ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-72/2022 от 29.08.2022 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

РЕШЕНИЕ

29 августа 2022 г. по делу № 3а-85/2022

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова Александра Олеговича,

при секретаре Ермаковой Светлане Владимировне,

с участием в деле:

административного истца – муниципального унитарного предприятия Чамзинского муниципального района «Водоканал+», его представителя Костригиной Ирины Владимировны,

административного ответчика - Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, его представителей Воробьевой Елены Олеговны, Кручинкиной Ольги Алексеевны,

прокурора Шитовой Елены Петровны,

рассмотрев в г. Саранске 29 августа 2022 г. в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального унитарного предприятия Чамзинского муниципального района Республики Мордовия «Водоканал+» о признании недействующим со дня принятия Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2021 г. № 236 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МУП «Водоканал+» на 2022-2026 годы», в части

установил:

приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее - РСТ Республики Мордовия) от 15 декабря 2021 г. № 236 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МУП «Водоканал+» на 2022-2026 годы» утверждены производственные программы в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения МУП «Водоканал+», экономически обоснованные тарифы для МУП «Водоканал+», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения на 2022-2026 годы, тарифы в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения для МУП «Водоканал на 2022-2026 годы.

Административный истец считает оспариваемый нормативный правовой акт не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, вследствие необоснованно заниженной необходимой валовой выручки (далее НВВ) и завышенного показателя планируемого объёма подачи воды, а именно:

регулирующий орган занизил:

отчисления на социальные нужды управленческого персонала, исчислив их не из 30,2% от фонда оплаты труда административно-управленческого персонала, а из 25,27%, определив вышеназванные расходы в сумме 820,21 тыс. руб., вместо 980,01 тыс. руб.;

занизил затраты на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, распределив планируемые расходы на 2022 год в сумме 225,85 тыс. руб. на весь 5-тилетний период долгосрочного регулирования;

необоснованно исключил из НВВ расходы на амортизацию в сумме 4160,05 тыс. руб.;

исключил из НВВ расходы МУП «Водоканал+» по оплате аренды основных средств и транспорта на общую сумму 233,2 тыс. руб., квалифицировав их как экономически необоснованные;

завысил объём отпуска питьевой воды на 2022-2026 гг. на 46,53 тыс. куб. м.

По указанным основаниям административный истец просил признать недействующим со дня принятия приказ РСТ Республики Мордовия в части:

разделов 3 «Планируемый объем подачи воды» и 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» Приложения № 1 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения МУП «Водоканал+»;

раздела 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» Приложения № 2 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Производственная программа в сфере водоотведения МУП «Водоканал+»;

- приложения № 5 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Экономически обоснованные тарифы для МУП «Водоканал+», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2022-2026 годы»;

- приложения № 6 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Тарифы для МУП «Водоканал+», оказывающего, услуги в сфере холодного водоснабжения на 2022-2026 годы»;

- приложения № 7 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Тарифы для МУП «Водоканал+», оказывающего услуги в сфере водоотведения на 2022-2026 годы».

Административный ответчик РСТ Республики Мордовия подал возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, за исключением требований, касающихся признания необоснованным занижения отчислений на социальные нужды административно-управленческого персонала, т.к. действительно ошибочно применен меньший, чем положено процент, в величине которого рассчитываются вышеназванные отчисления от фонда оплаты труда.

16 августа 2022 г. административный истец представил заявление об отказе от административного иска в части, касающейся раздела 3 «Планируемый объем подачи воды» Приложения № 1 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения МУП «Водоканал+».

Определением от 29 августа 2020 г. отказ принят судом, производство по административному делу прекращено в указанной части.

В судебном заседании представитель административного истца МУП «Водоканал+» Костригина И.В. пояснила, что, ознакомившись с возражениями административного ответчика, согласилась с планируемым объёмом подачи холодной воды, рассчитанным как среднее значение подачи холодной воды за три года, предшествующие 2022 году, плюс объём подачи холодной воды, на который планируется увеличение подачи в 2022 году, рассчитанный на основании запланированного технического присоединения новых потребителей ресурса в 2022 году. В остальном просила удовлетворить административный иск по основаниям, в нём указанным.

В судебном заседании представители административного ответчика РСТ Республики Мордовия Воробьева Е.О., Кручинкина О.А. просили отказать в удовлетворении административного иска за исключением требования, касающегося оспаривания снижения социальных отчислений на административно-управленческий персонал.

В судебном заседании прокурор Шитова Е.П. дала заключение, в котором полагала, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, т.к. административный ответчик признал, что социальные отчисления на административно-управленческий персонал рассчитаны в меньшем размере, чем это предусмотрено нормативными требованиями. Не соответствует оспариваемый нормативный правовой акт нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и по основанию невключения в затраты, определяющие финансовые потребности для реализации производственных программ в сферах холодного водоснабжения и водоотведения, а также учитываемые при исчислении и тарифов, в том числе экономически обоснованных, амортизационных отчислений с основных средств, используемых в производственной деятельности регулируемой организации. По остальным основаниям административный иск не подлежит удовлетворению, т.к. оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме законность оспариваемых положений нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

Деятельность регулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», приказами Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее Методические указания № 1746-э), от 16 июля 2014 г. № 1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее Регламент установления регулируемых тарифов № 1154-э).

Полномочиями на установление тарифов водоснабжение и водоотведение наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Пунктом 31 Указа Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. № 212-УГ образована Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия, которой переданы полномочия в части установления подлежащих государственному регулированию цен и тарифов, в том числе в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и всех видов пассажирских перевозок граждан.

Согласно пункту 11 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 (далее Положение о РСТ Республики Мордовия), Республиканская служба в пределах своей компетенции в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает, в том числе, тарифы на водоснабжение и водоотведение, утверждает инвестиционные программы и производственные программы и осуществляет контроль за выполнением инвестиционных и производственных программ.

28 апреля 2021 г. МУП «Водоканал+» подало заявку на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на долгосрочный период регулирования 2022 – 2026 гг. методом индексации.

По результатам рассмотрения тарифной заявки РСТ Республики Мордовия подготовлены экспертное заключение по формированию тарифов на 2022-2026 гг. на питьевое водоснабжение МУП «Водоканал+» (т. 2 л.д. 71-81), экспертное заключение по формированию тарифов на 2022-2026 гг. на водоотведение МУП «Водоканал+» (т. 2 л.д. 59-70).

Тарифная заявка МУП «Водоканал+» рассмотрена на заседании коллегии РСТ Республики Мордовия 15 декабря 2021 г., о чём составлен протокол заседания под номером 53 (т. 2 л.д. 28-57).

15 декабря 2021 г. РСТ Республики Мордовия принят Приказ № 236 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МУП «Водоканал+» на 2022-2026 годы».

Согласно подпункту 9 пункта 22 Положения о РСТ Республики Мордовия начальник РСТ Республики Мордовия издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Республиканской службы.

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказа № 236, судом не установлено.

Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

В силу статьи 5 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» в систему правовых актов Республики Мордовия входят нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия (законодательство Республики Мордовия) и иные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия.

Частью 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» предусмотрено, что источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда». Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.

Приказ РСТ Республики Мордовия № 236 официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 20 декабря 2021 г., вступил в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела, населению и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путем опубликования в одном из официальных источников.

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Следовательно, МУП «Водоканал+» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия применен в отношении регулируемой организации и этим актом затрагиваются её права и законные интересы, т.к. от размера финансовых потребностей для реализации производственных программ водоснабжения и водоотведения, экономически обоснованных тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения и тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения зависит финансовый результат административного истца.

Как указано выше, МУП «Водоканал+» обратилось в РСТ по Республике Мордовия с тарифной заявкой.

