные ставки арендной платы на 2017 год оставлены по сравнению с 2016 годом без изменения, например ставка арендной платы на земельные участки без алкогольных напитков пункт 5.5. Некоторые наоборот уменьшены, например, ставка арендной платы на земельные участки для размещения объектов оптовой торговли пункт 5.1.

Таким образом, из экономического обоснования величины ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости на 2017 год усматривается, что увеличение ставок арендной платы произведено исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов, что противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков, является неправомерным.

Поскольку коэффициент индексации прогнозный показатель индекса потребительских цен не включен в формулу расчета арендной платы постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена», в нем лишь говорится о том, что данный индекс учитывается при определении ставки арендной платы, то у административного ответчика не было оснований для применения данного коэффициента индексации при расчете арендной платы без экономического обоснования величины ставки арендной платы.

Муниципальный представительный орган в нарушение части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал соблюдение принципа экономической обоснованности, не представил анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков в Абзелиловском районе Республики Башкортостан, расчеты, которые показывают доходность земельных участков, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик участков, и документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины базовой ставки арендной платы 8,56%.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу, что административным ответчиком ставки арендной платы изменены не на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной в том числе на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального образования.

Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы Оголихина А.А., поскольку приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельный участок, арендатором которого является административный истец.

Так администрация муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан и государственное унитарное предприятие санаторий «Якты-Куль» 25 октября 2010 года заключили договор аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №..., площадью №... кв.м, со ставкой арендной платы от кадастровой стоимости земли 11,04 %, по адресу адрес, в целях строительства комплекса, включающего в себя бюро реализации путевок, сувенирного магазина и кафе, срок аренды с 20 сентября 2010 года по 20 сентября 2020 года (том 1 л.д.9-10). Земельный участок был предоставлен в аренду без проведения торгов на основании постановления администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 20 сентября 2010 года № 1395 (том 2 л.д.90).

Впоследствии ГУП санаторий «Якты-Куль» Республики Башкортостан переуступил права по вышеуказанному договору аренды ООО «Веста» 14 декабря 2010 года, а ООО «Веста» в свою очередь индивидуальному предпринимателю Г.Ф.Р.. по договору уступки от 13 августа 2012 года.

После чего по договору от 25 февраля 2013 года индивидуальный предприниматель Г.Ф.Р. переуступил права аренды на данный участок индивидуального предпринимателю Оголихину А.А. (том 2 л.д.84-89).

Расчет годовой арендной платы на 2017 год выставлен Оголихину А.А. исходя из ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости 8,56% (том 2 л.д.93).

Следовательно, решение Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года № 91 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» в части установления в подпункте 5.16 пункта 5 приложения № 2 ставки арендной платы за аренду земельных участков для размещения бюро реализации путевок в размере 8,56 % от кадастровой стоимости земельных участков, не соответствует требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, повышение арендной платы не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.

Также суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца о признании недействующим пункта 6 решения Совета от 22 марта 2017 года № 91, поскольку данный пункт нарушает порядок введения в действие решения Совета муниципального района от 22 марта 2017 года № 91 путем распространения на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, т.е. за прошедшее время. Данный порядок не отвечает принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Случаи пересмотра размера арендной платы за земельные участки в одностороннем порядке по требованию арендодателя предусмотрены в разделе 2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480, в редакции от 14 февраля 2017 года № 52, действовавшей на момент оспариваемого нормативного правового акта (далее – Правила).

Раздел 2 Правил не предусматривает возможности изменения арендной платы в одностороннем порядке за истекший период в случае принятия нормативного правового акта, ухудшающего положения арендаторов.

При этом пункт 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 14 февраля 2017 года № 52 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» предусматривающий, что постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, был исключен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03 июля 2017 года № 304.

Следовательно, решение Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года № 91 в оспариваемой части не соответствует требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку не отвечает принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, которая противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, был принят позднее таких нормативных правовых актов, при этом оспариваемое положение не устанавливало права граждан и организаций, а регулировало исключительно вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, на его основании на граждан и юридических лиц незаконно возложена обязанность по уплате дополнительных арендных платежей, арендная плата не была уплачена административным истцом исходя из оспариваемой ставки, то суд полагает необходимым признать решение Совета от 22 марта 2017 года № 91 в оспариваемой части недействующим со дня принятия.

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Советом муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в пользу Оголихина А.А. 300 рублей, в счет возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящим иском. Поскольку административным истцом не представлены документы об оплате услуг представителя 8000 рублей, то у суда отсутствуют основания для взыскания данной суммы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Оголихина А.А. удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия решение Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года № 91 (редакция от 27 апреля 2017 года № 109) «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» в части пункта 6 и установления в подпункте 5.16 пункта 5 приложения № 2 ставки арендной платы за аренду земельных участков для размещения бюро реализации путевок в размере 8,56 % от кадастровой стоимости земельных участков.

Взыскать с Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в пользу Оголихина Алексея Александровича возврат государственной пошлины 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова