ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-68/2014 от 21.10.2014 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

 Дело № 3-68/2014

 РЕШЕНИЕ

     именем Российской Федерации   

 ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

 Верховный Суд У. Республики в составе: председательствующего судьи: Полушкина А.В.,

 при секретаре: Зеленцовой Н.З.

 с участием: прокурора отдела Приволжской транспортной прокуратуры Емельяновой М.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ года),

 представителя П. У. Республики ФИО1 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия поДД.ММ.ГГГГ года),

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениюПриволжского транспортного прокурора о признании недействующим Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики в 2014 году, утвержденный постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ №37),

 УСТАНОВИЛ:

 Приволжский транспортный прокурор (далее Прокурор) обратился в суд с заявлением о признании недействующим Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики в 2014 году, утвержденный постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ №37), указав, что положения Порядкапротиворечит требованиям федерального законодательства на основании следующего.

 Пунктом 1 Порядка определены цели, условия, процедура предоставления из бюджета У. Республики субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики (далее субсидии), а также процедура возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

 Согласно пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

 В нарушение указанных требований Порядком не определены положения о возврате в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

 В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства ДД.ММ.ГГГГ Приволжским транспортным прокурором принесен протест на Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики в 2014 году, утвержденный постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ №37) с требованием привести его в соответствие с федеральным законодательством.

 ДД.ММ.ГГГГ в Приволжскую транспортную прокуратуру поступил ответ и.о. заместителя Председателя П. У. Республики на протест заисходящим № от ДД.ММ.ГГГГ.

 П. У. Республики не согласилось с требованием, изложенным в протесте, с указанием на то, что в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ возможно субсидирование возмещения недополученных доходов и субсидирование затрат, причем как будущих затрат получателя субсидии (финансовое обеспечение затрат), так и субсидирование произведенных затрат (возмещение затрат).

 На основании изложенного прокурор, просил суд признать недействующим вышеуказанный Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики в 2014 году.

 В судебном заседаниипрокурор отдела Приволжской транспортной прокуратуры Емельянова М.В. в порядке статей 35, 39 ГПК РФ уточнила заявленные требования, просила признатьПорядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики в 2014 году, утвержденный постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ №37) недействующим в части отсутствия положения о возврате в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий. С учетом указанных уточнений заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

 Представитель П. У. Республики ФИО1 возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, кроме того, в силу того, что оспариваемый Порядок применяется по настоящее время на территории У. Республики, просил признать Порядок недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

 Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 В силучасти 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

 В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики в 2014 году (далее - Порядок), опубликован на официальном сайте Президента У. Республики и П. У. Республики http://www.udmurt.ru ДД.ММ.ГГГГ, а также в Собрании законодательства У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (I).

 Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики в 2013 году» в Порядок внесены изменения. Указанный нормативный правовой акт опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Президента У. Республики и П. У. Республики http://www.udmurt.ru.

 Пунктом 1 Порядка определены цели, условия, процедура предоставления из бюджета У. Республики субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики (далее субсидии), а также процедура возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

 Как следует из содержания Порядка, предметом его правового регулирования являются отношения, возникающие в связи с предоставлением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

 При указанных обстоятельствах Порядок должен соответствовать бюджетному законодательству Российской Федерации.

 Согласно пункта 1 статьи78 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

 Указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 2 пункт 2 статьи 78 БК РФ).

 Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).

 При предоставлении субсидий, указанных в данной статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 статьи 78 БК РФ).

 Таким образом, статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии юридическим лицам выдаются в установленных случаях, порядке, и в сроки, а также на определенных условиях.

 Из содержания данной нормы следует, что соблюдение всех критериев и выполнение необходимых условий при предоставлении субсидии возможно только на договорной основе.

 В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.

 Согласно пункта 3 Порядка субсидии предоставляются пригородным пассажирским компаниям в целях возмещения потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики.

 При этом доходы пригородной пассажирской компании от регулируемого вида деятельности в соответствии с пунктом 4 Порядка определяются исходя из объемов перевозки пассажиров, согласованных с Министерством транспорта и дорожного хозяйства У. Республики (далее - Министерство) и учтенных Региональной энергетической комиссией У. Республики (далее - РЭК УР) при утверждении тарифов на плановый период, и тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденных РЭК УР.

 В соответствии с пунктом 8 Порядка перечисление субсидий осуществляется ежеквартально на основании отчетов пригородных пассажирских компаний.

 Исходя из требований статьи 292 БК РФ, субсидия за последний квартал отчетного года должна представляться до завершения отчетного финансового года, то есть авансом и на основании отчета, содержащего предварительные данные о недополученных доходах, следовательно возможны случаи предоставления субсидии за последний квартал в размере, фактически превышающем потери в доходах пригородной пассажирской компании.

 Оспариваемым прокурором Порядком не предусмотрены при предоставлении субсидии порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидии.

 Таким образом, Порядок противоречит требованиям пп. 4 пункта 3HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=2BF9F848663C042540022E65A61E86EEC6F3B33094B264F89C360B88D18A971AFC23F72A4EFEFE16uEt9G" статьи 78БК РФ, согласно которому нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

 Данная норма федерального законодательства носит императивный характер в указанной части и не допускает невключения положений о порядке возврата неиспользованной части субсидии в соответствующий бюджет в нормативный правовой акт субъекта, регламентирующий порядок предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

 Следовательно, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

 Поскольку до вынесения решения суда Порядок применялся и на его основании транспортным организациям предоставлялись субсидии, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд У. Республики

 РЕШИЛ:

 заявление Приволжского транспортного прокурораудовлетворить.

 Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории У. Республики в 2014 году, утвержденный постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления ПравительстваУдмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №37) в части отсутствия положения о возврате в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

 Поручить П. У. Республики после вступления решения суда в законную силу опубликовать в газете «Известия У. Республики» соответствующее сообщение о решении суда.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы либо апелляционного представления через Верховный Суд У. Республики.

 Мотивированное решение составленоДД.ММ.ГГГГ.

 Председательствующий судья      А.В. Полушкин