ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-697/18 от 22.08.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3-697/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Уфа 22 августа 2018 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.В.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры

Республики Башкортостан Сафина А.Р.,

при секретаре судебного заседания Искужиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Башкортостаннефтезаводстрой» к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года № 30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» (далее – решение Совета) были утверждены ставки арендной платы за землю по видам функционального использования земель (с учетом видов (типов) размещенных на земельном участке объектов) в процентах от кадастровой стоимости земельных участков с 01 января 2008 года по вновь заключаемым договорам аренды земельных участков (дополнительным соглашениям о присоединении к договорам аренды земельных участков), право распоряжения которыми в соответствии с действующим законодательством принадлежит органам местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Первоначальный текст документа опубликован в издании газеты «Вечерняя Уфа», № 237 (10885), 7 декабря 2007 года.

В решение Совета вносились изменения решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04 декабря 2008 года № 10/16, от 25 декабря 2008 года №11/22, от 29 января 2009 года №12/12, от 23 апреля 2009 года № 15/16, от 23 декабря 2009 года № 22/12, от 15 декабря 2010 года № 31/15, от 23 декабря 2010 года № 32/19, от 25 марта 2011 года № 34/8, от 12 апреля 2012 года № 3/3, от 20 декабря 2012 года № 12/9, от 18 декабря 2013 года № 26/8, от 29 июля 2015 года № 48/3, от 29 марта 2016 года № 59/3, от 24 мая 2017 года № 11/3, от 14 февраля 2018 №19/9.

Решением Совета городского округа город Уфа от 24 мая 2017 года № 11/3 в решение Совета были внесены изменения, в том числе пункт 1 дополнен подпунктом 1.9 Приложение № 1-З «Ставки арендной платы за землю на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период с 01 июня 2017 года». Данные изменения опубликованы на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан http://www.gorsovet-ufa.ru и в газете «Вечерняя Уфа» 26 мая 2017 года.

В Приложении № 1-З в подпункте 4.3 пункта 4 «Гаражи вне автокооперативов» установлена ставка арендной платы за земли, предназначенные для размещения капитальных(отдельно стоящих, подземных, одно- и многоэтажных) гаражей (в том числе типа «ракушка») физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (кроме указанных в подпунктах 4.1-4.2 и других видов деятельности) в размере 7,61% от кадастровой стоимости земельных участков(том 1 л.д.38,86).

До принятия вышеуказанных изменений в решение Совета ставка арендной платы за аренду земельных участков была установлена решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2016 года № 59/3 и составляла 5,06% от кадастровой стоимости земельных участков.

05 апреля 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Башкортостаннефтезаводстрой», являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., обратилось в суд с административным иском к Совету городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим со дня принятия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года №30/7 в редакции Совета от 24 мая 2017 года №11/3 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» в части установления в п.п.4.3 пункта 4 Приложения №1-З «Гаражи вне автокооперативов» ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения капитальных (отдельно стоящих, подземных, одно- и многоэтажных)гаражей(в том числе типа «ракушка») физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей(кроме указанных в подпунктах 4.1-4.2 и других видов деятельности) в размере 7,61% от кадастровой стоимости земельных участков...

По мнению представителя административного истца, значительное увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582), состоящему в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

В судебном заседании представитель административного истца Вечкова Л.А. требования поддержала по указанным выше основаниям, просила их удовлетворить, считая, что административным ответчиком не было представлено экономическое обоснование, не была проведена оценка доходности земельных участков. Указала, что судебная экспертиза, проведенная по данному делу, подтвердила доводы, указанные в исковом заявлении. Какой-либо анализ экономического обоснования на момент принятия оспариваемого решения у Совета отсутствовал. Считает нарушенными права истца в связи со значительным и экономически необоснованным завышением арендной платы.

