ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-6/14 от 31.12.9999 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Верховный Суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи ФИО6

при секретаре ФИО2,

с участием:

представителя прокурора Республики Ингушетия ФИО3,

представителя Правительства Республики Ингушетия ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Республики Ингушетия в интересах Российской Федерации о признании Положения о порядке предоставления грантов молодежным объединениям и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики, утвержденное Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 27.12.2013 г. № 300 «Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов молодежным общественным объединениям и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики» противоречащим ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующим в той части, в которой им не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, неиспользованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Ингушетия обратился в суд с приведенными выше требованиями, указывая, что Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 27.12.2013 г. № 300, утверждено Положение о порядке предоставления грантов молодежным объединениям и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики (далее - Положение о предоставлении грантов).

В связи с тем, что Положение о предоставлении грантов противоречат ст.78 Бюджетного кодекса РФ просил признать его недействующим в той части, в которой им не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Ингушетия ФИО3 поддержал заявленные требования, обосновывая их следующими доводами приведенными в заявлении прокурора.

Так, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг должны определять, в том числе, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрен перечень вопросов, подлежащих регулированию нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регламентирующих предоставление субсидий (названным выше субъектам правоотношений), в том числе, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

Представитель Правительства Республики Ингушетия ФИО4 возражал против удовлетворения заявления прокурора, указывая на то, что оспариваемое Положение о предоставлении грантов содержит правила, предусмотренные пунктом 4 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Так, в соответствии с пунктом 15 Положения о предоставлении грантов получатели гранта обязаны использовать грант исключительно по целевому назначению в соответствии с проектом, на реализацию которого предоставлен грант. Данная норма предполагает возможность использования средств гранта в период реализации указанного проекта.

При этом пунктом 17 Положения установлен порядок возврата средств гранта, в случае нарушения условий установленных Положением и договором об их предоставлении.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Ингушетия находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим в том случае, если судом будет установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 27.12.2013 г. № 300 «Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов молодежным общественным объединениям и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики» утверждено Положение о порядке предоставления грантов (Опубликовано: Республиканская общественно-политическая газета «Ингушетия» № 200-203 от 31.12.2013 г.)

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ получателям средств из бюджета, не являющимся бюджетными учреждениями, могут быть предоставлены денежные средства из бюджета (гранты) в форме единовременно, безвозмездно и безвозвратно выплачиваемых субсидий, которые являются новой формой бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера.

Так, в пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ указаны требования к содержанию нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам и другим получателям субсидий.

Одним из таких требований, согласно подпункту 4 пункта 3 данной статьи, является обязательное содержание в нормативном правовом акте – в данном случае в Положении, - порядка возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.Так, прокурор заявил требования о признании Положения о порядке предоставления грантов противоречащим подпункту 4 пункта 3 статьи ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующим в той части, в которой им не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

Таким образом, исходя из того, что в федеральном законодательстве имеется императивная норма, устанавливающая требования к содержанию нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующего предоставление субсидий, то такое отсутствие влечет признание Положения противоречащим подпункту 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Вместе с тем, Правительство Республики Ингушетия ссылаясь на пункт 15 Положения, согласно которому получатели гранта обязаны использовать грант исключительно по целевому назначению в соответствии с проектом, на реализацию которого он предоставлен, а также на пункт 17 Положения, которым установлен порядок возврата средств гранта в случае нецелевого использования и нарушения условий, установленных Положением и договором об их предоставлении считает, что Положение, в оспариваемой его части, не противоречит правилам, предусмотренным подпунктом 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, поскольку содержит оговоренный в данной норме порядок возврата субсидий.

Между тем, из анализа приведенных норм (п.п.15 и 17 Положения) видно, что средства гранта подлежат возврату только в случае нарушения условий и их нецелевого использования.

Кроме того, Положением предусмотрена возможность использования гранта в период реализации соответствующего проекта, и соответственно возврату подлежат денежные средства, не использованные в этот период, тогда как подпункт 4 пункта 3 статьи 78 настоящего Кодекса обязывает предусматривать в нормативном правовом акте субъекта РФ порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, то есть не зависимо от реализации самого проекта.

Таким образом, доводы ответчика о том, что в Положении о предоставлении грантов содержатся нормы, предусматривающие порядок возврата остатков субсидий, установленный подпунктом 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, являются необоснованными.

В пункте 17 Положения о предоставлении грантов, предусмотрен порядок возврата средств гранта, в случае их нецелевого использования, то есть в нормативном акте установлен порядок, предусмотренный подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Из изложенного следует, что в оспариваемом Положении не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.

Таким образом, доводы прокурора о признании Положения о порядке предоставления грантов противоречащим подпункту 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, в связи с отсутствием в указанном нормативном акте порядка возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, суд находит обоснованными.

В соответствии с абзацем 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Как усматривается из материалов дела, Положение о порядке предоставления грантов, утвержденное Постановлением Правительства Республики Ингушетия № 300 от 27.12.2013 г. вступает в силу с момента опубликования. Текст опубликован в республиканской общественно-политической газете «Ингушетия» № 200-203 от 31.12.2013 г.

В пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующие изменения (подпункт 4), внесены Федеральным законом от 02.07.2013 г. №181-ФЗ, в силу данный федеральный закон вступил с 03.07.2013 г.

Таким образом, поскольку оспариваемый акт, принят позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую, которому он или его часть не соответствует, а заинтересованной стороной не представлено каких-либо данных о том, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании данного акта были реализованы права граждан и организаций, то суд считает необходимым признать Положение о порядке предоставления грантов противоречащим федеральному законодательству, с 31 декабря 2013 г.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Республики Ингушетия удовлетворить.

Признать Положение о порядке предоставления грантов молодежным объединениям и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики, утвержденное Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 27.12.2013 г. № 300 «Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов молодежным общественным объединениям и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики» противоречащим подпункту 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующим с 31 декабря 2013 г., в той части, в которой им не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, неиспользованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Ингушетия ФИО7

Решение28.05.2014