дело № 3-714/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Уфа 08 августа 2018 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры
Республики Башкортостан ФИО1
при секретаре судебного заседания Искужиной Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Милек» к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим с 01 июня 2017 года решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» в редакции Совета от 24 мая 2017 года №11/3 в части установления в п.п.7.8 пункта 7 Приложения №1-З ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения материально-технического снабжения, и земельные участки под объектами промышленности в размере 3,93% от кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года № 30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» (далее – решение Совета) утверждены ставки арендной платы за землю по видам функционального использования земель (с учетом видов (типов) размещенных на земельном участке объектов) в процентах от кадастровой стоимости земельных участков с 01 января 2008 года по вновь заключаемым договорам аренды земельных участков (дополнительным соглашениям о присоединении к договорам аренды земельных участков), право распоряжения которыми в соответствии с действующим законодательством принадлежит органам местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Первоначальный текст документа опубликован в издании газеты «Вечерняя Уфа», № 237 (10885), 7 декабря 2007 года.
В решение Совета вносились изменения решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04 декабря 2008 года № 10/16, от 25 декабря 2008 года №11/22, от 29 января 2009 года №12/12, от 23 апреля 2009 года № 15/16, от 23 декабря 2009 года № 22/12, от 15 декабря 2010 года № 31/15, от 23 декабря 2010 года № 32/19, от 25 марта 2011 года № 34/8, от 12 апреля 2012 года № 3/3, от 20 декабря 2012 года № 12/9, от 18 декабря 2013 года № 26/8, от 29 июля 2015 года № 48/3, от 29 марта 2016 года № 59/3, от 24 мая 2017 года № 11/3, от 14 февраля 2018 №19/9.
Решением Совета городского округа город Уфа от 24 мая 2017 года № 11/3 в решение Совета внесены изменения, в том числе пункт 1 дополнен подпунктом 1.9 Приложение № 1-З «Ставки арендной платы за землю на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период с 01 июня 2017 года». Данные изменения вступили в силу с 24 мая 2017 года, опубликованы на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан http://www.gorsovet-ufa.ru и в газете «Вечерняя Уфа» 26 мая 2017 года.
В Приложении № 1-З в подпункте 7.8 «Материально-техническое снабжение и земельные участки под объектами промышленности» пункта 7 «Земли под объектами связи, транспорта, промышленности и коммунального хозяйства» установлена ставка арендной платы за земли, предназначенные для размещения производственной базы, производственного здания (помещения), фабрики, заводов, базы строительных организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), ремонтной базы и прочих объектов производства и/или строительства (кроме указанных в других видах деятельности); пункты приема стеклопосуды, вторичного сырья. Склады, складские базы, открытые и закрытые площадки для складирования (хранения) материалов и спецтехники (строительной, уборочной), разгрузочно-погрузочные площадки, железнодорожные пути необщего пользования, объекты материально-технического и продовольственного снабжения в размере 3,93% от кадастровой стоимости земельного участка (том 1 л.д.41, 53, 193).
До принятия вышеуказанных изменений в решение Совета ставка арендной платы за аренду земельных участков была установлена решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2016 года № 59/3 и составляла 1,61% от кадастровой стоимости земельных участков для размещения производственных баз, производственных зданий (помещений), фабрик, заводов, баз строительных организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), ремонтных баз и прочих объектов производства и/или строительства (кроме указанных в других видах деятельности); пунктов приема стеклопосуды, вторичного сырья (том 1 л.д.62).
05 апреля 2018 года акционерное общество «Милек» (далее - АО «Милек»), являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ...; с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ...; с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ...; с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ...; с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ...; с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., обратилось в суд с административным иском к Совету городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим с 01 июня 2017 года решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» в редакции Совета от 24 мая 2017 года №11/3 в части установления в п.п.7.8 пункта 7 Приложения №1-З ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения материально-технического снабжения, и земельные участки под объектами промышленности в размере 3,93% от кадастровой стоимости земельных участков (том 1 л.д.5-7).
По мнению представителя административного истца, значительное увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582), поскольку ставка 3,93% от кадастровой стоимости земельных участков определена произвольно.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования поддержал в полном объеме и заявил, что увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», и при её утверждении у Совета отсутствовало экономическое обоснование произведенного увеличения. По его мнению, заключение специалиста №... Совету предоставлено не было и оно не может быть использовано при оценке экономического обоснования принятого решения.