Представитель Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Валиева Ю.М. возражала против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Совета городского округа и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, экономическое обоснование повышение ставок арендной платы содержится в пояснительной записке к проекту оспариваемого нормативного правового акта. Решение было принято на основании комплекта документов. Существует регламент внесения нормативных правовых актов в Совет ГО г.Уфа Республики Башкортостан, в котором описана процедура принятия решения. При принятии решения не превышен диапазон ставок, установленный Постановлением Правительства РБ №480 в пределах 1,57 – 14,87 %. Учтен также уровень инфляции потребительских цен, он влияет на кадастровую стоимость. Экономический рынок был исследован. Все расчеты по арендной плате ведутся через кадастровую стоимость земельного участка. Величина арендной ставки была определена в совокупности с экономическими факторами.

Представитель Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ - Фроловнин Н.С. возражал по поводу удовлетворения заявленных требований и поддержал свои возражения, представленные в письменном виде(...). Пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Совета городского округа и не противоречит нормативным правовым актам, экономическое обоснование повышение ставок арендной платы содержится в пояснительной записке к проекту оспариваемого нормативного правового акта, а также в представленных расчетах.

Представитель Администрации ГО г. Уфа на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Согласно части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании нормативного правового акта, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в связи наличием сведений о надлежащем извещении.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, опросив эксперта, изучив материалы дела, проверив решение Совета в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 1 марта 2015 года) если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу пунктов 5 и 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з (редакция от 28 мая 2015 года) «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», абзацу 10 пункта 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 (редакция от 10 марта 2016 года № 72), органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно статьям 20 и 33 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан (утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2006 года с изменениями и дополнениями) установление ставок арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Совета ...

Порядок принятия решения в соответствии с требованиями статей 36, 48, 61 Регламента Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (утвержденного 14 сентября 2016 года решением Совета № 67/16) был соблюден ...

Таким образом, решение Совета было принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме и опубликовано в предусмотренном законом порядке. Данные обстоятельства административными истцами не оспаривались.

При этом федеральное законодательство предусматривает реализацию права субъектов Российской Федерации в данном вопросе с соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.

Так, пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, одним из которых является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решением Совета городского округа город Уфа от 24 мая 2017 года № 11/3 в решение Совета были внесены изменения, в том числе пункт 1 дополнен подпунктом 1.9 Приложение № 1-З «Ставки арендной платы за землю на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период с 01 июня 2017 года».

Из пояснений представителя Совета городского округа город Уфа разработкой проекта решения по поручению Администрации городского округа город Уфа занималось Управление земельных и имущественных отношений.

В Регламенте внесения проектов муниципальных правовых актов в Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 29 марта 2012 года № 2/14 установлен порядок внесения проектов муниципальных правовых актов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - Регламент) (том 2 л.д.2-38).

Согласно п.3.4 Регламента к проекту муниципального правового акта, вносимого главой Администрации, в обязательном порядке прикладывается пояснительная записка курирующего заместителя главы Администрации, которая должна содержать общую оценку проекта муниципального правового акта, информацию об актуальности, обоснованности и последствиях его принятия, о его практической значимости.

При согласовании муниципального правового акта по внесению изменений и дополнений в ранее принятые муниципальные правовые акты или отмене ранее принятых муниципальных правовых актов прилагаются их копии (п.3.5).

Проект муниципального правового акта (в бумажном и электронном виде) с письмом на имя председателя Совета и пояснительной запиской курирующего заместителя главы Администрации, содержащей обоснование необходимости его принятия, вместе со справочными и аналитическими материалами, листом согласования и другими документами, предусмотренными настоящим Регламентом, передается в Совет не позднее чем за пять рабочих дней до заседания Президиума Совета (п.4.1).

Судом исследован вопрос о соблюдении регламента и порядок поступления в Совет проекта нормативного правового акта.

Проект нормативного правового акта направлен главой Администрации городского округа г. Уфа в Совет 24 апреля 2017 года с приложением на 17 листах ... Перечень приложенных документов отсутствует, из пояснений представителя Совета следует, что в качестве приложения была получена пояснительная записка (2л.), проект нормативного правового акта и приложения к нему (10л.), заключение об оценке регулирующего воздействия (5л.).

Между тем какие-либо справочные и аналитические материалы, достоверно подтверждающие правомерность увеличения ставок арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения гаражей вне кооперативов, с 5,06% до 7,61% от кадастровой стоимости земельных участков Совету не представлены.

Так, в пояснительной записке к проекту решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года № 30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» (далее – пояснительная записка к проекту решения Совета или пояснительная записка) говорится о том, что предлагаемые ставки арендной платы за землю сформированы по итогам сравнительного анализа начислений арендных платежей за землю по действующим договорам аренды земельных участков, заключенных после 01 января 2008 года с учетом кадастровой стоимости земельных участков, и экономической обоснованности, соответствующей доходности земельных участков, с учетом уровня инфляции потребительских цен, который по Прогнозу показателей инфляции до 2019 года по Республике Башкортостан на 2017 год составит 104,5%.

Однако результаты сравнительного анализа в пояснительной записке не приводятся, отсутствует какая-либо информация о многофункциональном анализе характеристик земельных участков, анализ финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития бизнеса, не содержится расчета ставок арендной платы с учетом иных экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, в том числе прогнозного уровня инфляции, не приложены какие-либо иные документы, подтверждающие возможность увеличения ставок арендной платы в размере, указанном в приложении, и представленным на рассмотрение Совета ...

Из пояснений представителя УЗИО Администрации ГО г. Уфа Фроловнина Н.С. следует, что Совету был предоставлена сравнительная информация по договорам аренды земельных участков, предназначенных для размещения гаражей вне кооперативов. В период с 2015 -2016 годов в связи с оспариванием кадастровой стоимости общая годовая сумма арендных платежей уменьшилась с 33960665 рублей до 23610683 рубля, то есть в 1,438 раза. Путем умножения данной цифры на предыдущую ставку(5,06) и индекс потребительских цен(1,045) была получена ставка - 7, 61...

Между тем, снижение кадастровой стоимости земельных участков в 2015-2016 годах не может свидетельствовать о многофункциональном анализе характеристик земельных участков для установления их доходности.

В сравнительной информации не приводится подробный экономический анализ и оценка факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, в частности, не проведен анализ ценообразующих факторов недвижимости, земельных участков по целевому назначению, предназначенных для размещения гаражей, а также по государственному регулированию тарифов (работ, услуг) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельных участках. Не исследовано влияние субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность на земельных участках, на уровень доходности земельных участков.

В представленной информации не исследованы основные факторы, влияющие на рынок недвижимости - месторасположение, площадь, возможное назначение, тип сделок, наличие дорог, транспортных развязок, наличие инженерных коммуникаций и т.д.

Более того, предоставленная информация и приведенная формула расчета ставки арендной платы свидетельствует о том, что ставка сформирована в размере, позволяющем восполнить потери муниципального бюджета в связи со снижением кадастровой стоимости земельных участков. Однако, в информации отсутствуют сведения о количестве арендаторов, не оспоривших кадастровую стоимость земли, которые будут вынуждены оплачивать арендные платежи с учетом завышенной кадастровой стоимости и повышенной ставки арендной платы, находясь в экономически невыгодном положении по сравнению с арендаторам, воспользовавшихся правом оспаривания кадастровой стоимости, что нарушает также принципы предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений.

Судом произведена проверка наличия сравнительной информации в распоряжении Совета период в период работы над проектом оспариваемого нормативного правового акта.

Сопроводительное письмо датировано 10.05.2017 года (проект решения с указанием ставки 7,61% и приложения к нему были направлены в Совет 24.04.2017 года) и представлено представителем УЗИО, в нем отсутствует регистрационный штамп, подтверждающий получение его Советом.

