Дело № 3-6/2013
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
18 марта 2013 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего Кудрявцева Н.Б.,
при секретаре Герасимовой К.И.,
с участием:
прокурора Кайгородова С.О.,
представителя Губернатора Камчатского края
и Правительства Камчатского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующим пункта 4.1 Положения о порядке отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 563-П,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 563-П утверждено Положение о порядке отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Камчатского края (далее – Положение).
Постановление опубликовано в официальном печатном издании Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края «Официальные Ведомости» от 27 декабря 2012 года, № 488-491.
Пункт 4.1 Положения устанавливает, что на основании решения Рабочей группы Правительство Камчатского края в течение 30 календарных дней со дня приёма заявки, а в случае реализации инвестиционного проекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации – в течение 45 календарных дней, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации издаёт распоряжение об утверждении заявки. Министерство направляет заявителю письмо с извещением о принятом решении либо с обоснованием причин отказа в случае отказа в утверждении заявки.
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим с момента принятия названного пункта, ссылаясь на наличие в оспариваемой норме коррупциогенного фактора в виду того, что в изложенной её редакции начало течения установленных сроков рассмотрения заявки не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности нормативного регулирования постольку, поскольку позволяет правоприменителю исчислять эти сроки с момента поступления заявки либо в Рабочую группу при Правительстве Камчатского края, либо в Министерство инвестиций и предпринимательства Камчатского края, тем самым допуская необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения властными структура исключений из общих правил. Такое правовое регулирование противоречит ст.ст. 1, 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2010 года № 96.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо Губернатор Камчатского края о слушании дела извещён надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал.
Представитель заинтересованных лиц Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края ФИО1 в судебном заседании с заявлением заместителя прокурора Камчатского края не согласилась. Суду пояснила, что оспариваемая норма не вызывает неоднозначного толкования и правовой неопределенности, единственным органом государственной власти субъекта, уполномоченным в соответствии с федеральным законодательством и Положением вести приём заявок от коммерческих организаций, выступает Министерство инвестиций и предпринимательства Камчатского края, потому установленные п. 4.1 Положения сроки подлежат исчислению с момента принятия заявки Министерством.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Губернатора Камчатского края.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
30 июня 2007 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», которым утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Во исполнение названного Постановления, Правительство Камчатского края, реализуя свои полномочия, предоставленные ст. 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 17 и 18 Устава Камчатского края и п. 2 Постановления Губернатора Камчатского края от 26 декабря 2007 года № 330 «О разграничении полномочий между Губернатором Камчатского края, Правительством Камчатского края и иными исполнительными органами государственной власти Камчатского края», утвердило порядок отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Камчатского края, представленных коммерческими организациями для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов (л.д. 6-12), нормативно закрепив его в Положение, пункт 4.1 которого оспаривается заместителем прокурора.
Разработанный в Положении порядок предусмотрен для инвестиционных проектов, реализуемых на лесных участках, находящихся в собственности Камчатского края, а также в пределах земель лесного фонда, в отношении которых органам государственной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению земель в аренду, либо по организации и проведению соответствующих аукционов.
В соответствии с разделом 2 Положения коммерческие организации, желающие реализовать инвестиционный проект (заявители), подают в Министерство инвестиций и предпринимательства Камчатского края заявку с приложением необходимых документов.
Согласно п. 3.1 названного Положения Министерство в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки проверяет комплектность предоставленных заявителями заявки и документов, а также совершает иные, предусмотренные п.п. 3.2 – 3.5 Положения действия по сбору необходимых документов и информации от других государственных органов, по согласованию поступившей заявки в сроки, установленные данным нормативным правовым актом.
Далее, в соответствии с требованиями п. 3.6 Положения, после согласования заявки уполномоченными органами Министерство в течение 2 рабочих дней со дня получения необходимых заключений направляет заявку на рассмотрение Рабочей группы, созданной распоряжением Правительства Камчатского края в целях отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Камчатского края. Рабочая группа в течение 3 рабочих дней со дня поступления документов рассматривает поступившую заявку и принимает решение с рекомендацией Правительству Камчатского края об утверждении заявки либо в её отказе в утверждении с обоснованием причин отказа (п. п. 3.8 - 3.11 Положения).
После чего, в соответствии с оспариваемой нормой (п. 4.1 Положения) на основании решения Рабочей группы Правительство Камчатского края в течение 30 календарных дней со дня приёма заявки, а в случае реализации инвестиционного проекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации – в течение 45 календарных дней, издаёт распоряжение об утверждении заявки. О принятом решении Министерство уведомляет заявителя.
Из содержании приведённых норм следует, что порядок рассмотрения органом исполнительной власти Камчатского края заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Камчатского края предусматривает однократное принятие заявок от заявителей – Министерством инвестиций и предпринимательства Камчатского края на стадии обращения коммерческих организаций в заинтересованный орган государственной власти. Иные, перечисленные в Положении органы исполнительной власти субъекта, как то: Рабочая группа, Правительство Камчатского края, полномочиями по приёму заявок заявителей не наделены.
При таком положении, обозначенные в оспариваемой заместителем прокурором норме сроки подлежат исчислению со дня приёма заявки непосредственно Министерством, что также согласуется с требованиями п.п. 5, 6, 11 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419.
Следовательно, системный анализ п. 4.1 Положения в его нормативном единстве с другими нормами Положения исключает возможность неоднозначного определения момента исчисления срока для принятия Правительством Камчатского края решения по заявке коммерческой организации, кроме как со дня приёма такой заявки Министерством, и не ставит начало течения установленного срока в зависимость от усмотрения властных структур.
Иное толкование п. 4.1 Положения недопустимо в виду императивности данной нормы.
Суд не может согласиться с доводами заместителя прокурора о наличии в п. 4.1 Положения коррупциогенных факторов и её несоответствии критериям определенности, ясности и недвусмысленности нормативного регулирования.
Так, неопределённость содержания правовой нормы не может обеспечить её единообразное понимание, создаёт возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» прямо относит к коррупциогенному фактору нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решений.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» к коррупциогенным факторам отнесены положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2010 года № 96, определено, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, являются отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения (пп. «а» п. 3 Методики).
Вместе с тем, оспариваемая заместителем прокурора норма, предусматривая положение о сроке принятия Правительством Камчатского края соответствующего решения по заявке, подлежащем исчислению со дня приёма заявки, полностью соответствует требованиям приведённых законоположений и не предусматривает широких пределов усмотрения или возможность установления исключений из общего порядка для коммерческих организаций по усмотрению властных структур. Не вносит неясность в организационный механизм реализации прав заявителей на участие в отборе приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории отдельного субъекта Российской Федерации. Формулировка оспариваемой нормы исключает возможность её неоднозначного толкования.
Таким образом, названные заместителем прокурора факты несоответствия п. 4.1 Положения федеральному законодательству полностью опровергнуты материалами настоящего дела.
С учётом изложенного, оспариваемая норма действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации не нарушает.
Ссылка представителя заявителя в судебном заседании на неудачную, по его мнению, формулировку оспариваемой нормы, само по себе не опровергает её соответствие федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а потому основанием для признания её недействующей не является.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Камчатского края о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 4.1 Положения о порядке отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 563-П, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 22 марта 2013 года.
Председательствующий: / подпись /
Верно:
Судья Камчатского
Краевого суда Н.Б. Кудрявцев