Решение не обжаловано. Вступило в законную силу 04 июня 2013 года.
Дело № 3-6/2013 26 апреля 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.И.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
с участием прокурора Подчередниченко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 26 апреля 2013 года гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим подпункта 2 пункта 2 статьи 7 Областного закона № 55-4-ОЗ от 22 июня 2005 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области»,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 статьи 7 Областного закона № 55-4-ОЗ от 22 июня 2005 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» со дня его принятия 16 декабря 2011 года.
В обоснование заявления указала, что в «Дата» в связи с рождением четвертого ребенка она обратилась в государственное казенное учреждение Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Котласу» с заявлением о выплате регионального материнского капитала и признании права на получение сертификата на региональный материнский капитал в размере 50 000 рублей.
Ей было отказано в выплате регионального материнского капитала со ссылкой на п. 2 ст. 7 Областного закона № 55-4-ОЗ от 22 июня 2005 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области», в соответствии с которым в предоставлении материнского (семейного) капитала отказывается в случаях, если заявитель в частности имеет или имел судимость, подвергся или подвергался уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
«Дата» в отношении неё было прекращено уголовное дело, возбужденное по ч. *** ст. *** Уголовного кодекса РФ.
Полагает, что вышеназванный Областной закон нарушает принцип равенства граждан относительно реализации права, закрепленный в ст. 39 Конституции РФ, согласно которому каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В процессе рассмотрения дела ФИО1 изменила основание заявления и указала, что оспариваемая норма Областного закона противоречит ч. 2 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 27 декабря 1996 года № 161-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации».
В судебном заседании заявитель ФИО1 уточнила заявление, просит признать недействующим подпункт 2 пункта 2 статьи 7 Областного закона № 55-4-ОЗ от 22 июня 2005 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» (в редакции Областного закона от 16 декабря 2011 года № 403-27-ОЗ) в части слов: «подвергся или подвергался уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности».
Представитель заинтересованного лица – Архангельского областного Собрания депутатов ФИО2 с заявлением ФИО1 не согласился, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Считает, что оспариваемая норма Областного закона не противоречит федеральному законодательству.
Представитель заинтересованного лица – Губернатора Архангельской области ФИО3 с заявлением ФИО1 не согласился, в удовлетворении заявленных требований просит отказать, поскольку оспариваемая норма Областного закона не противоречит федеральному законодательству.
Выслушав объяснения заявителя ФИО1, представителей Архангельского областного Собрания депутатов ФИО2, Губернатора Архангельской области ФИО3, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С., просившего заявление ФИО1 оставить без удовлетворения, суд считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
Частями 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона закреплено, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением четвертой сессии Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва от 22 июня 2005 года за № 204 был принят Областной закон от 22 июня 2005 года № 55-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» (далее Областной закон № 55-4-ОЗ), который был официально опубликован в печатных изданиях «Волна», № 27 от 08 июля 2005 года и «Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва», № 4 за 2005 год и вступил в силу с 1 января 2006 года.
Постановлением двадцать седьмой сессии Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва от 14 декабря 2011 года за № 1123 был принят Областной закон от 16 декабря 2011 года № 403-27-ОЗ «О внесении дополнений и изменений в областной закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области», который дополнил Областной закон № 55-4-ОЗ статьей 7 Материнский (семейный) капитал. Данный областной закон был официально опубликован в печатных изданиях газете «Волна» № 55 за 27 декабря 2011 года и «Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва» № 27, 2011, и вступил в силу с 01 января 2012 года.
Областной закон № 55-4-ОЗ определяет статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы социальной поддержки многодетной семьи в Архангельской области, устанавливает систему экономических, социальных и правовых гарантий в целях создания в Архангельской области условий, обеспечивающих повышение жизненного уровня многодетной семьи, оценку социальной значимости труда многодетных родителей (усыновителей) по воспитанию детей, а также улучшение демографической ситуации в Архангельской области.
На момент рассмотрения дела этот закон в установленном порядке не отменен и не утратил силу.
Данный областной закон является нормативным правовым актом Архангельской области, поскольку издан в установленном порядке представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации и устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Принятие Архангельским областным Собранием депутатов отнесенных к его ведению областных законов предусмотрено Уставом Архангельской области (ст. 22) .
Статьей 7 Областного закона № 55-4-ОЗ от 22 июня 2005 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» предусмотрено:
1.Одному из родителей (усыновителей) по их выбору, единственному родителю (усыновителю), родившему (усыновившему) третьего или последующих детей, начиная с 1 января 2012 года, выплачивается материнский (семейный) капитал при соблюдении на день обращения за выплатой материнского (семейного) капитала следующих условий:
1)наличие гражданства Российской Федерации у лица, обратившегося за получением материнского (семейного) капитала (далее заявитель) и у ребенка, на которого выплачивается материнский (семейный) капитал;
2)проживание на территории Архангельской области в течение не менее трех лет;
3)наличие статуса многодетной семьи:
4)многодетной семьей ранее не реализовано право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим законом, а также в соответствии с законами других субъектов Российской Федерации.
2. В предоставлении материнского (семейного) капитала отказывается в случаях, если заявитель:
1)лишен родительских прав (в отношении его отменено усыновление ребенка);
2)имеет или имел судимость, подвергся или подвергался уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
3)имеет неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления.
3. Материнский (семейный) капитал выплачивается однократно в размере 50 000 рублей на личные нужды.
4. Право на получение материнского (семейного) капитала возникает не ранее чем по истечении двух месяцев со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.
5. Право на получение материнского (семейного) капитала возникает независимо от наличия права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Порядок выплаты материнского (семейного) капитала, а также форма сертификата о выдаче материнского (семейного) капитала устанавливается Правительством Архангельской области.
Из ст. 9 Областного закона № 55-4-ОЗ следует, что финансирование расходов, связанных с предоставлением установленных настоящим законом мер социальной поддержки многодетным семьям, за исключением меры социальной поддержки многодетным семьям, указанным в статье 8.1 (ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей) настоящего закона, производится за счет средств областного бюджета.
Из объяснений заявителя ФИО1 в судебном заседании следует, что она просит признать недействующим только подпункт 2 пункта 2 ст. 7 Областного закона № 55-4-ОЗ в части слов «подвергся или подвергался уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности», поскольку он противоречит ч. 2 ст. 86 УК РФ и Федеральному закону от 27 декабря 1996 года № 161-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и нарушает ее право на получение материнского (семейного) капитала на основании ст. 7 Областного закона № 55-4-ОЗ от 22 июня 2005 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области».
Из материалов дела следует, что постановлением следователя следственного отдела при отделе внутренних дел г. *** от «Дата» было прекращено уголовное дело в отношении ФИО1 по ч. *** ст. *** Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 08.04.2003 № 45-ФЗ) в связи с деятельным раскаянием.
«Дата» после рождения четвертого ребенка ФИО1 обратилась в Государственное казенное учреждение Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. ***» с заявлением о выплате материнского (семейного) капитала.
Письмом от «Дата» заявителю отказано в выплате материнского семейного капитала, поскольку она подвергалась уголовному преследованию по ч. *** ст. *** Уголовного кодекса Российской Федерации.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от «Дата» года отказ ФКУ АО «Отдел социальной защиты населения по г. ***» признан правомерным.
Из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства и оспариваемого заявителем областного закона следует, что Архангельское областное Собрание депутатов, определяя меры социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области, а также порядок и условия их предоставления, действовало правомерно, в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
Доводы заявителя о противоречии Областного закона № 55-4-ОЗ федеральному законодательству являются необоснованными по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Федеральный закон № 256-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2007 года, предусмотрены меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Данным Федеральным законом предусмотрена выплата материнского капитала, установлены условия и порядок его выплаты.
Меры государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренные Федеральным законом № 256-ФЗ, финансируются из федерального бюджета.
Из объяснений заявителя ФИО1 следует, что она получила меры государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренные Федеральным законом № 256-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 1 этого Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счёт средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе, а не обязаны устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Областной закон № 55-4-ОЗ принят ранее Федерального закона № 256-ФЗ, предусматривает дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счёт средств бюджета Архангельской области.
Материнский капитал, предусмотренный Федеральным законом № 256-ФЗ, может быть использован лишь на следующие цели:
на улучшение жилищных условий;
на получение образования ребенком (детьми);
на формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Областной закон № 55-4-ОЗ предусматривает использование материнского (семейного) капитала на личные нужды.
Поэтому Архангельское областное Собрание депутатов было вправе устанавливать условия, при которых материнский (семейный) капитал не выплачивается.
Не противоречит Областной закон № 55-4-ОЗ и ч. 2 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений, а областной закон дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей, финансируемых из бюджета Архангельской области.
Доводы заявления ФИО1 о том, что Областной закон № 55-4-ОЗ противоречит Федеральному закону от 27 декабря 1996 года № 161-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» по вышеизложенным основаниям также являются несостоятельными.
Необоснованными являются доводы заявителя о несоответствии оспариваемой нормы Областного закона № 55-4-ОЗ и ст. 39 Конституции Российской Федерации, поскольку разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Поскольку оспариваемая норма Областного закона № 55-4-ОЗ не противоречит федеральному законодательству, этот закон издан в установленном порядке представительным (законодательным) органом Архангельской области в пределах его полномочий, то заявление ФИО1 является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО1 о признании недействующим подпункта 2 пункта 2 статьи 7 Областного закона № 55-4-ОЗ от 22 июня 2005 года (в редакции Областного закона от 16 декабря 2011 года № 403-27-ОЗ) «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» в части слов: «подвергся или подвергался уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов