ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-66/2015 от 28.08.2015 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Дело №3-66/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2015 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе судьи Корнюшенкова Г.В.,

с участием прокурора Маркеловой Г.И.,

при секретаре Корженко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ФИО1, ФИО2 о признании неправомочным действующего состава представительного органа местного самоуправления – Совета депутатов муниципального образования «Головкинское сельское поселение»,

УСТАНОВИЛ:

Жители муниципального образования «Головкинское сельское поселение» ФИО1, ФИО2 обратились в суд с указанными выше заявлениями.

Указали, что согласно Уставу МО «Головкинское сельское поселение», Совет депутатов сельского поселения состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах со сроком полномочий – пять лет.

В сентябре 2013 года населением МО «Головкинское сельское поселение» на муниципальных выборах было избрано 9 депутатов Совета. В результате повторных выборов в сентябре 2014 года был избран один депутат Совета.

21 апреля 2015 года четыре депутата Совета депутатов муниципального образования «Головкинское сельское поселение» подали письменные заявления о сложении своих депутатских полномочий. С этого времени они не принимают участия в работе Совета депутатов. До настоящего времени указанные заявления Советом депутатов не рассмотрены. Решения по ним не приняты.

В результате Совет депутатов муниципального образования «Головкинское сельское поселение», как представительный орган, остался в неправомочном составе, поскольку отсутствует квалифицированное большинство (2/3), необходимое для принятия ряда решений, что делает Совет нелегитимным, а принимаемые им решения незаконными.

Заявители считают, что отсутствие полномочного представительного органа нарушает их права, как жителей поселения, на участие в управлении делами сельского поселения как непосредственно, так и через своих представителей; право на осуществление местного самоуправления, избирательное право.

Просят признать неправомочным действующий состав представительного органа местного самоуправления – Совета депутатов МО «Головкинское сельское поселение».

Гражданские дела по заявлениям ФИО1, ФИО2 05 августа 2015 года объединены судом в одно производство.

В судебное заседание заявитель ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем суд в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным основаниям, указав, что он как бывший депутат представительного органа муниципального образования, а также еще три депутата (О., В., Н.) 21 апреля 2015 года сложили с себя депутатские полномочия. Заявления о прекращении депутатских полномочий были переданы им и еще тремя депутатами секретарю Совета. С момента подачи заявления участия в работе Совета депутатов они не принимают.

Глава «Головкинское сельское поселение» ФИО3, исполняющий в соответствии с Уставом поселения полномочия председателя Совета депутатов, с заявленными ФИО1 и ФИО2 требованиями не согласился. Указал, что заявления вышеуказанных четырех депутатов в Совет не поступали и Совет решения о прекращении полномочий депутатов не принимал. Полагает, что Совет способен принимать решения по вопросам местного значения, так как имеется необходимое большинство депутатов.

Представитель Полесской ТИК, выполняющей по распоряжению Избирательной комиссии Калининградской области функции избирательной комиссии муни­ципального образования, ФИО4 с заявленными ФИО1 и ФИО2 требованиями согласился, указав, что при прекращении полномочий четырьмя депутатами, состав Совета депутатов МО «Головкинское сельское поселение» является неправомочным.

Выслушав пояснения заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материа­лы дела, суд приходит к следующим выводам.

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 35 названного Федерального закона представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Устава МО «Головкинское сельское поселение» Со­вет депутатов является постоянно действующим представительным органом мест­ного самоуправления и состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах в порядке, определяемом федеральным законодательством и законодательством Калининградской области. Совет депутатов одного созыва избирается сроком на пять лет.

Пунктом 3 статьи 27 Устава МО «Головкинское сельское поселение» также установлено, что представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия только при избрании не ме­нее двух третей от установленной численности депутатов.

Таким образом, состав Совета депутатов муниципального образования «Головкинское сельское поселение» является правомочным при наличии не менее двух третей от установленной численности депутатов (10 депутатов), что составляет 7 депутатов.

