ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-67/2013 от 30.09.2013 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3-67/2013

Мотивированное решение

изготовлено 30.09.2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2013 года                  г. Ярославль

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи областного суда Малахова В.А.,

при секретаре Кругловой Е.А.,

с участием прокурора Сафоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г.Ярославля № 58/398-5 от 05.08.2013 года о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №1 ФИО2,

установил:

постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19.06.2013 № 75/427-5 "О назначении выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва" на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19.06.2013 № 75/428-5 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии" на территориальную избирательную комиссию Дзержинского района города Ярославля возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1.

26 июля 2013 года ФИО2 представил в территориальную избирательную комиссию Дзержинского района города Ярославля документы для регистрации кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Решением территориальной избирательной комиссии Дзержинского района города Ярославля от 05 августа 2013 года № 58/398-5 ФИО2 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Кандидат в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО1 обратилась в Ярославский областной суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2 Заявление мотивировано следующим: при подаче документов для регистрации кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному округу № 1 ФИО2 не представил в организующую выборы избирательную комиссию уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Данное уведомление представлено им в окружную избирательную комиссию, что нельзя оценивать как надлежащее исполнение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 № 67-ФЗ (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ). Уведомление датировано 18 июля 2013 года – датой выдвижения кандидата ФИО2 политической партией. Однако, такое уведомление должно иметь место к моменту регистрации кандидата и не ранее совершения указанного действия. Сдача документов на регистрацию кандидатом ФИО2 осуществлена 26 июля 2013 года.

Заявитель указывает, что регистрация кандидата ФИО2 произведена избирательной комиссией в нарушение требований ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ – при несоблюдении порядка предоставления необходимых документов, требуемых законом для регистрации кандидата.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО3 заявление поддержал.

Представитель территориальной избирательной комиссии Дзержинского района города Ярославля по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Представитель Избирательной комиссии Ярославской области по доверенности ФИО5 оставил на усмотрение суда разрешение заявления. Пояснил, что уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, подлежит представлению в Избирательную комиссию Ярославской области. Избирательная комиссия Ярославской области принимает подобные заявления от иных кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва.

Заинтересованное лицо ФИО2 и его представитель по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления. Пояснили, что ФИО2 приобрел статус кандидата с момента его выдвижения избирательным объединением, с этого момента имел право подписывать документы, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении. Уведомление ФИО2 об отсутствии счетов в иностранных банках в Избирательную комиссию Ярославской области представлялось Региональным отделением политической партии <данные изъяты> при заверении организующей выборы избирательной комиссией списка кандидатов по одномандатным избирательным округам. Данное уведомление не должно представляться кандидатом лично. В территориальную избирательную комиссию ФИО2 представлены все документы, которые требовались к представлению в данную комиссию. В связи с этим, оснований для отказа в регистрации у комиссии не было. Окружная избирательная комиссия является комиссией, организующей выборы по соответствующему одномандатному избирательному округу. Закон не содержит требований к форме составления уведомления. Сам факт представления кандидатом уведомления об отсутствии счетов в иностранных банках подтверждает отсутствие соответствующих счетов и на дату подачи уведомления. 27.08.2013 г. ФИО2 подано заявление в территориальную избирательную комиссию об отсутствии изменений в сведениях о кандидате до его регистрации. В заявлении ФИО1 не указано, какие права заявителя нарушены в результате подачи ФИО2 уведомления некорректной датой. Полагали, что ФИО1 пропущен срок на обращение в суд, поскольку документы об отправке заявления в адрес суда почтой сфальсифицированы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора по делу, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд полагает, что имеются установленные законом основания для отмены решения территориальной избирательной комиссии Дзержинского района города Ярославля о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва ФИО2

В соответствии с п.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

В соответствии с п.1 ст. 50 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" от 02.06.2003 № 27-З (далее – Закон Ярославской области) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, и регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения и регистрации кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 4 статьи 50 настоящего Закона.

Согласно п. 3.3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Согласно п. 1.6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в организующую выборы избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Исходя из анализа указанных норм, можно сделать вывод о том, что у кандидата на момент представления документов для его регистрации в соответствующую избирательную комиссию существует обязанность закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. В силу п. 6 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия обязана проверить исполнение данного требования.

В свою очередь, исполнение приведенных норм кандидатом представляет собой совершение действий как по закрытию счетов (вкладов), прекращению хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществлению отчуждения иностранных финансовых инструментов, так и по уведомлению организующей выборы избирательной комиссии о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Таким образом, уведомление организующей выборы избирательной комиссии является документом, необходимым для принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.

В соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Ярославской области «Об Избирательной комиссии Ярославской области» Избирательная комиссия Ярославской области в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является государственным органом Ярославской области, организующим подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством.

В соответствии со ст. 13 Закона Ярославской области подготовку и проведение выборов депутатов Ярославской областной Думы осуществляют:

Избирательная комиссия Ярославской области;

территориальные избирательные комиссии;

окружные избирательные комиссии. Полномочия окружных избирательных комиссий по решению Избирательной комиссии Ярославской области могут быть возложены на территориальные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Таким образом, организующей выборы избирательной комиссией на выборах депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва является Избирательная комиссия Ярославской области.

В силу прямого указания закона уведомление, требование о предоставлении которого содержит п. 1.6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подлежит представлению в Избирательную комиссию Ярославской области.

Как следует из Разъяснений ЦИК России от 3 июля 2013 года, передача функций по принятию данных уведомлений от организующей выборы избирательной комиссии к окружной избирательной комиссии при проведении выборов по одномандатным избирательным округам возможна путем принятия соответствующего закона субъектом Российской Федерации, либо изданием руководящих разъяснений избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Избирательной комиссией Ярославской области данные полномочия окружным избирательным комиссиям не передавались.

Из материалов дела следует, что вышеприведенное уведомление представлено ФИО2 в территориальную избирательную комиссию Дзержинского района города Ярославля 26 июля 2013 года, датировано 18 июля 2013 года.

В Избирательную комиссию Ярославской области уведомление лично ФИО2 представлено не было. Указание в уведомлении на его адресацию в Избирательную комиссию Ярославской области при этом юридического значения не имеет. Также не являются юридически значимыми обстоятельствами по делу обращение ФИО2 в Избирательную комиссию Ярославской области с соответствующим уведомлением 29.08.2013 г., а равно отправление его в Избирательную комиссию Ярославской области заказным письмом по окончании срока представления документов для регистрации кандидата.

Таким образом, необходимо признать, что кандидатом ФИО2 не представлено письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Доводы заинтересованного лица о том, что данное уведомление, адресованное Избирательной комиссии Ярославской области, было представлено в составе документов, представленных уполномоченными представителями Регионального отделения политической партии <данные изъяты> в Ярославской области при заверении Избирательной комиссией Ярославской области списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, не имеют правового значения. Положениями п.14.1 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, п.10 ст. 46 Закона Ярославской области представление такого документа на данной стадии выдвижения кандидатов организующей выборы избирательной комиссии не предусмотрено.

Суд полагает необходимым согласиться с позицией заявителя о том, что уведомление совершено кандидатом ФИО2 в ненадлежащую дату.

Как указывалось выше, п.3.3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ содержит указание на обязанность к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

В соответствии п. 35 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Таким образом, вышеприведенная обязанность возникла у ФИО2, как следует из материалов дела, с 26 июля 2013 года. Сообщение 18 июля 2013 года сведений о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, сделано ФИО2 не как кандидатом, выдвинутым в установленном законом порядке, а как кандидатом, в отношении которого началась процедура выдвижения в соответствии со ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ и ст.ст. 25, 36, 37 Федерального закона «О политических партиях».

Указанное обстоятельство также свидетельствует о том, что вышеуказанное уведомление ФИО2 как кандидатом, по смыслу п.35 ст.2, п.2 ст.33, п.1.6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, представлено не было.

В соответствии с п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

По вышеприведенным основаниям суд пришел к выводу о том, что кандидатом ФИО2 для регистрации не было представлено уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Суд полагает необоснованной позицию представителя заинтересованного лица о том, что в силу п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия обязана была уведомить ФИО2 о несоблюдении требований закона к оформлению документов, а при отсутствии такого уведомления комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Как указывалось выше, кандидатом не был представлен документ, необходимый для его регистрации. Представление документов в ненадлежащий орган, в ненадлежащем статусе, не содержащего обязательных реквизитов, нельзя признать надлежащим представлением документов с соблюдением требований закона к их оформлению.

Суд не соглашается с доводами заинтересованного лица ФИО2 о пропуске заявителем установленного п.2 ст.78 Федерального закона № 67-ФЗ срока на обжалование решения избирательной комиссии.

В силу ч.3 ст.108 ГПК РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Из материалов дела, а именно почтового конверта, квитанции о приеме заказного письма, с очевидностью следует, что заявление ФИО1 сдано в организацию почтовой связи 14.08.2013 г., т.е. до истечения 10-дневного срока с момента принятия обжалуемого решения избирательной комиссии.

Суд не принимает во внимание доводы заинтересованного лица ФИО2 о подложности доказательств – о фальсификации ФИО1 почтового конверта и квитанции о приеме заказного письма от 14.08.2013 г. Почтовый конверт содержит необходимые штемпели и знаки почтовой оплаты. Достоверность имеющихся в материалах дела оригиналов соответствующих документов подтверждается актом главного специалиста экспедиции Ярославского областного суда Темновой Н.В. от 26.08.2013 г., в соответствии с которым ею было распечатано поступившее почтой в экспедицию Ярославского областного суда заказное письмо от ФИО1, в котором отсутствовали приложения к заявлению.

Информация начальника Ярославского магистрального сортировочного центра - филиала ФГУП <данные изъяты> о том, что по данным отслеживания РПО в системе ИВЦ ОАСУ РПО, заказное письмо, отправленное ФИО1 в поступлении и обработке в Ярославском МСЦ не значится, по мнению суда, сама по себе не свидетельствует о фальсификации почтового отправления, поскольку не исключает возможность отправки заказного письма из отделения связи отправителя в отделение связи по месту нахождения адресата минуя магистральный сортировочный центр.

Доводы заинтересованного лица ФИО2 об использовании организацией почтовой связи устаревшей формы квитанции о приеме заказного письма, о нарушении порядка и срока доставки почтовой корреспонденции, не могут являться основанием для ограничения права ФИО1 на судебную защиту своих прав и законных интересов.

Факт уплаты заявителем государственной пошлины по делу 26.08.2013 г. не является препятствием к рассмотрению заявления ФИО1 по существу, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 136 ГПК РФ в случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении об оставлении заявления без движения, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. Недостатки заявления, указанные в определении судьи Ярославского областного суда от 26.08.2013 г. об оставлении заявления ФИО1 без движения, устранены заявителем в установленный определением срок.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Сам факт регистрации кандидата ФИО2 в нарушение норм действующего законодательства о выборах свидетельствует о нарушении прав и законных интересов ФИО1, также являющейся кандидатом по одномандатному округу №1.

Осуществление регистрации кандидата в нарушение не только требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, но и иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, не лишает права заинтересованных лиц обратиться в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, а суд отменить такое решение.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления ФИО1 и признания решения территориальной избирательной комиссии города Ярославля о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва ФИО2 незаконным.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г.Ярославля № 58/398-5 от 05.08.2013 года о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №1 ФИО2.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 5-дневный срок со дня принятия судом решения.

Председательствующий                            В.А. Малахов