РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Абакан 04 июня 2010 г.
Верховный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего – А.В. Зарубина
при секретаре – Е.А. Топоевой
с участием прокурора Е.В. Васильевой
представителей Правительства Республики Хакасия – ФИО1., ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия Н.Н. Макеева о признании постановления Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 г. №616 «Об утверждении порядков предоставления водных биологических ресурсов в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия» противоречащим федеральному законодательству, недействующим
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 года №616 «Об утверждении порядков предоставления водных биологических ресурсов в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия» (далее - Постановление Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 года №616) утвержден Порядок предоставления водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия (Приложение №1) и Порядок предоставления водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия (Приложение №2).
Указанные выше правовые акты определили процедуру предоставления водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается и общий допустимый улов которых устанавливается, в пользование индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия для осуществления промышленного рыболовства, организации спортивного и любительского рыболовства.
Считая, что Постановление Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 года №616 противоречит федеральному законодательству исполняющий обязанности прокурора Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании его недействующим. Ссылался на то, что утверждение Правительством Республики Хакасия Порядков предоставления водных биологических ресурсов выходит за пределы полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Прокурор в судебном заседании требования поддержал, приводя доводы, указанные в заявлении. Представители Правительства Республики Хакасия – ФИО1 и ФИО2 с заявлением прокурора не согласились, пояснили, что согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, по правилу, установленному частью 5 статьи 3 Федеральногозаконаот 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ «Орыболовствеи сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральныйзаконот 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Также Правительство Республики Хакасия вправе самостоятельно распределять квоты добычи (вылова) водных биоресурсов. Следовательно, Правительство Республики Хакасия, приняв оспариваемые правовые акты, действовало в рамках предоставленных ему полномочий. Помимо этого представители Правительства Республики Хакасия указали, что постановление Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 года №616 кроме утверждения Порядков предоставления водных биологических ресурсов, определило органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующие в процедуре предоставления биологических ресурсов, а это возможно только на уровне соответствующего субъекта.
Обсудив доводы прокурора, выслушав возражения представителей заинтересованного лица, проверив материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия считает заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона №166-ФЗ для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров, предусмотренных статьей 33.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3.1 Федерального закона №166-ФЗ для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 настоящего Федерального закона.
Из содержания статьи 33.1 вытекает, что сторонами названных договоров являются орган государственной власти и юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Порядок подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, форма примерного договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из содержания статей 33.3 и 33.4 следует, что сторонами названных договоров являются орган государственной власти и юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка и договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, форма соответствующих примерных договоров, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. №612 «О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», принятым в соответствии с частью 5 статьи 33.1 Федерального закона №166-ФЗ, утверждены Правила подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также форма примерного договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. №136 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора», принятым в соответствии со статьей 33.3 Федерального закона №166-ФЗ, утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства; Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, а также форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №1078 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключении такого договора», принятым в соответствии со статьей 33.3 Федерального закона №166-ФЗ, утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства; Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства, а также форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. №264 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора», принятым в соответствии со статьей 33.3 Федерального закона №166-ФЗ, утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, а также форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №643 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается», принятым в соответствии со статьей 33.4 Федерального закона №166-ФЗ, утверждены Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, а также форма примерного договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается.
При таких обстоятельствах, правоотношения в области рыболовства, осуществляемого в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, а также общий допустимый улов которых устанавливается урегулированы федеральным законодательством, поэтому принятие Правительством Республики Хакасия постановления, утвердившего Порядок предоставления водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия и Порядок предоставления водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия, выходит за пределы полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы представителей Правительства Республики Хакасия о том, что согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, по правилу, установленному частью 5 статьи 3 Федеральногозаконаот 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, не могут послужить основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора по следующим причинам.
Действительно, природопользование находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что закреплено в пункте «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, по правилу, закрепленному в пункте 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
При таких обстоятельствах, следует исходить из приоритета Федерального закона №166-ФЗ, определившего, что порядки предоставления водных биологических ресурсов должны быть установлены Постановлением Правительства Российской Федерации.
Довод представителей Правительства Республики Хакасия о том, что оспариваемый нормативный правовой акт определил органы, участвующие в процедуре предоставления водных биологических ресурсов, что возможно только на местном уровне, следовательно, в данной части постановление нельзя признавать незаконным, необоснован. Как видно из пунктов 1 Порядков, утвержденных оспариваемым Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 года №616, они направлены на определение процедуры предоставления водных биологических ресурсов, а не определение уполномоченных органов.
Кроме того, как полагает суд, нормативный акт может быть отменен в части, если можно предположить, что он способен регулировать общественные отношения без включения частей, противоречащих закону. Поскольку оспариваемое Постановление не может существовать только в части, в которой оно перечисляет уполномоченные органы государственной власти, в отрыве от процедуры, в которой они участвуют, есть основания для признания Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 года №616 в полном объеме.
С учетом изложенного имеются основания для признания Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 года №616 «Об утверждении порядков предоставления водных биологических ресурсов в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия», утвердившего Порядок предоставления водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия (Приложение №1) и Порядок предоставления водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия (Приложение №2) противоречащим федеральному законодательству, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Хакасия
РЕШИЛ:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать постановление Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 г. №616 «Об утверждении порядков предоставления водных биологических ресурсов в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия» противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня «Вестник Хакасии».
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Зарубин