ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-665/2021 от 03.02.2022 Копейского городского суда (Челябинская область)

и.о. мирового судьи

судебного участка №4

г. Копейска Челябинской области

мировой судья судебного участка №5

г. Копейска Челябинской области

Ялымов Ю.В.

№3-665/2021

РЕШЕНИЕ

№12-16/2022

03 февраля 2022 года г. Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Эммерт О.К.,

при помощнике судьи Сияновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г. Копейска Челябинской области на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 г. Копейска мирового судьи судебного участка №5 г. Копейска Челябинской области от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24» Копейского городского округа, г. Копейск, ул. Театральная, д.14, привлекаемого за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 г. Копейска мирового судьи судебного участка №5 г. Копейска Челябинской области от 14 декабря 2021 года на основании пп. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ прекращено производство по делу в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» Копейского городского округа за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи заместитель прокурора г. Копейска Челябинской области подал протест. Указывает, что постановление мирового судьи является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене и возвращению на новое рассмотрение. В письме Министерства просвещения Российской Федерации от 23 октября 2019 года №ВБ-47/04 «Об использовании рабочих тетрадей» указано, что в целях более углубленного изучения учебного предмета обучающимися учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Вместе с тем, Министерство обращает внимание, что использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах является неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно влияет на эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику. При этом, МОУ «СОШ № 24» использовались рабочие тетради, приобретенные за счет средств родителей, в учебном процессе (выполняли работу как в классе, так и дома), впоследствии за работу в рабочих тетрадях выставлялись оценки в электронный журнал. Вместе с тем, невыполнение МОУ «СОШ № 24» требований законодательства об образовании связано с его ненадлежащим отношением к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что ограничивает возможность обучающихся на доступность и бесплатность получения образования и существенно нарушает их права и охраняемые законом интересы. Состав правонарушения, предусмотренный ст. 5.57 КоАП РФ, является формальным, наступление вредных последствий не является обязательным признаком. В нарушение требований статей 26.11, 29.10 КоАП РФ мировым судьей всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности не проведено; оценка представленным в материалы дела доказательствам не дана; установленные при рассмотрении дела обстоятельства в постановлении по делу об административном правонарушении не указаны. Вопреки статье 29.10 КоАП РФ при вынесении постановления мировым судьей не были приняты во внимание положения п. 27 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373. Ссылается на наличие судебной практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ. Просит постановление, вынесенное и.о. мирового судьи судебного участка №4 г. Копейска мирового судьи судебного участка №5 г. Копейска Челябинской области от 14 декабря 2021 года отменить, дело об административном правонарушении вернуть мировому судье на новое рассмотрение.

Старший помощник прокурора г. Копейска Челябинской области Михайлова Т.С. в судебном заседании на доводах протеста настаивала.

Представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, МОУ «СОШ № 24» - Андреева О.П., Кутикова Л.С. оставили разрешение протеста на усмотрение суда.

Заслушав стороны, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Копейска Челябинской области на основании решения от 11 октября 2021 года о проведении проверки в период с 11 октября 2021 года по 05 ноября 2021 года организовано проведение проверки деятельности МОУ «СОШ №24», в ходе которой установлено, что согласно основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной директором МОУ «СОШ №24», обязательными предметами для изучения на уровне начальной школы являются, в том числе, английский язык, окружающий мир, литературное чтение, математика, по которым в школе ведется деятельность.

При организации образовательного процесса по этим предметам в 3 «В» классе с 01 сентября 2021 года по настоящее время обучающимися МОУ «СОШ №24» используются учебные пособия - рабочие тетради, как на уроках, так и для выполнения домашнего задания (рабочая тетрадь «Окружающий мир 3», под редакцией Плешакова А.А.; рабочая тетрадь «Математика 3», под редакцией Моро М.И., Волковой СИ.; рабочая тетрадь «Литературное чтение 3», издательство «Просвещение»).

Библиотека МОУ «СОШ №24» не обеспечена рабочими тетрадями по указанным учебным предметам.

Опрошенные в ходе проведения проверки учителя начальных классов: 3 «В» класса и 2 «Б» класса МОУ «СОШ № 24» пояснили, что рабочие тетради (рабочая тетрадь «Окружающий мир 3», под редакцией Плешакова А.А.; рабочая тетрадь «Математика 3», под редакцией Моро М.И., Волковой СИ.; рабочая тетрадь «Литературное чтение 3», издательство «Просвещение») приобретались за счет средств родительского комитета в летний период 2021 года.

Записи в электронном журнале «Сетевой город», рабочих тетрадях обучающихся свидетельствуют о том, что в 2021-2022 учебном году работы в вышеуказанных учебных пособиях (рабочих тетрадях) оцениваются, оценки выставляются в электронные дневники обучающихся и в электронные журналы.

Как следует из объяснения директора МОУ «СОШ № 24» - Андреевой О.П. от 08 ноября 2021 года и представленных документов, учебно-методический комплекс МОУ «СОШ №24» на 2021-2022 учебный год составлен на основании приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 года №766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательными организациями, утверждённый приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 №254», утвержденной приказом № 177/1 от 29 августа 2017 года, рассмотрен педагогическим советом (протокол №3 от 12 апреля 2021 года) и утвержден приказом от 31 августа 2020 года №229/2-од. Библиотечный фонд МОУ «СОШ № 24» укомплектован учебниками и учебными пособиями в полном объеме и ежегодно пополняется.

