ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-728/19 от 20.05.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3-728/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Уфа 20 мая 2019 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Х.Р.И..,

с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михайловой Н.Г. к Правительству Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим абзаца 5 пункта 4 Положения о порядке предоставления многодетным малоимущим семьям ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка, рожденного в 2018 году третьим или в возрасте до трех лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2017 года № 645,

У С Т А Н О В И Л:

Михайлова Н.Г., являющаяся матерью двух несовершеннолетних детей дата и дата года рождения, и одной совершеннолетней дочери дата года рождения, обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском (с учетом уточнения нумерации абзаца) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 5 пункта 4 Положения о порядке предоставления многодетным малоимущим семьям ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка, рожденного в 2018 году третьим или в возрасте до трех лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2017 года № 645. В обоснование заявления указала, что ее право на получение ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка по Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 не может быть реализовано, т.к. Правительство Республики Башкортостан отнесло к числу лиц имеющих право на данную выплату только многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми. Поскольку ее старшая дочь достигла 18-летия к 22 ноября 2018 года (на момент рождения третьего ребенка административного истца), в предоставлении выплаты Михайловой Н.Г. было отказано.

В судебном заседании Михайлова Н.Г. свой иск поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Правительства Республики Башкортостан Тактаев И.Я. и представитель Министерства семьи, труда и социальной защиты Гирфанова А.И. в удовлетворении требований Михайловой Н.Г. просили отказать. Пояснили, что постановление от 28 декабря 2017 года № 645 принято Правительством Республики Башкортостан в пределах своей компетенции, во исполнение и в соответствии с действовавшим федеральным и региональным законодательством, с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе правил опубликования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации был принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», имеющий нормативный характер (далее – Указ или Указа Президента Российской Федерации № 606).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 данного Указа Правительство Российской Федерации обязано осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.

Пунктом 2 Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Поскольку пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 606 установлено, что реализация положений Указа осуществляется на принципах софинансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, Правительству Российской Федерации предписано определить перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта.

Так, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2017 года № 2565-р, от 24 августа 2018 года № 1747-р Республика Башкортостан включена в перечень субъектов Российской Федерации, где рождаемость ниже указанных значений, и в отношении которых в 2018 и 2019 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации № 606.

Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» также предусмотрены расходы на эти цели, Республика Башкортостан включена в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование указанных расходных обязательств.

Согласно статьям 1, 15 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года № 474-з «О Правительстве Республики Башкортостан» высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан, к полномочиям Правительства Республики Башкортостан в социально-трудовой сфере отнесено: обеспечение социальной поддержки граждан, осуществление мер в области охраны семьи, материнства и детства.

Пунктом 4 статьи 4.1 Закона Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года № ВС-21/19 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан» также предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства относится установление мер социальной поддержки беременных женщин, матерей и граждан, имеющих детей.

Нормативные правовые акты Правительства Республики Башкортостан принимаются в форме постановлений (статья 97 Конституции Республики Башкортостан, статья 21 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года №474-з «О Правительстве Республики Башкортостан», статья 12 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года №42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан»).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Республики Башкортостан «О порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан» от 26 сентября 1996 года № УП-629 (в ред. Указов Президента Республики Башкортостан от 22 марта 2004 года № УП-164, от 21 октября 2011 года №УП-534, Указа Главы от 10 марта 2015 года № УГ-53) акты Правительства Республики Башкортостан подлежат официальному опубликованию (размещению) в течение пяти дней после их подписания.

Официальным опубликованием актов Правительства Республики Башкортостан считается первая публикация их полного текста в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Кызыл тан», в «Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан» или первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).

Во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательства Правительство Республики Башкортостан приняло постановление от 28 декабря 2017 года № 645 об утверждении Положения о порядке предоставления многодетным малоимущим семьям ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка, рожденного в 2018 году третьим или в возрасте до трех лет включительно (далее – Положение Республики Башкортостан). Данное Положение опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru 31 января 2018 года и в Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан №6 (588) от 22 февраля 2018 года, ст.264.

Таким образом, данное постановление принято Правительством Республики Башкортостан в пределах компетенции, в предусмотренной действующим законодательством форме, с учетом правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе правил опубликования.

Абзацем 4 пункта 4 республиканского Положения Республики Башкортостан (в редакции от 18 марта 2019 года № 156) установлено, что право на ЕДВ имеют многодетные малоимущие семьи на каждого ребенка, рожденного (усыновленного) в 2018 году третьим или последующим, в возрасте до трех лет включительно (далее – ребенок).

В абзаце 5 пункта 4 данного Положения Республики Башкортостан, который оспаривается Михайловой Н.Г., дано определение многодетной семьи, как имеющей в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных.

Довод административного истца о том, что республиканское законодательство ограничило ее право на получение единовременной денежной выплаты по сравнению с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606, указав о праве на получение пособия многодетной семьей, т.е. семьей имеющей трех и более несовершеннолетних детей, основан на неправильном толковании норм права.

Так на федеральном уровне пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 предусмотрено право нуждающихся в поддержке семей на ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Следовательно, на установленную меру социальной поддержки имеет право семья, в которой после 31 декабря 2012 года родился (усыновлен) третий либо последующий ребенок. Видом такой социальной поддержки является ежемесячная денежная выплата, размер которой ограничен величиной прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации, и условием получения такой выплаты являются рождение (усыновление) после 31 декабря 2012 года третьего и последующего ребенка, а также нуждаемость семьи в социальной поддержке, определяемая в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При этом Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 не закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации право определять иную категорию граждан, имеющих право на получение этой меры поддержки, ее вид и размер, а также условия ее получения.

В Семейном кодексе Российской Федерации не определено, какую семью следует считать многодетной. Меры по поддержке многодетных семей были установлены Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431.

В Указе Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 (в редакции от 25 февраля 2003 года №250) в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

В положениях ГОСТа Р 52495-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года № 532-ст говорится, что многодетной семьей признается семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов РФ. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются: дети, достигшие совершеннолетия, за исключением обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения в возрасте до 23 лет; дети, в отношении которых родители (усыновители) лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; дети, находящиеся под опекой (попечительством); дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Таким образом, субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают критерии многодетной семьи с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и географического развития региона. В Республике Башкортостан к многодетным семьям отнесены семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (абзац 5 пункта 4 Положения Республики Башкортостан).

Поскольку в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 говорится об установлении нуждающимся семьям ежемесячной денежной выплаты после рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, то критерии многодетной семьи, определенные в Республике Башкортостан и приведенные в оспариваемом абзаце 5 пункта 4 Положения Республики Башкортостан, соответствуют данным нормам федерального законодательства.

Учитывая, что ребенком согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), то объем мер социальной поддержки нуждающихся семей с детьми в абзаце 5 пункта 4 Положения Республики Башкортостан не снижен по сравнению с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Михайловой Н.Г. к Правительству Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим абзаца 5 пункта 4 Положения о порядке предоставления многодетным малоимущим семьям ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка, рожденного в 2018 году третьим или в возрасте до трех лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2017 года № 645, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова