ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-74/2014 от 23.10.2014 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

 Дело № 3-74/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 23 октября 2014 года г. Ижевск УР

 Верховный суд Удмуртской Республики в составе:

 председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

 с участием помощника прокурора УР Репиной В.К.,

 при секретаре Садыковой А.Р.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации города Ижевска о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года №211 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» в части,

 У С Т А Н О В И Л:

 Администрация города Ижевска (далее по тексту – Администрация г. Ижевска, заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР от 21 мая 2012 года №211 «О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее по тексту – постановление Правительства УР №211, оспариваемое постановление).

 Свои требования заявитель мотивировал тем, что между ним как Арендодателем и Арендатором в лице Автокооператива «Нефтяник» заключён договор аренды земельного участка площадью 46 027 кв.м, расположенного в Устиновском районе г. Ижевска для размещения автокооператива «Нефтяник» (договор аренды № от 17 октября 1996 года). В 2001 году площадь арендуемого земельного участка уменьшена до 44 826 кв.м, и уточнён его адрес – г. Ижевск, <адрес> в Устиновском районе. Земельному участку присвоен кадастровый     номер 18:26:030008:1. Срок по договору аренды продлён до 07 июля 2015 года. В Приложении №1 к постановлению Правительства УР от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее по тексту – постановление Правительства УР №275) была установлена кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, в зависимости от которой определяется арендная плата. В результате изменения постановления Правительства УР №275 оспариваемым постановлением Правительства УР №211, начиная с 01 января 2009 года, кадастровая стоимость арендуемого земельного участка значительно уменьшилась, что соответственно повлекло уменьшение доходов от арендной платы, поступающих в бюджет города. Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене в части, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечёт незаконное изъятие денежных средств из бюджета города. В связи с чем, заявитель просил суд признать постановление Правительства УР №211 недействующим с момента принятия в части подпункта 10 пункта 1 – в пункте 21994 о замене цифры «23 246 763,59» на цифру «448,26» в разделе «Город Ижевск» приложения 1; и в части подпункта 9 пункта 2 – в пункте 910 о замене цифры «518,6» на цифру «0,01» в столбце 5 раздела «Город Ижевск» приложения 2 к постановлению Правительства УР №275 (л.д.2, 3).

 В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела представитель заявителя отказалась от первоначально заявленного требования о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства УР №211 в части подпункта 9 пункта 2 – в пункте 910 о замене цифры «518,6» на цифру «0,01» в столбце 5 раздела «Город Ижевск» приложения 2 к постановлению Правительства УР №275. Отказ от заявленного требования в данной части принят определением суда от 23 октября 2014 года (л.д.61, 62).

 Представитель Администрации г. Ижевска С.Л.С. (доверенность от 27 августа 2014 года №3489/01-33ДО сроком на один год – л.д.60) в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить.

 Представитель Правительства УР, чьё постановление обжалуется – начальник юридического отдела Министерства имущественных отношений УР К.С.В. (доверенность от 25 декабря 2013 года №7-195/27 сроком по 25 декабря 2014 года – л.д.46) в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснил, что постановление Правительства УР №211 принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР №211 явилось наличие в Отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков кадастровой ошибки, которая была воспроизведена в постановлении Правительства УР №275, а затем – в государственном кадастре недвижимости. В связи с чем, в июле 2010 года Исполнитель Отчёта – Пермский филиал ФГУП «ФКЦ Земля» в порядке информационного взаимодействия представил исправленный Отчёт об определении кадастровой стоимости отдельных земельных участков. В результате чего данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путём издания оспариваемого постановления (л.д.47, 48).

 Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по УР – главный специалист-эксперт Ш.С.А. (доверенность от 25 декабря 2013 года №38 сроком до 31 декабря 2014 года – л.д.52) в судебном заседании требования заявителя полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР №211 принято уполномоченным органом и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. При этом пояснила, что необходимость внесения изменений в постановление Правительства УР №275 была обусловлена ошибками в Отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Удмуртской Республики. В связи с чем, в порядке информационного взаимодействия с Правительством УР в рамках исправления кадастровой ошибки было принято оспариваемое постановление (л.д.53, 54).

 Представитель Автокооператива «Нефтяник» (далее по тексту – АК «Нефтяник») – председатель Правления М.В.В. (протокол заседания Правления АК «Нефтяник» №81 от 19 февраля 2013 года, п.11.1 раздела 11 Устава АК «Нефтяник» – л.д.57-59) (далее по тексту – Арендатор) в судебном заседании требования заявителя не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.

 Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение помощника прокурора УР об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление Администрации г. Ижевска подлежит удовлетворению, в связи со следующим.

 В соответствии со статьёй 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям организаций об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

 При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч.3 ст.246 ГПК РФ).

 Исходя из чего, при рассмотрении настоящего гражданского дела, суд оценивает оспариваемую заявителем часть нормативного правового акта в полном объёме, независимо от доводов, изложенных в заявлении.

 Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

 В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Причём кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

 Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов (далее по тексту – Правила №316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил №316).

 Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил №316).

 Согласно пункту 8 Правил №316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признаётся часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

 Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил №316).

 Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил №316).

 Такие Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года №39 (далее по тексту – Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года №215 утверждён Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее по тексту – Административный регламент).

 Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.

 Пунктами 9.4, 9.8 и 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчёта Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчёта Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.

 Исходя из вышеизложенного, орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае – Правительство УР, утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.

 Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее по тексту – ФГУП «ФКЦ «Земля», Исполнитель).

 По результатам проведённых работ Исполнителем был составлен Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту – Отчёт), который впоследствии был представлен в Роснедвижимость и прошёл проверку на соответствие Методическим указаниям.

 По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчёта Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внёсшим их на утверждение в Правительство УР.

 Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года №275.

 Указанное постановление прошло судебную проверку. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР №275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики не нашёл нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ №43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).

 Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года №1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР №211, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством УР в пределах полномочий, предоставленных ему законом.

 Постановление Правительства УР №211 носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта РФ, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

 В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются её права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Постановление Правительства УР №211 принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики и опубликовано на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства УР, а также в «Собрании законодательства Удмуртской Республики» от 31 июля 2012 года №41 (II).

 Подпунктом 10 пункта 1 постановления Правительства УР №211 в разделе «Город Ижевск» изменена используемая при расчёте арендных платежей кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:030008:0001 с цифры «23 246 763,59» на цифру «448,26» (пункт 21994).

 Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, вышеназванный земельный участок заявитель (Арендодатель) сдал в аренду Автокооперативу «Нефтяник» (Арендатор).

 Так, по договору аренды земли № от 17 октября 1996 года (далее по тексту – договор аренды земли) Арендодатель предоставил Арендатору в аренду земельный участок площадью 46 027 кв.м для размещения автокооператива «Нефтяник» в Устиновском районе г. Ижевска сроком до 07 июля 2010 года. Соглашением № от 25 сентября 2001 года вышеуказанный договор аренды изменён: уменьшена площадь переданного в аренду земельного участка до 44 826 кв.м и уточнён его адрес в виде г. Ижевск, <адрес> в Устиновском районе. Соглашением № от 02 сентября 2010 года срок договора аренды земли продлён до 07 июля 2015 года (л.д.5-23). Арендуемому земельному участку присвоен кадастровый номер 18:26:030008:0001, который внесён в государственный кадастр недвижимости 12 января 2006 года (л.д.24, 25).

 В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

 Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, размер арендной платы за пользование земельными участками определяется по постановлению Правительства УР от 06 ноября 2007 года №172 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности УР и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее по тексту – постановление Правительства УР №172) и напрямую зависит от величины кадастровой стоимости земельного участка.

 Так, пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утверждённого постановлением Правительства УР №172, установлено, что годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы.

 Принимая во внимание правовые положения бюджетного (ст.ст.61.2, 62 Бюджетного кодекса РФ) и налогового законодательства (ст.ст.15, 390 Налогового кодекса РФ), суд констатирует, что неналоговые доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов зачисляются в бюджеты городских округов по нормативу 100 процентов, равно как и налоговая база земельного налога, отнесённого к местным налогам и определяемая как кадастровая стоимость земельных участков.

 Конституцией Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (часть 1 статьи 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту (статья 133).

 Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа (пункты 1, 2 части 1 статьи 16).

 Уставом города Ижевска определено, что к вопросам городского значения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за его исполнением; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (подпункты 1, 3 пункта 1 статьи 9); Администрация города в порядке, установленном настоящим Уставом и другими муниципальными правовыми актами, составляет проект бюджета города и обеспечивает его исполнение; решает вопросы по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом; управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и землях, находящихся на территории муниципального образования «Город Ижевск» (подпункт 3 пункта 1, подпункт 1 пункта 2, подпункт 1 пункта 4 статьи 44); управление и распоряжение муниципальной собственностью в установленном порядке осуществляется Главой Администрации и Администрацией города (пункт 7 статьи 40, статья 44); средства бюджета города входят в состав экономической основы муниципального образования «Город Ижевск» (пункт 1 статьи 57); к доходам бюджета города относятся, в том числе, доходы от местных налогов и сборов (статья 60).

 При таких обстоятельствах, уменьшение постановлением Правительства УР №211, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:030008:0001, расположенного на территории города Ижевска на землях населённых пунктов (с «23 246 763,59 руб.» до «448,26 руб.»), повлекло значительное уменьшение сумм арендной платы и земельного налога, поступающих от Арендатора в бюджет города, что, безусловно, затрагивает права и законные интересы Администрации города.

 Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ, а также разъяснению, изложенному в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

 Рассматривая вопрос о соответствии постановления Правительства УР №211 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.

 Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон о кадастре), то есть в связи с необходимостью исправления кадастровой ошибки.

 Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости.

 Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, в том числе кадастровая ошибка в сведениях, т.е. воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в него вносились соответствующие сведения.

 Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции от 22 июля 2008 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

 Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учёта при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости её устранения, которое должно содержать дату выявления ошибки, её описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чём состоит необходимость исправления ошибки.

 Суд признаёт, что данная правовая норма не устанавливает какого-либо особого порядка устранения кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия.

 В связи с чем, ссылки представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР на то, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия не предполагает принятия соответствующего решения о необходимости её устранения, подлежит отклонению как не основанные на нормах действующего законодательства.

 Согласно информации, представленной заявителю Управлением Росреестра по УР, при подготовке оспариваемого постановления орган кадастрового учёта не составлял протокола выявления кадастровой ошибки, не принимал решения о необходимости её устранения в сведениях государственного кадастра недвижимости с её описанием и обоснованием, и, соответственно, не направлял данное решение заинтересованным лицам (л.д.42, 43).

 Ссылки представителя Правительства УР на пояснительную записку к проекту постановления Правительства УР и письмо Пермского филиала ФГУП «ФКЦ «Земля» от 26 июля 2010 года за №01-1012/712, которым сопровождён Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков земель населённых пунктов Удмуртской Республики с учётом изменений на 12 июля 2010 года, не могут быть приняты в качестве доказательств исправления выявленной кадастровой ошибки путём информационного взаимодействия в установленном законом порядке, поскольку в деле отсутствуют доказательства непосредственного выявления кадастровой ошибки, её обоснование, в том числе обоснование необходимости исправления, и доведения данных документов, в т.ч. до сведения заявителя.

     Согласно пункту 11 Правил №316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

 В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года №3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчёте (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):

 1. Орган кадастрового учёта принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре Решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.

 2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчёт кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчёта, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесённые в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.

 3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года №03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.

 4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.

 Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику. Причём пункт 4 оспариваемого постановления Правительства УР №211 о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, свидетельствует о применении Правительством УР отдельных положений вышеуказанного документа, в частности пункта 3, что подтвердила в судебном заседании представитель Управления Росреестра по УР (л.д.54 на обороте).

 Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года №3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ №35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закреплённым в Правилах №316.

 Таким образом, суд признаёт, что Постановлением Правительства УР №211 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в Постановление Правительства УР №275 в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами 18:26:030008:0001, используемого под размещение автокооператива «Нефтяник» на землях населённых пунктов г. Ижевска УР, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.

 Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного заявителем в аренду АК «Нефтяник», изменена произвольно, без соблюдения установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки. Притом, что орган исполнительной власти субъекта РФ не наделён полномочиями произвольно, по собственному усмотрению, без соблюдения установленной законодательством процедуры определять кадастровую оценку земель.

 Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела подтверждено принятие постановления Правительства УР №211 с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных Администрацией г. Ижевска, то есть их полного удовлетворения.

 Исходя из смысла правовых положений ч.2 ст.253 ГПК РФ и п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ №1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР №211 к таковым не относится.

 Пунктом 4 постановления Правительства УР №211 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечёт нарушение прав заявителя, т.к. приведёт к уплате арендной платы и земельного налога в бюджет города в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление Администрации города Ижевска о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года №211 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» в части удовлетворить.

 Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года №211 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» в части подпункта 10 пункта 1 –

 в пункте 21994 о замене цифры «23 246 763,59» на цифру «448,26» в разделе «Город Ижевск» приложения 1

 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.

 Мотивированное решение суда изготовлено 28 октября 2014 года.

 Председательствующий

 судья Верховного Суда

 Удмуртской Республики                         Кричкер Е.В.