Дело № 3-68-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Котликовой О.П.,
при секретаре Блиновой Е.А.,
с участием прокурора Фроловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заедании дело по заявлению открытого акционерного общества «Барнаульская генерация» о признании недействующим решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 декабря 2014 года № 421 «Об установлении тарифов на тепловую энергию на коллекторах ОАО «Барнаульская генерация», производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2015 год»,
УСТАНОВИЛ:
Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – Управление, регулирующий орган) принято решение от 10 декабря 2014 года № 421 «Об установлении тарифов на тепловую энергию на коллекторах ОАО «Барнаульская генерация», производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2015 год».
В соответствии с пунктами 1,2 названного решения тарифы установлены с календарной разбивкой согласно приложению: с 01 января 2015 года – в размере 626,52 руб./Гкал, с 01 июля 2015 года – в размере 680,43 руб./Гкал, и действуют с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Открытое акционерное общество «Барнаульская генерация» (далее - ОАО «Барнаульская генерация», Общество) обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующим решения в части пунктов 1, 2 и приложения к решению с даты его принятия.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также пункту 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, поскольку утвержденный тариф является экономически не обоснованным, что нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.к. в результате его применения ОАО «Барнаульская генерация» лишается права на часть прибыли от осуществления своей деятельности.
Так, регулирующим органом из расчета необходимой валовой выручки необоснованно исключены расходы на топливо в размере 137 008,51 тыс.руб. и расходы на плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в размере 19 176,10 тыс.руб.
По мнению заявителя, при расчете расходов на топливо регулирующий орган необоснованно применил иной показатель калорийности угля при переводе условных величин в натуральные, чем заявитель при обращении с заявлением об установлении тарифа. Полагает, что калорийность должна быть рассчитана на основании фактических данных, предоставленных по форме статистической отчетности 6-ТП в соответствии с п.п. «б» п.16 Постановления № 1075. Регулирующим органом не принята цена угля по договору, заключенному ООО «Сибирская генерирующая компания», на поставку угля для нужд ОАО «Барнаульская генерация». Кроме того, при расчете расходов на топливо Управлением дважды включены затраты на транспортные услуги в размере 408,22 руб./т и 138,90 руб./т.
При расчете расходов на плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (далее – плата за выбросы) регулирующий орган исходил из фактических затрат 2013 года, тогда как размер данных расходов был сформирован заявителем на основании требований Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 03 октября 2014 года.
Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в письменных возражениях на заявление указало, что анализ величины фактической калорийности угля проведен в рамках плановой проверки хозяйственной деятельности ОАО «Барнаульская генерация», результаты которой были использованы в ходе проведения экспертизы обоснованности заявленных обществом расходов, и указанная заявителем марка угля «Д» с меньшей калорийностью не принята в связи с тем, что данный уголь для эксплуатируемой заявителем Барнаульской ТЭЦ-2 является непроектным. Заявленный размер расходов по статье «Плата за выбросы» не принят в полном объеме ввиду того, что Общество включило в планируемые расходы плату за выбросы сверх установленных нормативов, что противоречит пункту 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, а также произвело расчет для выбросов иной марки каменных углей.
Выслушав объяснения представителей заявителя ФИОФИО., ФИО представителей Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ФИО., ФИОФИО исследовав представленные доказательства, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Алтайского края Фролову Ю.Н., полагавшую, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
В соответствии с Положением об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011г. № 695, Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги (т.2, л.д.41-45).
В силу пункта 4.7 Положения Управление устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность) производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов.
Согласно пункту 9 Положения об Управлении для принятия решений в области государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую, тепловую энергию, газ, товары и услуги организаций коммунального комплекса, услуги в социальной сфере формируется Правление в количестве 7 человек. Председателем Правления является начальник Управления.
Состав Правления утвержден Приказом начальника Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 23 октября 2014г. № 209-пр т.4, л.д.157-159).
Вопрос об установлении тарифа на тепловую энергию на коллекторах ОАО «Барнаульская генерация» был рассмотрен 10 декабря 2014 года на заседании Правления, в котором принимало участие 6 членов Правления и было решено установить и ввести в действие данный тариф в вышеуказанных размерах, при этом Правление исходило из плановых (расчетных) показателей, установленных в рамках открытого дела по установлению тарифа.
Начальником Управления вынесено вышеуказанное Решение №421, что соответствует предусмотренной пунктом 10.6 Положения об управлении форме принятия нормативного правового акта.
Решение опубликовано в официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти Алтайского края - в газете «Алтайская правда» за 18 декабря 2014 года №262, включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 05 марта 2015 года, номер государственной регистрации RU 22000201401915(т.2, л.д.29, т.4, л.д.167).
Таким образом, оспариваемое решение принято Управлением в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие, установленному Уставом Алтайского края, законом Алтайского края «О правотворческой деятельности» от 09 ноября 2006г. № 122-ЗС, постановлением Администрации Алтайского края от 01 июня 2011г. № 286 «Об организации правотворческой деятельности администрации края и иных органов исполнительной власти Алтайского края».
Суд также приходит к выводу, что данное решение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи со следующим.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения и регулирования цен (тарифов) в данной сфере являются, в том числе, соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения.
В силу части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В целях реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято Постановление N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Порядок применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) урегулирован положениями Основ ценообразования. При этом выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации.
Пунктом 32 Основ ценообразования установлено, что при применении данного метода необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа (пункт 33 Основ).
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 N 760-э (далее – Методические указания), определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
В соответствии с пп.2 пункта 34 Основ ценообразования плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение является одной из трех составных величин расходов регулируемой организации на топливо.
Согласно пункту 37 Основ ценообразования плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа.
Пунктом 28 Основ ценообразования установлено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Судом установлено, что ОАО «Барнаульская генерация» создано в результате реорганизации ОАО «Кузбассэнерго» в форме выделения, является её правопреемником в числе восьми акционерных обществ. Согласно Уставу, Общество осуществляет, в том числе, деятельность по продаже и покупке электрической энергии в соответствии с Правилами оптового и розничных рынков электрической энергии и Договором присоединения к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, пара и горячей воды (тепловой энергии) по установленным тарифам, производство электрической и тепловой энергии.
ОАО «Барнаульская генерация» обратилось в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на коллекторах, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2015 год в размере 904,15 руб./Гкал.
Одновременно Обществом подано заявление о применении при регулировании цен (тарифов) на 2015 год метода экономически обоснованных затрат.
Органом регулирования в порядке пункта 28 Правил регулирования цен (тарифов) проведена экспертиза поступившего предложения об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на предмет определения их обоснованности. После проведения исследования данного предложения и получения по нему результатов в виде экспертного заключения ООО Аудиторская фирма «ЛИФО-Аудит», в котором некоторые расходы, которые Общество предлагало включить в расчет тарифа, исключены как экономически необоснованные, принят оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно протоколу заседания правления Управления по тарифам от 10 декабря 2014 года №59 из расчета необходимой валовой выручки исключены экономически необоснованные затраты, в т.ч. расходы на топливо – в размере 137 008,51 тыс. руб. с учетом корректировки цены топлива (уголь, мазут) и норматива удельного расхода топлива и расходы на плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ - в размере 19 176,10 тыс.руб. в связи с корректировкой данной статьи с учетом фактических расходов 2013 года (т.1, л.д. 27, 28).
Заявитель не согласен с расчетами Управления в части корректировки расходов на уголь, ссылаясь на то, что Обществом в обоснование предлагаемого размера тарифа представлены документы, свидетельствующие о том, что на обслуживаемой им Барнаульской ТЭЦ-2 используется хакасский уголь марки «Д», имеющий калорийность 5100 ккал/кг.
Обществом заявлены затраты в размере 1 491 437 тыс. руб., Управлением они приняты в размере 1 250 376 тыс.руб.
