Дело № 3-70/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 26 ноября 2013 г.
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
с участием прокурора Самойловой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействительными итогов голосования, результатов выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Заложному одномандатному избирательному округу № 1 и по единому пропорциональному округу региональной группы «Заложный»
установил:
В соответствии с Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.05.2013 ГС N 1653-IV проведены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва, назначенные на 8 сентября 2013 года.
По результатам выборов Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) принято Постановление от 18 сентября 2013 года № 40/3-5 об установлении общих результатов выборов, согласно которому, в частности, избранным депутатом по Заложному одномандатному избирательному округу № 1 признан ФИО4
ФИО1, ФИО2, ФИО3, бывшие кандидатами в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва, обратились в Верховный суд РС (Я) с заявлением об оспаривании итогов указанных выборов, ссылаясь на нарушения избирательного законодательства при проведении названных выборов.
Так, в обоснование доводов заявления указывается на использование преимуществ должностного и служебного положения кандидатом в народные депутаты ФИО4, являющимся ректором Якутской государственной сельскохозяйственной академии (ЯГСХА). По мнению заявителей, в списки избирателей необоснованно включены студенты указанного образовательного учреждения, зарегистрированные в нарушение действующего законодательства по месту пребывания в общежитии ЯГСХА. При этом заявители ссылаются на то, что в общежитии, рассчитанном на проживание 400 студентов, фактически зарегистрировано 1698 человек, личные заявления от числящихся по месту пребывания в общежитии студентов о включении их в списки избирателей в нарушение пункта 17 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в участковые избирательные комиссии не подавались.
Кроме того, заявители утверждают, что кандидатом в народные депутаты ФИО4 оказывалось административное давление на студентов ЯГСХА с целью повышения явки избирателей на избирательные участки в день голосования и определения итогов голосования в пользу названного кандидата.
Также в заявлении излагаются доводы о нарушении порядка подсчета голосов избирателей в связи с тем, что на избирательном участке № 98/786 был установлен комплекс обработки избирательных бюллетеней, хотя в постановлении Центральной избирательной комиссии РС (Я) от 26.07.2013 г. №25/4-5, определяющем перечень избирательных участков, использующих технические средства подсчета голосов, данный избирательный участок не значится.
По мнению заявителей, участковыми избирательными комиссиями были нарушены требования части 26 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, поскольку перед подписанием протоколов об итогах голосования не были проведены итоговые заседания избирательных комиссий по рассмотрению жалоб (заявлений) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и представитель заявителей Ю В.Ш., действующий на основании доверенностей от 25.09.2013 г. № 03-6-3254, 13.09.2013 г. № 01-03-5418, 26.09.2013 г. № 7с-8435, доводы, изложенные в заявлении, поддержали. Просят признать недействительными итоги голосования, результаты выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Заложному одномандатному избирательному округу № 1 и по единому пропорциональному округу региональной группы «Заложный», отменить Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 18 сентября 2013 года № 40/3-5 об установлении общих результатов выборов.
Представитель Центральной избирательной комиссии РС (Я) ФИО5, действующая на основании доверенности от 14.10.2013 г., с требованиями заявителей не согласилась, считает, что предусмотренных законом оснований для признания результатов выборов недействительными и отмене результатов выборов не имеется. Просит в удовлетворении заявления отказать. При этом указала, что списки избирателей составлялись на основании данных о регистрации по месту пребывания в общежитии студентов ЯГСХА, материалами дела опровергаются доводы заявителей о нарушении порядка подсчета голосов избирателей.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 ФИО6, действующий на основании доверенности от 07.10.2013 г., представитель заинтересованного лица ФИО7 ФИО8, действующий на основании доверенности от 08.10.2013 г. № 03-6-3404, в судебном заседании с требованиями заявителей не согласились, считают их необоснованными.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим отказу, приходит к следующему
В соответствии с Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.05.2013 ГС N 1653-IV проведены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва, назначенные на 8 сентября 2013 года.
По результатам выборов Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) принято Постановление от 18 сентября 2013 года № 40/3-5 об установлении общих результатов выборов, согласно которому, в частности, избранным депутатом по Заложному одномандатному избирательному округу № 1 признан ФИО4
Пунктом 2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусмотрены основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, среди которых названы следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Кроме того, основаниями для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов согласно пункту 3 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ могут быть нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, другие нарушения избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Между тем вышеперечисленные обстоятельства судом при рассмотрении дела не установлены, заявителями такие обстоятельства не названы и не подтверждены.
Так, доводы заявителей о нарушении правил составления списков избирателей, признаны судом необоснованными.
Судом установлено, что в списки избирателей по Заложному одномандатному округу № 1 были включены студенты ЯГСХА, зарегистрированные по месту пребывания в общежитии по адресу: <...> д. 3/2. Данный список составлен по избирательному участку № 3/691 и включает 1746 избирателей, проживающих в указанном общежитии.
Согласно информации, предоставленной суду УФМС по РС (Я) от 05.11.2013 г. № 23/21206, регистрация обучающихся в ЯГСХА по месту пребывания осуществлялась на основании соответствующих распоряжений должностного лица учебного заведения, которые, как видно из приложенных к информации документов, издавались в связи с личными заявлениями студентов. Следовательно, регистрация граждан по месту пребывания в общежитии производилась в настоящем случае во исполнение требований статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 25.11.2013) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пунктов 4, 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713.
По мнению заявителей, при формировании списка нарушены требования пункта 17 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, предусматривающего, что включение в список избирателей, находящихся в местах временного пребывания, осуществляется решением участковой комиссии на основании личного письменного заявления, поданного в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Вместе с тем суд учитывает, что статьей 11 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу подп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "к" пункта 2 статьи 5 упомянутого Федерального закона установление порядка проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено к предметам ведения субъектов Российской Федерации и осуществляется путем принятия закона субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.
Под термином «закон» положения Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года подразумевают как федеральный конституционный закон, федеральный закон, так и закон субъекта Российской Федерации (пункт 17 статьи 2).
Так, согласно пункту 4 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка.
Тем самым для определенной категории избирателей законодателем субъекта РФ установлен особый порядок включения в списки избирателей при проведении выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно - по факту регистрации по месту пребывания в общежитии, что во взаимосвязи с вышеприведенными положениями действующего законодательства согласуется с полномочиями, предоставленными законодательному органу субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений при формировании списка избирателей по избирательному участку № 3/691. Доводы заявителей о нарушении норм жилищного законодательства при регистрации студентов по месту пребывания в указанном общежитии, не являются юридически значимыми для суда, поскольку формирование списка избирателей осуществляется соответствующей избирательной комиссией исходя из самого факта регистрации гражданина по месту жительства либо по месту пребывания без исследования обстоятельств, указывающих на соблюдение жилищных прав и интересов гражданина.
Кроме того, суд принимает во внимание данные протокола № 1 избирательного участка № 3/691 от 08.09.2013 г., согласно которым число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата составляет: за ФИО1 - 84; за ФИО4 – 1161; за ФИО2 -111; за ФИО9 – 46; за ФИО9 – 19. При этом согласно протоколу № 1 от 08.09.2013 г. окружной избирательной комиссии о результатах выборов народного депутата РС (Я) по Заложному одномандатному избирательному округу № 1 подведены общие итоги голосования по данному округу, а именно: за ФИО1 -1189 (12.89%); за ФИО4 -4738 (51.37%); за ФИО2 -1452 (15.74%); за ФИО9 – 581 (6.3%); за ФИО9 – 739 (8.01%). Таким образом, даже при вычете голосов избирателей, поданных за данных кандидатов на избирательном участке № 3/691, общие итоги голосования указывают на то, что ФИО4 набрано наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, что в соответствии с пунктом 9 статьи 80 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III означает признание кандидата избранным по соответствующему одномандатному избирательному округу.
Следовательно, в данном случае со стороны заявителей не указано на какие-либо предусмотренные статьей 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ нарушения избирательного законодательства, не позволяющие выявить действительную волю избирателей, и влекущие отмену результатов выборов.
Доводы заявления об оказании кандидатом в народные депутаты ФИО4 административного давления на студентов ЯГСХА с целью повышения явки избирателей на избирательные участки в день голосования и определения итогов голосования в пользу названного кандидата, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, каких—либо достоверных доказательств данного обстоятельства в материалах дела не имеется.
Утверждение заявителей о нарушении порядка подсчета голосов избирателей в связи с тем, что на избирательном участке № 98/786 был установлен комплекс обработки избирательных бюллетеней, хотя в постановлении Центральной избирательной комиссии РС (Я) от 26.07.2013 г. №25/4-5, определяющем перечень избирательных участков, использующих технические средства подсчета голосов, данный избирательный участок не значится, опровергается как содержанием вышеназванного постановления избирательной комиссии, так и сведениями Якутской городской территориальной избирательной комиссии от 07.10.2013 г. исх. № 280, протоколом № 1 от 08.09.2013 г. по избирательному участку № 98/ 786.
Также суд не может согласиться с доводами заявителей о нарушении участковыми избирательными комиссиями требований пункта 26 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, поскольку перед подписанием протоколов об итогах голосования не были проведены итоговые заседания избирательных комиссий по рассмотрению жалоб (заявлений) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей. По смыслу вышеназванной нормы закона рассмотрение участковыми избирательными комиссиями соответствующих жалоб и заявлений осуществляется в случае их поступления в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей. Из материалов дела, в частности, информации Якутской городской территориальной избирательной комиссии от 07.10.2013 г. исх. № 280, следует, что в день голосования в участковые избирательные комиссии жалобы и заявления не поступали, т.е. нарушений пункта 26 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ допущено не было.
В связи с этим суд не усматривает оснований для признания доводов заявителей обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействительными итогов голосования, результатов выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Заложному одномандатному избирательному округу № 1 и по единому пропорциональному округу региональной группы «Заложный» - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного суда РС (Я) Л.А. Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 02 декабря 2013 года.