ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-67/2014 от 29.09.2014 Свердловского областного суда (Свердловская область)

   РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     г. Екатеринбург

  29 сентября 2014 г.

 Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Ольковой А.А. при секретаре Доевой З.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АНЯ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

 установил:

 АНЯ на основании заключенного с Администрацией г. Екатеринбурга договора аренды № о ( / / ) в редакции дополнительного соглашения № от ( / / ) принадлежит земельный участок площадью ( / / ) кв.м с кадастровым номером № категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под административное здание, расположенный в ....

 Кадастровая стоимость указанного участка составляет ( / / )

 Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, истец просила установить кадастровую стоимость участка по состоянию на ( / / ) равной его рыночной стоимости по состоянию на ту же дату в размере ( / / ). на основании представленного отчета, выполненного ( / / )

 Определениями суда от 29.08.2014 и от 15.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, а также ЛВВ и ММА

 В судебном заседании представитель истца МАС исковые требования поддержал. Истец, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

 Представитель Управления Росреестра по Свердловской области – ПЕС указал, что управление не является органом кадастрового учета, не уполномочено на определение кадастровой стоимости, прав и законных интересов истца не нарушало, а потому является ненадлежащим ответчиком. Полагал, что надлежащим ответчиком в данном случае будет являться ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра». Относительно представленного отчета указал, что считает его надлежащим, выводы не оспаривает, отчет составлен по состоянию на туже дату, на какую определена кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки.

 Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Свердловской области - КИА указала, что учреждение не является надлежащим ответчиком, поскольку не уполномочено на проведение государственной кадастровой оценки земель, а лишь осуществляет внесение представленных в установленном порядке сведений об экономических характеристиках участков в государственный кадастр недвижимости. Функции по проведению государственной кадастровой оценки земель возложены на Управление Росреестра по Свердловской области. Полагала, что в силу обязательности судебного постановления для исполнения отсутствует необходимость в случае удовлетворения иска возлагать на ФГБУ обязанность по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости. Подтвердила соответствие представленного отчета дате по состоянию на которую определена кадастровая стоимость участков по результатам массовой оценки.

 Третьи лица Администрация г. Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ЛВВ, ММА, надлежаще извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

 Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

 Материалами дела подтверждается, что АНЯ является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в .... В настоящее время договор аренды № от ( / / ), заключенный с Администрацией г. Екатеринбурга, действует в редакции дополнительного соглашения № от ( / / ). Договор и соглашение зарегистрированы в установленном порядке.

 АНЯ и ММА принадлежат на праве собственности нежилые помещения, расположенные в административно-гостиничном здании, по .... Право собственности зарегистрировано в установленном порядке. Указанные помещения находятся на земельном участке с кадастровым номером №

 ЛВВ принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: ...

 Кадастровая стоимость земельного участка № согласно отзыву ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» установлена на основании Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от ( / / ) № в размере ( / / ) Указанная стоимость, как следует из полученных судом от ФГБУ сведений, а также согласно имеющейся в материалах дела кадастровой справке определена по состоянию на ( / / ).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

 Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

 Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

 Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

 В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

 Из пункта 3 статьи 16 Закона № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.

 Таком образом определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки, то есть определена по состоянию на ту же дату.

 В обоснование рыночной стоимости земельных участков истцом представлен отчет, выполненный ( / / ) от ( / / ), из которого следует, что по состоянию на ( / / ) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет ( / / )

 Достоверность данных, содержащихся в представленном отчете, подтверждается положительным экспертным заключением ( / / ) от ( / / ) и ответчиками не оспаривалась.

 Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

 Доводы ответчиков о том, что они являются ненадлежащей стороной, судом отклоняются по следующим основаниям.

 В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

 Из пункта 3 статьи 16 Закона следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.

 С учетом предъявляемых требований об изменении размера кадастровой стоимости и того обстоятельства, что права истца могут быть защищены только посредством внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, надлежащим ответчиком является орган, уполномоченный в соответствии с законом вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

 Исходя из положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (часть 1 ст. 3), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 (пункты 1, 5.1.3), Приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 № 395 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице своих территориальных органов по субъектам Российской Федерации.

 Полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости» и Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 наделены федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время филиалы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра»).

 При этом делегирование отдельных управленческих функций частному лицу – ФГБУ «ФКП Росреестра» не свидетельствует о том, что Росреестр перестал являться органом кадастрового учета и не освобождает его от выполнения контрольных полномочий в отношении ФГБУ.

 При таких обстоятельствах требования истца адресованы надлежащим лицам.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 иск АНЯ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

 Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью ( / / ) кв.м, расположенного в ..., по состоянию на ( / / ) равной рыночной стоимости по состоянию на ( / / ) в размере ( / / ) руб.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Свердловский областной суд.

 Решение в окончательном виде изготовлено 03.10.2014.

 Судья А.А. Олькова