№ 3-65/13
Р Е Ш Е Н И Е
3 декабря 2013 г. г. Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Украинской Т.И.,
при секретаре Соловьевой М.А.
с участием прокурора Судницыной С.П.,
представителей муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Граковой И.А., Кучиной Н.А., Кушнаревой Н.В.,
территориальной избирательной комиссии Хасанского района Голикова А.В.,
Избирательной комиссии Приморского края Бондаковой О.И.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Хасанского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц о признании неправомочным состава муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Хасанского района Приморского края обратился в суд с заявлением о признании неправомочным состава муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района (далее – муниципальный комитет поселения), указав, что в соответствии со ст. 21 Устава Славянского городского поселения муниципальный комитет состоит из 15 депутатов, при этом муниципальный комитет поселения вправе осуществлять свои полномочия после избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Из 15 избранных депутатов комитета досрочно прекращены полномочия 6 депутатов. В составе 9 депутатов муниципальный комитет не может надлежащим образом осуществлять предоставленные законом полномочия, чем нарушаются права населения Славянского городского поселения. На основании пункта 2 ч.16 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор просит признать неправомочным состав муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, сформированный на выборах 11 октября 2010 г.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал.
Представители муниципального комитета поселения с заявлением прокурора не согласились, пояснив, что муниципальный комитет поселения является правомочным, так как решения о досрочном прекращении полномочий депутатов приняты лишь в отношении 5 депутатов (ФИО8, ФИО9, ФИО13, ФИО10, ФИО11). В отношении депутата ФИО15 решение о досрочном прекращении полномочий не принято. В силу пункта 1 ст. 25.1 Устава Славянского городского поселения решение о прекращении полномочий депутата в случае отставки депутата по собственному желанию принимается решением муниципального комитета, а полномочия депутата в этом случае прекращаются со дня, определенного таким решением. Вопрос о принятии его отставки рассматривался на заседании муниципального комитета 31 октября 2013 г., однако за принятие этого решения не было подано большинство голосов. Поэтому полномочия депутата ФИО15 не прекращены и численность муниципального комитета поселения на настоящий момент составляет 10 человек, что позволяет ему осуществлять деятельность представительного органа местного самоуправления.
Представители территориальной избирательной комиссии Хасанского района и Избирательной комиссии Приморского края заявление прокурора поддержали.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Частью 1 этой же статьи установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Частью 10 статьи 40 Закона предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, к которым относится и отставка по собственному желанию. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 этой же статьи).
В соответствии с Уставом Славянского городского поселения представительным органом местного самоуправления является муниципальный комитет (статья 20), который состоит из 15 депутатов, избираемых населением Славянского городского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Комитет поселения вправе осуществлять свои полномочия после избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (статья 21). Пунктом 2 части 6 статьи 25 Устава предусмотрено досрочное прекращение полномочий депутата комитета в случае отставки по собственному желанию. Решение комитета поселения о досрочном прекращении полномочий депутата комитета поселения принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями комитета, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Решение о прекращении полномочий депутата комитета, в том числе в случае отставки по собственному желанию, принимается решением комитета поселения. Полномочия депутата комитета поселения в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким решением (часть 1 статьи 25.1 Устава).
Из содержания Устава Славянского муниципального поселения и его Регламента следует, что заседания муниципального комитета поселения созываются не реже 4-х раз в год, могут носить организацийонный, очередной, внеочередной и чрезвычайный характер (статья 3 Регламента). Очередное заседание комитета проводится, как правило, один раз в месяц (статья 5 Регламента).
Как установлено в судебном заседании, 10 октября 2010 г. состоялись выборы депутатов муниципального комитета Славянского городского поселения. Решением территориальной избирательной комиссии Хасанского района от 11 октября 2010 г. № 303 признано избранными 15 депутатов, по пять депутатов в каждом из трех многомандатных округов. Все избранные депутаты зарегистрированы соответствующими решениями территориальной избирательной комиссии от 17 октября 2010 г.
Решением муниципального комитета Славянского городского поселения от 13 января 2012 г. № 125 досрочно прекращены полномочия депутата ФИО8, избранного по многомандатному округу № 1. Решением от 25 января 2012 г. № 129 досрочно прекращены полномочия депутата ФИО9, избранной по избирательному округу № 2.
12 сентября 2013 г. в муниципальный комитет поселения поступило заявление депутата ФИО15 об отставке по собственному желанию. 16 сентября 2013 г. заявления о прекращении полномочий по собственному желанию подали депутаты ФИО11, ФИО12 и ФИО13
Решением муниципального комитета Славянского городского поселения от 31 октября 2013 г. досрочно прекращены полномочия депутатов ФИО11, ФИО10 и ФИО13, избранных депутатами в представительный орган местного самоуправления Хасанского муниципального района. Как следует из протокола заседания комитета от 31 октября 2013 г., рассмотрение заявления об отставке депутата ФИО15 вынесено в повестку дня отдельным вопросом. При его рассмотрении «за» проголосовало 5 депутатов, один воздержался и 4 депутата проголосовали «против». Решение не принято.
Как пояснила в судебном заседании представитель муниципального комитета Славянского городского поселения Гракова И.А., частью 4 статьи 19 Регламента муниципального комитета предусмотрено, что решения ненормативного характера принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании комитета. Поскольку за отставку ФИО15 проголосовала только половина из присутствующих депутатов, отставка не была принята. Соответственно, по мнению представителей муниципального комитета, ФИО15 до настоящего времени является депутатом муниципального комитета Славянского городского поселения.
Суд приходит к выводу, что результаты голосования на заседании 31 октября 2013 г. не могут свидетельствовать о сохранении за ФИО15 полномочий депутата муниципального комитета поселения. Содержащееся в части 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предписание, предусматривающие принятие решения представительного органа о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее чем через 30 дней со дня появления оснований, является сроком процедурного оформления отставки депутата и не предполагает возможность отказа в принятии отставки в том случае, если депутат на такой отставке настаивает.
Из протокола заседания муниципального комитета от 31 октября 2013 г. следует, что ФИО15 на своей отставке настаивал, о намерении отозвать заявление не сообщал, объяснял отставку уважительной причиной – поступлением на муниципальную службу.
Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании ФИО15 пояснил, что его волеизъявление на отставку с должности депутата муниципального комитета являлось добровольным, после подачи заявления 12 сентября 2013 г. он участия в работе муниципального комитета не принимал, за исключением заседания 31 октября 2013 г., на котором рассматривалось его заявление. Хотя решение не было принято, он себя депутатом муниципального комитета не считает, в настоящее время занимает должность муниципальной службы в администрации Хасанского района.
При таких обстоятельствах волеизъявление ФИО15 об отставке по собственному желанию, выраженное в заявлении от 12 сентября 2013 г. и подтвержденное на заседании муниципального комитета 31 октября 2013 г., являлось обязательным для муниципального комитета и служило основанием для досрочного прекращения его полномочий как депутата муниципального комитета Славянского городского поселения.
Довод представителей муниципального комитета поселения о том, что после состоявшегося 31 октября 2013 г. голосования по вопросу об отставке ФИО15 последний должен был повторно подать заявление о прекращении полномочий и представить документы, подтверждающие поступление на муниципальную службу, суд не может признать состоятельным, поскольку он не основан на законе. Предусмотренное законом право депутата подать заявление об отставке по собственному желанию не ограничено какими-либо условиями.
Таким образом, в настоящее время численность депутатов муниципального комитета Славянского городского поселения составляет 9 человек, что менее установленных частью 1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ двух третей от установленной численности. В таком составе муниципальный комитет Славянского городского поселения неправомочен.
Утверждение главы администрации Славянского городского поселения о том, что прокурором не доказано нарушение прав неограниченного круга лиц на осуществление местного самоуправления, напротив, стабильно работающий муниципальный комитет гарантирует такое право, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления. Работа представительного органа муниципального образования в неправомочном составе влечет незаконность принятых этим органом решений, что не отвечает принципам местного самоуправления в Российской Федерации и нарушает права населения поселения на осуществление местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 246 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Хасанского района Приморского края удовлетворить.
Состав муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, сформированный на выборах 11 октября 2010 года, признать неправомочным.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Приморский краевой суд.
Судья Т.И. Украинская