ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-6/2012 от 16.02.2012 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

Республики Бурятия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Улан-Удэ 16 февраля 2012 года

Верховный суд Республики Бурятия в составе :

судьи Верховного суда Республики Бурятия

Ихисеевой М.В.,

при секретаре Мижитовой М.А.,

с участием прокурора Григорьевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дегтярева С.С. о признании нормативных правовых актов недействующими,

у с т а н о в и л :

Абзацем 1 части 3 статьи 72 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года ... «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» ( с изменениями от 12 мая, 22 сентября 2006г., 14 марта, 14 мая, 5 июля 17 августа 2007 г., 7 мая, 7,15 октября, 14 декабря 2009г., 6, 13 октября, 10 ноября 2010г., 11 марта, 5 мая, 11 июля, 13 октября 2011 г.) предусмотрено, что в соответствии с пунктом 9 статьи 81.1.Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом Республики Бурятия может быть предусмотрено продление полномочий Народного Хурала четвертого созыва в целях проведения выборов Народного Хурала пятого созыва во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок, на который избран Народный Хурал четвертого созыва.

Данная норма введена Законом Республики Бурятия от 11. 07.2011 года №2204-IV «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» и опубликована в собрании законодательства Республики Бурятия №12 от 2003 года.

Статьей 1 Закона Республики Бурятия от 17 декабря 2010 года №1859-IV «О продлении срока полномочий Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва ( с изменениями от 11 июля 2011 года) предусмотрено, что на основании пункта 9 статьи 81.1. Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 3 статьи 72 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года №603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» с целью проведения следующих выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок, на который были избраны депутаты Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва, продлить полномочия Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва до дня проведения первой (организационной) сессии Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, который будет избран на выборах 10 марта 2013 года.

Указанный закон опубликован в издании «Бурятия» ..., 18 декабря 2010 года.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12.06.2002 №67 ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изменениями от 20.10.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее-ФЗ-67) изменение (продление или сокращение) срока полномочий) действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6, 9 и 10 статьи 81.1 и пунктами 4 и 6 статьи 82 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

Дегтярев С.С. обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанных нормативных актов противоречащими части 2 статьи 8 ФЗ-67 и о признании их недействующими с момента их принятия.

В обоснование требований сослался на то, что частью 2 статьи 8 ФЗ-67 введен запрет на продление собственного срока полномочий и срока избрания органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. По смыслу части 2 статьи 8 ФЗ-67 продлить полномочия Народного Хурала РБ четвертого созыва, вправе был только Народный Хурал третьего созыва. Между тем, абзацем 1 части 3 статьи 72 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года №603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» предусмотрено продление полномочий Народного Хурала четвертого созыва в целях проведения выборов Народного Хурала пятого созыва во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок, на который был избран Народный Хурал четвертого созыва, что противоречит требованиям части 2 статьи 8 ФЗ-67.

Статья 1 Закона РБ от 17 декабря 2010 года №1859-IV «О продлении срока полномочий Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва» принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 72 вышеуказанного закона РБ о продлении собственных полномочий, также противоречит части 2 статье 8 ФЗ-67.

Принятием спорных нормативных актов, нарушены конституционные права заявителя (равно как и остальных жителей Республики Бурятия) на участие в делах государства через своих представителей, избирать и быть избранным в Народный Хурал Республики Бурятия, нарушен принцип народовластия.

Полагал, что наличием таких нарушений части 2 статьи 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вышеуказанные Законы Республики Бурятия в их оспариваемой части, нельзя признать законными.

Заявитель Дегтярев С.С. в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя Эрдынеева А.Э.

Суд, выслушав мнение участников процесса, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени дня судебного заседания, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя Эрдынеев А.Э.(по доверенности) заявленные требования, изложенные в заявлении поддержал, при этом, дополнительно пояснил, что сам субъект РФ в лице его законодательного (представительного) органа определяет срок полномочий и срок избрания своих выборных органов, а также изменение (продление или сокращение) данного срока. Но обязательно в соответствии со своей конституцией (уставом) и общими принципами, установленными федеральными законами. В соответствии с частью 1 ст 80 Конституции Республики Бурятия Народный Хурал избирается на пять лет. В силу пункта 1 статьи 67-ФЗ устанавливаемый срок избрания и срок полномочий органов государственной власти не может составлять менее двух и более пяти лет. Спорными законами Республики Бурятия указанный срок изменен, что является незаконным.

Представитель Народного Хурала Ускова А.И.(по доверенности) возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила в суде, что пункт 2 статьи 8 67-ФЗ устанавливает, что изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6, 9 и 10 статьи 81.1 и пунктами 4 и 6 статьи 82 настоящего федерального закона. Указанные специальные нормы введены в ФЗ -67 в целях перехода к единой дате голосования в РФ и требуют продления или сокращения срока полномочий действующих органов и депутатов. Поскольку выборы Народного Хурала четвертого созыва состоялись 2 декабря 2007 года ( в день проведения федеральных парламентских выборов) на основании пункта 3 статьи 81.1 ФЗ-67, то в соответствии с п 9 ст.81.1 67-ФЗ явилось правомочным принятие закона о продлении полномочий органов государственной власти этого субъекта РФ, органов местного самоуправления в этом субъекте РФ в целях проведения следующих соответствующих выборов во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок, на который были избраны соответствующие органы или депутаты соответствующих органов. Противоречия между оспариваемыми нормативными правовыми актами и вышеуказанным федеральным законом не имеется, они приняты в пределах предоставленных законодателю субъекта РФ полномочий, требованиям действующего федерального законодательства не противоречат, и права избирать и быть избранным в органы государственной власти РБ заявителя, избирателей не лишает.

Представитель Скосырский С.И. (по доверенности), представитель Президента РБ Москвитина О.Д. (по доверенности) также полагали заявление Дегтярева С.С. не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных органов Народного Хурала Республики Бурятия, Президента Республики Бурятия, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленного требования в виду его необоснованности, приходит к выводу, что заявление Дегтярева С.С. не подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Пункт 2 статьи 8 67-ФЗ устанавливает, что изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6, 9 и 10 статьи 81.1 и пунктами 4 и 6 статьи 82 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

Статья 81.1 ФЗ-67 именуется «О порядке применения статьи 10 настоящего Федерального закона» (введена федеральным законом от 21.07.2005 №93 -ФЗ). Специальные нормы введены в ФЗ-67 в целях перехода к единой дате голосования в Российской Федерации и предусматривают продление или сокращение срока полномочий действующих органов и депутатов.

Пункт 8 статьи 81.1 67-ФЗ предусматривает, что в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах.

Пункт 9 названного закона предусматривает, что если в субъекте Российской Федерации выборы были проведены в соответствии с пунктом 3,4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни, а конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, не предусмотрено проведение следующих выборов в марте, законом этого субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено продление полномочий органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в этом субъекте Российской Федерации в целях проведения следующих соответствующих выборов во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок, на который были избраны соответствующие органы или депутаты соответствующих органов.

Выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва состоялись 2 декабря 2007г - в день проведения федеральных парламентских выборов, то есть в соответствии с пунктом 3 статьи 81.1 67-ФЗ.

Конституцией Республики Бурятия не предусмотрена дата проведения выборов Народного Хурала Республики Бурятия.

Законом, регулирующим порядок проведения выборов Народного Хурала, является Закон Республики Бурятия от 6 января 2004 года №603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия».

Пунктом 2 статьи 4 Закона №603 определено, что днем голосования на выборах депутатов Народного Хурала является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий депутатов Народного Хурала ( в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва -день голосования на указанных выборах), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, пунктом 3 статьи 72 настоящего Закона, пунктами 8 и 10 статьи 81.1., пунктом 6 статьи 82 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Следовательно, ни Конституцией Республики Бурятия, ни законом Республики Бурятия не предусмотрено проведение следующих выборов Народного Хурала в марте месяце.

Абзацем 1 пункта 3 статьи 72 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года № 603-Ш «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» ( с изменениями от 11.07.2011г) предусмотрено, что в соответствии с пунктом 9 статьи 81.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом Республики Бурятия может быть предусмотрено продление полномочий Народного Хурала четвертого созыва в целях проведения выборов Народного Хурала пятого созыва во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок, на который был избран Народный Хурал четвертого созыва. Данная норма введена Законом Республики Бурятия от 11.07.2011 №2204-IV «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия».

На этом основании 17.12.2010 года принят Закон РБ №1859-IV «О продлении срока полномочий Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва», согласно статье 1 которого продлены полномочия Народного Хурала Республики Бурятия и его депутатов в указанных целях до дня проведения первой ( организационной) сессии Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, который будет избран на выборах 10.03.2013 года.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что продление срока полномочий Народного Хурала четвертого созыва отвечает требованиям пункта 9 статьи 81.1 ФЗ-67, а пункт 3 статьи 72 Закона №603 соответствует положениям ФЗ-67.

Следовательно, вышеуказанные законы Республики Бурятия в части их оспаривания приняты в полном соответствии с требованиями вышеуказанного федерального закона 67-ФЗ и оснований для признания их недействующими, судом не установлены.

Суд не может согласиться с доводом представителя заявителя о том, что оспариваемые нормы противоречат пункту 2 статьи 8 ФЗ -67, в соответствии с которой норма об изменении ( продлении или сокращении) срока, установленного федеральным законом, конституцией, законом субъекта РФ, на который избирается орган государственной власти, депутаты или срока полномочий органа, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы, а Народный Хурал Республики Бурятия четвертого созыва к таковым не относится, исходя из следующего.

Продление сроков полномочий Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва, избранного 2 декабря 2007 года произведено принятым 17 декабря 2010 года Законом Республики Бурятия №1859 -IV «О продлении срока полномочий Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва» и Законом Республики Бурятия №603-III принятым 11 июля 2011 года, после введения в действие Федерального закона от 21.07.2005 года №93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах, иные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего возможность продления субъектами РФ полномочий органов, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии противоречия спорных нормативных правовых актов республиканского законодательства в части их оспаривания федеральному законодательству.

Кроме того, оспариваемые нормы введены именно с такой целью, чтобы при необходимости продлить или сократить до одного года срок полномочий уже образованных в переходный период государственных органов и депутатов.

Довод заявителя о том, что норма об изменении срока, на который избираются органы, депутаты может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы, то есть после даты принятия вышеуказанных республиканских законов, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ 67-ФЗ срок, на который избираются органы государственной власти субъекта, депутаты указанных органов, устанавливается конституциями. Законами субъектов, устанавливаемый срок не может составлять более 5 лет. Предельный срок полномочий депутатов Народного Хурала Республики Бурятия установлен статьей 80 Конституции Республики Бурятия, статьей 3 Закона Республики Бурятия №603, который составляет 5 лет.

Сроки, на которые избираются депутаты Народного Хурала, установленные Конституцией Республики Бурятия и законом Республики Бурятия №603, оспариваемыми нормативными правовыми актами не изменялись, ими определена лишь дата проведения следующих выборов.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, если установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Вышеуказанные оспариваемые нормативные правовые акты Республики Бурятия, имеющими по отношению к 67-ФЗ большую юридическую силу, не являются. Требованиям действующего федерального законодательства не противоречат. Следовательно, не нарушают права заявителя на участие в управлении делами государства через своих представителей, избирать и быть избранным в органы государственной власти Республики Бурятия, а также принцип народовластия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Верховный суд республики Бурятия,

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Дегтярева С.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия.

Судья Верховного суда

Республики Бурятия: М.В.Ихисеева.