Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2015 года г. Ижевск УР
Верховный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием помощника прокурора УР Борзенковой Т.А.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О.М.С. и Ч.Н.А. о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года №116 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» в части,
У С Т А Н О В И Л:
О.М.С. и Ч.Н.А. (далее по тексту – заявители) обратились в суд с заявлением о признании недействующим в части постановления Правительства УР от 15 мая 2009 года №116 «О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее по тексту – Постановление №116, оспариваемое постановление).
Требования мотивировали тем, что с 2007 года и по настоящее время владеют на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли у каждого) земельными участками: с кадастровым номером 18:28:000078:0086 общей площадью 4918 кв.м, с кадастровым номером 18:28:000078:0088 общей площадью 1867 кв.м и с кадастровым номером 18:28:000078:135 общей площадью 5178 кв.м, расположенными по адресу УР, г. Глазов, <адрес>, за что регулярно платят земельный налог в местный бюджет, величина которого зависит от удельного показателя кадастровой стоимости данных земельных участков. Постановлением №116 размер удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 18:28:000078 был увеличен, поэтому возросли размеры налогов, уплачиваемых за владение данными земельными участками. Заявители считают оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене в части, поскольку оно ничем не обосновано, принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечёт незаконное изъятие их денежных средств.
С учётом уточнённых требований, заявители просят суд признать недействующим Постановление №116 в части подпункта «10» пункта 2 об изменении цифры «500,95» на цифру «1226,31» в пункте 78 раздела «Город Глазов» приложения №2 к постановлению Правительства УР от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее по тексту – Постановление №275) (л.д.4-12, 74).
Заявители О.М.С. и Ч.Н.А. были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания, но в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием их представителя (л.д.76).
Представитель заявителей О.М.С. и Ч.Н.А. – М.А.Д. (доверенность 18 АБ 0492938 от 20 марта 2015 года сроком на один год и доверенность 18 АБ 0492939 от 20 марта 2015 года сроком на один год – л.д.71, 70) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель Правительства УР – начальник юридического отдела Министерства имущественных отношений УР К,С.В. (доверенность №7-195/27 от 25 декабря 2013 года сроком по 25 декабря 2014 года – л.д.62) в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителей, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом обосновал необходимость принятия оспариваемого постановления наличием кадастровой ошибки в Отчёте, воспроизведённой в Постановлении №275, которая была исправлена в порядке информационного взаимодействия, не требующего соблюдения специально установленной законом процедуры (л.д.82, 83).
Представители Управления Росреестра по УР и Администрации МО «Город Глазов» были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д.67, 73), но в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не известили и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела. Представитель Управления Росреестра по УР представила в суд письменные возражения, просила рассмотреть дело без их участия (л.д.78).
Руководствуясь ч.2 ст.252 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие заявителей, а также представителей Управления Ростреестра по УР и Администрации МО «Город Глазов».
Согласно письменным пояснениям, Управление Росреестра по УР считает требования заявителей необоснованными, ссылаясь на наличие кадастровой ошибки в Отчёте, воспроизведённой в Постановлении №275, которая была исправлена в порядке информационного взаимодействия путём принятия Постановления №116 уполномоченным органом и в установленном законом порядке (л.д.77-78).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение помощника прокурора УР Борзенковой Т.А. об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования О.М.С. и Ч.Н.А. подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Вследствие чего, О.М.С. и Ч.Н.А., являющиеся физическими лицами, могут выступать заявителями в суде.
В адресованном суду заявлении заявители указывают на то, что на основании постановления Правительства УР №116 произведён расчёт налоговых платежей за пользование находящимися у них в собственности земельными участками, что нарушает их права, поскольку данное постановление они считают незаконным.
При таких обстоятельствах суд признаёт О.М.С. и Ч.Н.А. относящимися к числу лиц, перечисленных в части 1 статьи 251 ГПК РФ и обладающих правом на оспаривание нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемой части постановления Правительства УР №116 федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За использование земли, взимается земельный налог. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов (далее по тексту – Правила №316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил №316).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил №316).
Согласно пункту 8 Правил №316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил №316).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил №316).
Такие методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года №39 (далее по тексту – Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года №215 утверждён Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее по тексту – Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчёта, Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчёта Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Следовательно, орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае – Правительство УР, утверждает лишь те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Ссылка представителя Правительства УР на невозможность применения по данному делу положений Административного регламента, является несостоятельной и подлежит отклонению, поскольку в вышеизложенной части решения суд анализирует процедуру утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель, а не порядок исправления кадастровой ошибки.
Согласно материалам дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее по тексту – ФГУП «ФКЦ «Земля», Исполнитель).
По результатам проведённых работ Исполнителем был составлен Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту – Отчёт), который впоследствии был представлен в Роснедвижимость и прошёл проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчёта Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внёсшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены Постановлением №275.
Данное постановление Правительства УР прошло судебную проверку. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года Постановление №275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики не нашёл нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ №43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года №1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд признаёт, что Постановление №116, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством УР, являющимся исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, носит нормативный характер, опубликовано в «Собрании законодательства Удмуртской Республики» от 18 июня 2009 года №24 и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, то есть является нормативным правовым актом, обжалование которого допускается заинтересованными лицами в порядке главы 24 ГПК РФ.
Подпунктом «10» пункта 2 Постановления №116 в разделе «Город Глазов» изменены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населённых пунктов в разрезе кадастровых кварталов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года (приложение №2 к Постановлению №275).
В частности, в подколонке 9, соответствующей виду разрешённого использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», в пункте 78 раздела «Город Глазов» приложения №2 к Постановлению №275 по кадастровому кварталу номер 18:28:000078 удельный показатель кадастровой стоимости изменён с «500,95» на «1226,31». Действие Постановления №116 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года (л.д.13-25).
На основании договора купли-продажи от 30 января 2007 года О.М.С. и Ч.Н.А. приобрели в общую долевую собственность (по 1/2 доли в праве у каждого) земельные участки по адресу УР г. Глазов, <адрес>, категории земель: земли поселений, кадастровый номер 18:28:000078:0086 общей площадью 4918 кв.м и кадастровый номер 18:28:000078:0088 общей площадью 1867 кв.м. Кроме того, по договору купли-продажи №05/007/2010-050 от 19 января 2010 года заявители приобрели в общую долевую собственность (по 1/2 доли в праве у каждого) земельный участок по тому же адресу, категории земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственной базы, кадастровый номер 18:28:000078:135 общей площадью 5178 кв.м.
Право общей долевой собственности на вышеназванные объекты недвижимости зарегистрировано заявителями в установленном законом порядке, что подтверждено соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права от 06 февраля 2007 года и от 04 февраля 2010 года (л.д.29-34).
По сообщению Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по УР, земельные участки с кадастровыми номерами 18:28:000078:0086 и 18:28:000078:0088 поставлены на кадастровый учёт 19 декабря 2006 года, а земельный участок с кадастровым номером 18:28:000078:135 – 21 августа 2009 года (л.д.40).
В 2006 году на территории Удмуртии действовало постановление Правительства УР от 26 мая 2003 года №181 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2002 года» (далее по тексту – Постановление №181), которым был утверждён удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков под промышленными объектами в разрезе кадастрового квартала 18:28:000078 в размере 1226,31 руб./кв.м.
Пунктом 4 Постановления №275 вышеназванное Постановление №181 было признано утратившим силу. При этом, пунктом 78 раздела «Город Глазов» в приложении №2 к Постановлению №275 по кадастровому кварталу 18:28:000078 для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (подколонка 9) установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 500,95 руб./кв.м.
Постановлением №116 данный удельный показатель был изменён на ранее действовавший – 1226,31 руб./кв.м.
В судебном заседании представитель Правительства УР подтвердил, что Постановлением №116 внесены изменения в части удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населённых пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешённого использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года путём их замены на удельные показатели, ранее утвержденные Постановлением №181, которое было принято в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года №945 «О государственной кадастровой оценке земель» и признано утратившим силу пунктом 4 Постановления №275.
Принимая во внимание пункт 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года №222, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка определяется путём умножения площади земельного участка на значение удельного показателя кадастровой стоимости, суд приходит к выводу, что с принятием Постановления №116 кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков возросла почти в два с половиной раза.
Не согласившись с размером земельного налога, определённым в соответствии с оспариваемой частью Постановления №116, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Из преамбулы Постановления №116 следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон о кадастре), т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях.
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01 октября 2013 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учёта при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, её описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чём состоит необходимость исправления ошибки.
Причём данная правовая норма не содержит каких-либо исключений для кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия, на который ссылался в судебном заседании представитель Правительства УР.
В судебном заседании представитель Правительства УР подтвердил, что орган кадастрового учёта не принимал никаких решений о необходимости устранения кадастровой ошибки с её описанием и обоснованием, и, соответственно, не направлял данные решения заинтересованным лицам.
В пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления необходимость внесения изменений в Постановление №275 обоснована ошибкой в Отчёте, допущенной Исполнителем работ при определении кадастровой стоимости земельных участков, подлежащей исправлению в порядке, установленном частями 4-6 статьи 28 Закона о кадастре. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года №03-05-06-02/05, указано, что Заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена (л.д.84).
Согласно пункту 11 Правил №316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года №3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчёте (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учёта принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре Решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчёт кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчёта, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесённые в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года №03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передаёт их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года №3-1324-ГЕ применялось на момент принятия оспариваемого постановления, направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ №35 от 20 февраля 2008 года, и концептуально соотносилось с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закреплённым в Правилах №316.
Вышеуказанное письмо было принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образовывало на момент принятия Постановления №116 правоприменительную практику. Причём пункт 4 Постановления №116 о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, и пояснительная записка к проекту оспариваемого постановления свидетельствуют о применении Правительством УР положений письма Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года №3-1324-ГЕ. В связи с чем ссылка представителя Правительства УР на невозможность применения последнего при рассмотрении заявленного спора подлежит отклонению.
Из чего следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, на удельные показатели, утвержденные до принятия Закона о кадастре утратившим силу Постановлением №181.
Таким образом, Постановлением №116 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в Постановление №275 в части удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков вида разрешённого использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» земель населённых пунктов в разрезе кадастрового квартала 18:28:000078 по г. Глазову УР, в отношении которого Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которого принято решение о соответствии Методическим указаниям, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в общей долевой собственности заявителей, изменён произвольно, без соблюдения установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки. Притом, что орган исполнительной власти субъекта РФ не наделён полномочиями произвольно, по собственному усмотрению, без соблюдения установленной законодательством процедуры определять удельные показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела подтвердился факт противоречия Постановления №116 в оспариваемой части требованиям федерального законодательства, то это является основанием для признания данного постановления недействующим в части требований, заявленных О.М.С. и Ч.Н.А., то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений ч.2 ст.253 ГПК РФ и п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ №1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем Постановление №116 к таковым не относится.
Пунктом 4 Постановления №116 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что явилось основанием для начисления земельного налога заявителям за истекший период с учётом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, изменённого оспариваемым постановлением. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда, повлечёт нарушение прав заявителей, т.к. приведёт к уплате земельного налога в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию их денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление О.М.С. и Ч.Н.А. о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года №116 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года №116 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» в части
подпункта «10» пункта 2 об изменении цифры «500,95» на цифру «1226,31» в пункте 78 раздела «Город Глазов» приложения №2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 апреля 2015 года.
Председательствующий
судья Верховного суда
Удмуртской Республики Кричкер Е.В.