ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-6/2014 от 04.07.2014 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

4 июля 2014 года г. Владикавказ

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Батагова А.Э.

при секретаре Сиукаевой О.Д.,

с участием прокурора Авсараговой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Владикавказские водопроводные сети» о признании недействующим и отмене Постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 14 декабря 2012 года № 67 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания» в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, приложение № 1, позиции № № 1-12,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Владикавказские водопроводные сети» (далее - МУП «Владикавказские водопроводные сети») обратилось с заявлением в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с привлечением в качестве заинтересованного лица Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - РСТ РСО-Алания) о признании недействующим и отмене Постановления РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года № 67 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания» в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, приложение № 1, позиции № № 1-12 (далее - Постановление РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года № 67, приложение № 1, позиции № № 1-12).

В обоснование требований указано, что нормативы потребления коммунальных услуг на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение в жилых домах Республики Северная Осетия-Алания, установленные Постановлением РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года № 67, приложение № 1, позиции № № 1-12, и вступившие в действие с 1 июля 2013 года, противоречат положениям статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ), поскольку потребителю коммунальных услуг на территории Республики Северная Осетия-Алания становится выгоднее оплачивать услугу водоснабжения не по прибору учета, а по утвержденным нормативам, в результате, объемы реализации услуг по водоснабжению для населения Республики Северная Осетия-Алания снижены на 18 процентов, что повлекло уменьшение доходов МУП «Владикавказские водопроводные сети» за период с июля по декабрь 2013 года на сумму 17832503 рублей; утвержденные оспариваемым нормативным правовым актом нормативы коммунальных услуг по водоснабжению не учитывают использование надворных построек; расчеты нормативов не соответствуют аналоговому и расчетному методу, а также не имеют под собой экономического обоснования; в нарушение пункта 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, не имеется доказательств получения РСТ по РСО-Алания исходных данных для применения расчетного метода по утвержденным нормативам.

Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11 июня 2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).

В судебном заседании Данилова И.В., представляющая интересы заявителя МУП «Владикавказские водопроводные сети» на основании доверенности от ......-юр, поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, при этом указала на отсутствие достоверных исходных данных, которые были использованы РСТ РСО-Алания при определении утвержденных нормативов.

В судебном заседании представители заинтересованного лица РСТ РСО-Алания Зурабов А.Т., действующий на основании доверенности от ......, Надгериева А.А., действующая на основании доверенности от ......, просили отказать в удовлетворении заявления МУП «Владикавказские водопроводные сети», пояснив, что при разработке нормативов потребления коммунальных услуг на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение в жилых домах Республики Северная Осетия-Алания использовались статистические данные, полученные в результате анкетирования населения республики, следовательно, применение РСТ РСО-Алания расчетного метода является обоснованным и соответствует положениям Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, а также не противоречит нормам Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федеральной службы по тарифам (ФСТ России), извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, направив в адрес суда письменное пояснение, в котором указал, что вопросы установления нормативов потребления коммунальных услуг не относятся к компетенции ФСТ России, и просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав объяснения представителей сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Авсараговой Т.М., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания считает заявление МУП «Владикавказские водопроводные сети» о признании недействующим и отмене Постановления РСТ по РСО-Алания от 14 декабря 2012 года № 67 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания» в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, приложение № 1, позиции № № 1-12, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Из пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании пункта 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (далее - Правила).

В силу пункта 3 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344 внесены изменения в указанные Правила.

Из материалов дела следует, что заявитель МУП «Владикавказские водопроводные сети» оказывает услуги по снабжению питьевой водой населения и других потребителей; реконструирует, создает и эксплуатирует водозаборные сооружения и водопроводные распределительные сети; оказывает услуги по установке водомеров, обслуживанию сетей потребителей; осуществляет сбор денежных средств (абонентской платы) с населения и прочих потребителей за оказанные услуги; осуществляет иную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 2.2. Устава МУП «Владикавказские водопроводные сети»).

Согласно пункту 1 Постановления РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года № 67 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение в жилых домах Республики Северная Осетия-Алания согласно приложению № 1.

Приложение № 1 к Постановлению РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года № 67 содержит 14 категорий нормативов потребления коммунальных услуг на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, с учетом степени благоустройства жилых домов, коммунальных квартир, общежитий, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Постановление РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года № 67 опубликовано в официальном печатном издании - в газете «Северная Осетия» от 26 декабря 2012 года № 4 и является действующим на момент подачи рассматриваемого заявления МУП «Владикавказские водопроводные сети».

Исходя из содержания рассматриваемого заявления, МУП «Владикавказские водопроводные сети» просит признать недействующим и отменить Постановление РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года № 67 в части утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, установленных для жилых домов, оборудованных водопроводом, канализацией, ванной, с ЦГВС; жилых домов, оборудованных водопроводом, канализацией, душем (без ванн), с ЦГВС; коммунальных квартир, общежитий, оборудованных водопроводом, канализированные и не канализированные, с ванной, с водонагревателем, с унитазом; жилых домов, оборудованных водопроводом, ванной, с водонагревателем, без канализации (наличие выгребной или поглощающей ямы), без унитаза; жилых домов, оборудованных водопроводом, канализированные и не канализированные, с душем (без ванн), с водонагревателем, с унитазом; жилых домов, оборудованных водопроводом, с водонагревателем, без канализации (наличие выгребной или поглощающей ямы), с душем (без ванн), без унитазов; жилых домов, оборудованных водопроводом, канализацией, без душа (без ванн), без ЦГВС (без водонагревателя); жилых домов, оборудованных водопроводом, без ванн, без душа, без канализации, с краном в доме; жилых домов, оборудованных водопроводом, с краном во дворе; жилых домов, с водопользованием, из уличных водоразборных колонок; с установлением норматива на общедомовые нужды (куб.м. на 1 кв.м. общей площади, входящей в состав общего имущества в многоквартирном доме, как противоречащие положениям Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Доводы МУП «Владикавказские водопроводные сети», как основание для удовлетворения заявленных требований, относительно применения РСТ РСО-Алания расчетного метода при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания, суд оценивает критически по следующим основаниям.

Согласно пункту 9 Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций, при этом, ресурсоснабжающие организации предоставляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Исходя из содержания пунктов 11, 12 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилых дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.

Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской федерации (пункт 21 Правил).

Согласно пункту 22 Правил расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

В силу пункта 45 Правил норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами на 1 процедуру предусмотрена в таблице 5 приложения к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 34 Правил количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения к настоящим Правилам, при этом объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов.

Согласно материалам дела, нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания определены РСТ РСО-Алания с применением расчетного метода с использованием формул, содержащихся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 258.

Исходные (статистические) данные при применении расчетного метода получены РСТ РСО-Алания на основании анкетирования населения Республики Северная Осетия-Алания.

Неправомерность применения РСТ РСО-Алания при определении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания исходя из расчетного метода, судом не установлено.

Проанализировав и сопоставив положения указанных заявителем нормативных правовых актов, суд считает, что Постановление РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года № 67 в части применения расчетного метода, соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и не противоречит положениям Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Невозможность применения РСТ РСО-Алания метода аналогов при расчете нормативов коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания обусловлена отсутствием данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, предусмотренных Правилами.

Суд считает, что расчеты потребления коммунальных услуг, представленные РСТ РСО-Алания, выполнены с использованием формул, содержащихся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2013 года № 258, при этом, указанные расчеты не противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», поскольку Правилами предусмотрено как применение аналогового, так и расчетного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг.

Доводы заявителя об уменьшении доходов предприятия, в связи с применением установленных нормативов, выгода потребителя по оплате услуг исходя из действующих нормативов по сравнению с прибором учета, по мнению суда, не являются правовыми основаниями для отмены и признания обжалуемого нормативного правового акта недействующим.

Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания,

решил:

В удовлетворении заявления Муниципального унитарного предприятия «Владикавказские водопроводные сети» о признании недействующим и отмене Постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 14 декабря 2012 года № 67 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания» в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, приложение № 1, позиции № № 1-12 отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы и апелляционного представления через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Северная Осетия-Алания А.Э. Батагов