ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-66/2014 от 29.12.2014 Архангельского областного суда (Архангельская область)

 Дело № 3-66/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 29 декабря 2014 г. г. Архангельск

 Архангельский областной суд в составе:

 судьи Лобановой Н.В.,

 при секретаре Харюшевой Н.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Е.С.И. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости,

 установил:

 Е.С.И. 15 сентября 2014 г. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил изменить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на его рыночную стоимость в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

 В обоснование заявления указал, что является собственником указанного земельного участка. В целях определения налоговой базы по земельному налогу применяется величина кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., что значительно превышает его рыночную стоимость. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как плательщика земельного налога, ссылаясь на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обратился в суд с рассматриваемым требованием. Также просил возвратить ему излишне уплаченную при подаче заявления государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.

 Е.С.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, просил о проведении судебного заседания в его отсутствие.

 Представитель ФГБУ «<данные изъяты>» ФИО1 пояснила, что величина кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка определена по состоянию на 5 июня 2012 г. в ходе государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области, результаты которой утверждены постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 №. В дальнейшем, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании постановления администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от 07.08.2014 № органом кадастрового учета в порядке, установленном ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», определена кадастровая стоимость указанного участка путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен участок, на площадь этого земельного участка. Полагала, что учреждение не должно отвечать по заявленным требованиям, поскольку не является лицом, нарушающим или оспаривающим права и законные интересы заявителя.

 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <данные изъяты>, извещённая о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В направленном в адрес суда отзыве против удовлетворения заявленных требований не возражала.

 Администрация муниципального образования «В.», извещенная о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя. В направленном в адрес суда отзыве на заявление просила установить кадастровую стоимость принадлежащего заявителю земельного участка, исходя из ее рыночной стоимости, определенной по результатам назначенной судом экспертизы. Также просила возложить на заявителя расходы, понесенные в связи с оплатой проведения данной экспертизы.

 Администрация муниципального образования «<данные изъяты>», извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, отношения к заявленным требованиям не выразила.

 Выслушав объяснения представителя ФГБУ «<данные изъяты>» ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

 На территории муниципального образования «В.» земельный налог введен решением Совета депутатов муниципального образования «В.» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении земельного налога».

 В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.

 Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

 В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

 Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. и представленные Управлением <данные изъяты> результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.

 Вместе с тем, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

 Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

 Как следует из представленных материалов, Е.С.И. является собственником земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности Е.С.И. на указанное имущество зарегистрировано 24 марта 2010 г.

 Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 29 декабря 2009 г. Сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. №.

 В связи с изменением постановлением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от 7 августа 2014 г. № вида разрешенного использования указанного земельного участка актом об определении кадастровой стоимости земельных участков № 03-20/23633 от 14 августа 2014 г., составленным филиалом ФГБУ «<данные изъяты>» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, величина кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости определена в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. расчетным путем как произведение площади этого имущества и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала населенного пункта соответствующей группы, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 №.

 Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в порядке, установленном ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, внесены в государственный кадастр недвижимого имущества 14 августа 2014 г.

 В целях установления рыночной стоимости указанного земельного участка по ходатайству администрации муниципального образования «В.» определением суда от 21 ноября 2014 г. по данному делу назначена экспертиза, проведение которой поручено ООО «<данные изъяты>».

 Согласно заключению эксперта от 15 декабря 2014 г. №, составленному ООО «<данные изъяты>», по состоянию на 5 июня 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

 Указанное заключение соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям; составившее этот отчет лицо предупреждено об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет необходимые образование и квалификацию, является членом некоммерческого партнерства «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является заявитель, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности изложенных в заключении выводов, суду не представлено.

 Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости объекта показателей и данных (ценообразующих факторов), существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, проводившим работы по кадастровой оценке, при обращении с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с его рыночной стоимостью необходимо устанавливать рыночную стоимость объекта на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки.

 Несмотря на то, что в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка величина кадастровой стоимости объекта недвижимости была определена в порядке, установленном статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд полагает правильным установление рыночной стоимости этого объекта недвижимости по состоянию на 5 июня 2012 г., т.е. по состоянию на дату, на которую было определено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала населенного пункта соответствующей группы, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 №, использованное в математической формуле при определении учреждением величины кадастровой стоимости этого имущества расчетным путем.

 С учетом изложенного, суд принимает указанное заключение в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости.

 Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, собственником которого является заявитель, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Е.С.И. как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

 В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», влечет возникновение у органа кадастрового учета, в данном случае – ФГБУ «<данные изъяты>» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, обязанности внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

 Разрешая вопрос о распределении понесенных в связи с рассмотрением данного дела расходов, суд исходит из следующего.

 Принимая во внимание, что заявленное Е.С.И. требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа при реализации им полномочий в сфере осуществления кадастрового учета, суд не усматривает оснований для распределения между участвующими в деле лицами судебных расходов в соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Помимо изложенного, администрацией муниципального образования «В.» не представлено доказательств несения расходов на оплату проведения экспертизы, назначенной определением суда от 21 ноября 2014 г.

 Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что Е.С.И. при подаче заявления уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб. Вместе с тем, государственная пошлина по делам данной категории подлежит уплате в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, что для граждан составляет <данные изъяты> руб.

 Изложенное свидетельствует о наличии предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ оснований для возврата излишне уплаченной заявителем суммы государственной пошлины.

 Руководствуясь статьями 194-198, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 заявление Е.С.И. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости удовлетворить.

 Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

 Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для возникновения у федерального государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты>» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанности внести в государственный кадастр недвижимости установленную судом рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

 Возвратить Е.С.И. излишне уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей, уплаченную в УФК по Архангельской области (межрайонная ИФНС России № по <данные изъяты>) по квитанции от 27.08.2014 г. – на ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, счет № <данные изъяты> в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области (г. Архангельск), БИК <данные изъяты>, КБК <данные изъяты>, код ОКТМО <данные изъяты>.

 В удовлетворении ходатайства администрации муниципального образования «В.» о взыскании с Е.С.И. расходов на оплату экспертизы отказать.

 На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Мотивированное решение суда изготовлено 30 декабря 2014 г.

 Судья Н.В. Лобанова