ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-72/13 от 16.08.2013 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

№3-72/13

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нижний Новгород 16 августа 2013 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

в составе председательствующего судьи Кручинина М.А.

при секретаре К.Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области к Нижегородскому областному общественному благотворительному фонду «……..» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «……»,

УСТАНОВИЛА:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области обратилось в Нижегородский областной суд с исковым заявлением к Нижегородскому областному общественному благотворительному фонду «……..» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «……….» (далее – Фонд).

В обоснование заявленных требований указало, что в ходе проведённой Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области плановой документарной проверки деятельности Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «………..» в период с 01.01.2010г. по 01.01.2013г. выявлены грубые нарушения законодательства.

В исковом заявлении указывается, что в нарушение абзаца 3 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Фонд в период с 01.01.2010г. по 01.01.2013г. не публиковал отчет об использовании своего имущества и не обеспечивал доступность ознакомления с указанным отчетом; в нарушение части 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Уставе Фонда не разграничены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания; в нарушение статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; в нарушение пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Фондом не осуществляется обязательный аудит. Кроме того, у Фонда отсутствует имущество, что также является основанием для его ликвидации.

В исковом заявлении также указывается, что 18 марта 2013г. Главным управлением Министерства юстиции РФ по Нижегородской области председателю Фонда было вынесено письменное предупреждение (предписание) о необходимости устранения в срок не позднее 18.05.2013г. выявленных в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации. Нарушения не устранены.

Руководствуясь положениями статьи 61 Гражданского кодекса РФ, статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подпунктами 42 и 44 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 №146, Главное управление Министерства юстиции по Нижегородской области просило суд ликвидировать Нижегородский областной общественный благотворительный фонд «……» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание Нижегородского областного суда истец, ответчик и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, не явились, были извещены судом о месте и времени рассмотрении дела надлежащим образом.

От Главного управления Министерства юстиции по Нижегородской области и Управления ФНС России по Нижегородской области поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Управление ФНС России по Нижегородской области в письменном отзыве на исковое заявление Главного управления Министерства юстиции по Нижегородской области указало о том, что исковые требования поддерживает.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы искового заявления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, в том числе о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений.

Согласно пункту 1.5 Устава Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «………» данный Фонд осуществляет свою деятельность на территории Нижегородской области, то есть является региональным общественным объединением (ст.14 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

В связи с этим данное гражданское дело по иску о ликвидации Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «……..» подсудно Нижегородскому областному суду.

Главное управление Министерства юстиции РФ по Нижегородской области является лицом, полномочным обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «……..» (подпункты 42, 44 и 87 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 №146).

Из материалов дела следует, что первоначально Нижегородский областной общественный благотворительный фонд «……..» был зарегистрирован приказом Управления юстиции Нижегородской области от 05.01.1998г. №745-ОР, регистрационный номером 1331, под названием Нижегородский областной общественный благотворительный фонд «За справедливость, законность, благосостояние» (л.д.20).

Приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 11.02.2003г. №2664-ОР осуществлена государственная регистрация изменений устава, новое наименование Фонда – Нижегородский областной общественный благотворительный фонд «………» (л.д.21). Управлением МНС России по Нижегородской области 10.02.2003г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, присвоен ОГРН – 1025200002112 (л.д.23).

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и Уставу Фонда место его нахождения: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, ул<…….>., д. <….>. Руководителем (председателем) Фонда является Г. Е.А..

Из Устава Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «…….» следует, что целями деятельности Фонда является социальная поддержка ветеранов, инвалидов, пенсионеров правоохранительных органов, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф и т.д. (п.2.1 Устава).

Для реализации уставных целей Фонд решает следующие задачи: организует привлечение финансовых средств и материальных ресурсов как российских, так и зарубежных спонсоров для осуществления решения целей и задач Фонда, социально-экономических проблем Нижегородской области; разрабатывает и реализует различные варианты программ социального партнерства совместно с заинтересованными организациями, учреждениями и предпринимателями через свои организации и т.д. (п.2.2 Устава).

В исковом заявлении Главное управление Министерства юстиции РФ по Нижегородской области в качестве основания для ликвидации Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «…….» указало на грубые нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные при деятельности Фонда.

Из материалов дела следует, что Нижегородский областной общественный благотворительный фонд «…….» является общественным объединением, образованным в форме общественного фонда. Деятельность Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «Е.Гладких» регулируется, в том числе, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В материалах гражданского дела имеется Акт проверки Главным управлением Министерства юстиции РФ по Нижегородской области Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «………» от 18 марта 2013 года №20.

Согласно данному Акту при проведении проверки Главным управлением Министерства юстиции РФ по Нижегородской области установлено, что Нижегородский областной общественный благотворительный фонд «……..» в период с 01.01.2010г. по 01.01.2013г. не публиковал отчет об использовании своего имущества и не обеспечивал доступность ознакомления с указанным отчетом.

В соответствии с абзацем 3 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, ответчиком не представлено. Нижегородским областным судом при подготовке дела к рассмотрению предлагалось Фонду представить доказательства, опровергающие данный довод иска (при наличии таких доказательств) (л.д.1-2).

В Акте проверки также указывается, что Устав Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «……..» не соответствует требованиям закона, а именно в Уставе не разграничены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, а именно не определены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания.

На основании статьи 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (п.1); в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (п.2).

Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрены вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 19мая1995года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что устав общественного объединения должен предусматривать, в том числе, компетенцию руководящих органов общественного объединения.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что Устав Фонда должен содержать положения, определяющие исключительную компетенцию его высшего органа управления, в том числе приведенные в пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Полномочия Общего собрания Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «………» определены в пункте 6.1 Устава, полномочия Президиума Фонда – в пункте 6.2 Устава.

Оценив приведенные положения Устава и нормы закона, суд соглашается с доводом искового заявления Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области о том, что в Уставе не разграничены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

Согласно Акту проверки в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «……..» отсутствуют коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Данные сведения о юридическом лице должны включаться в Единый государственный реестр юридических лиц с 01 января 2004г. (Федеральный закон от 23.12.2003г. №185-ФЗ)

Из положений пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также разъяснений, содержащихся в письме Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2005г. №ВЕ-6-09/795@, следует, что сведения о кодах ОКВЭД должны предоставляться в налоговые органы юридическими лицами посредством подачи заявлений. При этом согласно Уставу Фонд осуществляет, в том числе, деятельность по проведению лотереи, выставок, информационно-издательскую деятельность.

Из представленной УФНС России по Нижегородской области в суд выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (пункт 40) сведений о видах экономической деятельности, которыми занимается Фонд, в Реестре не имеется.

Также судом установлено, что в нарушение пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Нижегородским областным общественным благотворительным фондом «Е.Гладких» не осуществляется обязательный аудит деятельности. В соответствии с указанной нормой права обязательный аудит проводится в случае, если организация является фондом.

Данное обстоятельство подтверждается Актом проверки Главным управлением Министерства юстиции РФ по Нижегородской области Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «……..» от 18 марта 2013 года №20 и не опровергнуто ответчиком. Представить доказательства, опровергающие довод о непроведении аудита (при наличии таких доказательств), Фонду судом предлагалось (л.д.1-2).

Из материалов дела также усматривается, что с целью устранения данных нарушений Главным управлением Министерства юстиции РФ по Нижегородской области в Нижегородский областной общественной благотворительный фонд «……..» 18 марта 2013 года за №03-4/84 вносилось письменное предупреждение (предписание) с установлением срока устранения нарушения – 18 мая 2013г. Как следует из искового заявления, нарушения в установленный срок устранены не были.

Суд считает, что приведенные выше нарушения законодательства являются грубыми, наличие которых может повлечь нарушение прав иных лиц. То обстоятельство, что нарушения не были устранены, суд расценивает как подтверждение данного вывода.

Кроме того, из материалов дела, в том числе Акта проверки, письменного объяснения президента Фонда Г.Е.А. следует, что имущество у Фонда отсутствует, предпринимательской деятельностью Фонд не занимается, в проверяемый период коммерческие и некоммерческие организации и средства массовой информации не учреждались, денежные средства и иное имущество от иностранных источников Фонд не получал. В 2010г. Фонд за счет добровольных и благотворительных взносов получил<…….> тыс. руб., использовано <…….> тыс. руб., из которых благотворительным Фондом на благотворительную помощь израсходовано <…….> тыс. руб., на прочие расходы –<…….>тыс. руб. За 2011 год Фонд получил <…….> тыс. руб., использовано <…….> тыс. руб., из которых на благотворительную помощь Фондом израсходовано<…….> тыс. руб., на прочие расходы –<…….>тыс. руб.

В 2012 году у Фонда уставной деятельности не было (л.д.27).

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд может быть ликвидирован, в том числе, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены. На отсутствие имущества, необходимого для осуществления Фондом его целей, в исковом заявлении также указано как на основание для ликвидации Фонда.

В соответствие со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно статье 18 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

С учетом изложенного суд считает, что исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области к Нижегородскому областному общественному благотворительному фонду «……..» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «……..» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, судебная коллегия,

РЕШИЛА:

Исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Нижегородского областного общественного благотворительного фонда «…….» удовлетворить.

Ликвидировать Нижегородский областной общественный благотворительный фонд «…….».

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Нижегородский областной общественный благотворительный фонд «…….».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья областного суда: М.А. Кручинин.