ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-70/2014 от 11.09.2014 Брянского областного суда (Брянская область)

 Дело №3-70/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Брянск 11 сентября 2014 года

 Брянский областной суд в составе:

 председательствующего судьи Стоян Е. В.

 с участием прокурора Богдановой Н.С.

 при секретаре Макеевой Е.А.

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании формы избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по единому одномандатному избирательному округу, утвержденной постановлением избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года №145/1163-5 «О формах избирательных бюллетеней и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва»,

 У С Т А Н О В И Л:

 14 сентября 2014года назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на основании постановления Брянской областной Думы от 10 июня 2014года №5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва», текст которого опубликован в областной газете "Брянская учительская газета" №21(584) от 12 июня 2014года.

 Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года №145/1163-5 «О формах избирательных бюллетеней и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва», утверждены формы избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по единому областному избирательному округу (приложение № 1) и для голосования по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва (приложение № 2), определены требования к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва (приложения № 3, 4).

 Решением территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области от 2 августа 2014года №96 ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному округу № 25 в порядке самовыдвижения.

 ФИО2 обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь при этом, что утвержденная форма избирательного бюллетеня не соответствует действующему законодательству в части неуказания полной и достоверной информации о его судимости, так как в оспариваемой форме в сведениях о наличии судимости кандидата в скобках рекомендовано указывать следующие сведения: «Если у кандидата имелась или имеется судимость, указываются сведения о его судимости (имеется судимость или имелась судимость: статья, название, Закон (УК))». Такое указание привело к тому, что в избирательном бюллетене по выборам депутатов Брянской областной Думы в отношении кандидата ФИО1 содержится следующая информация о его судимости: «имелась судимость: ч. 1 ст. 93 УК РСФСР (хищение государственного и общественного имущества, совершенное путем мошенничества», ч. 2 ст. 89 УК РСФСР (хищение государственного и общественного имущества путем кражи». В связи с тем, что другой информации о его судимости бюллетень не содержит, считает, что указанная в нем информация о судимости не соответствует закону, направлена на дезинформацию избирателей с целью лишения его части голосов избирателей, чем нарушаются его права как кандидата в депутаты Брянской областной Думы.

 Заявитель указывает что информация о его судимости, указанная в избирательном бюллетене не соответствует требованиям статьи 86 Уголовного кодекса РФ; части 7 статьи 63 Федерального закона №67-ФЗ; пункту 74«Административного регламента МВД РФ по представлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», утвержденного приказом МВД РФ №1121 от 7 ноября 2011года.

 Просит суд признать форму избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу в части неуказания полной и достоверной информации о судимости кандидата, а именно: даты осуждения, наименования суда, вынесшего приговор, срок наказания, даты освобождения, основания погашения или снятия судимости, не соответствующей закону. Обязать избирательную комиссию Брянской области внести дополнения в избирательный бюллетень для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу следующими сведениями о судимости кандидата: о дате его осуждения, наименовании суда, вынесшего приговор, сроке наказания, дате освобождения от наказания, основании погашения или снятия судимости в соответствии со сведениями, указанными в справке информационного центра УМВД России по Брянской области, выданной по запросу территориальной избирательной комиссии.

 В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.

 Представитель избирательной комиссии Брянской области и представитель территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области ФИО3, действующая по доверенности, возражая против удовлетворения заявления пояснила, что решения избирательной комиссией Брянской области и территориальной избирательной комиссией об утверждении формы и текста бюллетеня приняты в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства и оснований для отмены не имеется. Избирательное законодательство не содержит положений о том, что в бюллетене для голосования должны быть указаны сведения о судимости кандидата в объеме равном информации, представленной кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования, не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно пунктам 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

 В силу подпункта «в» пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002года № 67-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции.

 Согласно подпункту «а» пункта 3 статьи 11 закона Брянской области №4-З от 23 января 2008года "О выборах депутатов Брянской областной Думы", избирательная комиссия Брянской области организует подготовку и проведение выборов депутатов Брянской областной Думы, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории Брянской области при подготовке и проведении указанных выборов.

 Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014года №127/903-5 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Погарскому одномандатному избирательному округу №25 возложены на территориальную избирательную комиссию Погарского района Брянской области.