Основанием для корректировки расходов послужило то обстоятельство, что заявителем используется хакасский уголь марки «Д», который для вышеуказанной теплоэлектростанции является непроектным, при этом документов, подтверждающих соблюдение порядка перехода на использование топлива с иными, чем предусмотрено проектом, характеристиками в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997г №116-ФЗ, а также экономическую целесообразность такого перехода, обществом не представлено.
При расчете экспертами использован показатель калорийности каменного угля Кузнецкого бассейна марки «СС», который является расчетным топливом для котлов Барнаульской ТЭЦ-2, что подтверждается представленной Обществом технической документацией (технический паспорт, проектное задание, отчет ОАО «Сибирский энергетический научно-технический центр»), и имевшейся у экспертов информацией ОАО «Сибэнергомаш», являющегося правопреемником завода-изготовителя котлов (т.3,л.д.231-233; т.5,л.д.18-19; т.4,л.д.240-245,л.д.194).
Обязанность регулируемой организации прилагать к заявлению об установлении цен (тарифов) данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период предусмотрена пп. «г» п.16 Правил регулирования цен (тарифов).
В силу пункта 14 Правил регулирования цен (тарифов) в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Поскольку Обществом не представлены материалы, свидетельствующие о наличии технической необходимости перехода на использование топлива с иными, чем предусмотрено проектом, характеристиками, невозможности использования проектного топлива, либо экономической обоснованности такого перехода, то Управление правомерно не приняло документы относительно расходов на приобретение и доставку хакасского угля марки «Д» и использовало сведения, полученные в ходе проведения проверки хозяйственной деятельности ОАО «Барнаульская генерация» за период 2013 год и первое полугодие 2014 года, а также данные, использованные для установления тарифа на 2014 год, действовавшего в течение всего периода регулирования.
Из представленных суду материалов тарифного дела об установлении тарифа на 2014 год усматривается, что при расчете расходов на топливо Управление применяло показатель калорийности марки угля «СС» 5570, предложенный ОАО «Кузбассэнерго» и впоследствии ОАО «Барнаульская генерация» для расчета расходов на топливо при обращении с заявлением об установлении тарифа на 2013 год (т.4, л.д.55-156, т.5,л.д.38-46, 52-54).
Топливо указанной марки применялось до 2013 года, данный показатель калорийности угля был принят Управлением и применен при установлении тарифа на 2013 и 2014 годы.
Из заключения экспертов ООО Аудиторская фирма «ЛИФО-Аудит», составленного по результатам проведения экспертизы предложений по формированию необходимой валовой выручки на тепловую энергию ОАО «Барнаульская генерация» на 2015 год, следует, что планируемые затраты на реконструкцию котлов с переводом на сжигание хакасский углей марки «Д» составляют 523 771 тыс.руб. со средним сроком окупаемости 234,2 года, что экономически невыгодно (т.2, л.д.129).
Документов, обосновывающих и подтверждающих экономическую целесообразность изменения использования проектной марки угля, Обществом в материалы тарифного дела не представлено.
Ссылка заявителя на то, что при определении цены угля эксперты не использовали представленный заявителем договор поставки угля от 28 июня 2013 года с ОАО «СУЭК-Кузбасс» как не отвечающий требованиям пункта 5 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», тогда как решениями Арбитражного суда Красноярского края от 11 сентября 2014 года и от 28 ноября 2014 года одному из участников конкурса (ЗАО «Разрез Канский») было отказано в исках об оспаривании конкурса на право заключения договора на поставку угля, не может быть принята.
Материалами дела подтверждается, что вопреки указанным положениям Федерального закона №223-ФЗ в документации о закупке угля не были указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
На данный факт было обращено внимание Федеральной службой по тарифам в приказе от 27 июня 2014 года № 168-э/4 при рассмотрении разногласий по установлению тарифа на 2014 год (т.2,л.д.10-13).
