РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3-6/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«7» февраля 2013 года г.Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи – Струковой А.А.
с участием прокурора – Стариковой А.А.
при секретаре – Протас И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям МАУК «Зоопарк» и прокурора Калининградской области об оспаривании постановления Правительства Калининградской области от 9 ноября 2012 года № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» (в редакции постановления от 24 декабря 2009 года № 799) в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения (приложение № 2) под пунктом 72 таблицы 1 «Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, находящиеся на территории муниципального образования «Городской округ «Город Калининград», включен объект - «Центральный вход в зоопарк (арх. З.Зассник)» (1935 г.), расположенный в <...>.
Названное постановление Правительства Калининградской области (в редакции постановления от 24 декабря 2009 года № 799) официально опубликовано в газете «Калининградская правда» (вкладыш «Ведомости Правительства Калининградской области»), № 10 от 23 января 2010 года, и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Постановлением Правительства Калининградской области от 9 ноября 2012 года № 855 из указанного перечня объектов культурного наследия местного значения исключена строка 72 - «Центральный вход в зоопарк (арх. З.Зассник)» (1935 г.), а также в связи с этим изменена нумерация последующих строк (п. 1 постановления).
Постановление Правительства Калининградской области от 9 ноября 2012 года № 855 вступило в силу со дня его подписания (п. 2 постановления).
Данное постановление официально опубликовано в печатном издании «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник правительства Калининградской области»)), № 126 от 24 ноября 2012 года.
Муниципальное автономное учреждение культуры «Зоопарк» городского округа «Город Калининград» (далее – МАУК «Зоопарк») и прокурор Калининградской области обратились в суд с заявлениями об оспаривании постановления Правительства Калининградской области от 9 ноября 2012 года № 855, ссылаясь на то, что решением исполкома Калининградского областного совета народных депутатов от 7 июля 1988 года № 120 к памятникам культуры отнесен Калининградский зоопарк вместе с архитектурными сооружениями, расположенными на его территории, после чего зоопарк, включая сооружения центрального входа с барельефами на торцевых стенах и скульптурами на парапете, был поставлен на государственный учет и охрану как единый памятник архитектуры в качестве паркового ансамбля с оформлением в 1994 году и в последующем охранных обязательств и актов осмотра. В силу п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Калининградский зоопарк, принятый на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», относится к объектам культурного значения регионального значения, включенным в реестр. Исключение центрального входа в зоопарк, являющегося составной частью единого объекта культурного наследия «Зоопарк», из перечня памятников истории и культуры произведено Правительством Калининградской области с учетом составленного по заказу ООО «А.» акта государственной историко-культурной экспертизы от 30 апреля 2012 года о том, что павильоны центрального входа не обладают признаками объекта культурного наследия и не рекомендованы к включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Такое заключение заявители полагают не отвечающим закону и считают, что заинтересованные лица вправе ставить вопрос об исключении объекта культурного наследия из реестра в случае полной физической утраты объекта или утраты им историко-культурного значения в порядке, установленном ст. 23 Федерального закона № 73-ФЗ. Поскольку объект «Центральный вход в зоопарк» является памятником истории и культуры, принятым на государственную охрану до вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, и исключен из перечня объектов культурного наследия без достаточных к тому оснований, то, по мнению заявителей, оспариваемое постановление Правительства Калининградской области не соответствует требованиям законодательства в области сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
МАУК «Зоопарк» также сослалось на то, что оспариваемым постановлением нарушены его законные и обязанности, поскольку в отношении центрального входа в зоопарк, который образует с иными строениями и территорией зоопарка единый архитектурно-парковый ансамбль зоопарка, у МАУК «Зоопарк» имеется действующее охранное свидетельство, а в здании центрального входа в зоопарк располагаются помещения кассы зоопарка, находящиеся в оперативном управлении МАУК «Зоопарк», который обязан обеспечивать сохранение объекта культурного наследия, что невозможно при исключении центрального входа в зоопарк из перечня объектов культурного наследия. Также обращает внимание на то, что два здания, образующие с иными помещениями архитектурный ансамбль центрального входа в зоопарк, принадлежат ООО «Б.» и ООО «А.», которые намерены осуществить реконструкцию этих помещений со значительным изменением внешнего облика центрального входа в зоопарк, а вследствие произведенных ООО «Б.» работ по возведению пристройки (запроектированная площадь которой в два раза превосходит площадь существующего строения и которая будет иметь доминирующее значение и изменит внешний облик фасада здания) произошло в апреле 2012 года обрушение части внешней кирпичной стены существующего здания кафе (со стороны зоопарка), однако после принятия оспариваемого постановления Правительства области работы продолжены.
