ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело № 3а – 74/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Саранск Республика Мордовия 12 октября 2021 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия ФИО1,
при секретарях Ю.А. Киреевой, А.С. Солдатовой, С.В. Ермаковой, помощнике судьи Е.В. Ивашкиной,
с участием в деле:
административного истца – общества с ограниченной ответственностью «Мордовская водопроводно – канализационная компания» (далее также – ООО «Мордовводоканал», Общество), его представителей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,
административного ответчика – Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее также – РСТ Республики Мордовия, орган регулирования), его представителей ФИО6, ФИО7,
заинтересованного лица – Федеральной антимонопольной службы (далее также – ФАС России),
старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитовой Елены Петровны, прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Немудрякина Ильи Борисовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Мордовская водопроводно – канализационная компания» о признании недействующим в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 г. № 204 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для ООО «Мордовводоканал» на 2021 – 2023 годы»,
у с т а н о в и л:
Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия 15 декабря 2020 г. принят приказ № 204 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для ООО «Мордовводоканал» на 2021 – 2023 годы» (далее – Приказ от 15 декабря 2020 г. № 204), устанавливающий производственную программу в сфере холодного водоснабжения (Зубово – Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия) согласно приложению № 1; производственную программу в сфере холодного водоснабжения (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия) согласно приложению № 2; производственную программу в сфере водоотведения (Зубово – Полянское городское поселение Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия) согласно приложению № 3; долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на питьевую воду для ООО «Мордовводоканал», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021 – 2023 годы, согласно приложению № 4; долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на водоотведение для ООО «Мордовводоканал», на 2021 – 2023 годы, согласно приложению № 5; тарифы на питьевое водоснабжение для ООО «Мордовводоканал», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021 – 2023 годы, согласно приложению № 6; тарифы на водоотведение для ООО «Мордовводоканал» на 2021 – 2023 годы, согласно приложению № 7.
Данным приказом осуществлено тарифное регулирование ООО «Мордовводоканал» на 2021-2023 годы, а именно:
– подпунктами 2,3,4,5,6,7,8 пункта I раздела 1 «Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения» приложения № 1 установлены мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия, а именно капитальный ремонт водопроводных сетей п. Зубова Поляна: участок водопровода от улицы Калинина дом 14а до улицы Мелиоративной дом 2б; участок водопровода от улицы Парамонова дом 32 до улицы Парамонова дом 41; посёлок Школа факторных бригадиров, участок водопровода от улицы Спортивная дом 3 до улицы переулок Спортивный дом 6; участок водопровода от улицы Парамонова дом 44 до улицы Советская дом 61б; улица Новикова – Прибоя – улица Строительная, Закольцовка скважин № 1787, № 2943, № 1197; участок водопровода <...> до улицы Строительная дом 5; улиц Октябрьская;
– разделом 3 приложения № 1 установлен планируемый объём подачи воды ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия;
– разделом 4 приложения № 1 установлены финансовые потребности для реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия;
– подпунктами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 пункта I раздела «Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения» приложения № 2 установлены мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения ООО «Мордовводоканал» (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия), а именно ремонт водопроводной сети <...> от дома 4 до дома 8; улица Бровцева от дома 8 до переулка Денисова дом 20; улица Бровцева от стадиона до дома 20; улица Бровцева от дома 20 до котельной; улица Садовая от дома 10а; улица Садовая от дома 10а до улицы Жадейкина дома 3; улица Жадейкина от здания РОВД до здания школы; улица Жадейкина от здания школы до улицы Денисова; от улицы Денисова дома 16 до улицы 40 лет Победы;
– раздел 4 приложения № 2 установлены финансовые потребности для реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «Мордовводоканал» (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия);
– подпунктом 2 пункта 1 раздела 1 «Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения» приложения № 3 установлены мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоотведения ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия), а именно, капитальный ремонт водопроводной сети <...> от дома 74 до улицы Советская дом 80;
– разделом 3 приложения № 3 установлен планируемый объём принимаемых сточных вод ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия);
– разделом 4 приложения № 3 установлены финансовые потребности для реализации производственной программы в сфере водоотведения ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия);
– столбцом 4 подпунктов 1, 2 «Долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на питьевую воду для ООО «Мордовводоканал», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021 – 2023 годы» приложения № 4 установлен базовый уровень операционных расходов на 2021 г. для Зубово – Полянского городского поселения, Ачадовского, Анаевского (с. Каргашино), Ширингушского сельских поселений Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в размере 9811,40 тысяч рублей; для Дубёнского, Поводимовского сельских поселений Дубёнского муниципального района Республики Мордовия в размере 3161,96 тысяч рублей;
– столбцом 4 подпункта 1 «Долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на водоотведение для ООО «Мордовводоканал на 2021 – 2023 годы» приложения № 5 установлен базовый уровень операционных расходов на 2021 г. для Зубово – Полянского городского поселения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия в размере 3872,22 тысячи рублей;
– приложением № 6 установлены тарифы на питьевое водоснабжение для ООО «Мордовводоканал», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021 – 2023 годы;
– приложением № 7 установлены тарифы на водоотведение для ООО «Мордовводоканал» на 2021 – 2023 годы.
ООО «Мордовводоканал» обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о признании вышеперечисленных положений Приказа от 15 декабря 2020 г. № 204 недействующими. С учётом уточнения требований приводит мотивы о том, что ООО «Мордовводоканал» является организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территориях Зубово – Полянского и Дубёнского муниципальных районов, обратилась в РСТ Республики Мордовия с заявлением об утверждении производственных программ в сфере водоснабжения и (или) водоотведения с 2021 по 2023 годы, долгосрочных параметров регулирования и тарифов. При вынесении оспариваемого приказа не было надлежаще учтено предложение ООО «Мордовводоканал», правовое и экономическое обоснование этому в экспертном заключении отсутствует, что привело к занижению и установлению необходимой валовой выручки в экономически необоснованном размере.
Доводит до суда мнение о том, что Приказ от 15 декабря 2020 г. № 204 противоречит действующим нормативным правовым актам, а именно: Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении); пунктам 2, 21 – 24, 39 – 42, 48 – 52, 58, 61, 74, 77 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также – Основы ценообразования), Методическим указаниям по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746 – э (далее также – Методические указания № 1746 – э), Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 (далее также – Правила разработки производственных программ).
В обоснование указывает, что РСТ Республики Мордовия при утверждении производственной программы ООО «Мордовводоканал» на 2021 – 2023 годы при расчёте тарифов на питьевое водоснабжение по статье «Ремонтные расходы» Дубёнского муниципального района Республики Мордовия необоснованно не принял во внимание накладные расходы и сметную прибыль ввиду того, что учёл затраты на капитальный ремонт хозяйственным способом, не подтвердив заявленный Обществом подрядный способ. Регулирующий орган самостоятельно, без возврата на доработку проекта, изменил график реализации мероприятий производственной программы в сфере холодного водоснабжения, в результате чего часть мероприятий по капитальному ремонту была перенесена на 2022 и 2023 годы.
Административный истец приводит аналогичное обоснование административных исковых требований в части расчётов тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение по статьям «Ремонтные расходы» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия относительно необоснованности РСТ Республики Мордовия исключения накладных расходов и сметной прибыли.
Также указывает, что при расчёте статей «Вспомогательное производство», «Расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства. Холодное водоснабжение» Зубово – Полянского и Дубёнского муниципальных районов РСТ Республики Мордовия принял во внимание не скорректированный расчёт, а первоначальный, который на тот момент был уже неактуальный. Административный ответчик снизил количество штатных единиц, исключив 2 единицы контролеров по водоснабжению, а по водоотведению штатные единицы исключены полностью.
При расчёте статей «Вспомогательное производство», «Расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства, Холодное водоснабжение» Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, РСТ Республики Мордовия также необоснованно снизил количество штатных единиц с 2 до 0,5 и среднемесячную заработную плату на одного работника, в связи с непринятием к учёту премирование сотрудников.
В связи с неверным исчислением затрат по указанным статьями отчисления на социальные нужды также рассчитаны неверно.
Указывает, что объём отпуска воды Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия, утверждённый административным ответчиком, является экономически необоснованным, поскольку при подсчётах административный ответчик использовал фактические объёмы по централизованным системам водоснабжения, в которых Общество не оказывает услуги водоснабжения.
Административный ответчик РСТ Республики Мордовия подал письменные возражения на административный иск, в котором признает административный иск в части учёта объёма отпуска воды в Зубово – Полянском муниципальном районе Республики Мордовия, в остальной части в удовлетворении административных исковых требований просил отказать.
Указывает, что при расчёте расходов на капитальный ремонт по статье «Ремонтные расходы в сфере холодного водоснабжения» Зубово – Полянского и Дубёнского муниципальных районов административный истец не подтвердил подрядный способ выполнения работ, поскольку не представил договор на проведение ремонтных работ на 2021 – 2023 годы, а план закупки товаров, работ, услуг размещён ООО «Мордовводоканал» на сайте 16 декабря 2020 г., то есть на следующий день после заседания Коллегии и издания оспариваемого приказа, а не 15 декабря 2020 г. как указано в иске. Величина расходов на капитальный ремонт не может быть включена в производственную программу исключительно в сумме по сметам без учёта расчётной величины, полученной по формуле, предусмотренной пунктом 40 Методических указаний.
Аналогичные доводы РСТ Республики Мордовия приводит по статье «Ремонтные расходы» по водоотведению Зубово – Полянского муниципального района.
Также административный ответчик указывает, что при расчёте статьи «Вспомогательное производство». «Расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства. Холодное водоснабжение» Зубово – Полянского и Дубёнского муниципальных районов Республики Мордовия административный истец направил в РСТ Республики Мордовия скорректированный расчёт тарифов в части расходов на оплату труда персонала вспомогательного производства за два рабочих дня до заседания Коллегии, при этом материалы должны быть представлены не позднее чем за пять рабочих дней до дня проведения заседания. По Зубово – Полянскому муниципальному району Республики Мордовия в сфере холодного водоснабжения приняты 2 штатные единицы, по водоотведению данные расходы исключены, поскольку указанные должности не относятся к сфере водоотведения. По Дубёнскому муниципальному району приняты 0,5 штатных единиц. При этом среднемесячная заработная плата принята с учётом дефлятора в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, разряды оплаты приняты с учётом штатного расписания, предложения организации. Текущее премирование не принято, поскольку средняя оплата труда на 2021 г. превышает среднюю оплату труда на 2020 г. с учётом индекса потребительских цен.
Обращает внимание на то, что при регулировании отношений в сходных отраслях контролёр снимает показания учёта прибора абонента, расположенного в жилом помещении не чаще одного раза в три месяца и по расчёту службы количество контролёров в Зубово – Полянского муниципальном районе Республики Мордовия составляет 2 ставки, а в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия 0,5 ставки, что и было принято для расчёта тарифов.
20 августа 2021 г. судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФАС России.
В ходатайстве заинтересованное лицо ФАС России просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, полагая, что судебный акт по настоящему административному делу не повлияет на права и обязанности ФАС России по отношению к сторонам.
В судебном заседании законный представитель административного истца ФИО4, представители административного истца ФИО3, ФИО2, ФИО5 административный иск поддержали по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении и в уточнениях на отзыв на административное исковое заявление.
В судебном заседании представители административного ответчика ФИО6, ФИО7 относительно административного иска возразили по основаниям, содержащимся в письменных возражениях на административное исковое заявление.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитова дала заключение, в котором полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия И.Б. Немудрякин ранее изложенную позицию старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитовой поддержал.
В соответствии с частью первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объёме (часть седьмая статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью восьмой указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом о водоснабжении и водоотведении, а также Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также – Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, Методическими указаниями № 1746 – э, Правилами разработки производственных программ.
Расчёт тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объёма поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьёй 32 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации. Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных названной статьёй, устанавливается Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении.
Являясь субъектом регулирования оспариваемого нормативного правового акта, ООО «Мордовводоканал», как регулируемая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение на территории Зубово – Полянского городского поселения, Ачадовского, Анаевского (с. Карташино), Ширингушского сельских поселений Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия, Дубёнского и Поводимовского сельских поселений Дубёнского муниципального района Республики Мордовия имеет экономическую заинтересованность в оспаривании расчётов, поскольку они влияют на размер финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности Общества в течение расчётного периода регулирования. Следовательно, ООО «Мордовводоканал» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском.
Пунктом 2 Правил разработки производственных программ предусмотрено, что проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части первой статьи 5 Федерального Закона о водоснабжении и водоотведении).
На территории Республики Мордовия в соответствии с пунктами 1, 11 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 (далее – Положение) соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждении производственных программ и осуществлении контроля за выполнением производственных программ, наделена РСТ Республики Мордовия.
Из материалов дела следует, что ООО «Мордовводоканал» <дата> г. обратилось в РСТ Республики Мордовия с заявлением об утверждении проектов производственных программ в сфере водоснабжения и (или) водоотведения и об установлении тарифов на питьевое водоснабжение и (или) водоотведение на 2021 г. – 2023 г. посредством метода индексации, представив комплект обосновывающих документов.
По результатам оценки указанного предложения органом регулирования приказом от 13 мая 2020 г. № 39 открыто тарифное дело <№> и составлены экспертные заключения, при рассмотрении дела тарифный орган применил метод индексации. 15 декабря 2020 г. при наличии необходимого кворума состоялось заседание коллегии органа регулирования, на котором единогласно принято решение об утверждении программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, установлении долгосрочных параметров регулирования для установления тарифов на холодное водоснабжение, тарифов на питьевое водоснабжение, что отражено в оспариваемом Приказе и подтверждается протоколом заседания Коллегии РСТ Республики Мордовия от 15 декабря 2020 г. № 43.
Согласно подпункту 9 пункта 22 Положения начальник РСТ Республики Мордовия издаёт приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Республиканской службы.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого Приказа от 15 декабря 2020 г. № 204, судом не установлено.
Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
В силу статьи 5 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» в систему правовых актов Республики Мордовия входят нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия (законодательство Республики Мордовия) и иные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия.
Частью второй статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» предусмотрено, что источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет – портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда». Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.
Приказ от 15 декабря 2020 г. № 204 был официально опубликован 21 декабря 2020 г. на официальном интернет – портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
С учётом приведённых норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путём опубликования в одном из официальных источников.
Проверив расчёты административного ответчика по оспариваемым статьям затрат на соответствие нормам федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 4, 5, 6 части второй статьи 3 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частями первой, пятой статьи 32 данного Федерального закона расчёт тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объёма поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат); методом индексации; методом доходности инвестированного капитала; методом сравнения аналогов.
При расчёте тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надёжности, качества, энергетической эффективности.
Как следует из содержания пунктов 24, 26 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определённых на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.
В силу пунктов 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования (долгосрочные тарифы). Данные тарифы ежегодно корректируются с учётом отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 80 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, согласно предложению об утверждении производственных программ в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения с 2021 по 2023 годы ООО «Мордовводоканал» заявлена необходимая валовая выручка на 2021 г.: в сфере водоснабжения в отношении Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия в размере 21 276,88 тысяч рублей; в сфере водоснабжения в отношении Дубёнского муниципального района Республики Мордовия в размере 10 886,11 тысяч рублей; в сфере водоотведения в отношении Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия в размере 13 072,42 тысячи рублей.
Согласно оспариваемому приказу необходимая валовая выручка определена РСТ Республики Мордовия: согласно приложению № 1 к приказу в сфере холодного водоснабжения в отношении Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия на 2021 г. в размере 13 593,43 тысячи рублей, на 2022 г. в размере 14 049,43 тысячи рублей; на 2023 г. в размере 14 443,88 тысячи рублей; согласно приложению № 2 к приказу в сфере холодного водоснабжения в отношении Дубёнского муниципального района Республики Мордовия на 2021 г. в размере 4368,36 тысячи рублей, на 2022 г. в размере 4499,43 тысячи рублей, на 2023 г. в размере 4634,06 тысячи рублей; согласно приложению № 3 к приказу в сфере водоотведения в отношении Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия на 2021 г. в размере 4819,52 тысячи рублей; на 2022 г. в размере 5076,08 тысячи рублей; на 2023 г. в размере 5225,24 тысячи рублей.
При проверке доводов административного истца о несоответствии оспариваемого Приказа федеральному законодательству суд исходит из следующего.
Оценив доводы административного истца относительно необоснованного исключения расходов на капитальный ремонт по статье «Ремонтные расходы» при установлении тарифов на питьевое водоснабжение Дубёнского муниципального района Республики Мордовия (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия) суд указывает следующее.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчётные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объём ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Административным истцом предложено включить в необходимую валовую выручку расходы по статье «Ремонтные расходы» в сфере холодного водоснабжения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия на 2021 г. в размере 1789,86 тысячи рублей, из которых 191,49 тысячи рублей – расходы на текущий ремонт, 1598,36 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт; на 2022 г. в размере 1782,45 тысячи рублей, из которых 197,16 тысячи рублей – расходы на текущий ремонт, 1585,29 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт; на 2023 г. в размере 1186,26 тысячи рублей, из которых 203,00 тысячи рублей – расходы на текущий ремонт, 983,26 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт.
В подтверждение затрат по указанной статьей административным истцом в тарифный орган были представлены: заявка на закупку товаров для облуживания и ремонта водопроводных систем, сметы на проведение работ в рамках производственной программы на 2021 – 2023 годы, акт технического обследования систем холодного водоснабжения, план закупок на 2021 г., перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке, мероприятий, направленных на улучшение качества обслуживания абонентов на 2021 г., проект производственной программы в сфере холодного водоснабжения на 2021 – 2023 годы.
РСТ Республики Мордовия утверждено по указанной статье на 2021 г. 1069,73 тысячи рублей, из них: 0 – расходы на текущий ремонт, 1069,73 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт; на 2022 г. 1100,34 тысячи рублей, из них: 0 – расходы на текущий ремонт, 1100,34 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт; на 2023 г. 1132,91 тысячи рублей, их них: 0 рублей – расходы на текущий ремонт, 1132,91 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт, в которую включены расходы в сумме 348,58 тысячи рублей, перенесённые с 2022 г. на 2023 г.
Разногласия в части определения расходов на капитальный ремонт составили: на 2021 г. в размере 528,63 тысячи рублей на 2022 г. в размере 484,95 тысячи рублей, на 2023 г. – 198,94 тысячи рублей, которые образовались ввиду исключения административным ответчиком накладных расходов и сметной прибыли, так как административный истец не подтвердил подрядный способ выполнения работ по водопроводным сетям и частичным переносом реализации мероприятий по капитальному ремонту водопроводной сети <...> от стадиона до дома 20 с 2021 г. на 2022 г. (на сумму 190,71 тысячи рублей) и водопроводной сети <...> от дома 10а до улицы Жадейкина, дома 3 с 2022 на 2023 год (на сумму 348,58 тысячи рублей).
Судом проанализированы представленные в составе тарифного и административного дел обосновывающие материалы по данной статье расходов.
Как следует из экспертного заключения и пояснений административного ответчика, административный истец при рассмотрении заявления не представил договоры о выполнении работ подрядным способом, дефектные ведомости, план закупки товаров, работ и услуг, в связи с чем размер расходов на капитальный ремонт определен РСТ Республики Мордовия хозяйственным способом, при этом, административным ответчиком были учтены часть материальных расходов, расходов на оплату труда и расходов на эксплуатацию транспорта и механизма.
Вместе с тем, согласно ответу административного истца № 120 от 19 августа 2021 г. на судебный запрос в штате ООО «Мордовводоканал» отсутствует персонал, способный выполнить строительные – монтажные работы, указанные при расчёте расходов на капитальный ремонт. Также, как утверждал представитель административного истца во время проведения заседания Коллегии РСТ Республики Мордовия согласно протоколу от 15 декабря 2020 г. № 43 и вышеуказанному ответу на запрос, на балансе ООО «Мордовводоканал», отсутствует необходимая для выполнения такого рода работ специализированная техника.
На основании изложенного, предложение органа регулирования выполнить Обществу график ремонтов хозяйственным способом, некорректно, поскольку персоналу Обществу может предстоять выполнить несвойственные им строительные работы при отсутствии специальной техники. При этом, суд обращает внимание на то, что в составе тарифной заявки имелись сведения о штате ООО «Мордовводоканал».
Суд считает рациональным выполнение рассматриваемых видов работ капитального ремонта подрядным способом, в связи с чем имеются основания полагать, что экономическая обоснованность вышеназванных расходов подлежала обоснованию с анализом представленных административным истцом накладных расходов и сметной прибыли, в том числе сравнением затрат на выполнение строительных работ хозяйственным способом с привлечением специальной техники и посредством заключения договоров подряда.
Кроме того, из пояснений административного истца, данным в ходе судебного заседания, следует, что информация о необходимости размещения плана закупки товаров, работ и услуг была озвучена представителем УФАС по Республике Мордовия Обществу во время проведения заседания коллегии РСТ Республики Мордовия 15 декабря 2020 г. в день принятия оспариваемого постановления, что объективно исключало возможность его исполнения. Вместе с тем, план закупки товаров, работ и услуг № 2200466835 был представлен тарифному органу в кратчайшие сроки, но за пределами времени принятия Приказа, а именно в этот же день и размещён на сайте Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно – телекоммуникационной сети Интернет (zakupki.gov.ru) на следующий день.
Отклоняя позицию административного ответчика о непредоставлении определённого комплекта документов, в частности договоров о поставке сырья, материалов и других ресурсов и плана закупок товаров, работ и услуг, суд исходит из того, что в силу пункта 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесённые регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
При этом в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, орган регулирования, при указании представителем административного истца во время проведения заседания Коллегии РСТ Республики Мордовия на отсутствие специальной техники, был обязан предложить Обществу предоставить дополнительные материалы в целях проверки доводов административного истца.