Представитель Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан – ФИО3 возражала против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Совета городского округа и не противоречит нормативным правовым актам, экономическое обоснование повышение ставок арендной платы содержится в пояснительной записке к проекту оспариваемого нормативного правового акта и заключении ЗАО «...». Пояснила, что при обсуждении вопросов нигде никем не упоминалось заключение, так как заключение не является обязательным при принятии решения. Решение было принято на основании комплекта документов. Существует регламент внесения нормативных правовых актов в Совет ГО г.Уфа Республики Башкортостан, в котором описана процедура принятия решения. Заключение заказывало Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Депутаты, принимая оспариваемое решение, руководствовались предоставленными материалами. Пояснила, что экономическое обоснование содержится, в том числе, и в заключении. Повышение ставки произведено в соответствии с диапазоном, установленным Правительством Республики Башкортостан №480 от 22 декабря 2009 года «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан и земли, государственная собственность на которые не разграничена», был учтен также уровень инфляции потребительских цен, он влияет на кадастровую стоимость. Экономический рынок был исследован. Все расчеты по арендной плате ведутся через кадастровую стоимость земельного участка. Величина арендной ставки была определена в совокупности с экономическими факторами.
Представитель Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ - ФИО4 возражал по поводу удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что экономическое обоснование повышение ставок арендной платы содержится в пояснительной записке к проекту оспариваемого нормативного правового акта и заключении ЗАО «...». Указал, что Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан является юридическим лицом, ими заключен договор по составлению экспертного заключения. Анализ арендных платежей свидетельствует о том, что после снижения кадастровой стоимости и повышении оспариваемой ставки, арендные платежи не увеличились. Повышение ставки произведено также в соответствии с диапазоном, установленным Правительством Республики Башкортостан №480 от 22 декабря 2009 года «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан и земли, государственная собственность на которые не разграничена».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, опросив специалиста и эксперта, изучив материалы дела, проверив решение Совета в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 1 марта 2015 года), если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пунктов 5 и 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з (редакция от 28 мая 2015 года) «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», абзаца 10 пункта 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 (редакция от 10 марта 2016 года № 72), органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решением Совета городского округа город Уфа от 24 мая 2017 года № 11/3 в решение Совета были внесены изменения, в том числе пункт 1 дополнен подпунктом 1.9 Приложение № 1-З «Ставки арендной платы за землю на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период с 01 июня 2017 года».
Из пояснений представителя Совета городского округа город Уфа разработкой проекта решения по поручению Администрации городского округа город Уфа занималось Управление земельных и имущественных отношений.
В Регламенте внесения проектов муниципальных правовых актов в Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 29 марта 2012 года № 2/14, установлен порядок внесения проектов муниципальных правовых актов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - Регламент) (...).
Согласно п.3.4 Регламента к проекту муниципального правового акта, вносимого главой Администрации, в обязательном порядке прикладывается пояснительная записка курирующего заместителя главы Администрации, которая должна содержать общую оценку проекта муниципального правового акта, информацию об актуальности, обоснованности и последствиях его принятия, о его практической значимости.
При согласовании муниципального правового акта по внесению изменений и дополнений в ранее принятые муниципальные правовые акты или отмене ранее принятых муниципальных правовых актов прилагаются их копии (п.3.5).
Проект муниципального правового акта (в бумажном и электронном виде) с письмом на имя председателя Совета и пояснительной запиской курирующего заместителя главы Администрации, содержащей обоснование необходимости его принятия, вместе со справочными и аналитическими материалами, листом согласования и другими документами, предусмотренными настоящим Регламентом, передается в Совет не позднее чем за пять рабочих дней до заседания Президиума Совета (п.4.1).
Судом не установлено нарушение процедуры подготовки и принятия нормативного правового акта.
Оспариваемый нормативный акт принят Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах его полномочий с соблюдением установленного порядка, формы принятия и порядка опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно статье 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от
16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»(далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582).
Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Согласно материалам дела оспариваемой нормой установлена ставка арендной платы за землю на территории городского округа город Уфа на период с 01 июня 2017 года.
