ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-68/2015 от 11.03.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

 Дело № 3-68/2015 11 марта 2015 года

 Решение

 Именем Российской Федерации

 Архангельский областной суд в составе:

 председательствующего судьи Пыжовой И.А.,

 при секретаре Терентьевой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 11 марта 2015 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области Акулича С.П. о признании недействующими п.п.1.1, 1.2, 1.3 приложения к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от *** № *** «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области» в части установленного с *** по *** одноставочного тарифа на электрическую энергию для населения в размере *** руб./кВтч и дифференцированного по двум и трем зонам суток,

 у с т а н о в и л:

 постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от *** № *** установлены с *** по *** тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области согласно приложению (п.1 Постановления).

 Согласно пункту 2 Постановления тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, не применяются в отношении электрической энергии, поставляемой МУП «***».

 Текст постановления с приложениями официально опубликован в печатном издании «***», № *** от ***.

 Пунктом 1.1 приложения к указанному постановлению установлен одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области с *** по *** в размере *** руб/кВтч.

 Согласно пунктам 1.2, 1.3 приложения к вышеуказанному постановлению одноставочный тариф на электрическую энергию дифференцирован по двум и трем зонам суток и установлен соответственно для дневной зоны (пиковой и полупиковой) в размере *** руб./кВтч, для ночной зоны – *** руб./кВтч (п.1.2); дифференцированный по трем зонам суток: пиковая зона *** руб./кВтч, полупиковая *** руб./кВтч, ночная зона *** руб./кВтч (п.1.3).

 Оспариваемый нормативный правовой акт является действующим.

 Заместитель прокурора Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 1.1, 1.2, 1.3 приложения к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от *** № *** «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области» в части установленного с *** по *** одноставочного тарифа на электрическую энергию для населения в размере *** руб./кВтч и дифференцированного по двум и трем зонам.

 В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям п.6 ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также приказа Федеральной службы по тарифам от 10.10.2014 № 225-э/1 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на *** год», которым установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по субъектам РФ на *** год. Согласно п.19 приложения № 2 к приказу для Архангельской области максимальный уровень тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей с *** по *** составляет *** коп./кВтч.

 Вместе с тем согласно п.1.1 приложения к оспариваемому постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области с *** по *** установлен в размере *** коп./кВтч, то есть, на *** руб. выше предельного уровня тарифа на электрическую энергию, установленного ФСТ России.

 Поскольку установленный п.п.1.2 и 1.3 приложения к оспариваемому постановлению дифференцированный по двум и трем зонам суток одноставочный тариф рассчитан на первое полугодие *** года исходя из одноставочного тарифа, который выше предельного уровня тарифа, установленного ФСТ России, то п.п.1.2 и 1.3 приложения к оспариваемому постановлению также являются незаконными.

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор Подчередниченко О.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснил, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований абз.2 п.7 ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», что также является основанием для признания постановления в оспариваемой части недействующим.

 Представители агентства по тарифам и ценам Архангельской области Г. и Р. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. Просили отказать в их удовлетворении, поскольку оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных агентству полномочий, с соблюдением установленной процедуры и в соответствии с требованиями законов, иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

 Федеральная служба по тарифам своего представителя в судебное заседание не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя ФСТ России. В представленном отзыве на заявление указали, что средневзвешенный тариф на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области не превышает предельные уровни тарифа и не требует дополнительного согласования с ФСТ России.

 Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Согласно части 2 ст.253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Правовые основы отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики, а также права и обязанности потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту - Закон).

 В соответствии с п. 4 ст. 21 Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

 На основании п. 1 ст. 23.1 Закона государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с данным законом.

 В названной статье установлен перечень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, которые подлежат государственному регулированию; определен порядок установления цен (тарифов) уполномоченными органами.

 Согласно п. 3 ст. 24 Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

 Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп утверждено Положение об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, согласно пункту 1 которого, агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее по тексту агентство) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).

 На основании п.п.7 п.9 Положения агентство осуществляет полномочия в сфере своего ведения, в том числе установление цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненных к нему категориям потребителей, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального уровней цен (тарифов) на электрическую энергию.

 Таким образом, оспариваемое постановление принято агентством в пределах предоставленных ему полномочий.

 В соответствии с п.1 ст.6 и п.1 ст.20 Закона к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, а также к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

 В соответствии с п.1 ст.23 Закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

 Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту Основы), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту Правила).

 Согласно п.3 ст.23.1 Закона, п.п.2 п.3 Основ государственному регулированию на розничных рынках подлежат цены (тарифы), а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.

 Пунктом 6 ст.23.1 Закона предусмотрено, что предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).

 Аналогичные положения закреплены в пунктах 62, 63 Основ.

 Прокурор, оспаривая вышеуказанное постановление в части пунктов 1.1, 1.2, 1.3 приложения, указывает на незаконное установление агентством тарифов для населения и потребителей, приравненных к категории население, на период с *** по *** в размере, превышающем установленный приказом ФСТ России для Архангельской области предельный (максимальный) уровень тарифов, а также указывает на несоблюдение требований закона в части необходимости согласования с ФСТ России проекта решения об утверждении тарифа в размере, превышающем предельную максимальную величину, установленную уполномоченным федеральным органом.

 Суд находит доводы прокурора обоснованными в силу следующего.

 Приказом ФСТ России от 10.10.2014 № 225-э/1 установлены и введены в действие с *** предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненных к нему категориям потребителей по субъектам Российской Федерации на *** года, согласно приложениям № 1, № 2 и № 4 (п.1 Приказа).

 Согласно п.19 Приложения № 2 для Архангельской области на период с *** по *** установлен минимальный тариф в размере *** коп./кВтч (с НДС), максимальный в размере *** коп./кВтч (с НДС).

 Таким образом, установленный оспариваемым постановлением для населения Архангельской области и потребителей, приравненных к категории население одноставочный тариф на период с *** по *** в размере *** коп./кВтч (с НДС), превышает установленный приказом ФСТ России предельный (максимальный) уровень тарифа.

 При этом следует отметить, что именно одноставочный тариф является величиной допустимой для анализа и сравнения с предельным уровнем тарифа. Между тем порядок расчета тарифов на электрическую энергию (мощность) дифференцированных по двум и трем зонам суток, установленный п.70 Основ, пунктами 9-16 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (далее по тексту Методические указания), утвержденных Приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э, позволяет сделать вывод о том, что расчет дифференцированных тарифов производится не произвольно, а с использованием величин, применяемых при расчете одноставочного тарифа.

 В соответствии с абз.2 п.7 ст.23.1 Закона решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

 Согласно п. 21 Правил Федеральная служба по тарифам утверждает порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) выше максимального или ниже минимального уровня, установленного в соответствии с Основами ценообразования.

 Приказом ФСТ РФ от 07.12.2004 N 236-э утвержден Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее по тексту - Порядок), согласно п.2 которого в целях настоящего Порядка под установлением тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, понимается принятие решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов, устанавливаемых на уровне выше предельного максимального уровня тарифов или ниже предельного минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

 В силу п.3 порядка основанием для рассмотрения вопроса о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов, устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, является официальное заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - заявитель) на бланке заявителя (далее - заявление), направленное в Федеральную службу по тарифам.

 Анализ положений приведенных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу уполномоченный в области государственного регулирования исполнительный орган субъекта устанавливает тарифы на электроэнергию для категории потребителей население и приравненных к категории население потребителей в пределах утвержденных ФСТ России предельных уровней тарифов. При отклонении от указанных величин требуется предварительное согласование таких решений. При этом действующее законодательство, и в частности положения п.7 ст.23.1 Закона не содержат каких-либо исключений по вопросу необходимости согласования проектов решений об установлении тарифов в размере, превышающем установленный предельный уровень.

 На основании изложенного доводы заинтересованных лиц со ссылкой на абз. 5 пункта 62 Основ о том, что установленные приказом ФСТ России предельные максимальные и минимальные величины тарифов являются средними по субъекту, а с учетом установленных для населения города *** тарифов на *** год - в размере ниже минимальной величины, утвержденной приказом ФСТ России, средний тариф по Архангельской области не превышает предельную (максимальную) величину, что, по мнению заинтересованных лиц, свидетельствует об отсутствии оснований для предварительного согласования соответствующих решений агентства с ФСТ России, суд считает несостоятельными.

 Кроме того, из содержания пункта 1 Приказа ФСТ России от 10.10.2014 № 225-э/1 не следует, что установленные с *** предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненных к нему категориям потребителей по субъектам Российской Федерации на *** год, согласно приложениям № 1, № 2 и № 4 являются средними по субъектам.

 При этом пункт 2 Приказа содержит прямое указание на данное обстоятельство. Так, указанным пунктом установлены и введены в действие предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на *** год, в среднем по субъекту Российской Федерации (приложение № 3).

 Необходимость согласования проектов решений об установлении тарифов уполномоченными органами исполнительной власти субъекта в размере, превышающем предельные величины, также подтверждается разъяснениями, содержащимися в сносках № 1, 5 к указанному приказу. Согласно которым тарифы, дифференцированные по зонам суток, могут иметь величину, отличную от установленных предельных уровней тарифов как в большую, так и в меньшую сторону. В случае применения отдельными гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями) тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, ниже предельного минимального значения требуется отдельное согласование данного решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с ФСТ России.

 Таким образом, дифференцированные тарифы могут иметь отклонения от предельных величин, при этом согласование таких решений не требуется. Вместе с тем решение агентства об установлении одноставочного (простого) тарифа на электроэнергию в размере отличном от максимальной величины подлежало согласованию с ФСТ России. Данное требование законодательства, предусмотренное п.7 ст.23.1 Закона направлено, прежде всего, на соблюдение принципа обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (п.1 ст.20 Закона).

 Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что агентством *** в адрес ФСТ России направлено заявление с приложением документов, указанных в п.4 Порядка о согласовании проекта решения агентства об установлении тарифов на электрическую энергию для населения на территории Архангельской области, кроме города ***, на уровне выше предельного максимального, установленного приказом ФСТ России. Кроме того, *** агентством был направлен в ФСТ России на согласование проект решения об установлении тарифов для населения в г.*** (для МУП «***») на уровне ниже предельного минимального, установленного приказом ФСТ России. Указанные заявления не были возвращены агентству в соответствии с п.6 Порядка.

 Вместе с тем решения, предусмотренные п.14 Порядка, по существу вышеуказанных заявлений агентства, в срок, установленный п.12 Порядка, до настоящего времени ФСТ России не приняты.

 Таким образом, пункты 1.1, 1.2, 1.3 Приложения к оспариваемому постановлению противоречат положениям п.1 ст.20 Закона, поскольку при утверждении оспариваемых тарифов нарушены основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, а именно такие принципы как обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

 Кроме того, постановление в оспариваемой его части принято с нарушением требований и противоречит положениям п.7 ст.23.1 Закона, абз. п. 63 Основ, положений приказа ФСТ России от 10.10.2014 № 225-э/1, пунктов 2, 12, 14 Порядка, что в совокупности является основанием для признания его недействующим в оспариваемой части.

 При этом следует отметить, что с учетом порядка расчета дифференцированных по трем и двум зонам суток тарифов, установленного п.70 Основ и пунктами 9-16 Методических указаний, признание одноставочного тарифа установленным с нарушением требований действующего законодательства, свидетельствует и о незаконности дифференцированных тарифов, рассчитанных на основе одноставочного тарифа.

 На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о признании недействующими п.п. 1.1, 1.2, 1.3 приложения к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от *** № *** «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области» в части установления с *** по *** одноставочного тарифа на электрическую энергию для населения в размере *** руб./кВтч и дифференцированный по двум и трем зонам суток подлежат удовлетворению.

 Поскольку подлежащие признанию недействующими положения применялись, на их основании реализованы права граждан (что лицами, участвующими в деле не оспаривалось), указанные нормы следует признать недействующими со дня вступления решения в законную силу.

 В силу требований ч.3 ст.253 ГПК РФ, п.30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», ст.35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании – газете «***».

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 р е ш и л:

 заявление заместителя прокурора Архангельской области Акулича С.П. – удовлетворить.

 Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу п.п.1.1, 1.2, 1.3 приложения к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от *** № *** «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области», в части установленного с *** по *** одноставочного тарифа на электрическую энергию для населения в размере *** руб./кВтч и дифференцированного по двум и трем зонам суток.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

 Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2015 года.

 Судья                  И.А.Пыжова