 Пунктом 4 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Согласно подпункту «л» пункта 3 статьи 11 и пункту 3 статьи 41 закона Брянской области № 4-З от 23 января 2008года "О выборах депутатов Брянской областной Думы", избирательная комиссия Брянской области устанавливает форму избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов. Для проведения выборов депутатов областной Думы изготавливаются избирательные бюллетени для голосования по единому областному избирательному округу и одномандатному избирательному округу. Форма и текст избирательного бюллетеня для голосования по единому областному избирательному округу, а также форма избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу утверждаются Избирательной комиссией Брянской области не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу утверждается окружной избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

 Судом установлено, что постановление избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года №145/1163-5 «О формах избирательных бюллетеней и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва», принято в пределах компетенции данной избирательной комиссии, в установленные законом сроки.

 Решением территориальной избирательной комиссии Погарского района №135 от 21 августа 2014года утвержден текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу №25 по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва и направлен в избирательную комиссию Брянской области.

 Как усматривается из оспариваемой формы избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу содержится указание «Если у кандидата имелась или имеется судимость, указываются сведения о его судимости (имеется судимость или имелась судимость: статья, название, Закон (УК))».

 В тексте избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу № 25 утвержденном территориальной избирательной комиссией Погарского района Брянской области в отношении кандидата ФИО2 указаны следующие сведения о его судимости: «имелась судимость: ч. 1 ст. 93 УК РСФСР «хищение государственного и общественного имущества, совершенное путем мошенничества», ч. 2 ст. 89 УК РСФСР «хищение государственного и общественного имущества путем кражи».

 Указанные сведения о судимости кандидата соответствуют требованиям избирательного законодательства и не противоречат сведениям, указанным в справке Информационного центра УМВД России по Брянской области №3/12712 от 19 августа 2014года, выданной по запросу территориальной избирательной комиссии в отношении ФИО1: осужденного Стародубским районным судом 19 мая 1981года по ч. 1 ст. 93 УК РСФСР «хищение государственного и общественного имущества, совершенное путем мошенничества», ч. 2 ст. 89 УК РСФСР «хищение государственного и общественного имущества путем кражи»; 28 апреля 1983года освобожден условно с обязательным привлечением к труду на 2года 10 месяцев; согласно статье 57 УК РСФСР лица, осужденные к лишению свободы на срок более трех лет, но не свыше шести лет, признаются не имеющими судимости, если они в течение пяти лет со дня отбытия наказания не совершат нового преступления.

 Несостоятельна ссылка заявителя об отсутствии в избирательном законодательстве понятия «сведения о судимости» и применении по аналогии закона положений «Административного регламента МВД РФ по представлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», утвержденного приказом МВД РФ №1121 от 7 ноября 2011года.

 Статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентировано, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Судимость в соответствии с данным Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

 Вместе с тем, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено иное содержание понятия судимости и правовых последствий судимости в целях регулирования отношений, связанных с проведением выборов в органы власти.

 Сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (пункт 58 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ).

 Таким образом, в соответствии с действующим избирательным законодательством, законодателем определено понятие сведений о судимости у кандидата в депутаты, указание которых необходимо для решения вопроса о наличии у кандидата пассивного избирательного права, а также для информации избирателей, поскольку данные сведения характеризует кандидата определенным образом.

 Пунктом 7 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, предусмотрено, что если у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимости.

 Аналогичная норма содержится в пункте 6 статьи 41 закона Брянской области № 4-З от 23 января 2008года "О выборах депутатов Брянской областной Думы".

 Согласно указанным нормам избирательного законодательства в бюллетене для голосования указываются сведения о судимости кандидата: номер и наименование статьи, название уголовного закона, по которому был осужден кандидат. Поскольку указание дополнительной информации о судимости кандидата законодательством не предусмотрено, суд полагает доводы ФИО1 о несоответствии сведений о его судимости в тексте избирательного бюллетеня требованиям закона и сведениям Информационного центра УМВД России по Брянской области подлежащими отклонению.

 Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

 Таким образом, дополнительное указание помимо сведений о судимости даты снятия или погашения судимости в заявлении о согласии баллотироваться необходимо для оценки избирательной комиссией наличия у кандидата пассивного избирательного права, в соответствии с пунктом 3.2 статьи 4 Федерального закона №67-ФЗ, пунктом 6 статьи 34 закона Брянской области № 4-З, зависящего, в том числе от давности сроков снятия или погашения судимости.

 Исходя из системного толкования указанных норм права суд приходит к выводу о том, что оспариваемая форма избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу, утвержденная постановлением избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года №145/1163-5, соответствует как федеральному, так и региональному избирательному законодательству. С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании формы избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по единому одномандатному избирательному округу, утвержденной постановлением избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года №145/1163-5 «О формах избирательных бюллетеней и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва», - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения судом через Брянский областной суд.

 Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян