дело № 3-70/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Уфа 11 августа 2013 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего – судьи Алексеенко О. В.,
при секретаре судебного заседания – Садрисламовой А. З.,
с участием прокурора – Крупновой А. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о защите избирательных прав,
у с т а н о в и л:
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан (далее – ЦИК РБ) от 18 июня 2013 года № 27/1-5 на
08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва.
Постановлением ЦИК РБ от 22 марта 2013 года № 20/1-5 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва были возложены на территориальные избирательные комиссии.
Решением Территориальной избирательной комиссии адрес городского округа адрес Республики Башкортостан (далее – территориальная избирательная комиссия) от дата №... ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по ... №..., поскольку им предоставлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей (из представленных 310 достоверных 171).
ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным указанного решения территориальной избирательной комиссии, обязании территориальной избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва.
В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылался на то, что им представлено в территориальную избирательную комиссию 310 подписей избирателей, необходимых для регистрации его кандидатом в депутаты. дата заявленные им подписи были проверены рабочей группой, при этом 60 подписей признаны недостоверными, 18 подписей – недействительными, 63 подписи признаны одновременно недостоверными и недействительными. Итого количество достоверных подписей в подписных листах составило 169 подписей. дата он обратился с возражениями на итоговый протокол рабочей группы. По результатам рассмотрения возражений рабочей группой принято решение о признании достоверными ещё двух подписей, всего признано достоверными подписи избирателей в количестве 171 подписи. Считает, что среди признанных избирательной комиссией недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, 111 подписей являются действительными, поскольку то обстоятельство, что дата внесения подписи выполнена не самим избирателем, не препятствует однозначному восприятию сведений о лице, расписавшемся в подписном листе, более того, позволяет однозначно определить, что подпись была внесена не ранее даты изготовления подписных листов и до дня представления их избирательной комиссии. Кроме того, в подтверждение достоверности данных подписей, 111 избирателей написали собственноручно заявление в поддержку его как кандидата. Данные заявления были представлены им с возражениями в избирательную комиссию. Существенного нарушения порядка сбора подписей, влекущего признание подписей недостоверными и недействительными, по мнению заявителя, не допущено.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного Закона неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2, действующий по доверенности от дата ..., заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в письменном заявлении.
Представитель территориальной избирательной комиссии
ФИО3 (доверенность от дата №...) просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Крупновой А. И., полагавшего, что оспоренное заявителем решение территориальной избирательной комиссии является законным, суд считает, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 Федерального закона от
12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путём самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (пункт 1 статьи 34 указанного выше закона).
Судом установлено, что дата кандидат в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва ФИО1 уведомил о своём выдвижении по ... №... территориальную избирательную комиссию, представив, в том числе заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.
дата в территориальную избирательную комиссию поступили 120 подписных листов, сброшюрованные в одну папку, содержащие 310 подписей избирателей в поддержку кандидата
ФИО1
Согласно части 1 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан "О выборах" от 06 декабря 2006 года № 380-з (далее – Кодекс Республики Башкортостан "О выборах") избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирателем в соответствии с федеральным законом и настоящим Кодексом.
Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом и настоящим Кодексом, в соответствующие органы в сроки, установленные Федеральным законом (часть 2).
Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (часть 3 названной статьи).
Решением территориальной избирательной комиссии адрес городского округа адрес Республики Башкортостан от
дата №... создана рабочая группа по приёму и проверке документов, представляемых кандидатами при проведении выборов депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва в данную избирательную комиссию.
дата состоялось заседание рабочей группы территориальной избирательной комиссии с участием ФИО1 по проверке подписных листов. В ходе проверки заявленных и представленных 310 подписей избирателей выявлены нарушения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, а именно:
- дата подписи сборщика раньше даты подписи избирателя – одна подпись (подписной лист №..., подпись поадрес);
- дата внесения подписи избирателя выполнена ранее дня оплаты изготовления подписных листов, ранее дня уведомления избирательной комиссии о самовыдвижении кандидата – три подписи (подписной лист №..., подписи под №№... и №...; подписной лист №..., подпись поадрес);
- нет или неполная, неверная дата подписи избирателя, неоговоренные исправления – семь подписей (подписной лист №..., подпись поадрес; подписной лист №... подпись поадрес; подписной лист №... подпись под
№...; подписной лист №... подпись поадрес; подписной лист №... подписи под №№... и №...; подписной лист №... подпись поадрес);
- нет или неполный, неверный адрес места жительства избирателя, неоговоренные исправления – одна подпись (подписной лист №... подпись поадрес);
- нет или неполные, неверные данные о месте жительства сборщика, неоговорённые исправления – пятьдесят три подписи (подписные листы №№... – по три подписи в каждом, подписной лист №... - две подписи);
- нет или неполные имя, отчество, дата рождения сборщика, неоговоренные исправления – девять подписей (подписные листы №№..., №... – по три подписи в каждом);
- нет или неполная, неверная дата рождения избирателя, неоговоренные исправления – две подписи (подписные листы №№... и №... по одной подписи в каждом);
- подпись лица, не обладающего активным избирательным правом – две подписи (подписной лист №... подпись поадрес, подписной лист №... подпись поадрес);
- нет или неполные, неверные данные документа избирателя, неоговоренные исправления – четыре подписи (подписной лист №... – две подписи, подписной лист №... подпись поадрес, подписной лист №... подпись поадрес);
- нет или неполные имя, отчество избирателя, неоговоренные исправления – две подписи (подписной лист №... подпись поадрес; подписной лист №... одна подпись);
- нет подписи избирателя – одна подпись (подписной лист №... подпись поадрес);
- дата внесения подписи выполнена не избирателем – сто одиннадцать подписей (подписные листы №№...-№...);
- подпись избирателя выполнена другим лицом – пять подписей (подписной лист №... подписи под №№..., №...; подписной лист №... подпись поадрес; подписной лист №... подпись поадрес, подписной лист №... подпись поадрес);
- данные в подписной лист внесены не сборщиком и не избирателем – тринадцать подписей (подписной лист №... подписи под №№... подписной лист №... подписи под №№..., подписной лист №... подписи под №№... и №..., подписной лист №... подписи под №№..., подписной лист №... подписи под №№...).
Частью 5 статьи 49 названного Кодекса предусмотрено, что по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Согласно итоговому протоколу рабочей группы от дата №..., из 310 подписей заявленных и представленных кандидатом ФИО1 60 подписей признаны недостоверными, 18 подписей – недействительными, 63 подписи признаны одновременно недостоверными и недействительными. Итого количество достоверных подписей составило 169 (листы дела 11-14).
дата ФИО1 обратился в территориальную избирательную комиссию с заявлением (лист дела 67) о внесении изменений в итоговый протокол рабочей группы. По результатам рассмотрения данного заявления рабочей группой принято решение о признании достоверными двух подписей, итого: достоверными признаны 171 подпись избирателей.
Решением Территориальной избирательной комиссии от дата №... ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по Ленинскому избирательному округу №..., в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата.
Проверяя обоснованность отказа в регистрации кандидатом в депутаты, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.
Правила оформления подписных листов предусмотрены статьёй 37 Федерального закона № 67-ФЗ, статьёй 47 Кодекса Республики Башкортостан "О выборах".
Согласно части 1 статьи 47 Кодекса Республики Башкортостан "О выборах" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Кодексом. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с частью 9 статьи 13 настоящего Кодекса, но не может быть менее 10 подписей.
На основании приведённой выше правовой нормы Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от
дата №... "О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва" установлено количество подписей необходимое для регистрации кандидатов по ... №... – 282 подписи.
Согласно части 5 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан "О выборах" по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В судебное заседание представителем территориальной избирательной комиссии ФИО3 представлены 120 подписных листов (подлинники), ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО1
от дата №... (листы дела 55-58), а также итоговый протокол проверки подписных листов от дата №... (листы дела 59-62), протокол проверки подписных листов от дата №... (листы дела 63-65), из которых следует, что:
количество представленных подписей избирателей составило 310;
количество проверенных подписей - 310;
количество достоверных подписей избирателей – 171 (с учётом протокола от дата №...).
На основании части 3.1 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан "О выборах" для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах в орган государственной власти Республики Башкортостан, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Выявленные рабочей группой нарушения подтверждаются выписками из ГАС "Выборы" по форме № адрес "Список проживающих граждан. Актуальный срез" (листы дела 92-94), письмом начальника отдела УФМС России по адрес в адрес от
дата №... (лист дела 91), а также справкой об исследовании старшего эксперта ... Я.Т.Н. от
дата №... (листы дела 50-54).
В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов (подпункт "а"); подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт "б"); подписи лиц, указавших в подписном листе сведения, не соответствующих действительности при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (подпункт "в"); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подпункт "г"); а также все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объёме или не соответствуют действительности (подпункт "з"); подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесённых в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей избирателей (подпункт "л"); подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (подпункт "н").
Аналогичное положение содержится в пунктах 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 11 и 13 части 9 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан "О выборах".
Поскольку 139 подписей избирателей, представленных в поддержку кандидата в депутаты ФИО1, оформлены с нарушением требований действующего законодательства, что нашло подтверждение в суде, территориальная избирательная комиссия обоснованно признала их недействительными.
Согласно подпункту "д" пункта 24 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Учитывая отсутствие одного из условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, необходимого для регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией (наличие необходимого количества подписей избирателей), территориальная избирательная комиссия правомерно отказала ФИО1 в регистрации его кандидатом в депутаты.
Суд не может согласиться с доводами ФИО1 и его представителя ФИО2 о том, что 111 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах и признанных избирательной комиссией недействительными, являются действительными, поскольку то обстоятельство, что дата внесения подписи выполнена не самим избирателем, не препятствует однозначному восприятию сведений о лице, расписавшемся в подписном листе, более того, позволяет однозначно определить, что подпись была внесена не ранее даты изготовления подписных листов и до дня представления их избирательной комиссии.
Так, в силу пункта 10 статьи 47 Кодекса Республики Башкортостан "О выборах" избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату её внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату её внесения избиратель ставит собственноручно.
Аналогичные правовые предписания установлены пунктом 11 статьи 37 Федерального закона 67-ФЗ.
Анализ приведённых положений федерального и республиканского законодательства показывает, что необходимость внесения избирателем собственноручно в подписной лист подписи и даты является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса. Представленные в избирательную комиссию ФИО1 111 заявлений избирателей, выражающих, по мнению заявителя, волеизъявление в его поддержку как кандидата в депутаты, не могли учитываться избирательной комиссией при решении вопроса о регистрации (отказе в регистрации) кандидата в депутаты, поскольку это противоречит приведённым выше положениям закона. Кроме того, данные заявления избирателей подтверждают установленный старшим экспертом Я.Т.Н. факт выполнения даты внесения 111 подписей в исследованные подписные листы не самими избирателями, а другими лицами.
Довод представителя заявителя ФИО2 о том, что неправильное указание даты внесения подписи избирателя (ранее дня оплаты изготовления подписных листов) является опечаткой, поэтому данные подписи являются достоверными, не может быть признан обоснованным исходя из следующего.
Согласно пункту 6.6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки.
Между тем, ни избиратели М.Р.Г., М.Р.С. (подписной лист №... – дата, дата), Ш. (подписной лист №... – дата), ни лицо, заверяющее подписной лист,
Г., не воспользовались правом внесения исправлений в соответствующие даты при составлении подписного листа. Следовательно, указание стороны на опечатки, допущенные в написании даты внесения подписи избирателя, безосновательно.
Нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что отказ ему в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания – курултая Республики Башкортостан противоречит положениям части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.
Конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определённые ограничения.
Как следует из содержания Постановления Европейского Суда по правам человека, изложенного в Постановлении от 19 июля 2007 года "ФИО4 и ФИО5 против Российской Федерации", государство располагает широкой свободой усмотрения в вопросе ограничений, поскольку каждое государство имеет законный интерес в обеспечении нормального функционирования своей системы органов власти.
Установленные федеральным законодательством правила выдвижения кандидатов, сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а также условия регистрации кандидатов подлежат неукоснительному исполнению, поскольку государство от гражданина, претендующего на занятие государственной должности в законодательном (представительном) органе государственной власти, вправе требовать строгого соблюдения всех предписаний избирательного законодательства.
Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
р е ш и л:
в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии адрес городского округа адрес Республики Башкортостан от дата «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по ... №...», обязании территориальной избирательной комиссии адрес городского округа адрес Республики Башкортостан зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан СОГЛАСОВАНО О. В. Алексеенко