Дела по заявления МАУК «Зоопарк» и прокурора Калининградской области соединены в одно производство на основании ч. 4 ст. 151 ГПК РФ.
В судебном заседании прокурор и представители МАУК «Зоопарк» - ФИО1, ФИО2 и ФИО3 заявленные требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель Правительства Калининградской области – ФИО4 полагал заявления не подлежащими удовлетворению. Позиция Правительства Калининградской области заключается в том, что решением исполкома Калининградского областного совета народных депутатов от 7 июля 1988 года № 120 «О мерах по сохранению парков-памятников культуры и дальнейшему развитию садового паркового искусства» на государственный учет поставлен только дендрарий зоопарка, а строения, составляющие центральный вход в Калининградский зоопарк, памятниками истории и культуры не являлись и подлежали государственной охране только как выявленный объект культурного наследия начиная с 2007 года (согласно приказам Министерства культуры Калининградской области от 19 июня 2007 года № 48 «О выявленных объектах культурного наследия» и Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 20 июня 2008 года № 9 «О выявленных объектах культурного наследия»). Таким образом, здания центрального входа в зоопарк не считаются включенными в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в силу п. 3 ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ и для включения указанного объекта в государственный реестр необходимо соответствующее заключение государственной историко-культурной экспертизы, которое было составлено по инициативе собственника одного из строений, образующих центральный вход в зоопарк (ООО «А.»), и являлось отрицательным, что и повлекло за собой правомерное принятие оспариваемого постановления Правительства области об исключении объекта «Центральный вход в зоопарк» из перечня объектов культурного наследия. Также полагает, что законные права и заявителя - МАУК «Зоопарк» - не нарушены оспариваемым постановлением, поскольку оно фактически освобождает заявителя от бремени по сохранению объекта культурного наследия и не создает препятствий для осуществления МАУК «Зоопарк» уставной деятельности.
В заявлении МАУК «Зоопарк» в качестве заинтересованных лиц указаны администрация городского округа «Город Калининград» и Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.
Представители администрации городского округа «Город Калининград» - ФИО5 и ФИО6 поддержали позицию заявителей.
Представитель Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области – ФИО7 просила в удовлетворении заявлений отказать, соглашаясь с позицией Правительства Калининградской области.
Выслушав пояснения представителей заявителей и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Зоопарк Калининграда располагается на территории бывшего Кенигсбергского зоопарка («Konigsberger Tiergarten», что в буквальном переводе означает «сад зверей»), который был создан за счет взносов членов общества «Тиргартен» и меценатской помощи и впервые открыт для публики в мае 1896 года.
Помимо развлекательных целей зоопарк выполнял функцию экологического центра охраны природы (охрана редких видов животных и растений) и считался одним из лучших в довоенной Европе.
В связи с повреждением отдельных элементов зоопарка в период первой мировой войны в 1935 году был разработан проект реконструкции и в дальнейшем за счет общественных средств произведена реконструкция зоопарка с оборудованием фонтанов, прудов, водопадов. Входные ворота в зоопарк с примыкающими зданиями по бокам построены в 1935 году к 40-летию зоопарка по проекту Зигфрида Зассника.
В 1938 году зоопарк стал собственностью города, а общество «Тиргартен» самораспустилось.
В целом Кенигсберский зоопарк, помимо собственно зоосада, включал в себя здания, строения, сооружения, фонтаны, пруды, скульптуры, а также дендропарк, представленный экзотическими деревьями и кустарниками, в том числе 200-летним буком и реликтовым деревом гинкго, расположенным до настоящего времени у центрального входа в зоопарк.
После второй мировой войны зоопарк был вновь открыт для посетителей в 1947 году и функционирует до настоящего времени, является постоянным членом Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (EARAZA), объединяющей зоопарки стран СНГ и ближнего зарубежья, а также кандидатом в члены EAZA (Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов).
Таким образом, зоопарк Калининграда исторически представляет собой единый архитектурно-парковый комплекс, включающий в себя здания, сооружения и иные объекты, находящиеся на его территории площадью около 16 га.
Эти обстоятельства являются общеизвестными и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не подлежат доказыванию.
Решением исполнительного комитета Калининградского областного совета народных депутатов от 7 июля 1988 года № 120 утверждено приложение «Парки-памятники культуры и архитектурные сооружения, расположенные на территории Калининградской области, состоящие на государственном учете».
В этот перечень включен парк – «дендрарий зоопарка» с указанием его местоположения - зоопарк Калининграда и лица, ответственного за сохранность парка, – зоопарк.
Категория памятника в этом решении не указана, но поскольку названный объект не был отнесен к памятникам общесоюзного и республиканского значения, он являлся памятником истории и культуры местного значения (ст. 17 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры»).
Данное решение Калининградского облисполкома было принято во исполнение постановления Совета Министров СССР от 22 января 1988 года № 85 «О мерах по сохранению парков-памятников культуры и дальнейшему развитию садово-паркового искусства», в котором указано на необходимость охраны и содержания парковых ансамблей, и в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», который одним из видов памятников истории и культуры признавал сооружения гражданской архитектуры и связанные с ними произведения монументального, садово-паркового искусства, природные ландшафты (ст. 6).
Из приведенных положений законодательства и буквального наименования приложения к решению Калининградского облисполкома от 7 июля 1998 года № 120 следует, что на государственную охрану был принят не только собственно дендрарий зоопарка, а Калининградский зоопарк в целом, включая архитектурные сооружения, расположенные на его территории.
Такой вывод, по мнению суда, подтверждается и тем обстоятельством, что в дальнейшем уполномоченными органами выдавались охранные обязательства и акты технического состояния памятника истории и культуры с описанием в них в качестве предметов охраны не только парковой части Калининградского зоопарка с соответствующими насаждениями, но и расположенных на территории зоопарка зданий и строений, включая центральный вход в зоопарк.
Так, в выданном НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры муниципальному учреждению культуры «Зоопарк» акте № 43 от 31 марта 1994 года имеется следующее описание состояния памятника: «Два идентичных в плане здания занимают исторически уникальное место на территории зоологического парка и образуют архитектурный ансамбль парадного входа. Выходящие на центральную улицу города, полукругом охватывают небольшой ее участок и придают ей праздничный вид. Одноэтажные их фасады, ритмично прорезанные окнами, выстроены в соответствии с функциональной традицией. На торцевых стенах имеются барельефы, многоступенчатый парапет украшают скульптуры. Общее состояние удовлетворительное». В плане ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры имеется указание о запрете изменения архитектурного облика комплекса зданий.
Из справки НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры от 11 марта 1994 года и приложенному к ней плану земельного участка видно, что здания центрального входа в зоопарк являются составляющей частью архитектурного и ландшафтного ансамбля Калининградского зоопарка и поставлены на государственный учет как памятник истории и культуры.
3 апреля 1996 года НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры было выдано на основании решения облисполкома № 120 охранное обязательство на всю территорию зоопарка с указанием наименования памятника – «дендрарий зоопарка» и целей использования – исключительно под парк, зоопарк.
Согласно акту технического обследования состояния памятника «Дендрарий зоопарка» от 3 апреля 1996 года (приложение к упомянутому охранному обязательству от 3 апреля 1996 года) этот памятник поставлен на государственный учет и охрану решением Калининградского облисполкома от 7 июля 1988 года № 120, территория зоопарка представляет собой целый комплекс природных и историко-культурных памятников, который складывался в течение 100 лет; в архитектурно-парковый комплекс зоопарка входят строения и сооружения, построенные до 1945 года (приложение № 1), движимые памятники истории и искусства (приложение № 3), 64 вида древесно-кустарниковых насаждений (приложение № 4).
В списке недвижимых строений и сооружений, построенных до 1945 года (приложение № 1), значится, помимо иных объектов, портал главного входа зоопарка (2 здания и тумбы).
Ссылки Правительства области на недопустимость этого доказательства вследствие отсутствия подписей и печатей уполномоченных лиц суд полагает необоснованными при том, что указание о таком списке имеется в надлежащим образом оформленном акте технического обследования от 3 апреля 1996 года.
Охранные обязательства выдавались и после передачи в частную собственность двух зданий, композиционно входящих в состав центрального входа в зоопарк.
Так, 15 января 1996 года выдано охранное свидетельство ИЧП Д. в отношении принадлежащего ему здания с правом использовать его исключительно под кафе.
5 апреля 2010 года выдано охранное обязательство собственнику другого здания в составе центрального входа в зоопарк, - ООО «Б.» в лице директора В., в котором содержится следующее описание предметов охраны:
а) сохранившиеся элементы памятника: цементное горельефное изображение животных на юго-западном фасаде здания; металлические изображения лебедей; на парапете крыше три цементные фигуры животных (медведь, морж, пингвин);
б) фасады объекта культурного наследия, материал и фактура их отделки, включая исторические габариты, а также инженерно-конструктивные особенности и объемно-планировочное решение, в пределах занимаемых помещений.
Кроме того, в постановлении Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» (в том числе в его первоначальной редакции) в качестве объекта культурного наследия регионального значения указан объект «Зоопарк», при этом в тексте этого постановления имеется указание на отмену решения исполнительного комитета Калининградского областного совета народных депутатов от 7 июля 1988 года № 120, равно как и иных ранее принятых правовых актов, содержавших списки памятников истории и культуры, поставленных на государственную охрану, которые включены в Перечни объектов культурного наследия регионального и местного значения, утв. постановлением Правительства области от 23 марта 2007 года № 132.
Таким образом, и на этапе создания в 2007 году кодифицированных перечней памятников истории и культуры регионального и местного значения Правительство Калининградской области также исходило из того, что принятый на государственную охрану в 1988 году памятник «Дендрарий зоопарка» фактически представляет собой всю территорию Калининградского зоопарка как единого архитектурно-паркового комплекса.
Паспорт памятника и иные первичные учетные документы, перечисленные в п. 13 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865, и в п.п. 12, 15, 16 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утв. приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, равно как и само учетное дело до настоящего времени не оформлены, что явилось, по мнению суда, одной из предпосылок возникновения спора о предмете охраны объекта культурного наследия регионального значения «Зоопарк».
Как следует из материалов дела, одновременно с постановкой на государственную охрану зоопарка как единого объекта культурного наследия были поставлены на государственную охрану отдельные объекты, расположенные на территории Калининградского зоопарка, а именно:
- объект культурного наследия регионального значения «Памятник, посвященный первому директору зоопарка Герману Клаасу, с барельефом на постаменте (ск. ФИО8, бронза, искусственный камень), 1913 год», согласно постановлению Главы администрации Калининградской области от 25 октября 1991 года № 17 и постановлению Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132;
- объект культурного наследия местного значения «Скульптура «Орангутанг» (ск. ФИО9, красный порфир), 1930 год», согласно постановлению Главы администрации Калининградской области от 25 октября 1991 года № 17 и постановлению Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132;
- объект культурного наследия местного значения «Здание общественных собраний (арх. ФИО10), 1911 год», согласно постановлению Главы администрации Калининградской области от 19 февраля 1992 года № 49 и постановлению Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132;
- объект культурного наследия местного значения «Центральный вход в зоопарк (арх. З.Зассник)», 1935 год», согласно постановлению Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года № 799 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132»;
- объект культурного наследия местного значения «Скульптура «Девочка с олененком» (искусственный камень), 1915 год», согласно постановлению Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года № 799.
Однако вышеперечисленное выделение отдельных, самостоятельных объектов в составе единого памятника истории и культуры регионального значения не означает, по мнению суда, что с момента принятия в 1988 году на государственную охрану Калининградского зоопарка составные части комплекса сооружений такого объекта культурного наследия, в том числе центральный вход в зоопарк, не имели статуса памятника.
Пунктом 3 ст. 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» постановлено отнести памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Поскольку единый комплекс Калининградского зоопарка принят на государственную охрану в 1988 году, этот памятник культурного наследия регионального значения, включая центральный вход в зоопарк как его неотъемлемую часть, считается включенным в реестр.
В этой связи суд находит необоснованными утверждения Правительства Калининградской области и Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области о том, что центральный вход в зоопарк является выявленным объектом культурного наследия начиная с 2007 года, поскольку соответствующие приказы Министерства культуры Калининградской области от 19 июня 2007 года № 48 «О выявленных объектах культурного наследия» и Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 20 июня 2008 года № 9 «О выявленных объектах культурного наследия» о включении центрального входа в зоопарк в перечень выявленных объектов культурного наследия явно противоречат пункту 3 ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ.
Как указывает Правительство Калининградской области, исключение оспариваемым постановлением от 9 ноября 2012 года № 855 центрального входа в зоопарк из перечня объектов культурного наследия произведено по мотиву отсутствия у данного объекта историко-культурной ценности, о чем соответствующее указание имеется в акте государственной историко-культурной экспертизы от 30 апреля 2012 года.
Согласно заключению эксперта ООО «Э.» цель проведения историко-культурной экспертизы – обоснование включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ. В ходе историко-библиографических исследований эксперт пришел к выводу о том, что в связи с проведением последней реконструкции в 1950-х г.г. при формировании перечней объектов культурного наследия в 1992 году павильоны главного входа не были включены в списки объектов культурного наследия, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры. Павильоны центрального входа неоднократно перестраивались, сохранялось лишь их плановое положение относительно главного входа в зоопарк, что подтверждает утрату подлинных материалов, из которых первоначально были выстроены павильоны, и изменение внешнего облика. Павильоны центрального входа не обладают самостоятельной историко-культурной ценностью.
В то же время, эксперт указал, что павильоны входят в зону охраняемого ландшафта, являются частью застройки, формирующей градостроительную среду и композиционное решение входа в зоопарк, оказывают влияние на целостность исторического облика памятника истории и культуры регионального значения «Зоопарк», нач. ХХ в.
С учетом изложенного эксперт пришел к выводу о том, что павильоны центрального входа в зоопарк не обладают признаками объекта культурного наследия и не рекомендуются к включению в государственный реестр.
В то же время, из перечня документов, представленных на экспертизу, видно, что экспертом не исследовались как документы о принятии Калининградского зоопарка на государственную охрану в 1988 году, так и выданные когда-либо охранные обязательства и акты технического состояния памятника, в связи с чем экспертом дан ответ на вопрос о возможности включения центрального входа в зоопарк в государственный реестр при том, что в силу закона этот объект уже считается включенным в государственный реестр.
С учетом этих обстоятельств суд полагает представленное экспертное заключение недопустимым доказательством отсутствия у центрального входа в зоопарк историко-культурной ценности (ст. 60 ГПК РФ).
Заключение эксперта об утрате историко- культурного значения объектом культурного наследия – «Центральный вход в зоопарк» как составной частью единого объекта культурного наследия регионального значения «Зоопарк» - отсутствует.
Проверяя доводы заявителей о нарушении Правительством Калининградской области компетенции при принятии решения об исключении центрального входа в зоопарк из перечня объектов культурного наследия, суд учитывает следующее.
Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целом объем полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия установлен специальным Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 9.2), а перечень полномочий Правительства Калининградской области в данной сфере приведен в ст. 7 Закона Калининградской области от 17 декабря 2003 года № 344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области (ст. 7).
К полномочиям Правительства Калининградской области отнесено, в частности, принятие решения о включении выявленного объекта культурного наследия регионального и местного (по согласованию с органами местного самоуправления) значения в единый государственный реестр (ст.ст. 17-19 Федерального закона № 73-ФЗ, ст. 18 названного Закона области); принятие на основании заключения историко-культурной экспертизы решения об обращении в федеральный орган охраны объектов культурного значения об исключении объектов культурного значения регионального и местного значения из единого государственного реестра (ст. 23 Федерального закона № 73-ФЗ, ст. 19-1 Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 года).
Из приведенных положений закона следует, что орган государственной власти Калининградской области не наделен правом на самостоятельное принятие решения об исключении из перечня объектов культурного наследия регионального и местного значения объекта культурного наследия, принятого на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» до вступления в силу 29 июня 2002 года Федерального закона № 73-ФЗ и отнесенного в силу п. 3 ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ к памятникам истории и культуры, включенным в государственный реестр.
Как правильно указывают заявители, в отношении таких объектов культурного наследия Правительство Калининградской области имеет право лишь на обращение в уполномоченный федеральный орган по вопросу их исключения из государственного реестра в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения на основании заключения историко-культурной экспертизы.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Калининградской области принято с нарушением его компетенции, что свидетельствует о нарушении порядка принятия правового акта.
На основании ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом вышеизложенного суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Ссылки на то, что оспариваемым постановлением об исключении центрального входа в зоопарк из перечня объектов культурного наследия не нарушены законные права и интересы МАУК «Зоопарк», не могут быть признаны законным основанием к отказу в удовлетворении его требований при том, что отдельные помещения центрального входа в зоопарк переданы МАУК «Зоопарк» на праве доверительного управления и в отношении всех переданных в доверительное управление помещений у МАУК «Зоопарк» имеется обязательство по сохранению объектов культурного наследия, включая обеспечение неизменности их облика.
Решая вопрос о том, с какого времени оспариваемый правовой акт не подлежит применению, суд считает, что с учетом нарушения Правительством Калининградской области компетенции при его принятии и незначительности периода его действия, постановление Правительства Калининградской области от 9 ноября 2012 года № 855 не подлежит применению с момента его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявления МАУК «Зоопарк» и прокурора Калининградской области удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента принятия постановление Правительства Калининградской области от 9 ноября 2012 года № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения».
Опубликовать резолютивную часть настоящего решения после его вступления в законную силу в газете «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2013 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова