ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-72/2016 от 04.03.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3–72/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2016 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд

в составе председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.

при секретаре: Новосельцевой Н.А.

с участием представителя административного истца Стародубцевой З.В.. –Олейниковой Н.В.

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК- Березуевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску Стародубцевой Зои Владимировны об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере его рыночной стоимости

У С Т А Н О В И Л:

Стародубцева З.В. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровым номером Стародубцева З.В.. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 26:33:230105:53, общей площадью 550 кв.м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Дзержинского, д. 101, 26:33:130103:96, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Московская, 63, строение 1 в размере их рыночной стоимости.

В обоснование требований указав, что является собственником указанных объектов недвижимости на основании соответственно свидетельства о государственной регистрации права.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от приказа от 27.11.2015 г. №1382 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 1 января 2015 года.

По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость объектов капитального строительства установлена на 01.01.2015 год в размере с кадастровыми номерами 26:33:230105:53 - 13 460687,49, с кадастровым номером 26:33:130103:96, - 66374963, 01 руб.

Не согласившись с результатами оценки указанных выше земельных участков, истец обратился в ООО «Деловой партнер» для определения рыночной стоимости данного объектов капитального строительства.

По итогам независимой оценки, проведенной оценщиком ООО «Деловой партнер», на основании отчета №01521. № 01520 от 18.01.2016 года рыночная стоимость объектов капитального строительства определена по состоянию на 01.01.2015 года с кадастровым номером 26:33:230105:53 – 4326000 руб, с кадастровым номером 26:33:130103:96 - 22497000 руб.

На указанные акты оценки получено положительное экспертное заключение НП «НЭКС» №990/16Э, №989/16Э от 20 января 2016 года.

Результаты государственной кадастровой оценки стоимости указанных объектов капитального строительства являются недостоверными и нарушают его права как плательщика налога на имущество, поскольку кадастровая стоимость объектов капитального строительства в разы превышает его рыночную стоимость и расчет налога производится из кадастровой стоимости объектов капитального строительства..

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования, но с учетом экспертного заключения просила установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 26:33:230105:53, общей площадью 550 кв.м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Дзержинского, д. 101 в размере 4321854, 67 руб., 26:33:130103:96, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Московская, 63, строение 1 в размере 22239451, 30 руб.

Представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю Бепезуева А.С. просила вынести законное и обоснованное решение.

В судебное заседание не явились административный истец Стародубцева З.В., представители администрации г. Пятигорска, Министерства имущественных отношений, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела. От представителя Министерства имущественных отношений поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость объектов капитального строительства устанавливается для целей налогообложения. Для установления кадастровой стоимости объектов недвижимости проводится государственная кадастровая оценка, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.

Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.

Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № №1382 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае» результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае утверждены по состоянию на 1 января 2015 года.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объектов капитального строительства по результатам государственной кадастровой оценки земель, установлена на 01 января 2015 года в размере с кадастровыми номерами 26:33:230105:53 - 13 460687,49, с кадастровым номером 26:33:130103:96, - 66374963, 01 руб.

По итогам независимой оценки, проведенной ООО «Деловой партнер », на основании отчета №01521. № 01520 от 18.01.2016 года рыночная стоимость объектов капитального строительства определена по состоянию на 01.01.2015 года с кадастровым номером 26:33:230105:53 – 4326000 руб, с кадастровым номером 26:33:130103:96 - 22497000 руб.

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство заявителя о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельных

По заключению судебной экспертизы №34/02/16 от 29 февраля 2016 года, выполненной экспертом Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Кавказский федеральный университет», рыночная стоимость объектов капитального строительства определена по состоянию на 01.01.2015 года с кадастровыми номерами 26:33:230105:53, общей площадью 550 кв.м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Дзержинского, д. 101 в размере 4321854, 67 руб., 26:33:130103:96, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Московская, 63, строение 1 в размере 22239451, 30 руб.

В судебном заседании суда представитель истца пояснила, что согласна с выводами судебной экспертизы.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьёй 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Согласно части 13 статьи 86 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.

Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного, суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение об определении рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Федеральному закону N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки, и признал его относимым и допустимым доказательством размера рыночной стоимости земельных участков.

Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении №28/02/16 от 25 февраля 2016 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Требования Стародубцевой Зои Владимировны об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной рыночной стоимостиудовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2015 года с кадастровыми номерами 26:33:230105:53, общей площадью 550 кв.м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Дзержинского, д. 101 в размере 4321854, 67 (четыре миллиона триста двадцать одна тысяча восемьсот пятьдесят четыре, 67) руб, 26:33:130103:96, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Московская, 63, строение 1 в размере 22239451, 30 (двадцать два миллиона двести тридцать девять четыреста пятьдесят один, 30) рублей.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости поступило в суд 04 февраля 2016 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.

Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2016 года.

Судья Ставропольского

краевого суда Э.А. Шеховцова