ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-6/2015 от 15.06.2015 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № М-14/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2015 года г.Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Бабича В.В.,

при секретаре: Журавлевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Севастополя о признании недействующим в части постановления Правительства Севастополя от 28 февраля 2015г. №121-ПП «Об утверждении Положения о плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе».

Выслушав доводы прокурора ФИО9

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Севастополя от 28 февраля 2015г. №121-ПП утверждено Положение о плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе согласно Приложению; установлен в 2015 году размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе; установлен средний размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе.

Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя 27 марта 2015г.

Прокурор города Севастополя обратился в Севастопольский городской суд с заявлением о признании недействующим п.7 постановления Правительства Севастополя от 28 февраля 2015г. №121-ПП.

Прокурор полагает, что указанный пункт о придании постановлению обратной силы с 1 января 2015г. ухудшает положение граждан в отношении размера платы, взимаемой с родителей, противоречит правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 июля 2011 г. N 20-П.

В письменном отзыве на заявление представитель Правительства Севастополя Борзов С.А. указывает о несогласии с заявлением прокурора.

В суде прокурор ФИО6 настаивала на доводах заявления.

Представитель Правительства Севастополя в суд не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен, об уважительных причинах неявки не сообщил.

Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Пунктом 7 постановления Правительства Севастополя от 28 февраля 2015г. №121-ПП «Об утверждении Положения о плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе» его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Частью 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10 марта 2005 г. №71-О, названный Закон является общим, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем правовое регулирование порядка и срока вступления в силу нормативных актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 июля 2011 г. N 20-П, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19, 54, частей 2 и 3 статьи 55 и статьи 57 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

Таким образом на территории города Севастополя к отношениям не урегулированным законодательством Российской Федерации и (или) законодательством города федерального значения Севастополя, до принятия соответствующих нормативных актов продолжало применяться ранее действующее законодательство, не противоречащее Конституции Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

На момент принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов г.Севастополе плата за содержание детей в дошкольных учебных заведениях взималась с родителей или лиц, их замещающих, на основании ст.35 Закона Украины «О дошкольном образовании» и Постановлением КМ Украины от 26 августа 2002г. №1243 «О неотложных вопросах деятельности дошкольных и интернатных учебных заведений».

Этими нормативными правовыми актами Украины, которые, в связи с отсутствием иного правового регулирования, применялись в г.Севастополе до принятия Правительством Севастополя постановления от 28 февраля 2015г. №121-ПП, предусмотрено, что родители или лица, их замещающие, вносят плату за питание детей в государственном и коммунальном дошкольном учебном заведении в размере, составляющем не менее 60 процентов (в городской местности) и не менее 40 процентов (в сельской местности) от стоимости питания в день. Установлены льготы по уменьшению платы и освобождению от платы для отдельных категорий граждан.

При рассмотрении дела ( в судебном заседании 05 июня 2015г.) прокурор и представитель Правительства Севастополя не оспаривали, что плата взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в учреждениях (организациях) дошкольного образования, установленная постановлением Правительства Севастополя от 28 февраля 2015г. №121-ПП, повысилась по сравнению с ранее установленной платой. Кроме того, в указанном законодательстве Украины был предусмотрен более расширенный перечень категорий граждан, имеющих льготы по уменьшению платы и освобождению от платы.

При этом, п.1.3 Положения о плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28 февраля 2015г. №121-ПП, предусмотрено, что основой формирования родительской платы являются затраты на присмотр и уход за ребенком в образовательном учреждении (организации), которые направлены на реализацию комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

То есть ранее взимаемая плата и плата за присмотр и уход за детьми, установленная постановлением Правительства Севастополя от 28 февраля 2015г. №121-ПП, совпадают в целях их назначения для организации питания детей.

Таким образом, в рассматриваемом случае, придание обратной силы постановлению Правительства Севастополя от 28 февраля 2015г. №121-ПП, а именно распространение его действия с 1 января 2015 года, ухудшило положение граждан по сравнению с ранее действующим законодательством.

Согласно ч.2, ч.3 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Руководствуясь ст.194, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать противоречащим Федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункт 7 постановления Правительства Севастополя от 28 февраля 2015г. №121-ПП «Об утверждении Положения о плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья В.В. Бабич

В окончательной форме решение принято 22 июня 2015 года.