Дело № 3-65/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 08 сентября 2014 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего
судьи областного суда Богородской Н.А.
с участием прокурора Николаевой С.Н.
при секретаре Береговской Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва» назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на 14 сентября 2014 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии Бежицкого района гор.Брянска от 25 июля 2014 года № 5/1 ФИО2, выдвинутый избирательным объединением «БРЯНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу № 1.
Решением Территориальной избирательной комиссии Бежицкого района гор.Брянска от 06 августа 2014 года № 8/1 ФИО1, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу № 1.
ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2, ссылаясь на то, что в период предвыборной агитации ФИО2 было нарушено законодательство об интеллектуальной собственности. В своих агитационных материалах ФИО2, как заказчик печатной агитационной продукции, использовал в выпущенном и распространенном плакате объект чужой интеллектуальной собственности, а именно фотографии с видом детской игровой площадки с изображением малых архитектурных форм и несовершеннолетних детей, автором которой он не является. Указанная фотография была изготовлена Брянским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и размещена на официальном сайте «ЕДИНОЙ РОССИИ» 02 сентября 2011 года. Использованный фотоснимок обработан ФИО2 в негативе (в перевернутом виде), однако размещение детей и взрослых на нем совпадает с первоисточником. Согласия на использование объекта авторских прав-фотографии правообладатель произведения не давал, ФИО2 за таким согласием в «ЕДИНУЮ РОССИЮ» не обращался.
При изготовлении макета агитационного плаката ФИО2 использована часть произведения (изображения людей, в том числе и несовершеннолетних, и малых архитектурных форм, размещенных в лесо-парковой зоне), которое является объектом авторского права. Результатом переработки ФИО2 произведения правообладателя «ЕДИНОЙ РОССИИ» стало искажение первоначального авторского замысла фотографии, иллюстрирующей идею партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на обустройство детских площадок в рамках своей повседневной деятельности. Придав после переработки фотографии иной смысл, а именно указывая Коммунистическую партию России и размещая лозунг «Наши в городе!» с использованием детских изображений, ФИО2 фактически присвоил себе чужие целеустремления и достижения, чем нарушил бессрочно охраняемые права автора на имя и неприкосновенность его произведения. Визуальный анализ произведения и агитационного плаката кандидата ФИО2 позволяет сделать вывод о том, что данная часть произведения является самостоятельным результатом творческого труда «ЕДИНОЙ РОССИИ», принадлежащим последней, следовательно изображение фотографии обладает признаками объекта авторских прав и отвечает требованиям пункта 3 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Считает, что поскольку доказательств получения согласия правообладателя на использование данной части изображения ФИО2 не получено и имя автора, правообладателя при использовании его произведения ФИО2 не указано, имеются основания для признания предвыборной агитации ФИО2, осуществленной с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности.
Кроме того, в агитационных материалах ФИО2, как заказчик телевизионной агитационной продукции, использовал в выпущенных и распространенных видеороликах объекты чужой интеллектуальной собственности - архитектурных произведений, а именно Памятник воинам и партизанам-освободителям Брянска и здание многоквартирного жилого дома на площади Партизан в гор.Брянске с индивидуальным архитектурным решением в виде башни с часами. Агитационные видеоролики с изображением вышеуказанных архитектурных произведений были распространены ФИО2 через телеканалы Россия, REN TV и Губерния.
Авторами Памятника воинам и партизанам – освободителям Брянска являются архитекторы ФИО11 и ФИО12, скульптур ФИО13, автором проекта здания многоквартирного жилого дома на площади Партизан в городе Брянске с индивидуальным архитектурным решением в виде башни с часами является ФИО15, архитектор, работавшая при создании проекта в ОАО «Брянскгражданпроект». Указанные памятник Партизанам и здание с часами являются основными объектами видеоролика, не использовались в нем для фона в качестве иллюстрации предвыборной агитации ФИО2, использованные им изображения архитектурных объектов никак не связаны со звуковым и текстовым сопровождением видеоролика, являются основными, самостоятельными объектами агитационного материала, следовательно ФИО2 обязан был получить согласие авторов (правообладателей) на использование объектов интеллектуальной собственности.
Считает, что изложенные факты нарушения прав интеллектуальной собственности, свидетельствуют о нарушении ФИО2 ограничений, установленных подп.1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и являются основанием для отмены регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу № 1 в соответствии с подп. «д» пункта 7 статьи 76 указанного Федерального закона.
05 сентября 2014 года представителем заявителя ФИО1 –ФИО3 в судебное заседание представлены дополнения к заявлению, в которых ставится вопрос об отмене регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2 по основанию, предусмотренному подп. «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с установлением факта подкупа избирателей.