Допущенная техническая описка в приложении № 1 приказу относительно территории Зубово – Полянского муниципального района вместо правильного Дубёнского муниципального района не привела к нарушению прав административного истца.
При этом, следует отметить, что суд не может признать обоснованным утверждение административного истца о нарушении порядка принятия производственной программы, установленного пунктами 9, 10 Правил разработки производственных программ, в части того, что органом регулирования самостоятельно без отправки на доработку изменён график реализации мероприятий производственной программы, в связи с чем часть мероприятий по капитальному ремонту водопроводной сети перенесена на последующий год.
Согласно названным положениям Правил разработки производственных программ уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения проекта производственной программы проверяет её на соответствие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил. Данным пунктом установлено, что производственная программа включает, в том числе, график реализации мероприятий производственной программы.
В случае, если проект производственной программы не соответствует требованиям, уполномоченный орган уведомляет об этом регулируемую организацию и возвращает ей проект производственной программы на доработку.
Регулируемая организация обязана в течение 10 дней с момента получения уведомления доработать проект производственной программы и представить его в уполномоченный орган на повторное рассмотрение.
Уполномоченный орган вправе привлекать к рассмотрению производственной программы в целях анализа её обоснованности независимые организации (пункт 9).
В случае соответствия проекта производственной программы требованиям уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учётом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы. Указанные тарифы считаются доступными для абонентов в случае, если их размер не повлечёт превышения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленного на очередной период регулирования Федеральной службой по тарифам в среднем по субъекту Российской Федерации, либо в случае, если решение об утверждении тарифов, приводящее к превышению указанного предельного индекса, согласовано с Федеральной службой по тарифам в установленном порядке (пункт 10).
Рассмотрение доработанного проекта производственной программы осуществляется уполномоченным органом в течение 14 дней со дня её повторного получения (пункт 14).
Раздел IV Правил разработки производственных программ устанавливает порядок рассмотрения разногласий при утверждении производственных программ.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что РСТ Республики Мордовия установлено соответствие проекта производственных программ, представленных ООО «Мордовводоканал», требованиям, указанным в пункте 5 Правил разработки производственных программ, поэтому основания для его возвращения на доработку у органа регулирования отсутствовали. Обязанность проверки органом регулирования экономической обоснованности показателей, изменение графика реализации мероприятий производственной программы, указанных Обществом в проекте производственных программ, в 30-дневный срок, а также необходимость уведомления не предусмотрены Правилами разработки производственных программ.
Оспаривая нормативный правовой акт в части утверждения расходов на капитальный ремонт по статье «Ремонтные расходы» в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия административный истец ссылается на доводы, аналогичные доводам, изложенным в отношении расходов на капитальный ремонт по статье «Ремонтные расходы» при установлении тарифов на питьевое водоснабжение Дубёнского муниципального района Республики Мордовия.
Административным истцом предложено включить в необходимую валовую выручку расходы по статье «Ремонтные расходы» в сфере водоснабжения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия на 2021 г. в размере 1505,47 тысячи рублей, из которых: 271,05 тысяч рублей – расходы на текущий ремонт, 1234,42 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт; на 2022 г. предложено 1622,27 тысячи рублей, из которых: 279,07 тысячи рублей – текущий ремонт, 1342,20 тысячи рублей – капитальный ремонт; на 2023 г. – 2652,65 тысячи рублей, из которых: 287,33 тысячи рублей – текущий ремонт, 2365,32 тысячи рублей – капитальный ремонт.
РСТ Республики Мордовия утверждено по указанной статье на 2021 г. - 404,63 тысячи рублей, из них: 130,34 тысячи рублей – расходы на текущий ремонт, 274,29 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт; на 2022 г. – 416,21 тысячу рублей, из которых: 134,07 тысячи рублей – текущий ремонт, 282,14 тысячи рублей – капитальный ремонт; на 2023 г. – 428,53 тысячи рублей, из которых: 138,04 тысячи рублей – текущий ремонт, 290,49 тысячи рублей – капитальный ремонт.
Разногласия административного истца с органом регулирования касаются определения расходов по капитальному ремонту, а именно: на 2021 г. – 930,13 тысячи рублей; на 2022 г. – 1061,06 тысячи рублей, на 2023 г. – 2074,83 тысячи рублей. Согласно представленным материалам дела органом регулирования были учтены материальные расходы, расходы на эксплуатацию транспорта и оплату труда машинистов; исключены накладные расходы, сметная прибыль, материальные расходы, расходы на оплату труда строителей, машинистов экскаватора, машинистов бульдозера, машинистов электростанции, машинистов, автопогрузчиков, машинистов автопогрузчиков, машинистов крана, на работу крана, экскаватора, бульдозера, автомобиля бортового, котлов битумных, на эксплуатацию электростанции, установки для гидравлических испытаний и агрегатов для сварки.
Также административным истцом предложено включить в необходимую валовую выручку расходы по статье «Ремонтные расходы» в сфере водоотведения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия на 2021 г. в размере 894,67 тысячи рублей, а именно 176,92 тысячи рублей – расходы на текущий ремонт, и 717,75 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт; на 2022 г. в размере 899,91 тысячи рублей, из которых 182,16 тысячи рублей – расходы на текущий ремонт, 717,75 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт; на 2023 г. в размере – 905,30 тысячи рублей, из которых – 187,55 тысяч рублей – расходы на текущий ремонт, 717,75 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт.
РСТ Республики Мордовия утверждено по указанной статье на 2021 г. – 179,55 тысячи рублей, из них: 45,36 тысячи рублей – расходы на текущий ремонт, 134,19 тысячи рублей – расходы на капитальный ремонт; на 2022 г. 183,07 тысячи рублей, из которых 45,03 тысячи рублей – текущий ремонт, 138,03 – капитальный ремонт; на 2023 г. – 188,71 тысячи рублей, из которых 46,59 тысячи рублей – расходы на текущий ремонт, 142,12 тысячи рублей – на капитальный ремонт.
Разногласия административного истца с органом регулирования касаются определения расходов по капитальному ремонту, а именно на 2021 г. – 583,56 тысячи рублей; на 2022 г. – 579,72 тысячи рублей; на 2023 г. – 575,63 тысячи рублей.
Согласно представленным материалам дела органом регулирования были учтены материальные расходы, расходы на эксплуатацию транспорта и оплату труда машинистов; исключены накладные расходы, сметная прибыль, материальные расходы, расходы на оплату труда строителей, машинистов экскаватора, машинистов бульдозера, машинистов электростанции, машинистов, машинистов автопогрузчиков, на работу экскаватора, бульдозера, автомобиля бортового.
Суд полагает, по доводам, изложенным выше, неправомерным исключение органом регулирования из предложения истца накладных расходов и сметной прибыли, как экономически необоснованных и документально неподтверждённых.
Проверяя доводы административного истца относительно необоснованного расчёта статьи «Вспомогательное производство». «Расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства. Холодное водоснабжение» Зубово – Полянского и Дубёнского муниципальных районов а также отчисления на социальных нужды суд указывает следующее.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учётом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчётный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с пунктом 17 Методических указаний № 1746 – э при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.1 к Методическим рекомендациям. В порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчётном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
При этом, в письме уполномоченного федерального органа государственной власти – Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2017 № ВК/16641/17 приведены разъяснения по вопросу применения при расчёте тарифов среднесписочной и нормативной численности сотрудников.
При регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами при расчёте расходов на оплату труда положениями отраслевого тарифного соглашения предусмотрено применение показателя нормативной численности сотрудников (пункт 2.8), в то же время положениями Методических указаний № 1746 – э (Приложение 2.2) и Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 (Приложение 5), предусмотрен учёт показателя среднесписочной численности сотрудников.
В условиях отсутствия иных нормативно – правовых актов по расчёту нормативной численности, ФАС России указал, что органам регулирования тарифов при расчёте численности сотрудников регулируемых организаций необходимо руководствоваться данными, отражёнными в штатном расписании, статистических формах П – 4 «Сведения о неполной занятости и движении работников», рассчитывая нормативную численность в соответствии с Рекомендациями.
В этой связи, ФАС России полагает возможным использовать при расчёте расходов на оплату труда среднесписочную численность сотрудников (определённую на основании форм государственного статистического наблюдения) и нормативную численность исходя из Рекомендаций.
При этом, в случае если фактическая численность сотрудников превышает нормативную численность, при расчёте расходов на оплату труда необходимо использовать нормативную численность.
При подготовке предложений об установлении тарифа регулируемой организации необходимо документально подтвердить величину фактической численности сотрудников, размер фактического фонда оплаты труда, квалификацию сотрудников (для расчёта ступени оплаты труда и тарифного коэффициента).
На момент подачи заявления на установление тарифов в РСТ Республики Мордовия, фактическая численность контролеров водопроводного хозяйства в штате группы по реализации водоснабжения и водоотведения Зубово – Полянского производственного отделения согласно штатного расписания составила 4 штатные единицы, Дубёнского производственного отделения – 2 штатные единицы.
Первоначально ООО «Мордовводоканал» при направлении заявления об установлении тарифов направил административному ответчику предложение, согласно которому расходы на оплату труда вспомогательного производства Зубово – Полянского муниципального района по водоснабжению составили 803,16 тысячи рублей (2,8 штатных единиц), по водоотведению 360,84 тысячи рублей (1,24 штатные единицы).
Также ООО «Мордовводоканал» направил административному ответчику скорректированный расчёт тарифов Зубово – Полянского муниципального района, в котором были указаны расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства в сумме 894,01 тысячи рублей, то есть на 4 штатные единицы по водоснабжению, 0 – по водоотведению; отчисления на социальные нужды – 269,99 тысячи рублей. Всего 1160,00 тысячи рублей.
Согласно предложению ООО «Мордовводоканал» расходы на оплату труда вспомогательного производства Дубёнского муниципального района составили – 447,00 тысячи рублей (2 штатные единицы); отчисления на социальные нужды – 135,00 тысячи рублей. Всего 582,00 тысячи рублей.
В подтверждение затрат по указанной статье административным истцом в тарифный орган были представлены: копия штатного расписания от 1 октября 2020 г., копии должностных инструкций, копия положения о премировании за основные результаты производственной и финансово – экономической деятельности работников с 1 января 2021 г., расчёты расходов на оплату труда и отчисления на социальных нужды персонала вспомогательной службы Зубово – Полянскому и Дубёнскому муниципальным районам на 2021 г., копия Соглашения об индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда; расчёт нормативной численности работников Группы по реализации водоснабжения и водоотведения; динамика среднемесячной номинально и реальной начисленной заработной платы по данным Федеральной службы статистики. Также представлены на запрос тарифного органа документы, подтверждающие количество обслуживаемых абонентов при наличии и при отсутствии прибора учёта; расчёт нормативной численности работников Группы по реализации водоснабжения и водоотведения; копии должностных инструкций контролера водопроводного хозяйства, инженера абонентского отдела.
РСТ Республики Мордовия утверждено по указанной статье по Зубово – Полянскому муниципальному району расходы на оплату труда вспомогательного производства, включая расходы на социальные нужды, в размере 803,16 тысячи рублей (2,8 штатные единицы) по водоснабжению, 360,84 тысячи рублей – по водоотведению (1,24 штатные единицы).
Разногласия составили 759,2 тысячи рублей, которые образовались ввиду снижения количества штатных единиц с 4 до 2 и снижения среднемесячной заработной платы на одного работника с 18 625,17 рублей в месяц до 12 954,30 рублей в месяц.
По Дубёнскому муниципальному району РСТ Республики Мордовия утверждены расходы на оплату труда вспомогательного производства в сфере холодного водоснабжения в размере 157,8 тысячи рублей.
Разногласия составили 424,2 тысячи рублей, которые образовались также ввиду снижения количества штатных единиц с 2 до 0,5 и снижения среднемесячной заработной платы на одного работника с 18 625,17 рублей в месяц до 12 954,30 рублей в месяц.
Согласно экспертным заключениям по Зубово – Полянскому и Дубёнскому муниципальным районам, возражениям административного ответчика, среднемесячная оплата труда принята по тарифной ставке рабочего с учётом дефлятора в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, разряды оплаты приняты с учётом штатного расписания, предложения организации. В связи с тем, что фонд оплаты труда по расчёту службы сложился менее предложенного Обществом, отчисления на социальные нужды так же снизились. Текущее премирование на 2021 г. не принято, так как средняя оплата труда на 2021 г. превышает среднюю оплату труда на 2020 г. с учётом индекса потребительских цен.
Как указано выше, положения пункта 52 Основ ценообразования, пункта 17 Методических указаний № 1746 – э и Приложения 2.2 к Методическим указаниям № 1746 – э предусматривают включение в фонд оплаты труда выплат, связанных с текущим премированием (строка 2.8).
В сфере водоснабжения и водоотведения действуют два отраслевых тарифных соглашения: Отраслевое тарифное соглашение в жилищно – коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее – ОТС в ЖКХ Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, утверждённое 8 декабря 2016 г., Соглашение), а также Отраслевое тарифное соглашение в жилищно – коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, утверждённое Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г. (далее – ОТС в ЖКХ Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, утверждённое 16 марта 2017 г.), которые распространяются на Общество.
В силу пункта 2.8 ОТС в ЖКХ Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, утверждённого 8 декабря 2016 г., расходы, направляемые на оплату труда (подлежащие включению в составе операционных расходов в состав необходимой валовой выручки) включают не только суммы месячных тарифных ставок, но и иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, перечисленные в пунктах 2.8.2.1 – 2.8.2.7.
Согласно пунктам 2.5 и 2.8.2.4 ОТС в ЖКХ Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, утверждённого 8 декабря 2016 г., организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников, в которой учитывается, как правило, в совокупности: эффективность производства и улучшение результатов финансово – экономической деятельности; отсутствие аварий и роста инцидентов в отчётном году по сравнению с прошлым календарным годом; отсутствие роста травматизма в отчётном году по сравнению с прошлым календарным годом; отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; своевременное получение паспорта готовности организации к осенне – зимнему периоду; отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности; участие в общественной работе и управлении организацией (статьи 52, 53, 46, 41, 165 Трудового кодекса Российской Федерации); наличие уровня квалификации, подтверждённой Свидетельством о профессиональной квалификации; участие в конкурсах профессионального мастерства.
Премии за основные результаты производственно – хозяйственной (финансово – хозяйственной) деятельности устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и включаются в состав средств на оплату труда работников в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда.
В части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащей основные понятия и определения, раскрывается содержание заработной платы (оплаты труда работника), состоящей из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат.
Исходя из положений статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера, и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В материалах дела имеются локальные акты (положение об оплате труда работников, положение о премировании за основные результаты производственной и финансово – экономической деятельности работников, трудовые договора) Общества, устанавливающие порядок премирования. Данные документы направлялись в тарифной заявке.
С учётом изложенного, доводы, приведенные административным ответчиком в обоснование исключения спорных выплат из состава расходов Общества, суд не может признать состоятельными, поскольку исключение в полном объёме из состава оплаты труда расходов на выплату премиальных (стимулирующих) выплат работникам и отчислений на социальные нужды с этих выплат противоречат пункту 5 части второй статьи 3 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, пункту 52 Основ ценообразования, пункт 17 Методических рекомендаций № 1746 – э.
Административный истец так же оспаривает численность штатных единиц, утверждённых РСТ Республики Мордовия при расчёте статей «Вспомогательное производство». «Расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства. Холодное водоснабжение» Зубово – Полянского и Дубёнского муниципальных районов.
Как следует из пояснений административного истца с представленным расчётом, штатная численность контролеров водопроводного хозяйства для Общества принята и рассчитана в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами численности работников водопроводно – канализационного хозяйства, утверждёнными приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 марта 2020 г. № 154/пр.
Также административным истцом представлено штатное расписание, имеющееся в материалах тарифного дела, согласно которому в Группе по реализации водоснабжения и водоотведения представлено 5 штатных единиц контроллеров.
Согласно экспертным заключениям расчёт по статье «Расчёты вспомогательного производства» произведены, в том числе, в соответствии с Рекомендациями Госстроя России № 66. Вместе с тем, указанные Рекомендации Госстроя России № 66, утратили свою силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 15 июня 2020 г. № 316/пр.
Из информации, представленной в экспертных заключениях и в протоколе заседания органа регулирования, не представляется возможным однозначно установить, каким образом административным ответчиком произведен расчёт нормативной численности по функциональной группе и также рассчитана средняя заработная плата.
