Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2014 года
Дело № 3-6/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Нарьян-Мар 27 октября 2014 года
Суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Гомола С.Н.,
при секретаре судебного заседания Селеменевой А.Н.,
с участием:
прокуроров прокуратуры Ненецкого автономного округа Елисеева А.Н., Карпушевой Е.Ю.,
заявителей: Главы администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Федоровой Т.В. и представителей администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Голговской А.В., Малинчан А.В.,
заинтересованных лиц: представителей Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Кисляковой Т.И., Губернатора Ненецкого автономного округа Рахмилевич П.З. и Сидоренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нарьян-Маре 27 октября 2014 года дело по заявлению администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании статьи 8 закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 года № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» противоречащей федеральному законодательству и недействующей,
у с т а н о в и л:
постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2014 года № 264-сд принят и 19 сентября 2014 года Губернатором Ненецкого автономного округа подписан закон Ненецкого автономного округа № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» (далее - закон НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз).
В соответствии с положениями статей 26, 26.1 закона Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2006 года № 673-оз «О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа» настоящий закон опубликован в официальном печатном издании округа - «Сборнике нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа» № 34(326) часть 2 от 22 сентября 2014 года.
Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обратилась в суд с заявлением о признании статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз противоречащей федеральному законодательству и недействующей, ссылаясь на то, что данной нормой установлено принудительное изъятие имущества находящегося в муниципальной собственности, а это не соответствует части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции РФ, части 1.2 статьи 17, части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ), статье 235 Гражданского кодекса РФ.
По мнению заявителя, имеет место нарушение права на осуществление местного самоуправления, поскольку нормы оспариваемого закона приняты без каких-либо консультаций, обсуждений, согласований с органами местного самоуправления, без учета мнения населения - жителей муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
В судебном заседании Глава администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Федорова Т.В., представители Голговская А.В. и Малинчан А.В. уточнили свои требования, указав, что части 1, 2 и 3 статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз не оспаривают. Просили об удовлетворении заявления по изложенным в нем основаниям в части признания недействующей части 4 статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз.
Представитель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Кислякова Т.И., представители Губернатора Ненецкого автономного округа Рахмилевич П.З. и Сидоренко О.В. с заявлением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не согласны. Полагают, что оспариваемая статья 8 закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз издана в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, согласуется с действующим федеральным законодательством и не нарушает прав заявителя.
В соответствии с положениями части 3 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» рассмотрено судом по первоначально заявленным требованиям.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокуроров, полагавших в удовлетворении заявления отказать, дав оценку представленным по делу доказательства, суд находит заявление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации закрепляет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12).
Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ).
Исходя из указанных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями её статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 71, 72 (часть 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что самостоятельность местного самоуправления определяется его компетенцией, которая устанавливается на основании Конституции РФ в законе и включает в себя предметные сферы деятельности местного самоуправления и полномочия по решению вопросов местного значения.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ регулируется Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ) и Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Положениями пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ и пункта 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что законами субъектов Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд считает, что оспариваемый закон принят Собранием депутатов Ненецкого автономного округа в пределах своих полномочий, так как из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства следует, что Ненецкий автономный округ, как один из субъектов Российской Федерации, вправе самостоятельно осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нарушений процедуры принятия закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз и его опубликования не установлено.
Доводы заявителя о нарушении части 6 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года являются несостоятельными, поскольку из предоставленных сторонами документов видно, что до принятия оспариваемого закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз с органами местного самоуправления, включая органы местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», проводились консультации, обсуждения, в ходе которых высказывались предложения и позиции, которые учитывались при принятии оспариваемого закона.
Заявителем оспариваются положения статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз, которой установлено:
«1. В целях организации перераспределения полномочий, указанных в статьях 2 - 6 настоящего закона, со дня официального опубликования настоящего закона до 1 января 2015 года, устанавливается переходный период.
2. В переходный период органы государственной власти Ненецкого автономного округа определяют и (или) формируют исполнительные органы государственной власти Ненецкого автономного округа, которые будут осуществлять полномочия, указанные в статьях 2 - 6 настоящего закона, принимают нормативные правовые акты, необходимые для осуществления таких полномочий.
3. Исполнительные органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия, указанные в статьях 2 - 6 настоящего закона, с 1 января 2015 года.
4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа передают исполнительным органам государственной власти Ненецкого автономного округа муниципальные учреждения как имущественные комплексы и другое имущество, находящееся в муниципальной собственности и необходимое исполнительным органам государственной власти Ненецкого автономного округа для осуществления полномочий, указанных в статьях 2 - 6 настоящего закона, в соответствии с федеральным законодательством.».
Положениями пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ и пункта 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ определено, что перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Положения частей 1 - 3 статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз не нарушают права местного самоуправления, в том числе муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», поскольку их нормы носят переходный характер, направлены на формирование экономической основы деятельности органов государственной власти Ненецкого автономного округа и регламентируют завершение процесса перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, не противоречат федеральному законодательству.
Доводы заявителя о противоречии положений части 4 статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз Конституции РФ и федеральному законодательству суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции РФ во взаимосвязи со статьями 8, 34, 35, 130, 132 и 133 Конституции РФ право собственности муниципальных образований может быть ограничено в результате разграничения публично-властных полномочий, но только федеральным законом.
Положениями статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее вышеуказанным требованиям, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ определен в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
С учетом приведенных норм, установленное оспариваемой частью 4 статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз положение о передаче, в соответствии с федеральным законодательством, имущества, находящегося в муниципальной собственности исполнительным органам государственной власти Ненецкого автономного округа необходимое для осуществления перераспределенных полномочий, не противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, не нарушает прав местного самоуправления.
Ссылка заявителя на нарушение норм гражданского законодательства является несостоятельной, поскольку согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, абзацу 33 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правоотношениям, возникающим при передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность и т.д., нормами Гражданского кодекса РФ не регулируются.
Споры о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в муниципальной собственности), в отношении передачи которого ставится вопрос в связи с перераспределением полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, разрешаются в ином судебном порядке, установленном действующим законодательством.
Проанализировав содержание статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз, суд считает её по своему содержанию определенной и ясной, не допускающей неоднозначного толкования при применении.
Исходя из вышеизложенного суд не находит оснований для признания статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 года № 95-оз противоречащей федеральному законодательству и недействующей.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании статьи 8 закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 года № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» противоречащей федеральному законодательству и недействующей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором - путем принесения апелляционного представления через суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Гомола