Факт нарушения при проведении конкурса требований пункта 5 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» судами был установлен, однако основанием для отказа в иске послужило отсутствие нарушения прав истца.
Кроме того, данный договор заключен на поставку угля марки «Д».
То обстоятельство, что с технической точки зрения котлы Барнаульской ТЭЦ-2 могут функционировать при использовании хакасских углей марки «Д», само по себе не свидетельствует об экономической целесообразности такого использования. Переход на данную марку угля влечет необходимость принятия дополнительных мер промышленной безопасности, на что указано в Отчете ОАО «Сибирский энергетический научно-технический центр» (т.4, л.д.249,250), следовательно, повлечет дополнительные затраты, что принято во внимание экспертами при расчете экономически обоснованных расходов.
При этом заявитель не представил в материалы тарифного дела каких-либо документов, обосновывающих невозможность использования им проектного кузбасского угля, применение которого по сравнению с выбранным Обществом угля марки «Д» не ведет к такому значительному увеличению объему расходов на топливо и, соответственно, росту тарифа.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 7 Закона о теплоснабжении, закрепляющей принципы обеспечения доступности тепловой энергии для потребителей и обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство тепловой энергии, у регулирующего органа имелись основания для использования при расчете тарифа плановой среднегодовой цены угля 1141,87 руб./т, утвержденной в тарифе 2014 года, с применением индекса-дефлятора, утвержденного Минэкономразвития России в размере 103,2 (т.4л.д.169).
Довод заявителя о том, что экспертное заключение не содержит указания на объем топлива, который положен в основу расчета, поскольку отсутствует таблица 4.4, на которую ссылаются эксперты на стр.66 заключения, несостоятельна. В данном случае эксперты при расчете расходов на топливо ссылаются на таблицу 4.4, которая была приложена Обществом к заявлению об установлении тарифа на 2015 год.
Указание заявителя на отсутствие в заключении при определении объема топлива информации о том, в каком размере применены нормативы удельного расхода топлива, не может быть принято во внимание. В соответствии с пп. «а» пункта 36 Основ ценообразования экспертами применен приказ Минэнерго России от 30 октября 2014 года №803, которым установлены нормативы удельного расхода условного топлива для производства ОАО «Барнаульская генерация» тепловой и электрической энергии на 2015 год как для источника тепловой энергии, функционирующего в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более (т.2, л.д.123).
Ссылка заявителя относительно несоответствия принятых Управлением в приложении 3.1 к протоколу Правления №59 расходов на производство тепловой энергии в сумме 744 001 тыс.руб. указанной в экспертном заключении на стр.79 сумме 743 542 тыс.руб. опровергается дополнениями к отчету. Экспертами названная величина была скорректирована и определена в сумме 744 000 тыс.руб.(т.3, л.д.35).
Утверждение заявителя о том, что Управлением дважды включены затраты на транспортные услуги в размере 408,22 руб./т и 138,90 руб./т, безосновательно. Тариф 138,90 руб./т установлен на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ОАО «Сибпромжелдортранс» и заявителем не оспаривается. Стоимость иных транспортных услуг на перевозку угля в размере 408,22 руб./т была рассчитана Управлением исходя из цены 371,11 руб./т, использованной при расчете тарифа на 2014 год (т.4, л.д.107) с применением индекса-дефлятора 110,0 ввиду отсутствия иных подтверждающих расходы Общества расходов на доставку угля.
При этом в расчете тарифа на 2015 год по статье расходы на топливо рост по отношению к предыдущему периоду регулирования составил 2%, в абсолютном выражении – 14 549 тыс.руб. (т.2,л.д.251).
В соответствии с п.п. «в» п.44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.
При расчете платы за выбросы Управлением исключены заявленные расходы в размере 19 176,10 тыс.руб. в связи с корректировкой данной статьи с учетом фактических расходов 2013 года и приняты в размере 3 170 тыс.руб. (т.2, л.д.141).
При обосновании предложенных расчетов Общество исходило из нормативов платы за выбросы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» для зол прочих углей (в пределах установленных допустимых нормативов выбросов - 103 и в пределах установленных лимитов выбросов - 515).
Управлением приняты расходы, исходя из которых рассчитан тариф на 2014 год, где применены утвержденные названным Постановлением нормативы для зол углей кузнецкого месторождения (7 и 35 соответственно).
При этом размер расходов 3 170 тыс.руб. получен путем вычета как экономически необоснованных расходов по уплате за сверхнормативные выбросы 818 тыс. руб. из размера фактических затрат 2013 года - 3 988 тыс.руб. в соответствии с пунктом 12 Методических указаний, согласно которому случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Утверждение заявителя о необоснованном исключении при расчете расходов на плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду требований Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 03 октября 2014 года несостоятельно, поскольку данный документ не был представлен Обществом в материалы тарифного дела.
Таким образом, регулирующий орган исключил из состава затрат необоснованные и неподтвержденные расходы и в то же время принял те расходы, которые регулируемая организация понесла и надлежащим образом подтвердила.
Ссылка заявителя на отсутствие правовых оснований для поручения регулирующим органом проведение экспертизы экспертам аудиторской организации является несостоятельной, поскольку в ходе рассмотрения дела об установлении тарифов Управление приняло за основу результаты экспертизы аудиторской компании, но тариф рассчитало самостоятельно, применив заявленный Обществом метод экономически обоснованных расходов (затрат).
При проведении экспертизы эксперты руководствовались Законом о теплоснабжении, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, Приказами Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года №760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» и от 10 октября 2014 года N 226-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъекту Российской Федерации на 2015 год", иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского и налогового учета.
Экспертное заключение аудиторской компании соответствует требованиям пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов), содержит мотивированные выводы и рекомендации, а также анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования. При анализе экономической обоснованности заявленных тарифов экспертами, в том числе, изучены представленные договоры, технические характеристики оборудования теплоэлектростанции, статистическая и бухгалтерская отчетность. Необходимая валовая выручка сформирована с учетом исключения экономически необоснованных расходов, предложенных Обществом.
То обстоятельство, что Общество оспорило в суде результаты выездной плановой проверки, проведенной Управлением в период с 30 июля 2014 года по 26 сентября 2014 года и в рамках которой Аудиторской фирмой «ЛИФО-Аудит» был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Барнаульская генерация» за период 2013 год и первое полугодие 2014 года и составлен отчет, на который имеются ссылки в экспертном заключении, само по себе не свидетельствует о необоснованности выводов экспертов. Кроме того, решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 марта 2015 года, на которое ссылается заявитель, не вступило в законную силу. В связи с указанными обстоятельствами данный довод заявителя не принимается.
Оснований не доверять экспертному заключению, составленному экспертами, принимавшими участие в проверке финансово-хозяйственной деятельности Общества, у регулирующего органа не было, поэтому утверждение заявителя об обратном не может быть принято.
Довод заявителя относительно неправомерности использования Управлением при расчете тарифа сведений за предшествующий период регулирования несостоятелен, поскольку из системного анализа положений пунктов 12, 14, 16, 20 Правил регулирования цен (тарифов) следует, что в случае непредставления регулируемой организацией всех необходимых для расчета тарифа сведений регулятор при установлении тарифа не ограничен в возможности использования в своих расчетах данных за предшествующий период регулирования, при этом на такие полномочия регулятора не влияют основания, по которым открывается дело об установлении тарифов.
Таким образом, Управлением правомерно приняты во внимание соответствующие выводы экспертной организации.
С учетом изложенного оспариваемый нормативно-правовой акт действующему федеральному законодательству не противоречит и не нарушает прав заявителя.
Руководствуясь ст.193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Барнаульская генерация» о признании недействующим решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 декабря 2014 года № 421 «Об установлении тарифов на тепловую энергию на коллекторах ОАО «Барнаульская генерация», производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2015 год» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Председательствующий О.П. Котликова