В обоснование соответствия оспариваемого акта принципу экономической обоснованности административный ответчик представил заключение специалиста по вопросу экономической обоснованности размера арендных ставок за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Уфа.
Величина арендной ставки (в процентном выражении от кадастровой стоимости) за пользование земельными участками под объектами производственно - складского назначения, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена для нужд городского округа город Уфа Республики Башкортостан, была определена на основании заключения ЗАО «...» от 15 мая 2017 года № ..., составленного в соответствии с договором от 13 марта 2017 года на оказание консультационных услуг. Согласно указанному заключению величина арендной ставки определена в совокупности со сложившимися физическими и экономическими факторами, влияющими на стоимость, и состоянием рынка по состоянию на 31 декабря 2016 года.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 мая 2018 года по административному делу назначена судебная экономическая экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о том, содержат ли пояснительная записка, заключение об оценке регулирующего воздействия к проекту решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан», выписка из протокола совместного заседания постоянных комиссий Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ... года, протокол очередного одиннадцатого заседания Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва от ... года, решение Совета городского округа город Уфа от ... года № ... «...», отзыв и письменные пояснения представителя Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан В.Ю.М., письмо Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ... года № ... и от ... года № ... на имя секретаря Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан с примерами изменения арендной платы по отдельным типовым земельным участкам, сравнительная информация об увеличении арендной платы за землю по проекту решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» в денежном выражении, заключение № ... ЗАО «...» «Определение величины ставки арендной платы за пользование земельными участками под объектами производственно-складского назначения в границах ГО г.Уфа РБ, государственная собственность на которые не разграничена для нужд городского округа город Уфа Республики Башкортостан с 01.01.2017 года», а также показания специалиста У.Э.И. экономическое обоснование и правомерность установления ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения объектов материально-технического снабжения и объектов промышленности, в размере 3,93 % от кадастровой стоимости земли.
Проведение судебной экспертизы поручено экспертам ООО «...».
22 июня 2018 года в Верховный Суд Республики Башкортостан поступило экспертное заключение ООО «...» №... от 21 июня 2018 года.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу положений частей 1-4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В обоснование соответствия оспариваемого акта принципу экономической обоснованности административный ответчик представил заключение специалиста по вопросу экономической обоснованности размера арендных ставок за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Уфа.
Величина арендной платы (в процентном выражении от кадастровой стоимости) за пользование земельными участками (ставки арендной платы за земли), предназначенные для размещения объектов материально-технического снабжения и объектов промышленности, в размере 3,93 % от кадастровой стоимости земли была определена на основании заключения ЗАО «...» от 15 мая 2017 года № ..., составленного в соответствии с договором № ... от 13 марта 2017 г. на оказание консультационных услуг. Согласно указанному заключению величина арендной платы определена в совокупности со сложившимися физическими и экономическими факторами, влияющими на стоимость, и состояние рынка по состоянию на 31 декабря 2016 года.
В заключении проведен анализ коммерческой привлекательности производственно-складской недвижимости, исследованы основные факторы, влияющие на рынок недвижимости - месторасположение, площадь, возможное назначение, тип сделок, наличие железнодорожных путей, наличие инженерных коммуникаций, состояние внутренней отделки. В ходе исследования проводился подробный экономический анализ и оценка факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, в связи с чем проведен анализ ценообразующих факторов производственно-складской недвижимости, земельных участков по целевому назначению земельных участков, предназначенных для размещения объектов производственно-складской недвижимости а также по государственному регулированию тарифов (работ, услуг) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельных участках. Изучено влияние субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность на земельных участках, на уровень доходности земельных участков. Приведена формула расчета средней ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости, из которой следует, что средняя ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости двумя способами.
При расчетах использовались два метода: метод рыночной экстракции, на основании которого ставка арендной платы с учетом инфляции составила 8,09%, и метод компенсации затрат прошлых периодов, согласно которому ставка арендной платы составила 4,80%. По результатам исследования сделан вывод о том, что величина арендной ставки( в процентном выражении от кадастровой стоимости) за пользование земельными участками под объектами производственно-складского назначения, расположенными в границах ГО г. Уфа РБ, собственность на которые не разграничена, может варьироваться в диапазоне от 4, 80% до 8,09%.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО «...» №... от 21 июня 2018 года и заключение ЗАО «...» от 15 мая 2017 года № ..., представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве доказательства заключение ЗАО «...» от 15 мая 2017 года № ..., поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям.
В заключении ЗАО «...» от 15 мая 2017 года № ... проведен анализ коммерческой привлекательности недвижимости, исследованы основные факторы, влияющие на цену.
В ходе исследования проводился подробный экономический анализ и оценка факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, в связи с чем проведен анализ по целевому назначению земельных участков, земли населенных пунктов, по категории земель, по видам разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Изучено влияние субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность на земельных участках, на уровень доходности земельных участков. Приведен расчет средней ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости путем использования двух методов: метода рыночной экстракции, согласно которому ставка арендной платы с учетом инфляции составила 8,09%, и метода компенсации затрат прошлых периодов, в соответствии с которым ставка арендной платы с учетом инфляции составила 4,80%.
Кроме заключения ЗАО «...», административным ответчиком представлена пояснительная записка, заключение об оценке регулирующего воздействия к проекту решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан», выписка из протокола совместного заседания постоянных комиссий Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ... года, протокол очередного одиннадцатого заседания Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва от ... года, решение Совета городского округа город Уфа от ... года № ... «...», письмо Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ... года № ... и от ... года № ... на имя секретаря Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан с примерами изменения арендной платы по отдельным типовым земельным участкам, сравнительная информация об увеличении арендной платы за землю по проекту решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» в денежном выражении.
Оценив в совокупности предоставленные доказательства, суд полагает, что в них содержится экономическое обоснование увеличения ставки арендной платы до 3,93%.
Судом приглашены на судебное заседание эксперт и специалист и лицам, участвующим в деле, была предоставлена возможность задать им возникшие вопросы.
Выслушав специалиста С.С.З., эксперта Л.Л.Г., исследовав его заключение, суд приходит к выводу, что отраженные в заключении эксперта №... от 21.06.2018 года замечания по поводу проведенного исследования специалистом ЗАО «...», являются не существенными и не влекущими значительного расхождения в выводах. Так, при корректировке подсчетов экспертом Л.Л.Г. по определению ставки по методу рыночной экстракции(...) ставка арендной составила 8,4%; методом компенсации затрат прошлых периодов – 5%., то есть при устранении экспертом нарушений в подсчетах, произведенных специалистом, диапазон, приведенный в заключении специалиста, увеличился с 4,8%-8,09%, до 5%-8,4%. Экспертом была заявлено, что имели место нарушение методики подсчета, некорректность приведенных аналогов, что, по его мнению, привело к искаженным результатам. Между тем, в заключении эксперта указанные выводы примерами не проиллюстрированы, аналоги не приведены и выводы ничем не подтверждены. К числу недостатков заключения эксперта следует отнести также и отсутствие вывода по всей совокупности предоставленных документов в целом. Данный вывод в заключении эксперта не содержится.
Доводы представителя административного истца ФИО2 о том, что увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», и при её утверждении у Совета отсутствовало заключение специалиста №..., не могут быть признаны судом обоснованными в связи с предоставлением суду заключения специалиста представителем Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ, показаниями Генерального директора ЗАО «...» С.С.З., подтвердившего проведение исследования специалистами общества и утверждение его результатов 15 мая 2017 года, а также передачу заключения Заказчику (УЗИО Администрации ГО г. Уфа).
Не нашел подтверждения и довод представителя административного истца об ухудшении экономического состояния АО «Милек» в результате увеличения арендной платы. Изучив материалы административного дела №... по иску АО «Милек» об установлении кадастровой стоимости земли в размере рыночной, суд установил, что снижение кадастровой стоимости земельных участков в результате принятого судом решения произведено от 3,43 до 4,15 раза. С учетом увеличения оспариваемой ставки арендной платы в 2,44 раза увеличение арендных платежей у административного истца не наступило.
Таким образом, ставка арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов материально-технического снабжения и объектов промышленности установлена административным ответчиком в соответствии с принципом экономической обоснованности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, при этом обеспечивает максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленного требования административного истца у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Милек» к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим с 01 июня 2017 года решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года №30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» в редакции Совета от 24 мая 2017 года №11/3 в части установления в п.п.7.8 пункта 7 Приложения №1-З ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения материально-технического снабжения, и земельные участки под объектами промышленности в размере 3,93% от кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова