дело № 3-667/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Уфа 4 июня 2018 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Хажиевой Р.И.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующим со дня принятия вступления в силу решения суда пункта 5 приложения № 2 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2017 года № 857 «О внесении изменений в постановление от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан», устанавливающего необходимую валовую выручку Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» в части не включения расходов по статье «амортизация основных средств», исключения расходов по амортизации, учтенных в 2015 году в размере 14557,77 тысяч рублей и в 2016 году в размере 15049,59 тысяч рублей,
признании недействующим со дня вступления в силу решения суда приложение № 3 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2017 года № 857 «О внесении изменений в постановление от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Башкирэнерго» и Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД»,
возложении обязанности на Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам принять новый нормативный правовой акт, заменяющий постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2017 года № 857 «О внесении изменений в постановление от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» в части пункта 5 приложения № 2, и устанавливающий необходимую валовую выручку на 2017-2021 годы для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» с учетом экономически обоснованных затрат по статье «амортизация основных средств» в установленный судом срок,
возложении обязанности на Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам принять новый нормативный правовой акт, заменяющий постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2017 года № 857 «О внесении изменений в постановление от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» в части приложения № 3, предусматривающего установление индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Башкирэнерго» и Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» на 2017-2021 годы в установленный судом срок,
У С Т А Н О В И Л:
пунктом 7 приложения № 2 к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» (далее - постановление № 851) была установлена необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» на 2017 год - 49268,57 тысяч рублей, на 2018 год - 44303,01 тысяч рублей, на 2019 год - 44683,69 тысяч рублей, на 2020 год – 45067,72 тысяч рублей, на 2021 год – 45455,13 тысяч рублей (том 1 л.д.56).
В приложении № 3 вышеуказанного постановления № 851 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе ООО «Башкирские распределительные электрические сети» и Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» (том 1 л.д.39, 63).
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 октября 2017 года, которое не обжаловалось в апелляционном порядке и вступило в законную силу 24 ноября 2017 года, были признаны недействующими со дня вынесения решения суда пункт 7 приложения № 2 постановления № 851, устанавливающий НВВ для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» на 2017-2021 годы в части не включения затрат по статье «амортизация основных средств», и приложение № 3 этого же постановления в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Башкирэнерго» и Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД». Решением суда на Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий постановление № 851 в части пункта 7 приложения № 2, устанавливающий НВВ на 2017-2021 годя для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» с учетом экономически обоснованных затрат по статье «амортизация основных средств», и в части приложения № 3, устанавливающего индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Башкирэнерго» и Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» в срок до 16 ноября 2017 года (том 1 л.д.109-120).
После чего 13 ноября 2017 года во исполнение решения суда было принято постановление № 345 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» (далее – постановление № 345), в приложении № 1 которого НВВ с момента вступления в силу установлена в размере 34 710,80 тысяч рублей, величина НВВ на 2018-2021 годы оставлена без изменения, в приложении № 3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (том 1 л.д.75-78).
Данное постановление было также оспорено Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 января 2018 года производство по административному делу по административному иску Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» по признании недействующим постановления № 345 было прекращено, в связи с принятием постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2017 года № 857 «О внесении изменений в постановление от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» (далее – постановление № 857), которым было прекращено действие постановления № 345.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» (далее – Куйбышевская дирекция ОАО «РЖД») обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском о признании постановления № 857 недействующим со дня вступления в силу решения суда в части не включения в НВВ на 2017-2021 годы расходов по статье «амортизация основных средств», а также исключения из НВВ расходов по статье «амортизация», учтенных в 2015 году в размере 14557,77 тысяч рублей и в 2016 году в размере 15049,59 тысяч рублей, приложения № 3 постановления № 857 в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Башкирэнерго» и административным истцом. Кроме того, Куйбышевская дирекция ОАО «РЖД» просила возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемые положения постановления № 857, устанавливающий НВВ на 2017-2021 годы для административного истца с учетом экономически обоснованных затрат по статье «амортизация основных средств» и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ООО «Башкирэнерго».
В обоснование требований административный истец указал, что у Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет) было достаточно документов и материалов, подтверждающих расходы истца по статье «амортизация», несмотря на это Комитет не включил в НВВ на 2017-2021 годы расходы по статье «амортизация основных средств», заявленных на период регулирования 2017-2021 годы, а также исключил из НВВ расходы по статье «амортизация», учтенные в 2015 году 14557,77 тысяч рублей и учтенных в 2016 году 15049,59 тысяч рублей. Оспариваемое постановление № 857 противоречит «Основам ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Приказу ФСТ России от 17 февраля 2012 года №98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель Куйбышевской дирекции ОАО «РЖД» ФИО1 исковые требования поддержал, просил административный иск удовлетворить. Уточнил, что административным истцом в настоящем деле оспаривается постановление № 857 в части корректировки тарифа на 2018 год, не включение расходов по статье «амортизация» при установлении НВВ на содержание электрических сетей на 2018 год долгосрочного периода регулирования.
В возражениях на отзыв административного ответчика представитель Куйбышевской дирекции ОАО «РЖД» ФИО1 пояснил, что в соответствии с пунктами 19 и 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, отсутствие каких-либо документов не является препятствием в установлении соответствующего тарифа. Комитет вправе был запросить дополнительные материалы, что сделано не было, в ином случае должны были быть использованы материалы проверки хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» и данные за прошедшие периоды регулирования.
Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет) ФИО2 и ФИО3 требования истца не признали, просили в удовлетворении административного иска отказать. Показали, что Комитетом первоначально было рассмотрено заявление административного истца от 27 апреля 2016 года, проведен анализ представленных обосновывающих материалов и постановлением № 851 установлен НВВ на содержание электрических сетей на очередной (второй) долгосрочный период регулирования 2017-2021 годы. В открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год Куйбышевской дирекции ОАО «РЖД» было отказано, поскольку в нарушение пункта 10 (2) главы 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» не была раскрыта информация, указанная в подпункте «г» пункта 9 данного постановления, в течение 10 дней со дня ее опубликования. О чем административному истцу было направлено извещение № ТЭК-1605/В и выдано предписание о прекращении нарушения установленных стандартов раскрытия информации. В связи с отсутствием открытого тарифного дела, Комитет был лишен возможности истребовать дополнительные материалы, проведен анализ имеющихся документов. Отчетность, содержащая данные раздельного учета, административным истцом не была представлена, соответственно расходы на амортизацию основных средств Комитетом исключены как необоснованные и документально не подтвержденные.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные сети» ФИО4 иск находит необоснованным. Полагает, что решение Комитета об отказе во включении в НВВ затрат по статье «амортизация» принято в соответствии с законодательством об электроэнергетике. В материалах тарифного дела отсутствуют документы, подтверждающие, что заявленные затраты Куйбышевской дирекции ОАО «РЖД» на амортизацию основных средств не учтены в тарифах на услуги по передаче электрической энергии в других регионах и не учтены в иных регулируемых видах деятельности акционерного общества.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание заинтересованного лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованного лица, опросив специалистов, обсудив доводы административного искового заявление, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, Верховный Суд Республики Башкортостан приходит к следующему выводу.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 с последующими изменениями.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят регулируемые цены (тарифы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Пунктами 41, 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), предусмотрено, что при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Согласно пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утверждены приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 с последующими изменениями) (далее-Методические указания) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 названного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 года № 404 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам» Госкомитет определен республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль за их применением.
Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2017 года № 857 «О внесении изменений в постановление от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» зарегистрировано и занесено в Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции 29 декабря 2017 года № 10855, опубликовано 30 декабря 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 111.
Вышеуказанное постановление вступило в силу в установленном законодательством порядке, является действующим нормативным правовым актом.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликован в установленном порядке.
Как усматривается из материалов дела одним из видов деятельности ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» (далее – Куйбышевская дирекция ОАО «РЖД») является оказание услуг по передаче электрической энергии. Административный истец относится к территориальным сетевым организациям.
Между ОАО «РЖД» и ООО «Башкирские распределительные электрические сети» смежными сетевыми организациями заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 8 декабря 2009 года № 203/062-09, по условиям которого ОАО «РЖД» оказывает ООО «Башкирские распределительные электрические сети» услуги по передаче электрической энергии в отношении точек поставки электрической энергии конечных потребителей.
Судом установлено, что 2018 год является для Куйбышевской дирекции ОАО «РЖД» вторым годом из пятилетнего долгосрочного периода регулирования (2017-2021 годы), на который ему были рассчитаны долгосрочные параметры регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, что подтверждается постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан».
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (ранее – Федеральная служба по тарифам).
Согласно пункту 9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (редакция от 24 августа 2017 года) в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:
величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;
результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.
Куйбышевская дирекция ОАО «РЖД» представила в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам обосновывающие расчетные материалы для корректировки долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан на 2018-2021 годы и установлению необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на очередной (второй) долгосрочный период регулирования 2018-2021 годы (заявление от 24 апреля 2017 года № ИСХ-1992/КБШ НТЭ, входящий от 28 апреля 2017 года).
Также в адрес Комитета письмом от 20 апреля 2017 года № ИСХ-1946/КБШ НТЭ административным истцом направлено уведомление о раскрытии предложений о размере цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии 2018 год.
Согласно пункту 2 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФСТ России от 28 марта 2013 года № 313-э (зарегистрировано в Минюсте России 15 мая 2013 года № 28392), (далее - Регламент), рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании предложений (заявления об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).
В силу пункта 23 Регламента заявители до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения (заявление об установлении цен (тарифов), подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные копии) об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
По результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении тарифов (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений) (пункт 27 Регламента).
Согласно пункту 28 Регламента, дело об установлении цен (тарифов) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации открывает в течение 14 дней с даты регистрации представленных документов и направляет заявителю извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу. В случае принятия решения об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений) заявителю в течение 14 дней с даты регистрации представленных документов направляется соответствующее извещение. Иной порядок рассмотрения органами исполнительной власти заявлений (предложений) об установлении цен (тарифов) действующим законодательством не предусмотрен.
В силу положений пункта 9 (1) Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 5 Регламента.
Однако административный истец не раскрыл информацию, указанную в подпункте «г» пункта 9 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24, по форме согласно приложению и не направила сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования (пункт 3 (1), 10(3).
По состоянию на 19 апреля 2017 года информация «Предложения о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2018 год» на официальном сайте Куйбышевской дирекции по энергообеспечению Трансэнерго ОАО «РЖД» не раскрыта.
На основании пункта 9 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «Основы ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике» Комитет отказал административному истцу в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по 2018 год (извещение № ТЭК-1605/В от 10 мая 2017 года № 03-0118-2017) и направил предписание о прекращении нарушения установленных стандартов раскрытия информации № 62/КИТст/2017.
Представителем Куйбышевской дирекции по энергообеспечению Трансэнерго ОАО «РЖД» данные обстоятельства не оспаривались.
В силу пункта 9 Правил регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике без открытия тарифного дела установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии на следующий период регулирования возможно только методом индексации.
При этом согласно пункту 24 вышеуказанных Правил, в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, необходимых материалов регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Поскольку Куйбышевской дирекции ОАО «РЖД» было отказано в открытии тарифного дела, то Комитет не имел правовых оснований для рассмотрения представленной административным истцом тарифной заявки и осуществил корректировку тарифа на передачу электрической энергии на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие расчетные периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
По результатам проверки хозяйственной деятельности административного истца, по имеющимся данным за предшествующие расчетные периоды регулирования Комитетом проведена экспертиза экономического обоснования тарифа с 10 мая по 10 сентября 2017 года и составлено заключение, на основании чего принято оспариваемое постановление № 857: произведена корректировка тарифа на передачу электрической энергии на 2018 год и плановый 2019-2020 годы (административное дело том 11 л.д.1-14).
В соответствии с решением ФАС России от 23 октября 2017 года № СП/72650/17 о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении административного истца о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением цен (тарифа) в сфере электроэнергетики, Комитетом пересмотрен долгосрочный параметр регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (пункт 40 (1) Основ ценообразования), а также стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (пункт 81 Основ ценообразования), также учтены средства, недополученные ОАО «РЖД» в 2017 году по результатам пересмотра в НВВ ОАО «РЖД» на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.
Основные статьи затрат организации в составе необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на 2018 год приняты, НВВ на содержание сетей рассчитана в размере на 2018 год -42554,07 тысяч рублей, 2019 год - 4461,98 тысяч рублей, 2020 год – 448844,90 тысяч рублей, 2021 год – 45231,19 тысяч рублей, установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые административным истцом на период 2018-2021 годы для взаиморасчетов с ООО «Башкирский распределительные сети (ООО «Башкирэнерго»). При этом расходы на амортизацию основных средств для расчета регулируемых цен (тарифов) определены в размере 0,00 тысяч рублей.
В подтверждение и обоснование начисленной амортизации за 2016 год Куйбышевская дирекция ОАО «РЖД» представила описи инвентарных карточек по состоянию на 31 декабря 2015 года по дистанциям электроснабжения, расположенных в границах Республики Башкортостан, на объекты электросетевого хозяйства, непосредственно участвующие в передаче электрической энергии.
Суд учитывает, что в связи с отказом в открытии тарифного дела, правовые основания для рассмотрения расчетов и материалов, представленных Куйбышевской дирекцией ОАО «РЖД», являющихся составной частью тарифной заявки административного истца на 2018 год у Комитета отсутствовали.
Вместе с тем Комитетом был произведен анализ вышеуказанных инвентарных карточек административного истца, который суд находит обоснованным.
Так, в нарушение пункта 1 статьи 43 Закона об электроэнергетике административный истец не представил в материалы тарифного дела данные раздельного учета по регулируемым видам деятельности с целью исключения повторного учета одних и тех же расходов. По представленным описям инвентарных карточек невозможно определить принадлежность участия отраженного имущества Куйбышевской дирекции ОАО «РЖД» при оказании услуги по передаче электрической энергии.
Административным истцом не представлена отчетность, содержащая данные раздельного учета по форме приложения № 1 таблица 1.6 «Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (утверждена приказом Минэнерго РФ от 13 декабря 2011 года № 585), план счетов, отсутствуют документы, на которые ссылается учетная политика, в том числе распоряжения ОАО «РЖД» от 30 октября 2003 года № 43 и от 27 августа 2008 года № 1814р, указатель инвентарных объектов основных средств ОАО «РЖД», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 13 марта 2007 года № 395р, классификатор расходов номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД», методика формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2004 года №4418р.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на амортизацию, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг. В представленных административным истцом описях отражены приборы учета, которые в соответствии с вышеуказанными нормами не подлежат учету в НВВ.
Также экспертами Комитета в ходе проверки установлено, что Куйбышевская дирекция ОАО «РЖД» не направила в материалы тарифного дела результаты переоценки основных средств, предусмотренных учетной политикой. При этом пункт 7 раздела 2.11 «Учет расходов» учетной политики организации предусматривает проведение регулярной переоценки групп однородных основных средств (как правило, 1 раз в 3-5 лет). По большинству объектов административного истца, указанных в приложениях, но продолжено начисление амортизации.
Так инвентарная карточка №120000001652 от 30 сентября 2016 «Линия электропередач воздушная» (страница 54 папка №4 тарифного дела, административное дело том 8, л.д.62). В разделе 7 «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» данной карточки указано, что материал объекта «опоры деревянные не пропитанные, амортизационная группа 07, срок полезного использования по распоряжению ОАО «РЖД» от 30 октября 2003 года № 43р со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» 181 месяц.
Однако согласно вышеприведенного постановления Правительства Российской Федерации линия электропередач воздушная на опорах из непропитанной древесины (строка 220.41.20.20.302) относятся к четвертой группе эксплуатации (имущество сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет), т.е. срок полезного использования основных средств организации не соответствует максимальному сроку, установленному нормативно-правовым актом, и амортизационной группе.
В данном случае анализируемый объект основных средств введен в эксплуатацию в 2003 году, максимальный срок полезного использования составил 7 лет и истек в 2010 году. Следовательно, расходы на его амортизацию не подлежат учету в НВВ на 2017-2021 годы.
Аналогичная информация указана в инвентарных карточках на воздушные линии электропередач (страницы 30, 32, 33, 38,40, 42, 55 папка 4 тарифного дела).
Также экспертами Комитета установлено несоответствие отражения данных в бухгалтерском учете. Например, инвентарная карточка № 120000001547 от 30 сентября 2016 года (тарифное дело папка № 4, страница 52) на объект «линия эл.передач воздушная» принята к бухгалтерскому учету 30 сентября 2016 года, первоначальная стоимость 0,00 рублей. Остаточная стоимость на дату передачи в разделе 1. «Сведения об объекте основных средств на дату передачи» инвентарной карточки также 0,00 рублей. Таким образом, по данному объекту не начисляется амортизация. Однако в описи инвентарной карточки (тарифное дело, папка №1, страница 305) по Куйбышевской дирекции ОАО «РЖД» указан объект с таким же инвентарным номером 030151/4108 «линия эл.передач воздушная» с отражением начисленной амортизации 2725,99 рублей.
Кроме того, согласно пункту 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, пункту 46 Методических указаний по бухгалтерскому учеты основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете.
В соответствии с абзацем 3 пункта 27 Основ ценообразования результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организаций.
В подтверждение проведенных переоценок основных средств Куйбышевской дирекцией ОАО «РЖД» не были представлены материалы, отражающие бухгалтерский учет результатов переоценки (анализ счетов, карточки счетов, оборотно-сальдовые ведомости).
Довод представителя административного истца об отсутствии в протоколе заседания Правления Комитета от 26 декабря 2017 года № 114 оснований отклонения расходов по статье амортизация опровергается текстом выписки из указанного документа, в котором отражено, что «расходы на амортизацию основных средств для расчета регулируемых цен (тарифов) определены в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, с учетом результатов анализа обоснованности официально статистической и бухгалтерской отчетности регулируемой организации (административное дело том 11, л.д.17).
При таких обстоятельствах Комитет правомерно уменьшил амортизационные отчисления как документально не подтвержденные.
Таким образом, оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующим со дня принятия вступления в силу решения суда пункта 5 приложения № 2 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2017 года № 857 «О внесении изменений в постановление от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан», устанавливающего необходимую валовую выручку Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» в части не включения расходов по статье «амортизация основных средств», исключения расходов по амортизации, учтенных в 2015 году в размере 14557,77 тысяч рублей и в 2016 году в размере 15049,59 тысяч рублей,
признании недействующим со дня вступления в силу решения суда приложение № 3 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2017 года № 857 «О внесении изменений в постановление от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Башкирэнерго» и Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД»,
возложении обязанности на Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам принять новый нормативный правовой акт, заменяющий постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2017 года № 857 «О внесении изменений в постановление от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» в части пункта 5 приложения № 2, и устанавливающий необходимую валовую выручку на 2017-2021 годы для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» с учетом экономически обоснованных затрат по статье «амортизация основных средств» в установленный судом срок,
возложении обязанности на Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам принять новый нормативный правовой акт, заменяющий постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2017 года № 857 «О внесении изменений в постановление от 28 декабря 2016 года № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» в части приложения № 3, предусматривающего установление индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Башкирэнерго» и Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» на 2017-2021 годы в установленный судом срок отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова