ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-6/2014 от 26.01.2015 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №3-6/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2015 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кирюшиной О.А.,

при секретаре Беляковой С.В.,

с участием прокурора Жуковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим Закона Владимирской области от 14 ноября 2014 года №120-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась во Владимирский областной суд с вышеуказанным заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать недействующим Закон Владимирской области от 14 ноября 2014 года №120-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области» в целом.

В обоснование заявленных требований указывает, что установленный оспариваемый нормативным правовым актом порядок избрания глав муниципальных образований Собинский район и город Собинка представительным органом соответствующего муниципального образования из своего состава, а глав городских округов город Гусь-Хрустальный, город Ковров и округ Муром – на прямых муниципальных выборах, разделил избирателей на группы в зависимости от места их жительства, поставив в зависимость право на прямое избрание глав муниципальных образований от места жительства избирателя. Кроме этого полагает, что субъектам Российской Федерации право на конкретизацию муниципалитетов, главы которых должны избираться тем или иным образом, федеральным законодательством не предоставлялось.

По мнению заявителя, оспариваемый закон противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, статьям 2 и 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункту 2 статьи 4 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, статьям 20 и 29 Конвенции СНГ «О правах и основных свободах человека» от 26 мая 1995 года, пункту «б» статьи 2, статье 6 Конвенции СНГ «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ» от 07 октября 2002 года, пункту 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, фактически заявителем оспаривается статья 3 Закона Владимирской области от 14 ноября 2014 года №120-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области».

Заявитель ФИО1, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представителя для участия в судебном заседании не направила.

Представитель Законодательного Собрания Владимирской области по доверенности ФИО2 полагала заявление необоснованным, поскольку оспариваемый Закон Владимирской области не противоречит действующему федеральному законодательству, принят в пределах предоставленных Законодательному Собранию Владимирской области полномочий, не ограничивает и не отменяет прав заявителя на участие в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, а также избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, в том числе в зависимости от места жительства и иных обстоятельств.

Представитель администрации и Губернатора Владимирской области ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании просил оставить заявление без удовлетворения, придерживаясь позиции, изложенной в письменных возражениях. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Законодательным Собранием Владимирской области в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий, не устанавливает каких-либо условий разграничения порядка избрания глав муниципальных образований.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд находит заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

06 октября 2003 года принят Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №131-ФЗ), устанавливающий общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющий государственные гарантии его осуществления.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

Общие положения о местном самоуправлении во Владимирской области закреплены в главе 11 Устава Владимирской области (Закон Владимирской области от 14 августа 2001 года №62-ОЗ в редакции от 18 марта 2014 года).

Местное самоуправление в области осуществляется гражданами путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (статья 56 Устава Владимирской области).

Порядок избрания и прекращения полномочий органов местного самоуправления, должных лиц местного самоуправления определяются федеральными и областными законами, уставом муниципального образования (статья 64 Устава Владимирской области).

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены новые полномочия по регулированию законами субъектов Российской Федерации вопросов организации местного самоуправления.

Частью 2 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №136-ФЗ от 27 мая 2014 года) предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона №136-ФЗ установлен шестимесячный срок со дня вступления в силу данного Федерального закона для принятия субъектами Российской Федерации соответствующего закона.

Таким образом, вышеуказанными федеральными нормами определение порядка избрания главы муниципального образования отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», путем принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 ноября 2014 года был принят Закон Владимирской области №120-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области».

Частью 1 статьи 3 указанного Закона Владимирской области определено, что главы всех муниципальных районов, городских и сельских поселений Владимирской области с поименным перечислением данных муниципальных образований, а также городских округов Владимирской области (за исключением города Гусь-Хрустальный Владимирской области, города Ковров Владимирской области, округа Муром) с их поименным перечислением избираются представительными органами соответствующих муниципальных образований из своего состава и исполняют полномочия их председателей.

В силу части 2 данной статьи Закона глава городского округа избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию в следующих муниципальных образованиях: город Гусь-Хрустальный Владимирской области, город Ковров Владимирской области, округ Муром.

При этом Федеральным законом № 131-ФЗ не определен перечень обязательных критериев, определяющих тот или иной порядок избрания для отдельных глав муниципальных образований субъектов Российской Федерации, то есть для избрания лишь на муниципальных выборах либо лишь представительным органом муниципального образования из своего состава.

С учетом изложенного, суд не может согласиться с утверждением заявителя об отсутствие у субъектов Российской Федерации права на конкретизацию муниципалитетов, главы которых должны избираться тем или иным образом.

Суд не может согласиться с утверждением заявителя о том, что принятием оспариваемого правого акта нарушено закрепленное в Уставах муниципалитетов право органов местного самоуправления на самостоятельное определение порядка формирования органов местного самоуправления, избрания их должностных лиц.

Уставы органов местного самоуправления являются подзаконными актами, которые в соответствие с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3.1 статьи 36 вышеуказанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года №136-ФЗ) в случае принятия субъектом Российской Федерации закона, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

Суд также не может согласиться с утверждением заявителя о нарушениях его избирательных прав и права на осуществление местного самоуправления принятием оспариваемого нормативного правового акта.

В части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В статье 32 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право на участие в референдуме.

В соответствии с частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Таким образом, Конституция Российской Федерации не рассматривает выборы как единственно допустимый механизм формирования органов публичной власти на любом из уровней ее организации и не исключает возможность различных вариантов наделения полномочиями органов и должностных лиц публичной власти, в том числе возможность изменения ранее установленного порядка наделения полномочиями соответствующих органов и лиц, не указывает органы и должностных лиц местного самоуправления, которые должны избираться населением непосредственно, что предполагает необходимость соответствующего регулирования исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Кроме того, установленный оспариваемым Законом Владимирской области от 14 ноября 2014 года №120-ОЗ порядок избрания глав муниципальных образований Собинский район и город Собинка представительным органом соответствующего муниципального образования из своего состава, а глав городских округов город Гусь-Хрустальный, город Ковров и округ Муром – на прямых муниципальных выборах, не носит дискриминационного характера в отношении заявителя, поскольку данный Закон не ограничивает и не отменяет права заявителя на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также избирать и бить избранным в органы местного самоуправления, в том числе в зависимости от места жительства.

Данный вывод суда основан на системном толковании вышеуказанных норм, содержащихся в части 2 статьи 3, статей 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает права граждан, связанные с их участием в решении вопросов местного значения как непосредственно, так и через их представительство в выборных и других органах местного самоуправления, а основанием легитимации местного самоуправления и осуществления возложенных на него в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочий в городских, сельских поселениях и на других территориях является воля населения этих территорий, выраженная непосредственно или через образованные им выборные (представительные) органы. При этом не связанное с местом жительства конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления допускает существование территориальных различий при реализации данного права.

Следует отметить, что установленный оспариваемым Законом Владимирской области от 14 ноября 2014 года №120-ОЗ порядок избрания глав муниципальных образований путем избрания представительным органом соответствующего муниципального образования Владимирской области из своего состава (часть 1 статьи 3) является единым для всех муниципальных районов и сельских поселений Владимирской области. При этом, порядок избрания глав городских округов Мурома, городов Ковров и Гусь-Хрустальный путем избрания на муниципальных выборах (часть 2 статьи 3) не является вновь установленным, а действует с 2005 года.

Утверждение ФИО1 о противоречии оспариваемого нормативного правового акта пункту 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 199 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», содержащего запрет на отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основан на ошибочном толкование законодательства, поскольку Законом Владимирской области от 14 ноября 2014 года №120-ОЗ данные вопросы не регулируются, структура органов местного самоуправления Владимирской области не определяется и не изменяется.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемого закона нормам международного права, содержащимся в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенции СНГ «О правах и основных свободах человека» от 26 мая 1995 года, Конвенции СНГ «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ» от 07 октября 2002 года и устанавливающим общие принципы и стандарты демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан, не могут быть приняты по основаниям, изложенным выше.

Оспариваемый заявителем областной Закон принят на заседании Законодательного Собрания Владимирской области, при наличии необходимого кворума, единогласно 34 голосами.

Участниками процессами не оспаривался порядок опубликования указанного выше Закона Владимирской области, а также его нормативный правовой характер.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Закон Владимирской области от 14 ноября 2014 года №120-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области» принят Законодательным Собранием Владимирской области по вопросам, отнесенным федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленных федеральным законодательством требований, условий и порядка регулирования спорных правоотношений, не противоречит действующему федеральному законодательству, а также каким – либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих, что принятием оспариваемого ею областного Закона нарушены ее избирательные права, право на осуществление местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194, 198, 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Владимирский областной суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 о признании недействующим Закона Владимирской области от 14 ноября 2014 года №120-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области» – оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Административную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Владимирского областного суда О.А. Кирюшина