Тарифным органом открыто дело об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Предложение регулируемой организации МУП «Водоканал+» по статье расходов «Амортизация основных средств и нематериальных активов» составило 4160,05 тыс. руб. Согласно экспертному заключению тарифного органа сумма затрат по данной статье расходов полностью исключена из НВВ, вследствие чего не учтена в составе финансовых потребностей для реализации производственных программ водоснабжения и водоотведения и при исчислении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 74 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее Основ ценообразования), предусмотрено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В силу пункта 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 настоящего документа и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 настоящего документа, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 настоящего документа, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа.

Согласно пунктам 43, 77 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Следовательно, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.

Согласно пунктам 12 и 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н (далее - Методические указания по бухгалтерскому учету), действовавших на момент принятия оспариваемого Приказа № 236, учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.

В соответствии с пунктом 19 Методических указаний по бухгалтерскому учету на основе соответствующих данных бухгалтерского учета, а также технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств.

Данные бухгалтерского учета МУП «Водоканал+» были представлены с тарифной заявкой, данное обстоятельство не оспаривается административным ответчиком, представители которого пояснили, что амортизационные отчисления не включены в НВВ в связи с отсутствием у предприятия инвестиционной программы, т.к. согласно разъяснениям ФАС России амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит включению в НВВ только при условии использования её в качестве источника финансирования капитальных вложений по инвестиционной программе регулируемой организации.

На момент принятия оспариваемого Приказа № 236 пункт 43 Основ ценообразования излагался в следующей редакции: «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями».

Постановлением Правительства Российской Федерации № 44 от 25 января 2022 г. пункт 43 изложен в новой редакции, в частности абзацем 5 предусмотрено, что амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц), не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

С учётом изложенного отклоняются как несостоятельные доводы административного ответчика о том, что на момент принятия оспариваемого Приказа № 236 действующее законодательство содержало нормы, из толкования которых следовали положения, изложенные в абзаце 5 пункта 43 Основ ценообразования, т.к. в этом случае не требовалось изменять редакцию пункта 43 Основ ценообразования.

Постановление Правительства Российской Федерации № 44 от 25 января 2022 г. не содержит нормы, придающей обратную силу новой редакции пункта 43 Основ ценообразования.

Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 Основ ценообразования.

Следовательно, изменение редакции пункта 43 Основ ценообразования на момент рассмотрения административного дела не влияет на вывод о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, т.к. на дату принятия Приказа № 236 должны применяться нормы права, действовавшие в тот период времени.

Административный истец заявил о несоответствии оспариваемого Приказа № 236 в части определения размера отчислений на социальные нужды управленческого персонала, исчисленного не из 30,2% от фонда оплаты труда, а из 25,27%, что повлекло включение в НВВ вышеназванных расходов в сумме 820,21 тыс. руб., вместо 980,01 тыс. руб.

Суд находит доводы административного истца в указанной части заслуживающими внимания.

В соответствии с пунктами 58, 75, подпунктом «а» пункта 79 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым в том числе относится базовый уровень операционных расходов, включаемых в текущие расходы регулируемой организации.

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21-23, 39-42, 48, 52 настоящего документа.

Согласно подпункту «б» пункта 41 Основ ценообразования к административным расходам относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.

Из пункта 61 Основ ценообразования следует, что базовый уровень операционных расходов, куда входят административные расходы, определяется в соответствии с методическими указаниями.

Согласно подпункту 3 пункта 44 Методических указаний № 1746-э операционные расходы включают в себя административные расходы, определенные в соответствии с пунктом 25 настоящих Методических указаний; сбытовые расходы.

В силу пункта 45 Методических указаний № 1746-э операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17-26 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).

Подпунктом 2 пункта 25 Методических указаний № 1746-э (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к административным расходам относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.

В соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» общий размер отчислений на социальные нужды устанавливаются для ООО «Водоканал+» в размере от 30,2 % от фонда оплаты труда.