В обоснование доводов представлены две видеозаписи и указано, что 04 сентября 2014 года во дворе жилых домов № 1,2,3 по адресу гор.Брянск, Бежицкий район, ул.Дружбы, ФИО2 было организовано и проведено бесплатное благотворительное анимационное представление для детей избирателей, не достигших возраста 18 лет, на котором аниматор в кругу детей и взрослого электората выборов, декламирует, что спонсором представления выступает ФИО2 и присутствующие обязаны ему воздушными пузырями, играми и конкурсами. Фамилия, имя, отчество ФИО2 изображены на переносном плакате на фоне воздушных шариков и детского лица, по виду дошкольного возраста. Во дворе, в непосредственной близости от места проведения мероприятия и доступной видимости для неограниченного круга лиц, на уровне второго этажа размещен натяжной баннер с изображением ФИО2, эмблемы КПРФ и надписью «За ФИО2», что иллюстрирует направленность благотворительной деятельности ФИО2 Присутствующие на представлении осознают, что мероприятие направлено именно на создание положительного впечатления кандидата через взаимоотношения с детьми. Аниматор обращается как непосредственно к детям, так и к их родителям, отдавая команды по расположению детей на площадке, при этом родители соблюдают такие команды, перемещая детей в нужном для аниматора направлении (видеоролик 0233).
На видеоролике 0234 аниматор призвал присутствующих к бесплатной раздаче мороженого. Условие раздачи мороженого – это позиция в большом круге «Не будет круга - не будет мороженого!». Интерес к подобному мероприятию неподдельный. Дети в сопровождении взрослых пополняют ряды участников. Аниматор делает акцент на благотворителя: «А у нас спонсор ФИО2!»
Считает, что по изложенному содержанию видеороликов через непосредственное восприятие и анализ увиденных изображений в совокупности, усматриваются квалифицирующие признаки подкупа избирателей, выраженные во вручении им подарков, бесплатном распространении продовольственных товаров, предоставлении услуг аниматора по безвозмездному развлекательному представлению для детей избирателей района, под эгидой благотворительной деятельности кандидата ФИО2 В данном случае подкуп избирателей опосредован вручением подарков, товаров и оказанием услуг активным избирателям через детей. Избиратели, получая подарки и услуги через своих детей, и, как одобряя их поведение, так и непосредственно участвуя в представлении в качестве активных зрителей, тем самым принимали предлагаемые подарки, продовольственные товары и услуги. При этом мотив указанных умышленных действий ФИО2 непосредственно направлен на привлечение внимания к нему, как к кандидату, создание перед избирателями его положительного образа, как спонсора.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, в заявлении от 05 сентября 2014 года просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием его представителя ФИО3
Представитель заявителя ФИО1 – ФИО3 заявленные требования с учетом дополнений поддержал по основаниям, изложенным в заявлениях, просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2 по основаниям, предусмотренным подп. «д» и «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО2 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ФИО2 – ФИО4 требования заявителя не признал, указал, что оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2 по основаниям, указанным заявителем, не имеется.
Представители Территориальной избирательной комиссии Бежицкого района гор.Брянска ФИО14 и Избирательной комиссии Брянской области ФИО5 оставили рассмотрение заявления ФИО1 на усмотрение суда.
Представители БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО6 и ФИО7 заявленные требования не признали, полагали, что оснований для удовлетворения заявления ФИО1 и отмены регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2 не имеется.
Представитель Брянского регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ», привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не явился, в заявлении от 05 сентября 2014 года представитель отделения просит рассмотреть дело без его участия.
В соответствии с положениями части 5 статьи 167 и части 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя ФИО1, заинтересованного лица ФИО2 и представителя Брянского регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва» назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на 14 сентября 2014 года. В соответствии с положениями статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З (ред. от 10 декабря 2013 года ) «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» указанное постановление официально опубликовано в областной газете «Брянская учительская газета», № 21, 12 июня 2014 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии Бежицкого района гор.Брянска от 25 июля 2014 года № 5/1 ФИО2, выдвинутый избирательным объединением «БРЯНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу № 1.
Решением Территориальной избирательной комиссии Бежицкого района гор. Брянска от 06 августа 2014 года № 8/1 ФИО1, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу № 1.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией (подп. «г»); несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона ( подп. «д»).
Проверив доводы заявителя в части указанных заявителем нарушений кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2 ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Согласно подп. «в» пункта 3 указанной нормы закона предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц ( пункт 4 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается (пункт 5 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов предусмотрены статьей 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (пункт 2). Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы( пункт 3).
Как установлено судом, с учетом указанных выше требований закона кандидат в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2 представил в Территориальную избирательную комиссию Бежицкого района гор.Брянска уведомления о заказе и изготовлении за счет средств избирательного фонда предвыборных агитационных материалов для распространения: 04 августа 2014 года – листовка, формат А4, тираж 500 экз, дата выпуска 04 августа 2014 года, и листовка, формат А3, тираж 250 экз., дата выпуска 04 августа 2014 года, изготовитель ООО «Автографф», <...>; 21 августа 2014 года - видеоролик – 5 сек, 1шт., видеоролик -10 сек., 1шт., видеоролик -15 сек., 1шт., видеоролик - 30 сек., 1 шт., изготовитель ООО «РЕН ТВ-Брянск», <...>; 25 августа 2014 года – листовка, формат А4, «Наши в городе!» - 44 шт, изготовитель ООО «Ладомир», <...>, что подтверждается представленными в судебное заседание уведомлениями и сведениями банка об оплате кандидатом в депутаты ФИО2 указанных агитационных материалов из избирательного фонда кандидата в депутаты.
Согласно пункту 12 статьи 32 Закона Брянской области от 23 января 2008 года № 4-З «О выборах депутатов Брянской областной Думы» ограничения при проведении предвыборной агитации устанавливаются статьей 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии со статьей 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет»), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости (пункт1).
При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности ( пункт 1.1).
Изучив представленный в суд агитационный печатный материал кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2, суд установил, что данный агитационный печатный материал представляет собой плакат с изображением детской площадки, в левом верхнем углу имеется символика КПРФ и надпись «ФИО2», на плакате размещена фотография ФИО2 и надпись «Наши в городе!».
В обоснование заявленных требований о нарушении ФИО2 пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявителем указано, что в указанном агитационном печатном материале, ФИО2, как заказчик печатной агитационной продукции, использовал объект чужой интеллектуальной собственности, а именно фотографию с видом детской игровой площадки с изображением малых архитектурных форм и несовершеннолетних детей, автором которой он не является, указанная фотография была изготовлена Брянским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», согласие на использование объекта авторских прав - фотографии правообладатель произведения не давал, ФИО2 за таким согласием в «ЕДИНУЮ РОССИЮ» не обращался, имя правообладателя при использовании его произведения не указано.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при применении пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, судам следует учитывать, что с 1 января 2008 года отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Несоблюдение требований, установленных частью четвертой этого Кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Нарушение требований статьи 1276 ГК РФ при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю фотографическое произведение, произведение архитектуры или произведение изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю.
В ходе рассмотрения дела, доказательств, подтверждающих авторство Брянского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в отношении указанной фотографии представлено не было, кроме того, как установлено судом, изображение детской площадки, использованное в агитационном материале кандидата ФИО2, было размещено в свободном доступе в сети Интернет задолго до даты, указанной заявителем, что подтверждается распечатками с сайтов, начиная с 2009 года. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, представителем заявителя в ходе рассмотрения дела не представлено.
Кроме того, в силу требований статьи 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.
Вместе с тем, использованное в агитационном материале кандидата в депутаты ФИО2 изображение детской площадки не является основным объектом материала, поскольку основным объектом агитационного плаката является фотография самого кандидата с символикой КПРФ и надписями «ФИО2» и «Наши в городе!», расположенными на фоне изображения детской площадки.
Таким образом, доводы заявителя в указанной части являются необоснованными.
Проверив доводы заявителя о нарушении кандидатом в депутаты ФИО2 избирательного законодательства, в связи с использованием в выпущенных и распространенных видеороликах объектов чужой интеллектуальной собственности - архитектурных произведений, а именно Памятника воинам и партизанам-освободителям Брянска и здания многоквартирного жилого дома на площади Партизан в гор.Брянске с индивидуальным архитектурным решением в виде башни с часами, использованных в агитационных видеороликах без получения согласия правообладателей авторских прав указанных архитектурных произведений, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Из представленных в суд видеороликов, заявленных кандидатом в депутаты ФИО2 в качестве агитационных материалов, исследованных в ходе рассмотрения дела, следует, что каждый из них начинается «заставкой» с изображением Площади Партизан в Советском районе гор.Брянска и надписями « 14 сентября 2014», «выборы депутатов Брянской областной Думы», изображение сопровождается звуком и текстом о проведении 14 сентября 2014 года выборов депутатов Брянской областной Думы.
