ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-72/2013 от 30.08.2013 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3-72/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2013 года                 г. Ярославль

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,

при секретаре Кругловой Е.А.,

с участием прокурора Сафоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения «Региональное отделение в Ярославской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости» об отмене регистрации единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ярославской области по единому избирательному округу,

установил:

Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/427-5 назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 06 августа 2013 года N92/646-5 зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ярославской области по единому избирательному округу.

Избирательное объединение «Региональное отделение в Ярославской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости» обратилось в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что в печатном материале: «Информационный выпуск Ярославского регионального отделения политической партии Справедливая Россия «Справедливая РОССИЯ» от 05 июня 2013 г. в статье автора ФИО1 с названием «Мигранты понаехали, поубивали, понасиловали..», а также в агитационном материале «Специальный информационный выпуск избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Ярославской области» в статье автора ФИО1 с названием «Зачистку рынков и увольнение продажных полицейских – мы додерживаем» содержатся признаки деяний, предусмотренных ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", что является основанием для отмены регистрации списка кандидатов согласно подп. "д" и "ж" п. 8 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (далее Федеральный закон N 67-ФЗ). По мнению заявителя, допущенные нарушения избирательного законодательства нарушают установленный ст. 39 указанного Федерального закона принцип равенства избирательных объединений.

В судебном заседании представители заявителя по доверенностям Мельников С.Ю. и Барышникова Т.Ю. поддержали заявленные требования.

Представители регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ярославской области Грешневиков А.Н., Прусова-Лазурина М.Е., Яшинов А.В. с заявленными требованиями не согласились.

Представитель Избирательной комиссии Ярославской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии подпунктом "д" пункта 8 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 данного Федерального закона, а также несоблюдения кандидатом, включенным в зарегистрированный список кандидатов, ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 указанного Федерального закона, если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с пунктом 11 данной статьи.

Согласно подп. "ж" п. 8 указанной статьи регистрация списка кандидатов может быть отменена судом также, в случае установления в отношении избирательного объединения факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до выдвижения списка кандидатов), это избирательное объединение на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывало к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждало к таким деяниям, обосновывало или оправдывало экстремизм, либо осуществляло деятельность, направленную на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Пунктом 1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.

Понятие экстремистской деятельности дано в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ, согласно которому под экстремистской деятельностью понимается насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в указанной статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

В пункте 3 статьи 1 вышеназванного Федерального закона дано понятие экстремистских материалов, под которыми понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

В Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 1053-О разъяснено, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", суды обязаны исходить из того, что обязательным признаком указанной разновидности экстремизма (экстремистских материалов) является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в зарегистрированном средстве массовой информации периодическом печатном издании «Информационный выпуск Ярославского регионального отделения политической партии Справедливая Россия «Справедливая РОССИЯ» от 05 июня 2013 г. опубликовано интервью ФИО2 с депутатом Государственной Думы России, являющимся одновременно председателем Совета регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ярославской области ФИО1, под названием «Мигранты понаехали, поубивали, понасиловали…».

Проанализировав данную статью, суд приходит к выводу, что в ней обсуждаются необходимые, по мнению депутата, меры и законопроекты, связанные с проблемами урегулирования вопросов миграции. Из текста можно сделать вывод, что депутат высказывается о проблеме большого количества мигрантов, нарушающих законы России и сроки пребывания в стране. Далее обсуждается установленные Указом Президента РФ ограничения в трудоустройстве мигрантов, а также необходимость введения загранпаспортов для иностранных граждан, критикуется запаздывание действий президента и партии «Единая Россия» по решению проблем миграции, высказывается опасения о недостаточных действиях исполнительной и законодательной власти по соблюдению баланса приоритета занятости коренного населения России на рабочих местах и возможного привлечения на работу высококвалифицированных иностранных специалистов. В статье приводится статистика и конкретные примеры преступлений и правонарушений совершенных иностранными гражданами Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, выражается неприятие и критика «вызывающим», по мнению депутата, поступкам и действиям «кавказцев», связанных со стрельбой в Москве, танцами у мемориала с Вечным огнем, разрывом государственного флага, провокационными высказываниями в адрес России, формированию «бандгрупп» по этническому признаку. Излагаются планы депутатской фракции по законотворчеству в области миграции и контроля действий правоохранительных органов по конкретным делам, связанным с этническими группами.

В статье не содержится утверждений о исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, нет призыва о нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также нет других призывов к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, являющихся основанием для отмены регистрации списка кандидатов в депутаты.

Из приведенной в заявлении единственной цитате из статьи нельзя сделать вывод о том, что в ней говорится исключительно о гражданах таджикской и киргизской национальности. Там поднимается вопрос о проблемах молодых парней мигрантов, приезжающих в Россию на длительное время без семьи.

Анализируя статью автора ФИО1 с названием «Зачистку рынков и увольнение продажных полицейских – мы додерживаем» опубликованную в агитационном материале «Специальный информационный выпуск избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Ярославской области» суд приходит к выводу, что в ней речь идет о критической оценке действий органов исполнительной власти связанных с мероприятиями по выявлению среди иностранных граждан и «кавказцев» лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации.

Данная статья не содержит признаков предусмотренных ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Статьей 10 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод предусмотрено право каждого свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информация и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

При этом Европейский Суд по правам человека исходит из того, что свобода слова охватывает не только "информацию" или "идеи", которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство.

Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет "демократического общества" (п. 42 судебного решения Европейского Суда по правам человека по делу "Кастеллс (Castells) против Испании").

Судом также учитывается разъяснение содержащееся в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" о том, что критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

Суд критически оценивает исследование, проведенное кандидатом филологических наук ФИО3 от 29.08.2013 г. и представленное представителями заявителя в судебном заседании, поскольку оно не является экспертным заключением, проведенным с соблюдением предусмотренной законом процедуры назначения и проведения экспертизы, не содержит суждения о возможности применения соответствующих правовых позиций Европейского Суда по правам человека при оценке спорной статьи «Мигранты понаехали, поубивали, понасиловали..», что привело к неоправданно суровым выводам оценки статьи, как содержащей призывы к осуществлению враждебных или насильственных действий по отношению к лицам не русской национальности и насильственному выдворению граждан и иных лиц не русской национальности с территории России, т.е - как экстремистской.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным (п.2 ст.161 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194-198, 259-261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления избирательного объединения «Региональное отделение в Ярославской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 5-дневный срок, со дня принятия судом решения.

Председательствующий                            К.Н Игнатов