Вышеуказанная информация также не упоминается в пояснительной записке, на неё не ссылается начальник Управления ЗИО Администрации ГО г. Уфа Еникеев Р.А. при предоставлении проекта решения на заседаниях Президиума Совета 10.05.2017 года (...), комиссий по промышленности и экономическому развитию, по бюджету, финансам и налогам 17.05.2017 года (...), по земельным и имущественным отношениям, по социальной политике и гуманитарным вопросам 18 мая 2017 года (...), а также временно исполняющий обязанности первого заместителя главы Администрации городского округа г. Уфа Федосов А.А. при предоставлении проекта на заседании Совета 24.05.2017 года (...).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что формирование проекта нормативного правого акта и передача его с приложениями в Совет, в котором уже содержалась конкретная ставка арендной платы по каждому пункту и подпункту, велось в отсутствии экономического обоснования и материалов, подтверждающих обоснованность предлагаемой ставки в проекте решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 года № 30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан».

Из выписок из протоколов заседаний Президиума Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан усматривается, что основной целью повышения ставок арендной платы на землю являлось пополнение бюджета города из-за снижения кадастровой стоимости земельных участков в результате их оспаривания в судебном порядке (...).

В письменном отзыве представителя Совета и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа содержится ссылка на то, что ставки арендной паты по указанной категории не менялись с 01 апреля 2014 года по 31 мая 2017 года.

Между тем, суду представлены решения Совета и таблица, демонстрирующая изменение ставок арендной платы за земли, предназначенные для размещения гаражей вне кооперативов, из которой следует, что ставки постоянно изменялись в сторону увеличения, в частности, с 01 января 2014 года ставка увеличена с 4,5% до 4,73%, с 01 апреля 2016 года по 31 мая 2017 года до 5,06%, с 01 июня 2017 года – 7,61%., несмотря на то, что информации, подтверждающей значительный рост спроса на недвижимость и земельные участки по региону, а также по Уфе не отмечено, не подтверждается она и статистическими данными( ...)

В Постановлении Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2017 года № 18 «Об утверждении бюджетного прогноза Республики Башкортостан на период до 2030 года» указано о снижении индекса потребительских цен, в процентах к предыдущему году, характеризующего инфляцию, в 2017 году (104,5% базовый) по сравнению с 2015 и 2016 годами (110,9% и 109-106% соответственно).

При увеличении ранее существовавшей ставки 5,06 на индекс потребительских цен 1,045 получается 5,3%.

Кроме того, в письменных отзывах и из позиции представителей Совета и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа в суде следует, что ими не превышен диапазон ставок, установленный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года №480, для земельных участков рынков, торговых центров, торгово-сервисных комплексов от 1,57-14,87%.

Суд, оценивая данный довод административного ответчика и заинтересованного лица, полагает, что статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Такие принципы установлены Постановлением № 582, и они являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, и установленный вышеуказанным постановлением Правительства Республики Башкортостан №480 интервал ставок, не освобождает Совет при установлении ставок от необходимости соблюдения основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации в постановлении № 582, включая принцип экономической обоснованности.

На иные документы, подтверждающие экономическое обоснование, административный ответчик и представитель заинтересованного лица не указывали.

Необходимость экономического обоснования изложена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

В материалах дела отсутствуют и административным ответчиком, несмотря на разъяснение предоставления доказательств обоснованности принятия нормативного правового акта, заинтересованным лицом, какие-либо доказательства внесения проекта решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года № 30/7 «Об арендной плате за землю в городского округа город Уфа Республики Башкортостан» с учетом экономического обоснования ставок арендной платы за землю не представлены.

Из представленных суду выписок из протоколов заседания постоянных комиссий, Президиума Совета, Совета, в том числе проведенных и после 15 мая 2017 года, следует, что при представлении проекта начальник Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Еникеев Р.А. довел до сведения депутатов сведения о потерях бюджета в связи со снижением кадастровой стоимости земельных участков в городе Уфе и дал пояснения по конкретным ставкам из проекта, не приведя экономического обоснования (...).

Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 мая 2018 года в связи с возникшими сомнениями по установлению ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения гаражей вне кооперативов, в процентах от кадастровой стоимости, а также необходимостью специальных познаний в области арендных платежей, назначена судебная экономическая экспертиза по определению экономического обоснования установления ставки арендной платы.

На разрешение эксперта поставлен вопрос: содержат ли пояснительная записка, заключение об оценке регулирующего воздействия к проекту решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан», выписка из протокола совместного заседания постоянных комиссий Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 мая 2017 года, протокол очередного одиннадцатого заседания Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва, решение Совета городского округа город Уфа от 21 декабря 2016 года № 5/2 «Об основных показателях прогноза социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», список начисления арендных платежей по договорам аренды земельных участков (поименованный как сравнительный анализ начисления арендных платежей по договорам аренды земельных участков), дополнительные пояснения представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Фроловнина Н.С., письмо Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 мая 2017 года № 16129 на имя секретаря Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, сравнительная информация об увеличении арендной платы за землю по проекту решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» в денежном выражении, а также примеры изменения арендной платы по отдельным типовым земельным участкам и показания специалиста Ульданова Э.И. экономическое обоснование и правомерность установления ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения гаражей вне кооперативов, в размере 7,61 % от кадастровой стоимости земли ? (...).

Из заключения эксперта ООО «...» Шамсутдиновой А.Р. №... от 22.07.2018 года следует, что пояснительная записка к проекту решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» и иные перечисленные в определении суда о назначении экспертизы документы, не содержат экономического обоснования установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения гаражей вне кооперативов в размере 7, 61%. К указанным выводам эксперт пришел в результате всесторонней оценки предоставленных документов и с учетом того, что они не содержат экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков в рассматриваемом сегменте и не отвечают принципу экономической обоснованности. Эксперт пришел к выводу, что административным ответчиком ставки арендной платы изменены не на основании экономического анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности, а исходя из потребности получения дополнительного дохода в бюджет муниципального образования и с целью восполнения его потерь ввиду уменьшения кадастровой стоимости(...)

Принцип экономической обоснованности закреплен в Постановлении №582 и означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Суд, оценивая заключение судебной экспертизы по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу, приходит к выводу, что ни в пояснительной записке к проекту решения Совета, но в иных представленных документах не содержится экономического обоснования установления ставок арендной платы за земельные участки в оспариваемых размерах. Иные документы и доказательства, подтверждающие доходность земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, ни в Совет, ни суду не представлены.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Муниципальный представительный орган, призванный осуществлять контроль за экономически обоснованным и справедливым балансом интересов арендодателей и арендаторов земельных участков, в нарушение части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал соблюдение принципа экономической обоснованности, не представил анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков в городе Уфе Республики Башкортостан.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу, что административным ответчиком ставки арендной платы изменены не на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального образования и с целью восполнения его потерь ввиду уменьшения кадастровой стоимости земельных участков.

Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Башкортостаннефтезаводстрой, так как приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельный участок, арендатором которого является административный истец.

Поскольку подпункт 4.3 пункта 4 приложения № 1-З решения Совета противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, а именно принципу экономической обоснованности, и нарушают права общества с ограниченной ответственностью «Башкортостаннефтезаводстрой», то административный иск о признании нормативного правового акта не действующим в части подлежит удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, которая противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, был принят позднее таких нормативных правовых актов, при этом оспариваемое положение не устанавливало права граждан и организаций, а регулировало исключительно вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, то суд полагает необходимым признать решение Совета в оспариваемой части недействующим со дня принятия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 г. №30/7 в редакции Совета от 24 мая 2017 года №11/3 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» в части установления в п.п.4.3 пункта 4 Приложения №1-3 ставки арендной платы земли, предназначенной для размещения гаражей вне кооперативов в размере 7,61% от кадастровой стоимости земельных участков.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Башкортостаннефтезаводстрой» к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать недействующим с 01 июня 2017 года решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» в редакции Совета от 24 мая 2017 года №11/3 в части установления в п.п.4.3 пункта 4 Приложения №1-З ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения гаражей вне кооперативов, в размере 7,61% от кадастровой стоимости земельных участков.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Н.В. Козлова