Представители административного ответчика признали, что допущена техническая ошибка при определении объема страховых взносов административно-управленческого персонала в размере 820,21 тыс. руб. в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, вместо 980,01 тыс. руб. ввиду применения неправильной суммы ставок страховых взносов 22% вместо 30,2%.

С учётом изложенного, суд считает подлежащим удовлетворению административный иск в указанной части, т.к. оспариваемый Приказ № 236 не соответствует вышеперечисленным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административный истец заявил о несоответствии оспариваемого Приказа № 236 в части исключения из НВВ расходов МУП «Водоканал+» по оплате аренды основных средств и транспорта на общую сумму 233,2 тыс. руб., по основанию их экономической необоснованности.

Согласно пункту 15 Методических указаний № 1746-э при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования, в частности, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения или их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Согласно пункту 29 Методических указаний № 1746-э расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Административный ответчик представил письменные возражения, согласно которым в качестве подтверждающих документов для включения в затраты по статье «Аренда имущества» организацией были представлены:

договор аренды объекта водоснабжения № 21 от 13 мая 2019 г.;

договор аренды объектов водоснабжения № 1 от 22 января 2021 г.;

договор аренды транспортного средства № 09/06-2018 от 1 июня 2018 г.;

договор аренды движимого имущества № 05/2020 от 1 сентября 2020 г.;

договор аренды транспортного средства без экипажа от 3 апреля 2020 г.

Довод административного ответчика о том, что в данных договорах не отражены расходы собственника имущества, а ведомости начисления амортизации собственниками, декларации по налогу на имущество и другие обязательные платежи собственника не предоставлены, подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем административного истца.

В связи с этим, произвести расчет размера экономически обоснованной арендной платы передаваемого имущества не представляется возможным.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 (далее – Правила регулирования тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями № 1746-э не подтверждена.

Административный истец оспаривает Приказ № 236 по тому основанию, что подлежащие включению в НВВ расходы на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта на 2022 год занижены на 180,68 тыс. руб.

МУП «Водоканал+» в тарифной заявке предложено включить в НВВ на 2022 год расходы на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта в размере 225,85 тыс. руб.

РСТ Республики Мордовия приняты расходы на 2022 год в размере - 45,17 тыс. руб.

Представитель административного ответчика Кручинкина О.А. пояснила, что МУП «Водоканал+» в тарифной заявке представлен расчет потребности запасных частей для автотранспорта на 2022 год с приложением договора возмездного оказания услуг от 25 марта 2021 г. № 93/03-2021 с индивидуальным предпринимателем Яушевым Сергеем Александровичем и прайс-листом на запасные части.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются, в том числе прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Подпунктом 1 пункта 44 Методических указаний № 1746-э операционные расходы включают в себя производственные расходы, определенные в соответствии с пунктами 16-18 настоящих Методических указаний, за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 18 Методических указаний № 1746-э прочие производственные расходы - это непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения расходы, не учитываемые в составе ремонтных расходов.

Расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта относятся к прочим производственным расходам и являются частью операционных расходов (Приложение 6.1 Методических указаний № 1746-э).

В силу пункта 45 Методических указаний № 1746-э операционные расходы на первый (базовый) год долгосрочного периода формируются методом экономически обоснованных расходов, а на последующие годы индексируется по формуле.

В связи с изложенным суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что представленные в тарифной заявке планируемые расходы по статье «Расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» подлежали распределению на весь период долгосрочного регулирования.

В соответствии с пунктами 16, 17 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (абзац 2 пункта 25 Правил регулирования тарифов).

Согласно пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов № 1154-э, в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Таким образом, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.

Ввиду того, что предложенные запасные части для автотранспорта не являются расходным материалом и не подлежат замене ежегодно в соответствии со сроками полезного использования, РСТ Республики Мордовия законно посчитала необоснованным их включение в тариф каждый год в течение всего долгосрочного периода, т.к. сроки полезного использования составляют от 5 до 15 лет.

РСТ Республики Мордовия учтена сумма затрат на запасные части на 2022-2026 гг. в соответствии с тарифной заявкой организации, а перераспределение затрат на весь долгосрочный период было осуществлено для соблюдения вышеуказанных нормативных требований тарифного регулирования. Иные сведения о сумме затрат на запасные части, которые МУП «Водоканал+» планировало осуществить в долгосрочном периоде регулирования 2022-2026 гг., у тарифного органа отсутствовали.

С учётом изложенного суд в указанной части считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, соглашаясь с доводами административного ответчика о том, что величина расходов по статье «Расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» не может быть включена в тариф исключительно на 2022 год, т.к. в противном случае данная величина расходов, являющаяся базовой для долгосрочного периода регулирования, не может быть изменена в последующие годы долгосрочного периода регулирования. Данные обстоятельства могут привести к экономически необоснованному включению в НВВ вышеназванных расходов, т.к. в 2023 году и последующие годы указанные расходы могут составлять величину меньшую, чем базовая величина, но последняя не может быть определена как экономически обоснованная, т.к. базовая величина операционных расходов не подлежит изменению, а лишь индексируется в каждом году, следующем за базовым, долгосрочного периода регулирования.

В связи с тем, что представленные автотранспортные средства используются как в сфере холодного водоснабжения, так и в сфере водоотведения и в целях недопущения двойного учета затрат, расходы на запасные части учтены РСТ Республики Мордовия с учетом распределения по виду деятельности (55% и 45% соответственно).

Соглашаясь с доводами административного истца о необоснованном исключении расходов на амортизацию основных средств из НВВ и уменьшении расходов на социальные нужды административно-управленческого персонала, включенных в НВВ, суд приходит к выводу, что подлежит удовлетворению административный иск о признании не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия, оспариваемого приказа в части:

раздела 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 1 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения МУП «Водоканал+»;

раздела 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 2 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Производственная программа в сфере водоотведения МУП «Водоканал+»;

- приложения № 5 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Экономически обоснованные тарифы для МУП «Водоканал+», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2022-2026 годы»;

- приложения № 6 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Тарифы для МУП «Водоканал+», оказывающего, услуги в сфере холодного водоснабжения на 2022-2026 годы»;

- приложения № 7 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Тарифы для МУП «Водоканал+», оказывающего услуги в сфере водоотведения на 2022-2026 годы».

Поскольку периодом регулирования оспариваемого приказа является 2022 год, признание указанного нормативного акта недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу не будет отвечать интересам защиты прав административного истца, создаст правовую неопределенность в период с принятия оспариваемого постановления до даты вступления решения суда в законную силу. Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим со дня его принятия.

В соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с РСТ Республики Мордовия в пользу МУП «Водоканал+» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 руб., подтверждённые платёжным поручением № 4754 от 24 июня 2022 г.

Руководствуясь статьями 174, 178-180, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия Чамзинского муниципального района Республики Мордовия «Водоканал+» удовлетворить частично.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2021 г. № 236 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МУП «Водоканал+» на 2022-2026 годы», в части:

раздела 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 1 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения МУП «Водоканал+»;

раздела 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 2 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Производственная программа в сфере водоотведения МУП «Водоканал+»;

- приложения № 5 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Экономически обоснованные тарифы для МУП «Водоканал+», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2022-2026 годы»;

- приложения № 6 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Тарифы для МУП «Водоканал+», оказывающего, услуги в сфере холодного водоснабжения на 2022-2026 годы»;

- приложения № 7 к приказу РСТ Республики Мордовия № 236 «Тарифы для МУП «Водоканал+», оказывающего услуги в сфере водоотведения на 2022-2026 годы».

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) или в печатных изданиях газетах «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда».

Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу муниципального унитарного предприятия Чамзинского муниципального района Республики Мордовия «Водоканал+» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия А.О. Бажанов А.О. Бажанов

Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2022 г.