В целях реализации образовательных программ на 2021-2022 учебный год, на основании приказа управления образования КГО №48 от 27 января 2021 года «О формировании областного (основного) заказа учебников на 2021-2022 учебный год» МОУ «СОШ №24» в ИС МСБ Челябинской области был представлен областной (основной) заказ на приобретение учебников. На выделенную министерством сумму приобретено 1866 экземпляров учебников. За счет собственных средств (196 021,49 руб.), соблюдая закупочные процедуры, МОУ «СОШ №24» приобрело учебную литературу в количестве 343 экземпляра.

Учебное пособие - рабочая тетрадь не включено в учебно-методический комплекс МОУ «СОШ №24» на 2021-2022 учебный год, поэтому основания для закупки данного учебного пособия за бюджетные средства и предоставления в пользование обучающимся бесплатно не имелось.

Мировым судьей установлено, что вопрос приобретения рабочих тетрадей за счет собственных средств по желанию родителями обучающихся поднимался на родительских собраниях, решения родителей зафиксированы в протоколах родительских собраний от 21 мая 2021 года (1Б класс) и от 24 мая 2021 года (2В класс) (л.д. 54, 55, том1).

Прекращая производство по делу в отношении МОУ «СОШ №24» за отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, мировой судья исходил из недоказанности нарушения или ограничения МОУ «СОШ №24» права на получение общедоступного и бесплатного образования, поскольку утвержденными в общеобразовательном учреждении МОУ «СОШ №24» программами не предусмотрено использование в образовательном процессе рабочих тетрадей по указанным предметам, при этом инициатива о приобретении рабочих тетрадей по предметам поступила от родителей обучающихся, решение о приобретении рабочих тетрадей принималось родителями, в материалах дела отсутствуют доказательства возложения на родителей обучающихся обязанности по приобретению рабочих тетрадей, используемых в образовательном процессе, обстоятельств того, что решение об использовании рабочих тетрадей в образовательном процессе носит принудительный характер, а невнесение денежных средств и не приобретение учебных пособий повлечет какие-либо последствия, ограничивающие или нарушающие права обучающих, инициатива о приобретении рабочих тетрадей принималась родителями обучающихся исключительно на добровольной основе и в целях улучшения условий обучающихся, при этом ненадлежащее оформление добровольно приобретенных родителями в качестве пожертвования рабочих тетрадей, не включенных в учебно-методический комплекс МОУ «СОШ № 24», не может являться основанием для привлечения образовательного учреждения к административной ответственности.

Оснований не согласиться с указанными выводами мирового судьи не усматривается.

Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, МОУ «СОШ №24» - Андреева О.П. в судебном заседании пояснила, что при проведении проверки прокурором М.Ю.А. были взяты объяснения с учителей начальных классов 2Б и 3В, при даче объяснений прокурору были предоставлены протоколы родительских собраний, в которых зафиксировано согласие родителей на добровольное приобретение рабочих тетрадей, денежные средства учителем не собирались, рабочие тетради приобретались родителями самостоятельно на добровольной основе. Учебное пособие - рабочая тетрадь не включено в учебно-методический комплекс МОУ «СОШ №24» на 2021-2022 учебный год. Оценки обучающимся выставлялись с целью стимулирования самостоятельной работы над материалом, жалоб по данному основанию не поступало. При этом, указанное не нашло отражения в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Вместе с тем, рабочие тетради в настоящее время не используются в образовательном процессе, создана комиссия и вопрос дальнейшей организации учебного процесса будет решаться с отделом образования.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).

В пункте 1 статьи 2 данного Закона образование определено как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Как указано в ч. 3 ст. 5 Закона об образовании, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования гарантируются в Российской Федерации.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами)

Согласно пункту 9 статьи 2 Закона об образовании, образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Таким образом, рабочие программы по предметам являются неотъемлемой частью основных образовательных программ.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона об образовании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Частью 1 ст. 35 указанного Федерального закона предусмотрено, что обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

В соответствии со Стандартами, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета не менее одного учебника или учебного пособия в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету учебного плана.

В соответствии с "ГОСТ Р 7.0.60-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения" рабочая тетрадь является учебным пособием, имеющим особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Данный вид учебной литературы не дополняет и не заменяет частично или полностью учебник, приведенные задания могут выполняться школьниками в самой тетради.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Закон о благотворительной деятельности) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Пожертвованием в соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.

С объективной стороны правонарушение по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ характеризуется совершением деяния, которое нарушает либо ограничивает право гражданина на получение образования, в том числе общедоступного и бесплатного, нарушает порядок приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также порядок отчисления обучающегося из таких организаций.

Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что обеспечение рабочими тетрадями не относится к компетенции общеобразовательной организации, использование вышеуказанных рабочих тетрадей не включено в образовательную программу учреждения, а приобретение рабочих тетрадей родителями самостоятельно на добровольной основе не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, в действиях МОУ «СОШ №24», обстоятельств нарушения либо ограничения прав граждан на получение образования судом не установлено, прокурором не приведено.

Ссылка прокурора на письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 октября 2019 года №ВБ-47/04 «Об использовании рабочих тетрадей» отмену постановления мирового судьи не влечет, поскольку нормативно-правовым актом не является, при этом положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержат запрета на приобретение родителями самостоятельно на добровольной основе рабочих тетрадей в целях более углубленного изучения учебного предмета обучающимися.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 г. Копейска мирового судьи судебного участка №5 г. Копейска Челябинской области от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, протест заместителя прокурора г. Копейска Челябинской области – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Эммерт О.К.