ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-73 от 09.12.2013 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-73                                                                          9 декабря 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,

при секретаре Баевой С.А.,

с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Стрекина С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Холмогорское теплоснабжающее предприятие» о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 августа 2013 года № 50-э/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Холмогорское теплоснабжающее предприятие» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Холмогорское» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»,

у с т а н о в и л :

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее по тексту – Агентство) от 29 августа 2013 года № 50-э/2 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Холмогорское теплоснабжающее предприятие» (ИНН <…>) потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Холмогорское» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», согласно приложению (пункт 1).

Тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 3 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года (пункт 2).

В приложении одноставочный тариф на тепловую энергию (в горячей воде) для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, установлен в размере 2769,00 руб./Гкал.

Текст постановления с приложением официально опубликован в печатном издании «Волна» № 34, 03 сентября 2013 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.

ООО «Холмогорское теплоснабжающее предприятие» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного постановления со дня вступления решения суда в законную силу. Указало, что оспариваемое постановление принято в нарушение Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 № 109, не соответствует Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 12 августа 2003 года. Применяя при регулировании тарифов метод экономически обоснованных затрат, Агентство неправомерно занизило расходы на топливо на технологические цели. Агентство также необоснованно приняло расход натурального топлива в размере его фактического расхода в 2012 году, но при этом неправильно рассчитало перевод натурального топлива в условное, без учета значений калорийных эквивалентов, принимаемых по сертификатам на поставляемое топливо или по договорам с поставщиками. Оспариваемый тариф не обеспечивает получение заявителем необходимой валовой выручки в течение периода регулирования.

В судебном заседании представители заявителя ФИО1 и ФИО2 заявление поддержали.

Представители Агентства Горочная Т.А., ФИО3, ФИО4, ФИО5 возражали против удовлетворения заявления.  

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

 В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, подлежат государственному регулированию в соответствии с положениями названного федерального закона.

В силу пунктов 5, 6 части 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении»).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О теплоснабжении» методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; сравнения аналогов.

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, что предусмотрено частью 2 статьи 9 Федерального закона «О теплоснабжении».

Согласно пункту 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 (далее по тексту – Основы ценообразования), при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (абзац 8 пункта 2 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктами 18, 19 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают расходы, распределенные по группам, в том числе на топливо.

Пункт 22 Основ ценообразования предусматривает, что расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе, в том числе:

- нормативов удельного расхода топлива, дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам;

- цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;

- расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года; нормативов создания запасов топлива, рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

В соответствии с пунктом  36 Основ ценообразования при определении расходов на топливо, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы используют:

1) регулируемые государством тарифы (цены);

2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;

3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.

При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее по тексту – Правила регулирования).

В соответствии с пунктом 5 Правил регулирования при установлении тарифов на очередной период регулирования регулирующий орган может проводить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в части обоснованности величины тарифов и правильности их применения.

Регулирующий орган вправе по результатам проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, рассмотреть вопрос об установлении тарифов (цен) в отношении указанных организаций исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих тарифов, что предусмотрено пунктом 5.1 Правил регулирования.

Как установлено по делу, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2013 года по делу № <…>/2013 признано недействующим ранее принятое Агентством постановление от 18 декабря 2012 года № 94-э/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Холмогорское теплоснабжающее предприятие» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Холмогорское» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в части установления тарифа для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, в размере 3421,00 руб./Гкал.

В этой связи Агентством письмом от 21 июня 2013 года был направлен запрос в адрес заявителя о предоставлении материалов и документов, необходимых для пересмотра ранее установленного тарифа.

Документы и материалами с предложениями были представлены ООО «Холмогорское теплоснабжающее предприятие» в Агентство.

При определении тарифов на 2013 года Агентством использован метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Объем полезного отпуска тепловой энергии Агентством принят по согласованному с заявителем расчету, составил на расчетный период регулирования (2013 года) 7817,2 Гкал (указанный и последующие показатели приведены в приложении к протоколу заседания коллегии Агентства от 29 августа 2013 года № <…>).

Что касается затрат на топливо на технологические нужды, то они предлагались заявителем в размере <…> тыс.руб., приняты Агентством в размере <…> тыс.руб.

Данные затраты сформированы Агентством исходя из цены древесного топлива <…> руб./куб.м и расхода топлива <…> куб.м.

Агентство применительно к подпункту 2 пункта 36 Основ ценообразования не приняло цену топливной щепы в размере <…> руб./куб.м., указанную в договоре поставки от 29 апреля 2013 года № <…>, заключенного заявителем с ООО <…>, представленного в материалы тарифного дела.

По мнению суда, Агентство при принятии такого решения обоснованно усмотрело нарушения законодательства Российской Федерации в области закупок товаров, работ и услуг.

В судебном заседании нашло свое подтверждение нарушение ООО «Холмогорское теплоснабжающее предприятие» порядка проведения открытого запроса предложении по закупке древесного топлива, а именно части 9 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», поскольку в опубликованном в газете «Холмогорская жизнь» извещении не содержалось информации о количестве поставляемого товара, сведений о начальной (максимальной) цене договора, месте, сроках и порядке предоставления закупочной документации, месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения результатов торгов.

Заслуживает внимание и довод Агентства, что в представленном заявителем извещении указана начальная (минимальная), а не максимальная стоимость запроса предложений, что противоречит пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с которым при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацией мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Такой подход обеспечивает соблюдение основного принципа регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

При таких обстоятельствах Агентство в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования имело право применить индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, поскольку заявитель не доказал соблюдение требований закона к закупочным процедурам, обеспечивающим целевое и эффективное расходование денежных средств.

Обоснованно применяя данные о цене топлива за предшествующий период регулирования (2012 год) в соответствии с пунктом 5.1 Правил регулирования, Агентство в тоже время в нарушение требований части 1 статьи 249 ГПК РФ не представило доказательств законности применения  при расчете расходов на топливо для технологических нужд индекса роста цен – 103,1%.

По делу установлено, что для определения цены топлива Агентством использован индекс производителей на внутреннем рынке по отрасли «Обработка древесины и производство изделий из дерева», содержащийся в разработанном Минэкономразвития России документе - «Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельного уровня цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Однако из данного документа следует, что указанный индекс используется в качестве сценарных условий, основных параметров прогноза, то есть, по мнению суда, имеет иное правовое предназначение, не предусмотренное пунктом 36 Основ ценообразования.

Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов (опубликован на официальном сайте Минэкономразвития России http://www.economy.gov.ru по состоянию на 12 сентября 2012 года) прогнозный индекс цен производителей в среднем за год к предыдущему году в процентах по отрасли «Обработка древесины и производство изделий из дерева» в 2013 года по сравнению с предыдущим годом составляет 105,8%.

Указанное свидетельствует о занижении Агентством цены на топливо, определяемой в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования.

Другим нарушением, по мнению суда, является неправильное определение расчетного объема потребления топлива, что также привело к искажению затрат на топливо, включаемых в необходимую валовую выручку.

Как следует из экспертного заключения по пересмотру тарифа на тепловую энергию на 2013 года, объем выработки тепловой энергии принят на регулируемый период в размере 9140,0 Гкал с увеличением на 14,4 % к учтенному в установленном тарифе на тепловую энергию на 2012 года. Данное изменение обусловлено главным образом увеличением объема потерь тепловой энергии, принятых в размере утвержденных постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 24 июля 2013 года № 106-пн для ООО «Холмогорское ТСП» на 2013 год и объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой на нужды населения.

При этом расход натурального топлива (в заключении указано - древесное топливо) Агентством на 2013 год принят в размере <…> куб.м, то есть по фактическому расходу топлива за отчетный период 2012 год, но при этом топливный эквивалент (используемый при расчете условного топлива) был принят в размере 0,365. Однако ранее в отчетном периоде 2012 года топливный эквивалент принимался в размере 0,192, а по факту пересчитан - составил 0,289.

Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Из экспертного заключения следует, что объем потребления топлива определен в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России 12 августа 2003 года (далее по тексту - Методика).

Общая потребность в топливе определялась расчетным путем в соответствии с пунктом 2.16 Методики, то есть путем умножения общего количества тепловой энергии, подлежащей выработке в течение регулируемого периода, на удельную норму затрат условного топлива.

Согласно пункту 2.17 Методики пересчет количества условного топлива в количество натурального топлива производится в соответствии с характеристиками этого топлива и значением калорийного эквивалента по установленной названной нормой формуле. При этом количество натурального топлива определяется как частное величин количества условного топлива и калорийного эквивалента.

Средние значения калорийных эквивалентов для перевода натурального топлива в условное приведены в приложении № 8 Методики.

Так, из экспертного заключения следует, что в соответствии с Методикой при прогнозировании и планировании потребности в топливе в конкретных условиях значение калорийных эквивалентов следует принимать по сертификатам на поставляемое топливо или по договорам с поставщиками. Ввиду невозможности однозначного определения калорийного эквивалента на основании представленных организацией обосновывающих материалов, значение калорийного эквивалента принято по экспертной оценке их диапазона значений, предлагаемых справочной литературой для использованного вида топлива.

В экспертном заключении также отмечено, что согласно договору поставки древесного топлива от 29 апреля 2013 года № <…> значение калорийного эквивалента определено поставщиком топлива ООО <…> на уровне не ниже 0,1916. По мнению Агентства, принятое им значение калорийного эквивалента не противоречит характеристикам топлива, указанным в договоре.

С такими доводами суд не может согласиться, поскольку регулирующий орган в соответствии с пунктом 5.1 Правил регулирования, устанавливая тарифы на основе данных за предшествующий период регулирования, сохранил тот же расход натурального топлива (древесное топливо), но при этом произвольно (в том числе без указания вида топлива применительно к показателям приложения № 8 Методики) увеличил топливный эквивалент до 0,365.

Нельзя не отметить, что ранее топливный эквивалент для щепы (такой же вид натурального топлива принят в расчет при регулировании тарифов на 2013 года) учтен в размере 0,192 (по предложению заявителя в соответствии с протоколом теплотехнического анализа топлива, выполненным ПТЭ САФУ).

Таким образом, увеличение объема выработки тепловой энергии не привело к увеличению объема натурального топлива, а для целей расчета было компенсировано произвольно взятым показателем топливного эквивалента

Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит пунктам 5, 6 статьи  3 Федерального закона «О теплоснабжении», пунктам 22 и 36 Основ ценообразования, тем самым нарушается принцип обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций, в связи с чем подлежит признанию недействующим.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемое постановление, устанавливающее тариф на потребляемую тепловую энергию, фактически применялось, начиная с 03 сентября 2013 года, что подтверждается представленными в материалы дела документами бухгалтерского учета, его следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании – газете «Волна».

На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в сумме <…> рублей в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат возмещению.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявление общества с ограниченной ответственностью «Холмогорское теплоснабжающее предприятие»  удовлетворить.

Признать недействующим со  дня вступления настоящего решения в законную силу постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 августа 2013 года № 50-э/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Холмогорское теплоснабжающее предприятие» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Холмогорское» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район».

Взыскать с агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Холмогорское теплоснабжающее предприятие» судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд <…> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Судья                                                                                                   Н.Б. Гудушин