Дело № 3 - 6 / 2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 28 февраля 2013 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
при секретаре Гаджиевой Г.Д-Г.,
с участием прокурора Исмаиловой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Дагестан о признании частично недействующей статьи 20 Закона Республики Дагестан «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» от 15 ноября 2011 года № 72 и возложении на Народное Собрание Республики Дагестан обязанности привести данную норму в соответствие с федеральным законодательством,
установил:
01 ноября 2011 года Народным Собранием Республики Дагестан принят Закон Республики Дагестан «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» (далее – Закон Республики Дагестан или Закон).
15 ноября 2011 года Закон № 72 подписан Президентом Республики Дагестан и официально опубликован в «Собрании законодательства Республики Дагестан», 15.11.2011, № 21, ст. 952 и в приложении к газете «Дагестанская правда», № 413-417, 18.11.2011.
Статьей 20 Закона регулируются вопросы, связанные с представлением в Счетную палату и в контрольно-счетные органы муниципальных образований информации органами и должностными лицами, в отношении которых осуществляется внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль, а также в соответствии с федеральным законодательством территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан и их структурными подразделениями.
Частью 7.1. статьи 20 Закона Республики Дагестан, в частности предусмотрено, что Счетная палата Республики Дагестан не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если такие информация, документы и материалы ранее уже были ей представлены.
Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании статьи 20 Закона Республики Дагестан недействующей в той части, в которой в этой статье отсутствует запрет на запрос контрольно-счетными органами муниципальных образований информации, документов и материалов, если такие ранее уже были им представлены, а также о возложении на Народное Собрание Республики Дагестан обязанности привести данную норму Закона в соответствие с федеральным законодательством.
В обоснование своих требований прокурором указано, что отсутствие в статье 20 Закона Республики Дагестан запрета на запрос контрольно-счетными органами муниципальных образований информации, документов и материалов, если такие ранее уже были им представлены, противоречит части 3 статьи 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ), согласно которой такой запрет установлен не только для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, но и для контрольно-счетных органов муниципальных образований. Частичное воспроизведение положений федерального законодательства приводит, по мнению прокурора, к иному правовому регулированию на региональном уровне, что не допускается законом.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Дагестан Исмаилова С.Г. заявление поддержала и просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Народного Собрания Республики Дагестан по доверенности ФИО1 в судебном заседании требования заместителя прокурора Республики Дагестан не признала и пояснила, что отсутствие в Законе Республики Дагестан запрета на запрос контрольно-счетными органами муниципальных образований информации, документов и материалов, если такие ранее уже были им представлены, обусловлено положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, согласно которым правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется законами субъекта Российской Федерации только в случаях и в порядке, установленных федеральными законами. В связи с отсутствием соответствующих положений в федеральных законах установление для контрольно-счетных органов муниципальных образований запрета на повторный запрос информации, документов и материалов находится за пределами правового регулирования субъекта Российской Федерации.
Президент Республики Дагестан, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, возражений относительно заявления в суд не представил, своих представителей в судебное заседание не направил, о причинах их неявки не сообщил, в связи с чем, руководствуясь ч. 2 ст. 252 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть заявление без участия представителей заинтересованного лица.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы заявления заместителя прокурора Республики Дагестан, проверив и оценив содержание оспариваемой части нормативного правого акта, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В целях установления общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее - контрольно-счетные органы) федеральным законодателем принят Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ, частью 3 статьи 15 которого предусмотрено, что контрольно-счетные органы не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если такие информация, документы и материалы ранее уже были им представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с нормами федерального законодательства правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется законами субъекта Российской Федерации только в случаях и в порядке, установленных федеральными законами.
К таким случаям федеральный законодатель относит следующие вопросы: установление порядка и формы уведомления должностными лицами контрольно-счетного органа муниципального образования председателя соответствующего контрольно-счетного органа муниципального образования в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ); установление срока, в течение которого органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, обязаны представлять в контрольно-счетные органы муниципальных образований по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ); установление срока, в течение которого руководители проверяемых органов и организаций могут представить пояснения и замечания к актам, составленным контрольно-счетными органами муниципальных образований при проведении муниципального финансового контроля (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ).
В Республике Дагестан правовое регулирование деятельности Счетной палаты Республики Дагестан, а также регулирование отдельных вопросов, возникающих при проведении муниципального финансового контроля (т.е. в случаях, установленных федеральными законами), осуществляется оспариваемым прокурором Законом Республики Дагестан.
Частью 7.1. статьи 20 Закона Республики Дагестан предусмотрено, что Счетная палата Республики Дагестан не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если такие информация, документы и материалы ранее уже были ей представлены.
Аналогичный запрет на повторный запрос информации, документов и материалов для контрольно-счетных органов муниципальных образований Закон Республики Дагестан не содержит.
Проверив и оценив содержание статьи 20 Закона Республики Дагестан, суд приходит к выводу о том, что оно не противоречит положениям Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, поскольку данным федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право законодательного регулирования деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований только в установленных федеральными законами случаях, к которым необходимость установления для контрольно-счетных органов муниципальных образований запрета на повторный запрос информации, документов и материалов, если такие информация, документы и материалы уже были им предоставлены, не относится.
В этой связи суд считает обоснованными доводы представителя заинтересованного лица о том, что в связи с отсутствием соответствующих положений в федеральных законах установление запрета на повторный запрос информации, документов и материалов для контрольно-счетных органов муниципальных образований находится за пределами правового регулирования субъекта Российской Федерации.
Анализ законодательства, регулирующего деятельность контрольно-счетных органов, позволяет прийти к выводу о том, что такой запрет для контрольно-счетных органов муниципальных образований установлен частью 3 статьи 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ и его дополнительного правового закрепления законом субъекта Российской Федерации не требуется.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
в удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Дагестан о признании недействующей статьи 20 Закона Республики Дагестан «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» от 15 ноября 2011 года № 72 в части отсутствия запрета на запрос контрольно-счетными органами муниципальных образований информации, документов и материалов, если такие ранее уже были им предоставлены, и возложении на Народное Собрание Республики Дагестан обязанности привести данную норму в соответствие с федеральным законодательством – отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 1 марта 2013 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов