Дело №3-6/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2013 года город Пенза
Пензенский областной суд в составе:
председательствующего судьи Потеминой Е.В.,
при секретаре Молевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 в порядке главы 22.1 ГПК РФ обратился в Пензенский областной суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере <данные изъяты> руб., ссылаясь на длительное неисполнение решения Ленинского районного суда г.Пензы от 22.11.2010 г. о взыскании в его пользу с Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. В обоснование указал, что исполнительное производство по делу не возбуждалось по вине начальника Ленинского РО СП УФССП России по Пензенской области, указавшего в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ г., что УФК по Пензенской области не является организацией, выступающей от имени казны РФ. Решение Ленинского районного суда г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ и исполнительный лист были направлены судом в Министерство финансов РФ ДД.ММ.ГГГГ г., однако до настоящего времени решение не исполнено.
Определением судьи от 12.08.2013 г. в качестве ответчика по делу привлечена Российская Федерация, в соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в качестве представителей, действующих в интересах Российской Федерации, - Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федерального казначейства по Пензенской области, Управление Федеральной налоговой службы РФ по Пензенской области, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пензенской области.
ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд с учетом требований ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Пензенской области ФИО2, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения заявления. В обоснование пояснила, что согласно ст.242.3 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам УФНС по Пензенской области возложено на УФК по Пензенской области. Однако исполнительный лист №, выданный Ленинским районным судом г.Пензы о взыскании с УФНС по Пензенской области в пользу ФИО1 денежных средств в размере <данные изъяты> руб., в адрес УФК по Пензенской области не поступал, в связи с чем у Управления не возникла обязанность по исполнению решения суда.
Представитель Федеральной налоговой службы РФ и Управления Федеральной налоговой службы РФ по Пензенской области ФИО3, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, имеющихся в материалах дела (л.д.31-33,70-73) и объяснениях представителя Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Пензенской области.
Представители Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пензенской области ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что служба судебных приставов не является органом, исполняющим судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам УФНС по Пензенской области. Порядок исполнения таких судебных решений установлен ст. 239 БК РФ, о чем заявителю было разъяснено в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ г.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства и материалы гражданского дела Ленинского районного суда г.Пензы № 2-3641/2010, суд приходит к следующему.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (ч.1).
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) (ч.2).
Согласно части 2 статьи 244.8 ГПК РФ при рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного постановления в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного постановления в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных постановлений, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: поведение заявителя и других участников гражданского процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного постановления действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного постановления; общая продолжительность неисполнения судебного постановления.
В судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда г.Пенза от 22.11.2010 г. по делу № 2-3641/2010 иск ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы РФ по Пензенской области был удовлетворен частично. В пользу ФИО1 с Управления Федеральной налоговой службы РФ по Пензенской области взысканы компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> руб. В удовлетворении оставшейся части исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы РФ по Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. было отказано.
Исполнительный лист, выданный на основании указанного решения, ДД.ММ.ГГГГ был направлен в адрес взыскателя ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступила кассационная жалоба, содержащая также ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
Определением Ленинского районного суда г.Пенза от 29.2.2010 г. пропущенный процессуальный срок для обжалования решения ФИО1 был восстановлен.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 22.02.2011 г. вышеуказанное решение Ленинского районного суда г.Пенза от 22.11.2010 г. было оставлено без изменения, вступило в законную силу.