Учтённая РСТ Республики Мордовия при определении расходов на оплату труда персонала вспомогательного производства по районам не соответствует ни фактической, ни нормативной численности работников, рассчитанной Обществом, и взята меньше, чем фактическая и нормативная численность работников. Орган тарифного регулирования, определяя необходимое количество единиц на обслуживание потребителей, ни в экспертном заключении, ни в ходе рассмотрения дела какого – либо расчёта указанной численности не привёл, в том числе исходя из количества подлежащих обслуживанию абонентов.
Следовательно, тарифным органом нормативная численность не рассчитана в соответствии с требованиями Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно – канализационного хозяйства, утверждённых приказом Минстроя России от 23 марта 2020 <...> не основан на нормах действующего законодательства, соответствующее экономическое и правовое обоснование не приведено.
Доводы административного ответчика со ссылкой на сходные отрасли права относительно обязанностей контролёра в снятии показаний учёта прибора не чаще одного раза в три месяца, несостоятельны, поскольку должностной инструкцией работника предусмотрены также иные обязанности. Суд также обращает внимание, что указанный довод приведён только при рассмотрении судебного дела. Ни экспертное заключение, ни протокол заседания такого заключения не содержит.
Доводы административного ответчика относительно предоставления ООО «Мордовводоканал» скорректированного расчёта оплаты труда персонала менее чем за пять рабочих дней до проведения заседания коллегиального органа выводы суда не опровергают и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца в указанной части.
Не определение нормативной численности персонала и экономически необоснованный расчёт размера оплаты труда влечёт установление размера затрат на оплату труда в экономически необоснованном размере и, как следствие, размера отчислений на социальные нужды, поскольку размер отчислений на социальные нужды установлен действующим законодательством в процентном соотношении от фонда оплаты труда.
Оспаривая нормативный правовой акт в части необоснованного расчёта объёма отпуска воды Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия, административный истец указал, что при подсчётах административный ответчик использовал фактические объёмы по централизованным системам водоснабжения, в которых Общество не отказывает услуги водоснабжения.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 1746 – э, расчётный объём сточных вод устанавливается на очередной год в соответствии с Приложением 1.1 к Методическим указаниям, исходя из фактического объёма отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учётом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоотведения и прекращения приёма сточных вод в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества принятых сточных вод, включая переход от применения расчётных способов определения количества принятых сточных вод к использованию приборов учёта (сточных вод).
Объём отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объёмов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключённых организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения (пункт 6 Методических указаний № 1746 – э).
Объём отпуска питьевой воды на 2021 г. по предложению ООО Мордовводоканал» составил 392 тысячи куб. м.
Орган регулирования утвердил объём отпуска питьевой воды на 2021 г. 493,40 тысячи куб. м.
Орган регулирования допустил нарушения пункта 6 Методических указаний, поскольку при расчёте объёма отпуска воды использовал фактические объёмы по централизованным системам водоснабжения, в которых ООО «Мордовводоканал» не оказывает услуги водоснабжения.
РСТ Республики Мордовия признало нарушение при определении расчётного объёма по Умётскому городскому поселению и Дубительскому сельскому поселению Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия, в которых Общество не оказывает услугу водоснабжения.
Частями третьей и пятой статьи 46, частью третьей статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта (часть десятая статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Представитель административного ответчика заявил о признании административного иска об оспаривании нормативного правового акта в части расчёта объёма отпуска воды Зубово – Полянского муниципального района.
Признание административного иска административным ответчиком не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, иным федеральным законам, не нарушает права других лиц и принимается судом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим в части приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 г. № 204 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для ООО «Мордовводоканал» на 2021 – 2023 годы».
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (2021 – 2023 годы), признание его недействующим с иной, чем день принятия, даты не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В связи с удовлетворением административного иска с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мордовская водопроводно – канализационная компания» в соответствии с частью первой статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, понесённые административным истцом при обращении в суд.
В силу пункта 2 части четвёртой статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
р е ш и л:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Мордовская водопроводно – канализационная компания» удовлетворить полностью.
Признать приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 г. № 204 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для ООО «Мордовводоканал» на 2021 – 2023 годы» не действующим со дня его принятия в части:
– подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 пункта I «Мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения» раздела 1 «Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения» приложения № 1 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия);
– раздела 3 «Планируемый объём подачи воды» приложения № 1 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия);
– раздела 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 1 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия);
– подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 пункта I «Мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения» раздела 1 «Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения» приложения № 2 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО «Мордовводоканал» (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия);
– раздела 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 2 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО «Мордовводоканал» (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия);
– подпункта 2 пункта I «Мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоотведения» раздела 1 «Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения» приложения № 3 «Производственная программа в сфере водоотведения ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия);
– раздела 3 «Планируемый объём принимаемых сточных вод» приложения № 3 «Производственная программа в сфере водоотведения ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия);
– раздела 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 3 «Производственная программа в сфере водоотведения ООО «Мордовводоканал» (Зубово – Полянское городское поселение Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия);
– столбца 4 «Базовый уровень операционных расходов» подпунктов 1, 2 приложения № 4 «Долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на питьевую воду для ООО «Мордовводоканал», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021 – 2023 годы»;
– столбца 4 «Базовый уровень операционных расходов» подпункта 1 приложения № 5 «Долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на водоотведение для ООО «Мордовводоканал» на 2021 – 2023 годы»;
– приложения № 6 «Тарифы на питьевое водоснабжение для ООО «Мордовводоканал», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021 – 2023 годы»;
– приложения № 7 «Тарифы на водоотведение для ООО «Мордовводоканал» на 2021 – 2023 годы».
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мордовская водопроводно – канализационная компания» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия ФИО1
Мотивированное решение суда составлено 19 октября 2021 г.