При внесении изменений в Устав муниципального образования (часть 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ), удалении в отставку главы муниципального образования (часть 8 статьи 74.1 указанного Федерального закона) принятие соответствующих решений обеспечивается голосами не менее чем двух третей депутатов муниципального об­разования. Представительный орган местного самоуправления с количеством депу­татов, составляющим менее 2/3 от установленной численности, не способен принимать решение по всем вопросам местного значения и является неправомочным.

Статья 35 Федерального закона № 131-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования, к числу которых относится вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16).

В силу пункта 2 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Аналогичные положения о досрочном прекращении полномочий Совета депутатов муниципального образования и депутатов содержатся в подпункте 2 пункта 16 статьи 27 и подпункте 2 пункта 1 статьи 34 Устава муниципального образования «Головкинское сельское поселение».

08 сентября 2013 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов МО «Головкинское сельское поселение». Решением Полесской ТИК от 11 сентября 2013 года выборы признаны состоявшимися и действительными. Избранными депута­тами Совета депутатов муниципального образования «Головкинское сельское поселение» второго созыва признаны: Л., Н., В., ФИО1, О., Р., Б., С., П.

Решением Полесской ТИК от 14 сентября 2014 года на повторных выборах избранным депутатом Совета депутатов муниципального образования «Головкинское сельское поселение» второго созыва признан М.

21 апреля 2015 года депутаты ФИО1, О., В., Н. подали заявления о досрочном прекращении их депутатских полномочий.

Как следует из материалов дела, данные лица сложили с себя полномочия депутатов предста­вительного органа местного самоуправления добровольно, полагая, что имеет место игнорирование их мнения как депутатов, со стороны Совета депутатов.

Доводы Совета депутатов об отсутствии сведений о добровольном сложении полномочий в Совете депутатов в связи с тем, что заявления указанных депутатов в Совет не поступали, не переданы председателю Совета, и Совет решения о прекращении полномочий депутатов не принимал, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ в случае отставки по собственному желанию полномочия депутата прекращаются досрочно независимо от принятия его отставки соответствующим органом местного самоуправления.

Судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ исследованы имеющиеся в материалах дела заявления депутатов ФИО1, О., В., Н. от 21 апреля 2015 года о досрочном прекращении их депутатских полномочий (л.д. 9-12). Указанные заявления достоверно свидетельствуют о сложении депутатских полномочий (отставке по собственному желанию), данных о том, что они были отозваны подавшими их лицами, не имеется.

Советом депутатов МО «Головкинское сельское поселение» не представлено суду каких-либо доказательств того, что после подачи указанных заявлений о досрочном прекращении депутатских полномочий, ФИО1, О., В., Н. принимают участие в работе Совета депутатовМО «Головкинское сельское поселение», осуществляют депутатскую деятельность.

Таким образом, исходя из материалов дела, суд считает установленным, что четыре депутата Совета депутатовМО «Головкинское сельское поселение» сложили депутатские полномочия.

Поскольку в связи со сло­жением депутатских полномочий четырьмя депутатами количество депутатов Сове­та МО «Головкинское сельское поселение» (6 депутатов) в настоящее время составляет менее двух третей от установленной численности, Совет в настоящее время не может обеспечить реальное осуществление деятельности представительной власти на муниципальном уровне, поскольку необходимое для принятия ряда решений количество депутатов отсутствует.

Отсутствие на территории муниципального образования правомочного представительного органа местного самоуправления нарушает права жителей сельского поселения, которыми являются заявители, на осуществление местного самоуправ­ления и надлежащее решение вопросов местного значения.

С учетом изложенного, заявления жителей МО «Головкинское сельское поселение» подлежат удовле­творению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Признать неправомочным состав Совета депутатов муниципального образования «Головкинское сельское поселение», избранный на муниципальных выборах, состоявшихся 08 сентября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2015 года.

Судья Калининградского

областного суда Г.В. Корнюшенков