На основании решения Ленинского районного суда г.Пензы от 22.11.2010 г., вступившего в законную силу 22.02.2011 г., указанным судом ДД.ММ.ГГГГ был выписан исполнительный лист ВС № №
ДД.ММ.ГГГГ председателем Ленинского районного суда г. Пензы в адрес ФИО1 было направлено письмо, в котором содержалось требование о возврате в адрес суда ранее полученного исполнительного листа без предъявления в службу судебных приставов, а также разъяснено, что до возврата в суд выданного ФИО1 ранее исполнительного листа новый исполнительный лист выдаваться не будет.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ленинского районного суда г. Пензы поступило заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой направить исполнительный лист по вышеуказанному решению Ленинского районного суда г.Пенза в службу судебных приставов для принудительного исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Пензы направил ФИО1 ответ о невозможности удовлетворения заявления о направлении исполнительного листа в службу судебных приставов, поскольку выданный судом ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист по гражданскому делу № 2-3641/2010 необходимо возвратить в суд для того, чтобы поставить правильную отметку о вступлении решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 возвратил в адрес Ленинского районного суда г. исполнительный лист по гражданскому делу № 2-3641/2010 г.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ председателем Ленинского районного суда г.Пензы ФИО1 был разъяснен порядок исполнения решения суда по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, предложено направить в адрес суда заявление по прилагаемому образцу ( в адрес органа Федерального казначейства) с указанием расчетного счета взыскателя для перечисления денежных средств и заверенную копию судебного акта.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 возвратил в суд образец заявления, не заполнив его, настаивал на направлении исполнительного листа для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Пензы в Ленинский РОСП УФССП по Пензенской области заказным письмом с уведомлением (исх. от ДД.ММ.ГГГГ г.) был направлен исполнительный лист № для исполнения. Указанный исполнительный документ поступил в Ленинский РО СП ДД.ММ.ГГГГ г., откуда ДД.ММ.ГГГГ был возвращен ФИО1 почтой.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ председателем Ленинского районного суда г.Пензы было разъяснено ФИО1 о том, что исполнительный документ необходимо предъявлять в Управление Федерального казначейства по Пензенской области.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 в адрес Ленинского РО СП вновь поступил исполнительный лист № для исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела Ленинского РО СП в адрес ФИО1 был возвращен указанный исполнительный лист в связи с тем, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, службой судебных приставов не производится. Также разъяснено, что исполнительные документы о взыскании средств бюджета по денежным обязательствам должника направляются судом или самим взыскателем в орган по месту открытия должнику, как получателю средств бюджета, лицевых счетов.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился в Ленинский районный суд г.Пензы с заявлением о направлении исполнительного листа судебным приставам для принудительного исполнения, однако исполнительный лист к заявлению приложен не был.
В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 председатель Ленинского районного суда г.Пензы указал, что исполнительный документ был направлен в службу судебных приставов для исполнения в ДД.ММ.ГГГГ
Вышеприведенные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле, подтверждаются материалами гражданского дела Ленинского районного суда г.Пензы № 2-3641/2010, копией сообщения начальника отдела Ленинского РО СП УФССП России по Пензенской области в адрес ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, копиями листов книг регистрации исходящих документов Ленинского РОСП за ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., книги регистрации входящих документов Ленинского РОСП за ДД.ММ.ГГГГ
В силу п.п.1,4 Положения о Федеральной налоговой службе, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Согласно Положению об Управлении Федеральной налоговой службы по Пензенской области, утв. Руководителем ФНС РФ 23.12.2005 г., Управление является территориальным органом ФНС России, самостоятельным юридическим лицом, финансируется за счет средств федерального бюджета.
Аналогичный статус УФНС по Пензенской области определен и Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по Пензенской области, утв. Руководителем ФНС РФ 25.05.2012 г.
Таким образом, решение Ленинского районного суда г.Пензы от 22.11.2010 г., с неисполнением которого заявитель связывает нарушение своего права, предусматривает обращение взыскания на бюджетные средства бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (ч.1).
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (ч.2).
В соответствии с п.11. ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации особенности правового положения казенных учреждений распространяются на органы государственной власти (государственные органы), к каковым относится и УФНС по Пензенской области в силу Положения о Федеральной налоговой службе, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Пензенской области.
Согласно ст.242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (ч.1).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 64 от 23.12.2010 г. «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что в соответствии с частью 8 статьи 3 Закона о компенсации, частью 3 статьи 244.1 ГПК РФ, частью 3 статьи 222.1 АПК РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о присуждении компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 3 статьи 244.1 ГПК РФ, часть 3 статьи 222.1 АПК РФ).
Согласно материалам дела, объяснений участников процесса, решение Ленинского районного суда г.Пенза от 22.11.2010 г. по делу № 2-3641/2010, вступившее в законную силу 22.02.2011 г., на основании которого выдан исполнительный лист ВС № 012854433, до настоящего времени не исполнено.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (пункт 8 статьи 242.3).
При этом, если счета федеральному бюджетному учреждению, открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (п.13 ст.242.3 БК РФ).
Судом установлено, что УФНС по Пензенской области открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета в УФК по Пензенской области; счетов, открытых в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, Управление не имеет. Данные обстоятельства подтверждаются сообщениями ИФНС по Пензенской области, УФК по Пензенской области.
При указанных обстоятельствах исполнение решения Ленинского районного суда г.Пенза от 22.11.2010 г. о взыскании в пользу ФИО1 с УФНС по Пензенской области денежных средств должно осуществляться УФК по Пензенской области как полномочным органом, исполняющим судебный акт по обращению взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации в порядке ст.ст. 242.1,242.3 БК РФ.
В связи с изложенным возврат исполнительного листа № Ленинским РО СП УФССП России по Пензенской области без исполнения в ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан нарушающим право заявителя (взыскателя), поскольку в данном случае Служба судебных приставов не является органом, исполняющим судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.
Действия Ленинского РО СП УФССП России по Пензенской области в указанной части соответствуют п.2.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом ФССП России от 15.05.2009 № 195.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 за исполнением решения Ленинского районного суда г.Пензы от 22.11.2010 г. в установленном законом порядке (ст.ст. 242.1, 242.3 БК РФ) не обращался, исполнительное производство по нему не возбуждалось, в связи с чем у полномочного органа, исполняющего судебный акт по обращению взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации - УФК по Пензенской области, отсутствовали правовые основания и возможность для произведения таких исполнительных действий.
Так, согласно сообщению УФК по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительный лист №, выданный Ленинским районным судом г.Пензы о взыскании с УФНС по Пензенской области в пользу ФИО1 денежных средств в размере <данные изъяты> руб., в адрес Управления не поступал.
Доказательств того, что ФИО1 обращался в Ленинский районный суд г.Пензы с просьбой о направлении исполнительного листа и предусмотренных ч.2 ст. 242.1 БК РФ документов в УФК по Пензенской области для исполнения в порядке ст. 242.3 БК РФ, материалы дела не содержат. Более того, из материалов гражданского дела № 2-3641/2010 г. следует, что ФИО1 настаивал на исполнении решения именно службой судебных приставов, о чем свидетельствуют его заявления в адрес Ленинского районного суда.
Копия сопроводительного письма председателя Ленинского районного суда г.Пензы в адрес Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приобщенная к материалам дела заявителем (л.д.18), не имеет отношения к исполнению решения Ленинского районного суда г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку свидетельствует о направлении в Министерство финансов РФ исполнительных документов по другому гражданскому делу (№ 2-3108).
Законодательством РФ не установлена обязанность суда по направлению исполнительных документов, выданных на основании решений, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением решений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок - ч.2 ст. 242.1 БК РФ), на исполнение в соответствующий орган независимо от волеизъявления взыскателя.
Европейский Суд по правам человека при рассмотрении дел, связанных с исполнением вступивших в законную силу судебных постановлений, неоднократно указывал, что лицо, в пользу которого вынесено решение против государства, не обязано возбуждать процедуру принудительного исполнения. Однако обязанность государства по исполнению судебного решения против публичного образования не является абсолютной и может подлежать некоторым ограничениям, установленным по умолчанию: от стороны, выигравшей дело, вправе требовать совершения некоторых процессуальных шагов в целях получения денежной суммы по судебному решению. ЕСПЧ в ряде своих решений указал, что на сторону, требования которой удовлетворены, может быть возложена обязанность совершения определенных процессуальных действий в целях получения задолженности по судебному решению во время добровольного исполнения решения суда государством или во время его принудительного исполнения.
Учитывая положения ст. 242.3 БК РФ, установившей процедуру возбуждения производства по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства федерального бюджета РФ по денежным обязательствам федерального казенного учреждения, в отсутствие просьбы взыскателя и его заявления с приложением соответствующих документов, указанных в п.2 ст. 242.1 БК РФ, у Ленинского районного суда г.Пензы, рассмотревшего гражданское дело № 2-3641/2010 г., отсутствовали основания для направления исполнительного листа № для исполнения в УФК по Пензенской области.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие нарушений порядка исполнения требований исполнительного документа со стороны суда, Службы судебных приставов, УФК по Пензенской области, как полномочного органа, исполняющего судебные решения по обращению взыскания на средства бюджетной системы РФ, а также поведение (бездействие) самого заявителя ФИО1, которым до настоящего времени так и не предъявлен исполнительный документ к исполнению в установленном законом порядке, у суда отсутствуют основания для вывода о том, что в отношении ФИО1 было допущено нарушение права на исполнение решения Ленинского районного суда г.Пензы от 22.11.2010 г. в разумный срок.
В связи с изложенным в удовлетворении заявления ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 244.9 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Потемина Е.В.