ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-71/2014 от 16.12.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

 г. Волгоград 3-71/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 Волгоградский областной суд

 в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.

 при секретаре: Кердан Л.Н.

 рассмотрев 16 декабря 2014 года в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

 установил:

 ФИО1 обратился в Волгоградский областной суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 462 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости.

 В обоснование требований указано, что ФИО1 является арендатором вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2010 г. установлена в размере 5514727,68 рублей. Согласно Отчёту об оценке размер рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010г. составляет 1217000 рублей. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на истца обязанность по уплате земельного налога и арендной платы в необоснованно завышенном размере.

 В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала и просила суд об их удовлетворении.

 Представители ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Волгоградской области, администрации города г. Волгограда, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

 Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.

 Из материалов дела следует, что истец на основании договора аренды от 18 января 2011 года за № <...> является арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 462 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 7-13). Договор аренды заключен на один год. Вместе с тем пунктом 2.2 Договора предусмотрено продление договора на тех же условиях при условии, что арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия Договора. Из объяснений представителя истца и искового заявления следует, что истец продолжает пользоваться земельным участком. Кроме того, он является собственником нежилого помещения, расположенного на спорном земельном участке (<.......> Дополнительным соглашением № <...> от 02.09.2013 г. к Договору аренды от 18 января 2011 года № <...> срок договора аренды установлен по 03.09.2018 года.

 В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.

 С учетом указанного правового акта, а также данными кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка на момент предъявления иска установлена в размере 5514727,68 рублей.

 Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.

 Согласно представленного в суд Отчета № <...> по определению стоимости земельного участка площадью 462 кв.м. с кадастровым номером № № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2010 года составляет 1217000 рублей.

 В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

 В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

 Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Таким образом, приведенная правовая норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

 При этом, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель.

 Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

 Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

 В силу пункта 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. №255 (в редакции, действовавшей в спорный период) при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

 Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011г. № 275-О-О).

 Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01.06.2009г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

 Частью 3 ст. 1 Закона РФ от 24.07.07 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи...

 В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

 Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии») наделены полномочия органа кадастрового учета.

 При рассмотрении настоящего дела Волгоградский областной суд исходит из того, что права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

 Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998г.

 С учетом приведенных выше положений действующего законодательства суд полагает, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

 В силу статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

 В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

 Согласно положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

 Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении № № <...> по делу №3-71/2014, проведенной 28.11.2014 г. - 02.12.2014 г. на основании определения Волгоградского областного суда от 12.11.2014 г. рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляет 1220000 рублей.

 Давая оценку экспертному заключению, суд исходит из того, что он содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нём указана общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы, суду не представлено.

 Доводы ответчика о том, что дата, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость спорного земельного участка, должна определяться на дату постановки этого земельного участка на кадастровый учет, а не на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость в соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области, суд отвергает как несостоятельные, поскольку они связаны с неправильным толкованием положений Федерального Закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».

 В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

 Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

 Таким образом, из положений ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ следует, что приведенные в статье случаи, при которых датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, являются исчерпывающими и не подлежат расширенному толкованию.

 Рыночная стоимость объекта оценки может быть получена в результате его индивидуальной оценки вследствие изменения качественных (количественных) характеристик, имевших место после установления кадастровой стоимости земельного участка на основании нормативного правового акта. Включение таких сведений в государственный кадастр направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

 Из материалов дела следует, что количественные и качественные характеристики спорного объекта оценки после 1 января 2010 года не изменялись. Установление новой кадастровой стоимости постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» не является изменением качественной характеристики спорного объекта недвижимости, как ошибочно предполагал представитель ответчика. Внесение сведений об объекте в государственный кадастр недвижимости после 1 января 2010 года правового значения в данном случае не имеет и не свидетельствует о необходимости установления рыночной стоимости земельного участка именно на эту дату.

 При таких обстоятельствах положения ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ применению в настоящем деле не подлежат, а заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд

 решил:

 исковое заявление ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости - удовлетворить в полном объеме.

 Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 462 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере 1220 000 рублей.

 Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 462 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере 1220 000 рублей.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 1 месяца.

 Судья: И. Г. Кубасов