ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-6/2014 от 21.11.2014 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Дело № 3-6/2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2014 года город Пенза

Пензенский областной суд в составе

председательствующего судьи Синцевой Н.П.,

при секретаре Емелиной И.Н.,

с участием прокурора Рофеля И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе, в здании Пензенского областного суда гражданское дело по заявлению Муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение города Пензы» о признании недействующим приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области, на 2014 год» в части содержания столбцов таблицы в пункте 16, отражающие стоимость такой единицы измерения горячей воды, как куб.метр., а именно «86,62 руб. за куб.м; 91,73 за 1 куб.м; 102,21 за 1 куб.м, 108,24 за 1 куб.м.,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное казенное предприятие «Теплоснабжение города Пензы» (далее МКП «Теплоснабжение города Пензы» в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области, на 2014 год» в части содержания столбцов таблицы в пункте 16, отражающие стоимость такой единицы измерения горячей воды, как куб. метр., а именно «86,62 руб. за куб. м.; 91,73 за 1 куб.м; 102,21 за 1 куб.м, 108,24 за 1 куб.м., указав, что данный приказ в части установления стоимости 1 куб. м. горячей воды противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно ч.2 ст. 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ, п.п. 2, 88-92 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»; пп. 21-23 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения»; п.8 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 29.07.2-13 г. № 643 «Об утверждении типового договора горячего водоснабжения» и нарушает права предприятия, поскольку в результате применения оспариваемой части приказа № 120 от 18.12.2013 г. снижается сумма выручки при реализации горячей воды потребителям.

Заявитель указывает, что пунктом 16 вышеуказанного приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2014 год» установлены и введены в действие одноставочные тарифы на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую МКП «Теплоснабжение» потребителям на территории г. Пензы Пензенской области, на 2014 год в единице измерения - руб. за 1 куб. м. с календарной разбивкой по полугодиям, а также с разбивкой на два компонента: 1) компонент на холодную воду в единице измерения - руб. за 1 куб. м., 2) компонент на тепловую энергию в единице измерения - руб. за 1 Гкал. Размеры указанных тарифов составили: с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года: тариф на горячую воду (без НДС) - 86,62 руб. за 1 куб. м., в том числе компонент на холодную воду (без НДС) - 15,03 руб. за 1 куб. м., компонент на тепловую энергию (без НДС) - 1087,04 руб. за 1 Гкал; тариф на горячую воду (с НДС) - 102,21 руб. за 1 куб.м., в том числе компонент на холодную воду (с НДС) - 17,73 руб. за 1 куб.м., компонент на тепловую энергию (с НДС) - 1282,71 руб. за 1 Гкал; с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года: тариф на горячую воду (без НДС) - 91,73 руб. за 1 куб.м., в том числе компонент на холодную воду (без НДС) -15,61 руб. за 1 куб.м., компонент на тепловую энергию (без НДС) -1144,23 руб. за 1 Гкал; тариф на горячую воду (с НДС) - 108,24 руб. за 1 куб.м., в том числе компонент на холодную воду (с НДС) - 18,42 руб. за 1 куб.м., компонент на тепловую энергию (с НДС) - 1350,19. за 1 Гкал.

Заявитель считает, что установление оспариваемой нормой одноставочных тарифов на горячую воду в единице измерения - руб. за 1 куб.м. не предусмотрено действующим законодательством, поскольку тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду, измеряемого в руб. за 1 куб.м. и компонента на тепловую энергию, измеряемого в руб. за 1 Гкал. Возможность установления тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб.м. горячей воды действующим законодательством не предусмотрена.

Заявитель указывает, что, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 4 ГК РФ в случае противоречия Постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному федеральному закону, применяется ГК РФ или соответствующий федеральный закон.

Как полагает заявитель, формальное присутствие единицы измерения для тарифа на горячую воду (1 куб.м. горячей воды) в нормах подзаконных актов РФ, не приведенных в соответствие с вышестоящим Федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406, не дает право Управлению брать на себя роль законодателя и принимать решение о введении неурегулированного федеральным законом («конечного») тарифа из расчета платы за 1 куб. м. горячей воды.

В связи с изложенным заявитель просил признать недействующим со дня его принятия (с 18.12.2013 г.) Приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области № 120 от 18.12.2013 г. «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области, на 2014 год» в части содержания столбцов таблицы в пункте 16, отражающие стоимость такой единицы измерения горячей воды, как куб.м. а именно, «86,62 руб. за 1 куб. м.; 91,73 руб. за 1 куб. м.; 102,21 руб. за 1 куб. м.; 108,24 руб. за 1 куб.м.»

В судебном заседании директор МКП «Теплоснабжение» Синюкова И.В., ссылаясь в обоснование данных требований на обстоятельства, изложенные в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, а также в письменных возражениях от 17.11.2014 г. на доводы заинтересованного лица от 13.11.2014 г. Также пояснила, что всего недополученная выручка, за счет установления количества 0,0659 Гкал в составе 1 куб. м., из-за невозможности реализовать фактическое количество тепловой энергии в составе горячей воды по данным приборов учета абонентов, составила у предприятия за 10 месяцев 2014 года - 74 383 654, 59 рублей. Расчет приложен.

Также пояснила суду, что, несмотря на внесение изменений в ч. 9 ст. 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ, в другие статьи этого же закона и закона, к которому делаются отсылки, использование которых, из-за одноставочного тарифа в единицах измерения руб. за куб м., становится невозможным, изменения не внесены.

Полагает, что поскольку оспариваемое постановление содержит правовые нормы об установлении тарифов на горячую воду и стоимости горячей воды, это приводит к его неоднозначному пониманию.

Представители заинтересованного лица - Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - Клак Н.В., действующая в силу полномочий начальника Управления, Суворов А.В., действующий на основании доверенностей, просили суд отказать в удовлетворении заявления МКП «Теплоснабжение» по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 31 марта 2014 года и в возражениях от 13 ноября 2014 г., датированных 14 ноября 2014 г., приобщенных к материалам дела.

Считали, что приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 в оспариваемой части издан с соблюдением компетенции данного органа исполнительной власти Пензенской области, порядка и процедуры его принятия и введения в действие, и соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

При этом указали, что установление конечных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящих из компонента на горячую воду и компонента на тепловую энергию, осуществляется в пределах, установленных ФСТ России с календарной разбивкой, предельных индексов роста компонентов тарифа на горячую воду (тепловая энергия - приказ ФСТ России от 15 октября 2013 г. № 191-э/2, холодное водоснабжение - приказ ФСТ России от 21 ноября 2013 года № 191-э/3) и в целях недопущения превышения роста платы граждан.

Представитель Федеральной службы по тарифам России, привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного слушания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве от 20 мая 2014 года, датированном 14 мая 2014 г. № СН-5270/13 и дополнении к отзыву, датированном 19 ноября 2014 г. № СН-12721/13 Руководитель ФСТ России Новиков С.Г. указал, что оспариваемое тарифное решение не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя также и потому, что Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в часть 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» были внесены изменения: «тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации».

Считает, что изменения Федерального закона содержат диспозитивную норму, не исключающую возможность установления тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) в ином виде.

Полагает, что при расчете тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) необходимо руководствоваться общими положениями Закона о водоснабжении и водоотведении, Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. № 1746-э.

Заслушав объяснения представителя заявителя и объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Рофеля И.В., находившего заявление МКП «Теплоснабжение» обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 55, 67.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, связанных с установлением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также реализация полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (п. 3.1 ст. 26.3 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа).

Правоотношения, связанные с государственным регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, включая горячее водоснабжение с использованием закрытой системы водоснабжения, регламентированы Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) отнесены к тарифам, подлежащим государственному регулированию.

В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 года № 440-пП, на территории Пензенской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности в соответствии с действующим законодательством, является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

Согласно п. 3.134 данного Положения установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении отнесено к компетенции Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

В силу п. 1.4, п. 5.1 и подп. 7 п. 5.7 названного Положения решения по вопросам, входящим в компетенцию Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, принимаются в форме приказов, при этом, решения, принимаемые Правлением данного органа, подписывает начальник Управления, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Пензенской области.

Как следует из содержания оспариваемого пункта приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120, установленное им нормативное регулирование осуществлено в отношении тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения.

Данный приказ подписан Клак Н.В., которая на тот момент в соответствии с распоряжением Губернатора Пензенской области от 19 сентября 2013 года № 249-р/к была назначена исполняющим обязанности начальника Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области с 24 сентября 2013 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, в надлежащей форме и подписан уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с требованиями пункта 2 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года N 1013-пП (в редакции, действовавшей на момент принятия и введения в действие оспариваемого приказа), нормативные правовые акты органов исполнительной власти Пензенской области подлежат официальному опубликованию в течение тридцати дней после дня их подписания.

Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете «Пензенские губернские ведомости» либо газете «Издательский дом «Пензенская правда», либо первое размещение (опубликование) его полного текста соответственно на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (том 3 л.д. 177-179).

Как следует из материалов дела оспариваемый приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120, был официально опубликован 20 декабря 2013 года в печатном издании «Издательский дом «Пензенская правда» № 97 (том 2 л.д. 180-184) и вступил в силу с начальной даты указанного в нем периода - с 01 января 2014 года, что свидетельствует о соблюдении установленной процедуры его официального опубликования и введения в действие.

Также при издании оспариваемого приказа Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области был соблюден специальный порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренный Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 (далее по тексту решения - Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).

Пунктом 16 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2014 год» установлены и введены в действие одноставочные тарифы на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую МКП «Теплоснабжение» потребителям на территории г. Пензы Пензенской области, на 2014 год в единице измерения - руб. за 1 куб. м. с календарной разбивкой по полугодиям, а также с разбивкой на два компонента: 1) компонент на холодную воду в единице измерения - руб. за 1 куб. м., 2) компонент на тепловую энергию в единице измерения - руб. за 1 Гкал.

Размеры указанных тарифов составили: с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года: тариф на горячую воду (без НДС) - 86,62 руб. за 1 куб. м., в том числе компонент на холодную воду (без НДС) - 15,03 руб. за 1 куб. м., компонент на тепловую энергию (без НДС) - 1087,04 руб. за 1 Гкал; тариф на горячую воду (с НДС) - 102,21 руб. за 1 куб.м., в том числе компонент на холодную воду (с НДС) - 17,73 руб. за 1 куб.м., компонент на тепловую энергию (с НДС) - 1282,71 руб. за 1 Гкал; с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года: тариф на горячую воду (без НДС) - 91,73 руб. за 1 куб.м., в том числе компонент на холодную воду (без НДС) -15,61 руб. за 1 куб.м., компонент на тепловую энергию (без НДС) -1144,23 руб. за 1 Гкал; тариф на горячую воду (с НДС) - 108,24 руб. за 1 куб.м., в том числе компонент на холодную воду (с НДС) - 18,42 руб. за 1 куб.м., компонент на тепловую энергию (с НДС) - 1350,19. за 1 Гкал.

Материалами дела установлено, что на основании заявлений МКП «Теплоснабжение» от 29.04.2013 г. № 1466/07 и от 27.05.2013 г. № 1787/07 и представленных данной организацией материалов Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области было открыто дело об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей указанной организации на 2014 год.

В рамках указанного тарифного дела органом регулирования проведена экспертиза предложений об установлении тарифов, результаты, которой отражены в экспертном заключении от 16 декабря 2013 г.

Согласно данного экспертного заключения следует, что установление тарифов на услуги горячего водоснабжения с использованием закрытой системы, не содержит запрета на установление наряду с двухкомпонентным тарифом - тарифа однокомпонентного (конечного из расчета за 1 куб. м. горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов (при условии отражения в тарифном решении соответствующих компонентов).

Решение об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую потребителям МКП «Теплоснабжение» на 2014 год было принято Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области на основании представленных регулируемой организаций материалов и экспертного заключения по итогам заседания правления данного исполнительного органа государственной власти, которое состоялось 18 декабря 2013 года, т.е. не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, что отражено в протоколе заседания правления № 141 от 18 декабря 2013 года.

Копия тарифного решения вручена представителю МПК «Теплоснабжение».

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении органом регулирования положений п.п. 25, 27, 31 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с требованиями п. 28 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения решение Управления содержит величину тарифов на горячую воду с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов, дату введения в действие тарифов и дату окончания их действия.

Как следует из содержания оспариваемого приказа, установленные им тарифы на горячую воду введены в действие с 01 января 2014 года на один год с разбивкой по полугодиям, что соответствует правилам действия данных тарифов во времени, предусмотренным п.п. 6, 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 31 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 88 - 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).

Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.

Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:

а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);

в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);

г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.

В соответствии с вышеприведенными требованиями нормативных правовых актов в оспариваемом пункте приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 предусмотрены каждый из указанных компонентов тарифа на горячую воду: 1) компонент на холодную воду в единице измерения - руб. за 1 куб. м.; 2) компонент на тепловую энергию в единице измерения - руб. за 1 Гкал.

Учитывая, что поставщиком холодной воды для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого МКП «Теплоснабжение», является ООО «Горводоканал», величина компонента на холодную воду при установлении оспариваемого тарифа на горячую воду на 2014 год была принята органом регулирования в размере одноставочного тарифа на питьевую воду, установленного для ООО «Горводоканал» г. Пензы на 2014 год в соответствии с приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 119: с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года в размере - 15,03 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС), 17,73 руб. за 1 куб.м. (с учетом НДС); с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 15,61 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС), 18,42 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС).

Как указано выше, отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).

Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названных положений Федерального закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 в редакции от 20 февраля 2014 г. (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения).

В соответствии с пунктом 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктами 88,89,90 Основ ценообразования в сфере водоснабжения предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).

Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Данный нормативный правовой акт разработан в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (пункт 1 Методических указаний) и предназначен для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 Методических указаний).

Пункт 109 раздела VIII.III "Расчет тарифов на горячую воду" данного нормативного правового акта закрепляет, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, и определяет формулы их расчета.

Указанным законодательством в области водоснабжения и водоотведения, действующим в настоящее время и действовавшим на момент принятия оспариваемого в части постановления Департамента, не предусматривается возможность установления тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. м. горячей воды.

Федеральным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления и действующим в настоящее время не предусмотрено возможность установления одноставочного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метра горячей воды.

Отсутствие на момент рассмотрения дела об установлении тарифов и принятия оспариваемого постановления Методических указаний N 1746-э не препятствовало Управлению рассчитать тарифы в соответствии с Законом о водоснабжении и Основами ценообразования в сфере водоснабжения.

Как установлено, заинтересованным лицом при расчете тарифов заявителю применены Методические указания N 47, в соответствии с пунктом 7 которых орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.

Указанные Методические указания N 47 приняты в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520.

При этом подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 установлено, что к отношениям, связанным с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, указанные Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не применяются со дня вступления в силу этого Постановления, то есть с 23 мая 2013 г.

Следовательно, Методические указания N 47 не могли применяться Управлением при установление тарифов на 2014 год, поскольку они не регулируют отношения по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, так как в этой сфере действует специальный федеральный закон и принятые в соответствии с ним основы ценообразования.

Установление оспариваемым постановлением наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду одновременно и одноставочного тарифа в рублях на 1 куб. метр горячей воды порождает его неопределенность, поскольку неясно, какие же тарифы, имеющие разные ценовые значения, следует применять при расчете платы за оказанные услуги потребителям.

При этом представители Управления не могли привести норму закона, подзаконный нормативный правовой акт, которым бы предусматривалась возможность установления одноставочного тарифа в таком порядке и с применением таких показателей, поскольку такого нормативного акта не имеется.

Представленный Управлением выборочный расчет платы на 1 куб.м. горячей воды, согласно представленных показаний общедомовых приборов учета и расчет тарифов на горячую воду в расчете на 1 куб.м. в закрытых системах теплоснабжения, принятые Управлением, рассчитанный согласно Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона от 15 февраля 2011 г. № 47, не имеет юридического значения для рассмотрения данного спора.

В отношении доводов представителей Управления о том, что стоимость 1 куб.м. горячей воды приведена в спорном Приказе в целях предотвращения необоснованного повышения размера платы граждан за коммунальные услуги, то этим целям служит иной нормативно-правовой акт - Постановление Губернатора Пензенской области от 23 мая 2014 г. «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пензенской области».

Таким образом, обоснован довод заявителя о произвольном установлении Управлением стоимость 1 куб. м. горячей воды, что не может быть признано законным.

В отношении ссылок заявителя на то, что наличие в приказе № 120 от 18.12.2013 г. в п.16 оспариваемых столбцов нарушает права предприятия, так как в результате применения оспариваемой части приказа снижается сумма выручки при реализации тепловой энергии в составе горячей воды потребителя МКП «Теплоснабжение г. Пензы», то в рассматриваемом случае оснований для принятия во внимание данных доводов не имеется, поскольку расчетный период (с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.) не завершен.

Представленные заявителем отчеты о суточных параметрах теплоснабжения абонентов, получающих горячую воду и тепловую энергию в составе горячей воды от ЦТП МКП «Теплоснабжение» г. Пензы за январь 2014 г. не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным мотивам.

Ссылка органа Управления на нормы жилищного законодательства, не может быть принята во внимание, поскольку оспариваемый Приказ принят не для регулирования публичных отношений, вытекающих их норм жилищного законодательства.

Рассматриваемые публичные правоотношения, связаны с производством и реализацией горячего водоснабжения, а также государственным регулированием тарифов в сфере водоснабжения, а потому регулируются не нормами жилищного законодательства, а законодательством о водоснабжении, которое названо органом регулирования в спорном приказе как основание его издания.

При этом ни в федеральном законе, ни в нормативно - правовых актах не имеется ссылки на связь нормативно-правовых актов, указанных Управлением в обоснование своей позиции, с предельной платой граждан.

Как усматривается из материалов дела, у МКП «Теплоснабжение г. Пензы» имеются заключенные договоры горячего водоснабжения, отраженые в реестре присоединенных тепловых нагрузок Абонентов в разрезе ЦТП на 01.01.2014 г.

Кроме того, МКП «Теплоснабжение г. Пензы» не является исполнителем предоставления коммунальных услуг, а производит и реализует коммунальный ресурс - горячую воду, тариф на который установлен Приказом № 120 от 18.12.2013 г.

Федеральным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, действовавшим на момент рассмотрения дела об установлении тарифа и принятия оспариваемого приказа № 120 от 18.12.2013 г., не предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб м. горячей воды.

Не предусмотрена такая возможность и на момент рассмотрения настоящего дела, поскольку внесение изменений в ч.9 ст. 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 года № 200-ФЗ) в части замены слова «устанавливаются» на слова «могут быть установлены» не изменило порядок принятия тарифа, поскольку в Основы ценообразования в сфере водоснабжения изменения законодателем не внесены.

Таким образом, при установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на период с 01 января по 31 декабря 2014 г. подлежат применению нормы законодательства о водоснабжении и водоотведении, которые являются специальными нормами, регулирующими правоотношения в данной сфере хозяйственной деятельности и определяющими, в том числе, порядок расчета тарифов на горячую воду.

Ссылка заинтересованного лица на то, что Минстроем России подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406», то она неприемлема, поскольку не может иметь юридического значения по данному делу, так как проект Правительством Российской Федерации не утвержден, соответствующие изменения в законодательные акты на основании данного проекта не внесены.

Суд, оценивая Информационное письмо по вопросу регулирования тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) от 18.11.2014 г. № СЗ-12713/5 заместителя руководителя ФСТ России Зинченко С.Н., не принтиает его во внимание, поскольку письмо носит информационный характер, не является законом, подлежащим применению к данным спорным отношениям.

Суд считает убедительными доводы представителя заявителя о том, что наличие в постановлении помимо норм об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду норм о стоимости горячей воды (фактически одноставочного тарифа) приводит к его неоднозначному толкованию, тогда как правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями, что неоднократно выражалось в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 г., от 11.11.2003 г. № 16-П, от 21.01.2010 г. № 1-П).

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил судам, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Суд считает, что такую неоднозначность создает оспариваемый пункт 16 приказа № 120 от 18 декабря 2013 года Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, что наряду с противоречием его требованиям действующего федерального законодательства в области водоснабжения и водоотведения, влечет признание его недействующим.

Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Абзац третий пункта 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации содержит разъяснение о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

В силу пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том подлежит ли публикации все решение, или лишь сообщение о нём.

Поскольку оспариваемый пункт 16 приказа № 120 от 18 декабря 2013 года Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области применялся до вынесения решения, на его основании были реализованы права граждан организаций, суд полагает возможным признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Как видно из платежного поручения № 385 от 05 марта 2014 года при обращении МКП «Теплоснабжение» в Пензенский областной суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, заявитель уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей.

Таким образом, принимая во внимание противоречие оспариваемого пункта приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ считает необходимым удовлетворить заявление Муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение города Пензы» о признании недействующим приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области, на 2014 год» в части содержания столбцов таблицы в пункте 16, отражающие стоимость такой единицы измерения горячей воды, как куб. метр., а именно: «86,62 руб. за куб.м.; 91,73 за 1 куб.м.; 102,21 руб. за 1 куб. м.; 108,24 за 1 куб.м.»

Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу пункт 16 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области, на 2014 год» » в части содержания столбцов таблицы в пункте 16, отражающие стоимость такой единицы измерения горячей воды, как куб. метр. именно «86,62 руб. за куб.м.; 91,73 за 1 куб.м.; 102,21 руб. за 1 куб. м.; 108,24 за 1 куб.м.»

Обязать Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в печатном издании «Издательский дом «Пензенская правда»

Взыскать с Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в пользу Муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение города Пензы» сумму уплаченной при подаче искового заявления госпошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Руководствуясь статьями 98, 194, 197, 198, 252, 253 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш ИЛ:

Заявление Муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение города Пензы» о признании недействующим приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области, на 2014 год» в части содержания столбцов таблицы в пункте 16, отражающие стоимость такой единицы измерения горячей воды, как куб. метр., а именно: «86,62 руб. за куб.м.; 91,73 за 1 куб.м.; 102,21 руб. за 1 куб. м.; 108,24 за 1 куб.м.» удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу пункт 16 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области, на 2014 год» в части содержания столбцов таблицы в пункте 16, отражающие стоимость такой единицы измерения горячей воды, как куб. метр., а именно «86,62 руб. за куб.м.; 91,73 за 1 куб.м.; 102,21 руб. за 1 куб. м.; 108,24 за 1 куб.м.»

Обязать Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в печатном издании «Издательский дом «Пензенская правда»»

Взыскать с Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в пользу Муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение города Пензы» сумму уплаченной при подаче искового заявления госпошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Апелляционная жалоба, представление на решение могут быть поданы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в его окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2014 года.

Судья Н.П. Синцева