Исходя из указанных выше разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и положений статьи 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд находит несостоятельными доводы заявителя о нарушении кандидатом в депутаты ФИО2 законодательства об интеллектуальной собственности в связи с использованием в видеороликах изображений Памятника воинам и партизанам-освободителям Брянска и здания многоквартирного жилого дома с «часами» на площади Партизан в гор.Брянске, поскольку указанные объекты являются не единственными и не основными объектами агитационного материала кандидата в депутаты ФИО2 На самой «заставке» указанные памятник и многоквартирный дом использованы не как самостоятельные объекты, а как часть Площади Партизан в Советском районе гор.Брянска с расположенными как на самой площади, так и в непосредственной близости от нее, Памятником воинам и партизанам - освободителям Брянска, жилым домом и зелеными насаждениями. При этом все указанные объекты находятся в местах, открытых для свободного доступа.
Кроме того, как установлено в ходе рассмотрения дела, изображение площади Партизан, использованное в указанных видеороликах кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2, является объектом авторских прав ФИО16, подтвердившего в судебном заседании свое согласие на использование ФИО2 указанных изображений в агитационных материалах. Как следует из приложенных ФИО2 к уведомлению в Территориальную избирательную комиссию Бежицкого района гор.Брянска от 21 августа 2014 года документов, ФИО16 является автором музыки, текста и видео в названных видеороликах.
При рассмотрении требований заявителя в этой части, суд также учитывает, что изображение площади Партизан на заставке к видеороликам не является основным объектом данных агитационных материалов, поскольку основным содержанием видеороликов в совокупности с текстовым сопровождением и комментариями жителей города, является формирование позитивного образа кандидата в депутаты ФИО2, сопровождаемое информацией о проведении 14 сентября 2014 года выборов депутатов Брянской областной Думы, основными объектами изображения на видеороликах являются сам кандидат в депутаты ФИО2 и граждане-жители города Брянска, комментирующие деятельность ФИО2
С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований заявителя ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2 по подп. «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеется.
В обоснование доводов об отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО2 по подп. «г» пункта 7 статьи 76 названного Федерального закона, заявителем указано на организацию и проведение бесплатного благотворительного анимационного представления для детей избирателей с бесплатной раздачей мороженого 04 сентября 2014 года во дворе жилых домов №№ 1, 2, 3 по ул.Дружбы в гор.Брянске.
Согласно статье 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефрендуме граждан Российской Федерации» кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления (пункт 2).
В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом (пункт 3).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства: подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа; относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.
Исследовав в ходе рассмотрения дела, представленный представителем заявителя ФИО3 диск с видеозаписью указанного в заявлении детского праздника, суд установил, что представленная видеозапись детского праздника не свидетельствует о совершении кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2 или иными лицами по его поручению или с его ведома действий, направленных на побуждение избирателей голосовать за ФИО2 или против других кандидатов. Просмотренная судом видеозапись не содержит сведений о том, что на данном мероприятии проводилась агитация за кандидата ФИО2, ни ведущими праздника, ни иными лицами не озвучивались сведения о проведении выборов депутатов Брянской областной Думы 14 сентября 2014 года, а также агитационные призывы голосовать за или против конкретных кандидатов, выражение предпочтения какому-либо кандидату, указаний на то, за какого кандидата необходимо проголосовать, описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, а также распространение информации, в которой явно преобладали бы сведения о каком-либо кандидате, или о деятельности кандидата в депутаты ФИО2 Факт проведения детского праздника подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО8, ФИО9 и ФИО10, из пояснений которых следует, что на данном мероприятии призывов голосовать «за» или «против» кого-либо из кандидатов не произносилось, агитационные материалы в поддержку кандидата в депутаты ФИО2 не раздавались, сам ФИО2 на празднике не присутствовал. При этом суд критически относится к показаниям свидетеля ФИО9, пояснившего, что при раздаче детям мороженого говорили, что мороженое от кандидата в депутаты ФИО2, поскольку указанное обстоятельство опровергается представленной видеозаписью праздника, а также показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО10
Прозвучавшие на празднике высказывания аниматора о том, что спонсором праздника является «ФИО2» и наличие на балконе одного из домов агитационного баннера кандидата ФИО2 не свидетельствуют о нарушении кандидатом в депутаты ФИО2 правил агитации и подкупе избирателей. Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное мероприятие проводилось по инициативе ФИО2, с его согласия или ведома.
Таким образом, с учетом показаний указанных свидетелей, просмотренных видеозаписей, на которых не ведется никакой предвыборной агитации в пользу кандидата в депутаты ФИО2, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя об отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО2 по подп. «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку представленная видеозапись детского праздника не может быть расценена как скрытая агитация и подкуп избирателей со стороны указанного кандидата.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, т.к. в данном случае не установлено нарушений гражданского и избирательного законодательства со стороны кандидата в депутаты Брянской областной Думы ФИО2 при проведении предвыборной агитации.
В соответствии со статьей 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2 - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Н.А.Богородская